Аренда лесных участков (публично-правовой и частноправовой аспекты)

(Филимонов Н.) ("Юридический мир", 2009, N 4) Текст документа

АРЕНДА ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ И ЧАСТНОПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ)

Н. ФИЛИМОНОВ

Филимонов Н., аспирант кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений (г. Москва).

Представленная статья освещает крайне актуальные на сегодняшний день вопросы аренды специфического объекта недвижимого имущества - лесного участка. Новое лесное законодательство, регулирующее вопросы аренды лесных участков, представляет большой интерес как с точки зрения специфики лесного участка как предмета договора аренды, так и с точки зрения проблем правоприменения указанных норм. Учитывая важное экологическое и социальное значение лесов, законодатель вводит лесные участки в гражданский оборот с существенными ограничениями. В данной работе проводится анализ публично-правового и частноправового аспектов аренды лесных участков.

The article reveals topical issues of lease of specific object of immovable property - forest plat. New forest legislation regulating issues of lease of forest plots is of great interest both from the viewpoint of specifics of forest plot as an object of the contract of lease and from the viewpoint of problems of law application of the said norms. Taking into consideration important ecological and social aspects of forests the law-maker introduces forest plots into civil turnover with material limitations. The article analyses public-law and private-law aspects of lease of forest plots <*>. -------------------------------- <*> Filimonov N. Lease of forest plots (public law and private law aspects).

Как известно, система государственного управления России последние два десятилетия переживает серьезные изменения: органы государственной власти постепенно отходят от непосредственного участия в хозяйственной деятельности, сохраняя за собой только функции по осуществлению нормативно-правового регулирования, а также контрольно-надзорные функции в различных сферах экономической деятельности общества. Публично-правовые отношения сменяются частноправовыми, идет сокращение бюджетного финансирования различных отраслей экономики и их переход к рыночным механизмам. Указанные преобразования коснулись и сферы использования лесов. Новый Лесной кодекс РФ (далее - Лесной кодекс) <1> кардинальным образом изменил правовую основу использования лесов, распространив сферу деятельности земельного и гражданского законодательства в область лесных отношений. Так, в частности, ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" <2> отменил ограничения, установленные прежним Кодексом, в отношении сдачи арендованного участка в субаренду, передачи своих права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем), а также возможности отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5278; 2008. N 20. Ст. 2251, N 30. Ст. 3597, 3599, 3616, N 52. Ст. 6236. <2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 31. Ст. 4014; 2008. N 20. Ст. 2251, N 30. Ст. 3597, 3599.

Вместе с тем Лесной кодекс содержит ряд норм, с трудом согласующихся с отечественным гражданским законодательством, и это прежде всего связано со специфическим объектом правоотношений - лесным участком. В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Так, ст. 7 Лесного кодекса определено, что лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Кодекса). Земельный кодекс РФ (ст. 27) <3> устанавливает, что земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Здесь мы встречаем противоречие норм Земельного и Лесного кодекса: как отмечалось выше, ст. 8 Лесного кодекса закреплена только федеральная собственность на земли лесного фонда, следовательно, они не могут находиться ни в муниципальной собственности, ни в собственности субъектов РФ. -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Таким образом, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте. Лесные участки в составе земель лесного фонда могут предоставляться гражданам и юридическим лицам только в пользование в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом. В данной работе мы рассмотрим только правоотношения, связанные с арендой лесных участков, и особенности указанных правоотношений. Статьей 25 Лесного кодекса определен перечень видов использования лесов, а также закреплено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Ранее ст. 80 Лесного кодекса 1997 г. <4> было определено, что участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям. -------------------------------- <4> Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 610.

Вопрос о возможности или невозможности использования одного лесного участка несколькими лицами для различных видов использования лесов в настоящее время стоит очень остро. Дело в том, что виды использования лесов закрепляются в договоре аренды лесного участка, в зависимости от вида (видов) использования лесов определяется минимальный размер арендной платы. Минимальный размер арендной платы определяется на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка утверждены Постановлением Правительства РФ "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" <5>. -------------------------------- <5> Собрание законодательства РФ. 2007. N 23. Ст. 2787, N 30. Ст. 3935; 2008. N 19. Ст. 2195; 2009. N 3. Ст. 387.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. В случае если лесной участок предоставляется в арену для осуществления нескольких видов использования лесов, то минимальный размер арендной платы определяется путем сложения минимальной аренды за каждый вид использования лесов. Таким образом, желающих получить лесной участок для нескольких видов использования лесов, а следовательно, платить двойную или даже тройную арендную плату находится немного. Вместе с тем в практике нередки случаи, когда у субъектов хозяйственной деятельности возникает необходимость использования лесных участков, уже предоставленных в аренду третьим лицам под иные виды использования лесов. В частности, с подобными проблемами часто сталкиваются нефтедобывающие и энергетические компании при осуществлении строительства линий электропередачи, магистральных трубопроводов и иных линейных объектов, если в соответствии с проектом указанные объекты должны проходить через лесные участки, уже предоставленные в аренду для иных видов использования лесов (например, заготовки древесины). Как уже отмечалось выше, в соответствии с Лесным кодексом использование лесов является целевым, следовательно, арендатор, использующий лесной участок, например для заготовки древесины, не может передать в субаренду право использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Такого права у него просто нет. В данной ситуации у двух хозяйствующих субъектов отсутствует возможность решить сложившуюся проблему в частном порядке, не прибегая к административным процедурам. В зависимости от вида использования лесов Лесной кодекс устанавливает и различный порядок заключения договоров аренды лесных участков. Так, ст. 74 Кодекса предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка <6>. -------------------------------- <6> Собрание законодательства РФ. 2007. N 23. Ст. 2793, N 48. Ст. 6002; 2009. N 3. Ст. 387.

