Тонкости стимулирующих лотерей

(Аржанкин С.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 17)

Текст документа

ТОНКОСТИ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЛОТЕРЕЙ

С. АРЖАНКИН

Сергей Аржанкин, старший юрист юридической фирмы Clever Legal.

Многие компании (в основном ритейлеры) активно привлекают потребителей своей продукции или услуг всевозможными рекламными акциями, в том числе с розыгрышем призов. Суть их в следующем: покупатель совершает покупки на определенную сумму или приобретает определенные товары и получает за это возможность поучаствовать в розыгрыше призов. Однако далеко не все организаторы подобных акций задумываются об их соответствующем правовом оформлении.

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует правовую основу отношений, возникающих в сфере организации и проведения стимулирующих лотерей, является Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях". Согласно данному Закону лотерей является игра:

- которая проводится в соответствии с договором;

- в которой одна сторона (организатор) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая (участник) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей исходя из условий лотереи.

При этом договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе, участнику выдаются лотерейный билет, квитанция, другой документ.

Здесь налицо проблема точного определения понятия "лотерея", так как действующее законодательство не разъясняет, как трактовать понятие "игра". Более того, ст. 1063 ГК РФ устанавливает дополнительный признак лотереи: это не просто игра, а игра, основанная на риске. Не углубляясь в теоретические дебри, остановимся на определении, данном в Законе о лотереях: стимулирующая лотерея - это лотерея, то есть игра, основанная на риске (т. е. выигрыш в нем является случайным и ничем не обусловлен), право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Далее мы подробно поговорим о проблемах, с которыми может столкнуться организатор стимулирующей лотереи при ее проведении.

Статус всероссийской лотереи

В соответствии со ст. 3 Закона о лотереях лотереи в зависимости от территории их проведения подразделяются на международные, всероссийские, региональные и муниципальные. Проблема в том, что виды лотерей четко не разграничены. В частности, согласно Закону о лотереях организация и проведение лотереи на территории нескольких субъектов РФ осуществляются в порядке, установленном для проведения всероссийской лотереи. Представляется, что стимулирующая лотерея, которую организатор может проводить в городах разных субъектов РФ, не является всероссийской, хотя и проводится на территории разных субъектов РФ. Однако мнение уполномоченных органов по контролю за проведением лотерей скорее всего будет прямо противоположным. Статус всероссийской лотереи накладывает серьезные ограничения на правила и условия ее проведения и влечет административную ответственность для ее организатора при несоблюдении указанных ограничений. "Переубедить" уполномоченный орган можно будет только путем обращения в вышестоящий орган либо в судебном порядке.

Уведомление о проведении лотереи

Согласно Закону о лотереях право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или в уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении такой лотереи. Судебной практики, касающейся стимулирующих лотерей, крайне мало, в основе практически всех судебных разбирательств лежит спор о привлечении к административной ответственности либо о запрете проведения лотереи. Наиболее "популярной" в отношении стимулирующих лотерей является ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ. В соответствии с данной статьей проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа:

- на граждан - в размере от 2000 до 2500 рублей;

- на должностных лиц - от 4000 до 20000 рублей;

- на юрлиц - от 50000 до 500000 рублей.

Некоторые компании узнают, что проводимые ими рекламные акции, мероприятия являются стимулирующими лотереями, только из решения уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности. К сожалению, в таких случаях уже ничего нельзя предпринять, так как подобные действия юрлиц и их должностных лиц образуют состав административного правонарушения (Постановления ФАС ДО от 02.08.2007 N Ф03-А04/07-2/2813 и УО от 19.04.2007 N Ф09-2732/07-С1).

Поговорим о рекламе

Действующим законодательством установлены определенные ограничения на рекламу стимулирующих лотерей.

В силу ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" любая информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, считается рекламой. В случае распространения такой информации в ней должны быть указаны:

- сроки проведения лотереи;

- источник информации об организаторе лотереи, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам лотереи, сроках, месте и порядке их получения.

Нарушение указанных правил влечет за собой административную ответственность (ст. 14.3 КоАП РФ).

Ухищрения организаторов

В связи с кризисом многие компании, объявившие о проведении стимулирующих лотерей, пытаются уменьшить свои издержки, в результате чего нередко нарушаются права физических лиц - участников лотереи. Рассмотрим более подробно основные способы ухода организаторов лотереи от выдачи призов.

