Роль органов исполнительной власти общей компетенции в жилищной сфере

(Лапина М. А., Карпухин Д. В.) ("Жилищное право", 2009, N 11) Текст документа

РОЛЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ <1>

М. А. ЛАПИНА, Д. В. КАРПУХИН

Лапина М. А., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права РПЭУ.

Карпухин Д. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин МИЭМП (Московского института экономики, менеджмента и права).

Специфика российских общественно-политических реалий заключается в активной роли государства во всех сферах общественной жизни. В этом отношении не является исключением жилищная сфера, в которой заметное положение занимают нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ. Они задают общий вектор нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции. Правотворческая деятельность Президента РФ и Правительства РФ составляет цель исследования авторов статьи.

Сфера жилищных отношений представляет собой комплексное явление социальной жизни, в которой находятся объекты жилищных прав, граждане, юридические лица, в том числе организации различных форм собственности, органы государственной власти и местного самоуправления. В данной сфере регулируются вопросы управления, использования, эксплуатации жилищного фонда, строительства жилья, регистрации вещных прав на жилые помещения, контроля за сохранностью жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг населению, управления, защиты прав, применения мер юридической ответственности. В качестве интегрирующего, организующего начала выступает управление данной сферой. Управление в его системном понимании характеризуется в качестве "элемента или функции организованных систем, обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности и реализацию ее целей" <2>. В управлении участвуют два субъекта: управляемый и управляющий. В качестве управляемой стороны выступают объекты жилищных правоотношений, граждане, юридические лица (жилищные, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, строительные организации) и т. д. Управляющие субъекты в первую очередь представлены органами публичной власти, государственными и местными. При этом органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов обеспечивают законодательные основы регулирования жилищной сферы. На органы судебной власти возложены функции по обеспечению юрисдикционной деятельности в данной сфере. Основным звеном, обеспечивающим функционирование жилищной сферы в системе органов государственной власти, являются государственные органы исполнительной власти. -------------------------------- <2> См.: Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 13.

Под органом исполнительной власти понимается государственная организация, являющаяся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющая собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого государственно-властными полномочиями <3>. -------------------------------- <3> Подробнее о понятии и признаках органа исполнительной власти см.: Лапина М. А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Издательство Института проблем риска, 2006. 238 с.

Характерными признаками органов исполнительной власти являются: соответствующая структура, компетенция, государственно-властные полномочия и штат государственных служащих <4>. -------------------------------- <4> См., к примеру: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Уч. для вузов. М., 2004. С. 187.

Исполнительные органы государственной власти обладают следующими специфическими признаками: осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, граждан; наделены оперативной самостоятельностью; как правило, имеют постоянные штаты; образуются вышестоящими органами; подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти; их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права <5>, а также ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц, предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ <6>, и обеспечение исполнения указаний таких органов государственным принуждением <7>. Именно эти признаки в совокупности свойственны исполнительным органам государственной власти. -------------------------------- <5> Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2000. С. 176. <6> См.: Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. Т. 1. М.: Норма, 2002. С. 448. <7> См.: Демин А. А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2002. С. 95.

Система органов исполнительной власти включает два уровня: федеральный (вышестоящий) и субъектов Федерации (нижестоящий). Первый уровень включает в себя федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, наделенные соответствующей компетенцией в жилищной сфере. Второй - центральные (республиканские, краевые, областные, окружные, городов федерального значения) органы и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. В свою очередь, в составе общефедеральных органов выделяют органы общей компетенции и федеральные органы исполнительной власти отраслевой, межотраслевой, специальной и внутриотраслевой компетенции. Аналогичная классификация по характеру компетенции имеет место на уровне органов субъектов РФ: выделяют органы общей, а также отраслевой, межотраслевой, специальной и внутриотраслевой компетенции. Проанализируем действующие нормы законодательства для более детального раскрытия вопросов избранной темы. В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов <8>. -------------------------------- <8> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

Статьи 12 - 13 Жилищного кодекса РФ разграничивают компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области жилищных отношений <9>. -------------------------------- <9> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в ред. от 18.10.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) // СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.

Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений сводится к определению порядка учета жилищных фондов и предоставления жилых помещений; установлению различных требований в жилищной сфере и правил пользования жилыми помещениями; определению оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений; правовому регулированию отдельных видов сделок с жилыми помещениями; методическому обеспечению и определению порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также непосредственно к осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации; иным вопросам. Компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений составляет государственный учет, определение порядка предоставления жилых помещений, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации; соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и другие вопросы. Указанные нормативные положения Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ основаны на принципе федерализма и устанавливают двухуровневую систему жилищного законодательства и органов государственной власти в жилищной сфере. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти субъектов РФ. К органам отраслевой, межотраслевой, специальной и внутриотраслевой компетенции относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Следует отметить, что Президент РФ обладает особым конституционно-правовым статусом в системе органов государственной власти. Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства. В Конституции, действовавшей до 1993 года, устанавливалось правило, согласно которому Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Специфика конституционно-правового статуса Президента РФ означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из властных ветвей <10>. Каждая власть осуществляет закрепленные за ней полномочия, действует во взаимодействии с другими ветвями, имеет механизмы влияния на иные власти и на Президента РФ. Между ветвями власти не существует субординационных отношений. Следовательно, ошибочным является мнение, которое трактует власть Президента РФ как стоящую над другими ветвями власти и считает, что все ветви российской власти зависят от Президента России. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <10> См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: М., 1999. С. 342.

Президент РФ является гарантом соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (статья 80 Конституции РФ), формирует Правительство РФ (статья 83 Конституции РФ), предписывает и обнародует федеральные законы (статья 84 Конституции РФ), издает указы и распоряжения (статья 90 Конституции РФ). Являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ неуклонного соблюдения и исполнения Конституции, прав и свобод человека и гражданина <11>, в том числе установленных статьей 40 Конституции РФ, которая провозглашает право каждого на жилище; невозможность произвольного лишения жилища; поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление бесплатно или за доступную плату жилых помещений малоимущим или иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в соответствии с установленными законом нормами <12>. -------------------------------- <11> См.: Конституционное право России: Учебник / Под ред. А. Н. Кокотова и М. И. Кукушкина. М., 2003. С. 329. <12> Конституция РФ. (Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.)

Деятельность Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, в том числе в жилищной сфере, находит выражение в ежегодных посланиях Федеральному Собранию, в указах. Данная деятельность нашла отражение в документах политико-правового характера, утвержденных указами Президента РФ. Так, важной вехой в формировании государственной политики в жилищной сфере стал Указ Президента РФ от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", в котором были определены цели, способы и пути реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации <13>. В качестве основных целей реформы были провозглашены: -------------------------------- <13> Указ Президента РФ от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2131. (Утратил юридическую силу.)

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; - снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; - смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. Главными способами достижения поставленных целей являлись: - совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; - переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы; - совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья; - совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства заключались в: - формировании органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения; - организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств; - привлечении на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Большое значение имеют указы Президента РФ по жилищным вопросам, которые носят нормативный характер. Среди них следует отметить Указ от 10.06.1994 N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" <14>. Указ утвердил Положение о выпуске и обращении жилищных сертификатов, в соответствии с которым жилищный сертификат был определен как особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на: -------------------------------- <14> Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" (в ред. 02.04.1997 N 277, от 24.08.2004 N 1103) // СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 694; 1997. N 14. Ст. 607; 2004. N 35. Ст. 3610.

- приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Положением и условиями эмиссии; - получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Схема индексации номинальной стоимости жилищного сертификата устанавливается при его выпуске и остается неизменной в течение установленного срока действия жилищного сертификата. Необходимо также упомянуть Указ Президента РФ от 20.04.2005 N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", в соответствии с которым (в целях реализации Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" <15>) на Министерство обороны Российской Федерации были возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить создание в установленном порядке федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральное управление накопительно-ипотечной системы), находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации. -------------------------------- <15> Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // СЗ РФ. 23.08.2004. N 34. Ст. 3532.

Чрезвычайно важными являются полномочия Президента РФ по формированию органов исполнительной власти и руководству ими. Поскольку предмет статьи охватывает лишь анализ роли Президента в создании органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в жилищной сфере, кратко остановимся на вопросе статуса Президента РФ как субъекта исполнительной власти <16>. Президент РФ устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ (статья 111 Конституции РФ), по предложению Председателя Правительства утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (статья 112 Конституции РФ). -------------------------------- <16> Подробнее см.: Лапина М. А. Современная реформа системы государственного управления: Административно-правовой аспект. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. С. 100 - 105.

