Специфика регистрации средства массовой информации
(Долгова А. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
СПЕЦИФИКА РЕГИСТРАЦИИ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 июня 2010 года
А. В. ДОЛГОВА
Долгова Анастасия Васильевна, юрист, ООО "Деловой Город (юриспруденция)".
Статья отвечает на вопрос: как юридически верно провести процедуру регистрации средства массовой информации: журнала, газеты и т. д.?
1. Обязанность регистрации средства массовой информации.
Прежде всего, необходимо понимать, что определенная (не вся!) издательская деятельность требует прохождения процедуры регистрации. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после ее регистрации. Под редакцией средства массовой информации Закон о СМИ понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ под средством массовой информации законодатель понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации, а под массовой информацией - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
В той же статье законодатель устанавливает особые признаки периодического печатного издания - это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, и радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, под которыми понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Такое понятие, как "иная форма периодического распространения массовой информации", законодатель не расшифровывает. С одной стороны, это хорошо, так как демонстрирует гибкость определения, что актуально в наше время бурного развития средств коммуникации. С другой стороны, любая диспозитивность толкования правовых норм является возможностью для правовых же спекуляций.
Руководствуясь принципом аналогии, можно установить основные признаки, при наличии которых можно характеризовать объект в качестве средства массовой информации:
1) объект - это печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
2) предназначение объекта для неограниченного круга лиц;
3) наличие постоянного названия;
4) определенная периодичность выхода в свет (эфир) (не реже одного раза в год).
Теперь попробуем сформулировать более доступное для понимания лиц, не обремененных глубокими познаниями в области юриспруденции, определение. Итак, средство массовой информации - это сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, публикуемые в любой форме при условии определенной периодичности.
Например, к средствам массовой информации не относится выпуск таких печатных изданий, как книга. Но в то же время если это серия книг, выпускаемых под единым названием, и планируемая к изданию с определенной периодичностью (не реже одного раза в год), то в совокупности такая серия формально приобретает все признаки средства массовой информации. В то же время, если эта печатная серия предназначена для распространения по "закрытой" подписке среди заранее известного и ограниченного списка лиц, объект вновь перестает быть средством массовой информации.
2. Какие средства массовой информации не требуют регистрации.
В соответствии со статьей 12 Закона о СМИ не требуется регистрация:
1) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
2) периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
3) радио - и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченных помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющих не более десяти абонентов;
4) аудио - и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Тот факт, что законодатель отказывает перечисленным СМИ в регистрации, не освобождает их от самого статуса средства массовой информации и, соответственно, от соблюдения всех сопутствующих этому статусу обязанностей.
3. Уполномоченный орган при регистрации средства массовой информации.
В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории двух и более субъектов Российской Федерации и/или за ее пределами, подается в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
На сегодняшний день указанный орган переименован. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" уполномоченная служба именуется как "Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)".
Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории одного субъекта России или территории муниципального образования, подается в соответствующие территориальные органы Роскомнадзора.
4. Требования, предъявляемые к учредителю СМИ.
В соответствии со статьей 7 Закона о СМИ учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.
Не может выступать учредителем:
1) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
2) объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
3) гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Также в соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Роскомнадзором государственной функции "Регистрация средств массовой информации", утвержденного Приказом данной Службы от 22 октября 2007 г. N 315 (далее - Административный регламент), учредителем (соучредителем) СМИ может быть также и орган местного самоуправления. Административный регламент также устанавливает и дополнительные ограничения. В соответствии с подпунктом 13.4 Регламента не могут выступать учредителем СМИ:
- иностранное юридическое лицо, которое не имеет представительства, аккредитованного в России;
- российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более,
- гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.
Здесь следует отметить, что в соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Следовательно, Закон о СМИ имеет большую юридическую силу, чем Административный регламент.
Административный регламент является нормативным правовым актом, издаваемым на основе и во исполнение закона. Он может конкретизировать нормы закона, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должен соответствовать и не противоречить закону. Он являются средством реализации законодательных норм, а значит, положения, устанавливающие дополнительные требования к учредителям СМИ, незаконны и недействительны.