Большой интерес представляет порядок определения размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, установленный новым лесным законодательством. Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка (п. 9) устанавливают, что размер арендной платы по договору определяется в соответствии со ст. 73. Причем указанная норма относится как к договорам аренды, заключенным по результатам аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, так и к договорам, заключенным без проведения аукционов. Как уже отмечалось ранее, в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Пунктом 7 формы примерного договора аренды лесного участка установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса. Однако следует признать, что формулировка ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса "Размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы" является не вполне удачной и не позволяет однозначно установить порядок определения размера арендной платы, что порождает ряд трудностей в правоприменительной практике как при заключении договоров аренды по результатам лесных аукционов, так и в случае заключения договоров аренды без проведения аукционов. Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется ст. 78 - 80 Лесного кодекса. В ранее действовавшей редакции ст. 79 Лесного кодекса было установлено, что начальная цена предмета аукциона определяется в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса, т. е. на основании минимального размера арендной платы. Указанные нормы Лесного кодекса не позволяли однозначно ответить на вопрос, как определяется начальная цена предмета аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, что напрямую отражается на размере арендной платы. Этот вопрос тем более актуален, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы зачисляется в федеральный бюджет, а плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, - в бюджеты субъектов РФ. В целях выхода из сложившейся ситуации ФЗ от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ <7> были внесены изменения в ст. 79 Лесного кодекса, согласно которым начальная цена предмета аукциона (начальный размер арендной платы) определяется в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы. Таким образом, стало однозначно понятно, что минимальный размер арендной платы является нижней границей при определении начальной цены предмета аукциона, которая может быть увеличена по решению арендодателя. -------------------------------- <7> Собрание законодательства РФ. 2008. N 30. Ст. 3599.

Однако указанный Федеральный закон не внес изменения в ст. 73 Лесного кодекса, оставив формулировку "Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы...", таким образом, все равно остается открытым вопрос о порядке определения размера арендной платы при заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона. Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также не уточнен порядок определения размера арендной платы при заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем ст. 71 Лесного кодекса установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом. В соответствии со ст. 614 ГК РФ <8> порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

На основании изложенного выше можно сделать вывод, что в случае заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона величина арендной платы должна определятся по соглашению сторон договора аренды, но при условии, что она не будет ниже минимального размера арендной платы. Относительно платы по договору аренды лесного участка хотелось бы отметить еще одну особенность данного договора. Согласно ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Формой примерного договора аренды лесного участка определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка. Таким образом, в отношении договора аренды лесного участка законодательством предусмотрен особый порядок изменения размера арендной платы: пересмотр размера арендной платы опосредован не определенным законом или договором сроком, а нормативным актом Правительства РФ (Постановление Правительства N 310). Лесным кодексом определены минимальный и максимальный сроки договора аренды лесного участка, причем их величина зависит от вида использования лесов. Согласно ст. 72 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (на срок до сорока девяти лет); использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (на срок от одного года до сорока девяти лет); использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (на срок до сорока девяти лет); использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (на срок от одного года до сорока девяти лет); заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43 - 46 Лесного кодекса (на срок до сорока девяти лет). В отношении лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, специфичен и порядок определения срока действия конкретного договора аренды. Согласно ч. 4 ст. 72 Лесного кодекса срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Лесохозяйственный регламент - основной документ, регламентирующий использование лесов в границах лесничеств, лесопарков, утверждаемый органами исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений и устанавливающий виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку (допустимый ежегодный объем изъятия древесины), сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что, несмотря на новеллы Лесного кодекса, распространившие действие гражданско-правовых норм на договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанные отношения сильно ограничены публично-правовыми нормами. Это связано прежде всего с особым предметом указанного договора - лесным участком. Леса представляют собой как экологическую систему, так и природный ресурс, в связи с чем использование лесов должно осуществляться с учетом этих особенностей. Кроме того, лесное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере коммерческого использования лесов, требует дальнейшей доработки в целях приведения его в соответствие с нормами гражданского и земельного законодательства.

Название документа