Президент РФ, являясь главой государства, соответственно находится во главе органов государственного управления, а следовательно, и во главе исполнительной власти, федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, в силу конституционно-правового и административно-правового статуса он осуществляет общее руководство в жилищной сфере. Правительство РФ является общефедеральным (ранее было принято называть центральным) органом исполнительной власти общей компетенции <17>. -------------------------------- <17> См.: Конституционное право России: Учебник / Под ред. А. Н. Кокотова и М. И. Кукушкина. М., 2003. С. 383 - 385.

Полномочия Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти в стране в жилищной сфере установлены в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Жилищном кодексе РФ, ряде других документов <18>. В соответствии со статьей 4 указанного Закона Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Следовательно, несмотря на то что понятия "жилищная политика", "жилищная сфера" в Законе прямо не упоминаются, из смысла данной статьи вытекает, что Правительство РФ реализует исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих жилищные правоотношения. -------------------------------- <18> Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 02.03.2007) // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2004. N 45. Ст. 4376; 2007. N 10. Ст. 1147.

Одним из основных нормативных правовых актов, регламентирующих жилищную сферу, следует считать Жилищный кодекс РФ (далее - ЖК РФ), ряд статей которого определяет полномочия Правительства РФ в жилищной сфере <19>. -------------------------------- <19> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в действ. ред.).

В главе 1 "Основные положения. Жилищное законодательство" раздела I "Жилищное законодательство" ЖК РФ часть 2 статьи 5 относит постановления Правительства РФ к жилищному законодательству РФ. Часть 4 указанной статьи наделяет Правительство РФ правом издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Во второй главе "Объекты жилищных прав. Жилищный фонд", в части 3 статьи 15, ЖК РФ установлено, что в компетенцию Правительства РФ входит определение порядка признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение. Часть 4 указанной статьи устанавливает, что Правительство РФ определяет основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Часть 4 статьи 17 ЖК РФ определяет, что пользование жилым помещением осуществляется в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" определен порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах <20>. В соответствии с пунктом 5 Правил пользования жилым помещением установлено, что право пользования жилым помещением имеют: -------------------------------- <20> Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" // СЗ РФ. 30.01.2006. N 5. Ст. 546.

- наниматель жилого помещения (далее - наниматель) и члены его семьи по договору социального найма жилого помещения; - наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования; - наниматель и члены его семьи по договору найма специализированного жилого помещения; - собственник жилого помещения и члены его семьи; - член жилищного или жилищно-строительного кооператива и члены его семьи. Компетенция Правительства РФ в определении правил государственного учета РФ устанавливается частью 4 статьи 19 ЖК РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Положение) <21>. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации - это триада структурных компонентов, охватывающих технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. В соответствии с пунктом 3 указанного Положения основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Осуществление технического учета возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации: унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. -------------------------------- <21> Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

В главе 3 "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" в части 5 статьи 23 ЖК РФ Правительство РФ устанавливает форму и содержание документа, подтверждающего принятие решения об удовлетворении или об отказе в переводе жилых помещений в нежилые и обратном переводе. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" утверждена соответствующая форма <22>. -------------------------------- <22> Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" // СЗ РФ. 15.08.2005. N 33. Ст. 3430.

В главе 4 "Переустройство и перепланировка жилого помещения" пункт 1 части 2 статьи 26 ЖК РФ содержит положение о том, что Правительство РФ утверждает форму заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Часть 5 указанной статьи определяет, что Правительство РФ устанавливает форму и содержание документа, подтверждающего принятие решения о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения" утверждены соответствующие формы <23>. -------------------------------- <23> Постановление Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения" (в ред. от 21.09.2005 N 578) // СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1812.

В главе 5 "Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан" раздела II ЖК РФ "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения" содержится положение о том, что в компетенцию Правительства Российской Федерации входит определение порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 10 статьи 32 ЖК РФ). Постановлением РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" определены требования, которым должно отвечать жилое помещение; основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с пунктом 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. В главе 6 ЖК РФ "Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников" часть 3 статьи 39 ЖК РФ содержит правило, в соответствии с которым Правительство РФ устанавливает правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера зарплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" <24>. -------------------------------- <24> Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера зарплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" // СЗ РФ. 21.08.2006. N 34. Ст. 3680.

В главе 7 "Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма" раздела III ЖК РФ "Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма" в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ содержится положение о том, что Правительство РФ устанавливает перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной квартире невозможно. Данные заболевания являются одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях при условии, что данные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень указанных заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" <25>. -------------------------------- <25> Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" // СЗ РФ. 19.06.2006. N 25. Ст. 2736.