Тем не менее здесь и далее дополнительные требования Административного регламента будут нами указываться, так как сотрудники Роскомнадзора, как и любые чиновники России, склонны исполнять указания вышестоящего органа без анализа их правомерности.
5. Документы, необходимые для регистрации средства массовой информации.
5.1. Документы, которые требуются в соответствии с нормативными актами.
В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ документы для регистрации предъявляются в следующем составе: заявление и документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В рассматриваемой статье также указывается, что предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. В противоречие статье 10 Закона о СМИ Административный регламент требует от заявителя представления целого ряда документов. Для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ, в соответствии с пунктом 31 Административного регламента:
1) заявитель - юридическое лицо представляет:
- копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- копии учредительных документов учредителя СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
2) заявитель - индивидуальный предприниматель:
- копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
3) заявитель - физическое лицо:
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
4) заявитель - иностранное юридическое лицо:
- копии учредительных документов учредителя (с проставлением апостиля) и копии документов представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
5) в случае, если регистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем, представляется доверенность.
5.2. Дополнительные документы.
Как показывает практика работы нашей компании с регистрирующим органом, чиновники также требуют представить следующий комплект документов:
для учредителя - юридического лица:
- учредительные документы - нотариально заверенная копия;
- протокол либо решение о создании - копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации.
Также уполномоченный орган предъявляет требование, не установленное в Административном регламенте, по отношению к представляемой выписке из ЕГРЮЛ - она должны быть датирована не позднее, чем за один месяц до даты представления.
Необходимо отметить еще одно неправомерное требование уполномоченного органа. В том случае если учредителем (или одним из соучредителей) СМИ является физическое лицо, то его подпись на заявлении о регистрации (перерегистрации) СМИ должна быть нотариально заверена. Официально данное требование нигде не закреплено.
В том случае, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации будет выступать индивидуальный предприниматель, требуется также подавать нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В том случае, если название СМИ ранее было зарегистрировано как товарный знак, требуется представить документ, подтверждающий право на товарный знак.
Для средств массовой информации эротического характера необходимо представить оригинал-макет предполагаемого издания.
Также уполномоченный орган от заявителей всех форм собственности хочет видеть:
1) письмо о фактическом адресе для ведения переписки и направления корреспонденции;
2) письменное обоснование использования в названии СМИ таких слов, как: "Российская Федерация", "Россия", "российский" и их производных (при их наличии в названии СМИ);
3) письменное согласие правообладателей или согласие наследников (при использовании в названиях СМИ фамилий, псевдонимов физических лиц или производных от них);
4) письменное разрешение зарубежного правообладателя названия СМИ (при регистрации на территории Российской Федерации средства массовой информации с использованием оригинального названия СМИ, зарегистрированного и издающегося на территории другого государства).
6. Что должно быть указано в заявлении на регистрацию средства массовой информации.
В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:
1) сведения об учредителе (соучредителях);
2) название средства массовой информации;
3) язык (языки);
4) адрес редакции;
5) форма периодического распространения массовой информации;
6) предполагаемая территория распространения продукции;
7) примерная тематика и (или) специализация;
8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
9) источники финансирования;
10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.
Данный перечень сведений представлен и в форме заявления о регистрации СМИ, рекомендуемой к представлению уполномоченным органом.
В соответствии с требованием пункта 4 статьи 13 Закона о СМИ название регистрируемого средства массовой информации должно быть уникальным для указанной заявителем формы распространения СМИ.
Статьей 2 Закона о СМИ определены следующие традиционные формы периодического распространения средства массовой информации:
1) периодические печатные издания в виде газеты, журнала, бюллетеня, альманаха, сборника;
2) радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа.
Как уже говорилось выше, перечень форм периодического распространения СМИ остается открытым. Практика применения законодательства о СМИ ввела в оборот следующие понятия: электронное периодическое издание (веб-сайт), информационное агентство.
При заполнении графы "Тематика и (или) специализация" регистрирующий орган предлагает руководствоваться следующим тематическим списком: информационная (с уточнением характера информации), специализированная информационная (данная тематика и (или) специализация в настоящее время используется только для эротических и рекламных СМИ), информационно-аналитическая, политическая, публицистическая, культурно-просветительская, образовательная, детская, спортивная, музыкальная, развлекательная, художественные (игровые) кинофильмы, религиозная, рекламная, эротическая.