Отмена лотереи.

Действующее законодательство прямо не устанавливает запрет на отмену стимулирующей лотереи и последствия такой отмены. Однако в Законе о лотереях существуют определенные императивные нормы, которые косвенно подтверждают наличие указанного запрета. В частности, приостановка или досрочное прекращение проведения лотереи не освобождает организатора лотереи от необходимости выплаты выигрыша и совершения других необходимых действий (п. 1 ст. 20). Таким образом, действующее законодательство о лотереях запрещает отменять розыгрыш призового фонда.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о лотереях лица, виновные в нарушении Закона, несут уголовную, административную и иную ответственность.

В УК РФ отсутствуют преступления, состав которых подходил бы под предполагаемые действия должностных лиц организатора лотереи по отмене розыгрыша призового фонда, а значит, уголовная ответственность отсутствует.

К административной ответственности организатора лотереи можно привлечь по двум статьям КоАП (п. 3 ст. 14.3 и ст. 14.27). В данном случае вероятность привлечения к административной ответственности достаточно высокая, тем более на практике уже имеется большое количество соответствующих примеров.

Также лицо, нарушившее действующее законодательство о лотереях, несет гражданско-правовую ответственность. В силу п. 5 ст. 1063 ГК РФ участник, выигравший в лотерее, вправе требовать от ее организатора не только выплату выигрыша, но и возмещения убытков в случае неисполнения организатором лотереи обязанности по передаче выигрыша.

В случае принятия решения об отмене розыгрыша призового фонда лотереи, а значит, и самой лотереи, ее организатором физические лица - участники лотереи могут осуществить следующие действия для защиты своих прав:

- подать в соответствующий государственный орган заявление с требованием о привлечении к административной ответственности организатора лотереи;

- обратиться в суд с требованием о понуждении к исполнению обязанности в натуре и взыскании призового фонда в пользу выигравшего участника.

Оценить возможный результат судебных разбирательств не представляется возможным: основная масса судебных дел, связанных с лотереями, приходится на дела по оспариванию ненормативных правовых актов по запрету проведения лотерей. Релевантной судебной практики, касающейся отмены лотерей, не выявлено, что может говорить о неопределенности позиции судей при возникновении спора по таким делам.

Изменение призового фонда лотереи.

Данный метод ухода от выдачи призов является самым популярным. Действующее законодательство о лотереях не предусматривает возможности изменения призового фонда стимулирующей лотереи, однако прямой запрет на такое изменение отсутствует, поэтому организаторы лотереи довольно часто меняют наиболее ценные призы на призы с гораздо меньшей ценностью (например, розыгрыш автомобиля заменяют розыгрышем бытовой техники и т. д.)

Представляется, что организатор лотереи в случае изменения призового фонда лотереи может быть привлечен к административной ответственности в связи с недобросовестной рекламой. Ведь размещаемые им в Интернете, в СМИ сведения о лотерее будут являться недобросовестными. Кроме того, организатор может быть привлечен к административной ответственности по п. 3 ст. 14.27 КоАП РФ.

Способы защиты участников лотереи от подобных действий аналогичны тем, которые применяются при отмене лотереи ее организатором.

Продление срока проведения лотереи.

В силу п. 4 ст. 7 Закона о лотереях срок проведения стимулирующей лотереи ограничен 12 месяцами, но некоторые организаторы идут на прямое нарушение Закона. Продление срока проведения лотереи на срок более 12 месяцев является прямым нарушением императивной нормы действующего законодательства о лотереях, что влечет за собой привлечение к административной ответственности (ст. ст. 14.3 и 14.27 КоАП РФ). В данном случае также можно обратиться для защиты своих прав в суд с требованием о понуждении организатора лотереи к проведению розыгрыша призового фонда лотереи в максимально короткие сроки.

В итоге хотелось бы отметить, что физические лица редко обращаются в суд для защиты своих прав по делам, связанным с проведением и организацией стимулирующих лотерей. Однако в ближайшее время ситуация, скорее всего, изменится, так как количество нарушений и злоупотреблений со стороны организаторов лотерей постоянно увеличивается.

Название документа