В главе 8 "Социальный наем жилого помещения", в части 2 статьи 63, ЖК РФ установлено положение о том, что типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации. Форма Типового договора социального найма жилого помещения утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения" <26>. -------------------------------- <26> Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения" // Собрание законодательства РФ. 30.05.2005. N 22. Ст. 2126.

В главе 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" раздела IV "Специализированный жилищный фонд" в части 2 статьи 92 ЖК РФ установлено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В главе 10 "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" в соответствии с частью 8 статьи 100 ЖК РФ установлено, что Правительство РФ утверждает типовые договоры найма специализированных жилых помещений. Указанные договоры утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типовых договоров найма специализированных жилых помещений" <27>. -------------------------------- <27> Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типовых договоров найма специализированных жилых помещений" // СЗ РФ. 06.02.2006. N 6. Ст. 697.

В разделе VII "Плата за жилое помещение и коммунальные услуги" установлено, что Правительство РФ утверждает порядок перерасчета платежей за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан, рассчитываемый исходя из нормативов потребления (часть 11 статьи 155 ЖК РФ). Правительство РФ определяет порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (часть 10 статьи 156 ЖК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Часть 4 указанной статьи определяет, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" <28>. -------------------------------- <28> Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" // СЗ РФ. 29.05.2006. N 22. Ст. 2338.

Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлены размеры федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц на 2006 год в среднем по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. Этот же нормативный акт установил федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов <29>. -------------------------------- <29> Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (в ред. от 16.12.2006) // СЗ РФ. 2005. N 36. Ст. 3706; РГ. 21.12.2006.

В соответствии с частью 7 статьи 159 ЖК РФ Правительство РФ устанавливает порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан. Часть 8 указанной статьи устанавливает, что субъектам Российской Федерации с целью предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.06.2007 N 379) определен порядок предоставления субсидий указанным субъектам <30>. -------------------------------- <30> Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (в ред. от 17.06.2007 N 379) // СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5547; 2007. N 26. Ст. 3184.

Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий в соответствии с частью 9 статьи 159 ЖК РФ, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с положениями раздела VIII "Плата за жилое помещение и коммунальные услуги" Правительство РФ устанавливает порядок проведения открытого конкурса органом местного самоуправления по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (пункт 4 статьи 161 ЖК РФ). Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления" определены условия организации и проведения данного конкурса <31>. -------------------------------- <31> Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления" // Российская газета. N 37. 22.02.2006.

В соответствии с частью 1 статьи 163 ЖК РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

ВЫВОДЫ

Таким образом, роль федеральных органов власти в регулировании жилищной сферы заключается: во-первых, в нормативно-правовой регламентации жилищных отношений, что находит свое воплощение в принятии нормативных правовых актов - указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ; во-вторых, в регламентации правовых отношений в жилищной сфере со стороны Президента РФ, которая осуществляется в двух формах: - посредством принятия политико-правовых актов, определяющих основные цели и направления жилищной политики; - принятием нормативных правовых актов, содержащих правовые предписания, регламентирующих различные сегменты жилищной сферы; в-третьих, нормативные правовые акты Президента РФ в сфере жилищных отношений можно подразделить на: - институционально-структурирующие, то есть направленные на создание федеральных органов специальной компетенции, наделенных определенными правомочиями, осуществляющих конкретные функции в определенной сфере жилищных отношений; - правоустанавливающие, то есть направленные на установление юридических оснований возникновения жилищных правоотношений, наделяющих субъектов отношений комплексом определенных субъективных прав и юридических обязанностей; в-четвертых, нормативно-правовая регламентация жилищной сферы высшим органом исполнительной власти общей компетенции, Правительством РФ, осуществляется посредством детализации и конкретизации федеральных законодательных актов; в-пятых, нормативно-правовое регулирование жилищной сферы со стороны Правительства РФ отличается рядом специфических правовых характеристик, принимаемых актов. Подзаконные акты, издаваемые Правительством РФ, определяют юридические основания возникновения жилищных отношений; устанавливают процедуру осуществления определенных действий для реализации предоставленных субъектам жилищных правоотношений правомочий; определяют типовые формы процессуальных документов, используемых правоприменителями в лице властных органов; устанавливают правовой статус органов специальной компетенции в жилищных правоотношениях.

Название документа