Данный перечень носит рекомендательный характер, возможен выбор двух и более тематик и (или) специализаций.
По требованию регистрирующего органа в заявлении о регистрации СМИ, которые не специализируются на рекламных сообщениях, дополнительно указывается объем рекламы (в процентном соотношении). Так, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" объем рекламы для периодических печатных изданий должен составлять не более сорока процентов объема одного номера периодического печатного издания (статья 16), в отношении телепрограммы - не более пятнадцати процентов (пункт 3 статьи 14), в отношении радиотрансляции - не более пятнадцати процентов (пункт 8 статьи 15).
7. Государственная пошлина за регистрацию средства массовой информации.
В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ к заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В соответствии с порядком регистрации (перерегистрации) СМИ, принятым в Управлении разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, приложить необходимо именно оригиналы платежных документов с отметкой банка об оплате госпошлины. Платежный документ должен содержать точное указание названия и формы распространения средства массовой информации, за регистрацию которого производится оплата.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее - НК РФ) за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:
Форма распространения СМИ: Территория распространения:
два и более один субъект РФ,
субъекта РФ, за район, город, иной
пределами РФ населенный пункт,
(пункт 11 части 1 район в городе,
статьи 333.33 НК микрорайон
РФ), руб. (пункт 12 части 1
статьи 333.33
НК РФ), руб.
периодическое печатное издание 4000 2000
информационное агентство 4800 2400
иное средство массовой информации 6000 3000
При этом в соответствии с частью 3 статьи 333.34 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;
2) при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;
3) при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз.
8. Срок регистрации средства массовой информации.
В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ и пунктом 27 Административного регламента регистрация СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в регистрирующий орган. Ускорение данного срока не предусмотрено.
9. Причины отказа в регистрации средства массовой информации.
В соответствии со статьей 13 Закона о СМИ отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:
1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации;
2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
3) если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации. Это означает, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (абзац 1 статьи 4 Закона о СМИ);
4) если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.
Указанная статья также определяет, что заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата в следующих случаях:
1) если заявление подано с нарушением требований подачи в соответствующий регистрирующий орган или в заявлении не указаны необходимые сведения, установленные законодательством о средствах массовой информации;
2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
3) если не уплачена государственная пошлина.
10. Процедура регистрации СМИ, принятая в Роскомнадзоре.
Регистрация СМИ осуществляется в несколько этапов. В соответствии с приложением N 9 Административного регламента процедура регистрации СМИ выглядит следующим образом:
1) заявитель собирает и подает документы на регистрацию СМИ;
2) в приемной при подаче документов выдают уведомление о поступлении пакета документов;
3) регистрация пакета документов - 2 дня;
4) назначение ответственного за регистрацию СМИ - 3 дня;
5) проверка комплектности и правильности заполнения документов - 15 дней;
6) проверка повтора или сходства названия - 1 день.
Если недостатки не выявлены, то:
7) подготовка документов для оформления свидетельства;
8) заявление на заключение и контрольный экземпляр свидетельства;
9) подготовка свидетельства о регистрации СМИ - 3 дня;
10) свидетельство;
11) подписание свидетельства;
12) свидетельство подписано;
13) получение свидетельства заявителем.
11. Какие формы распространения СМИ наиболее популярны?
Если рассматривать СМИ, зарегистрированные нашей компанией за последних три года (а их более ста), можно выявить следующую тенденцию: за регистрацией периодичных печатных изданий обращаются в большинстве случаев (67% обращений), на втором месте по популярности - электронные СМИ (23%), далее идут иные виды СМИ (чаще всего это телепрограммы).
//////////
////////// / Периодические
////////// печатные издания
//////////
//////////
////////// + Электронные
////////// периодические издания
//////////
++++++++++ //////////
++++++++++ //////////
++++++++++ ////////// * Телепрограмма
++++++++++ //////////
********** ++++++++++ //////////
********** ++++++++++ //////////
********** ++++++++++ //////////
********** ++++++++++ //////////
********** ++++++++++ //////////
10% 23% 67%
Таким образом, можно констатировать, что наиболее распространенной формой СМИ являются периодические печатные издания (газеты, журналы).
Название документа