Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения
(Липски С. А.) ("Нотариус", 2013, N 6) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ <*>
С. А. ЛИПСКИ
Липски Станислав Анджеевич, заведующий кафедрой земельного права государственного университета по землеустройству, доктор экономических наук, доцент.
За время земельной реформы кадастровые отношения существенно изменились. Ключевые перемены связаны с введением объединенного государственного кадастра недвижимости, а также с взаимодействием с системой по регистрации прав на недвижимость. В статье рассмотрено, как развивался этот процесс, имеющиеся проблемы и предложены пути решения некоторых из них.
Ключевые слова: кадастровые отношения, закон, недвижимость, земля, регистрация прав, кадастровый учет, кадастровая деятельность, программа.
During the land reform cadastral relations have changed significantly. Key changes associated with the introduction of the joint state inventory of real estate as well as interaction with the system for registration of rights to real estate. In the article it is considered as a development of this process, existing problems and ways to solve some of them.
Key words: cadastral relations, law, real estate, land, registration of the rights, cadastral registration, cadastral activities, program.
Кадастровые отношения возникают при осуществлении кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, а также при подготовке документов, необходимых для такого учета. В настоящее время данные отношения регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" <1> (далее - Закон о кадастре), принятие которого позволило интегрировать ранее раздельно существовавшие системы государственного земельного кадастра и учета иных объектов недвижимости. Принятие данного Закона положило начало реформе кадастрового учета недвижимости, которая продолжается и до настоящего времени и направлена на обеспечение единообразия при учете всего недвижимого имущества путем создания единого государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН). -------------------------------- <1> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // Российская газета. 2007. 1 авг.
Невозможность объединения учетных систем в более ранний срок была обусловлена временным лагом, необходимым для институционального преодоления последствий монополии государственной собственности на землю, исключавшей земельные ресурсы из гражданского оборота, определенным ведомственным противостоянием и разными подходами к учету (даже после принятия Закона о кадастре для унификации этих подходов потребовался переходный период). До принятия Закона о кадастре в России существовало несколько кадастров недвижимости (земельный, градостроительный, лесной, водный, кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и др.). Ключевым среди них был земельный кадастр. Это имеет вполне естественное объяснение, т. к., во-первых, именно на земле расположены все остальные подлежащие учету объекты, а во-вторых, земельный кадастр был первым среди всех других учетно-кадастровых систем. К началу земельных преобразований 90-х гг. государственный земельный кадастр включал в себя: 1) регистрацию конкретных земельных участков, которая отражала правовые аспекты землепользования; 2) учет количества и качества земель; 3) бонитировку почв по природным свойствам, которая отражала агропроизводственные аспекты землепользования; 4) экономическую оценку земель, ставшую затем основой для применения экономических регуляторов на землях сельскохозяйственного назначения. Основным нормативным документом, определявшим его ведение, было Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра <2>. Согласно этому положению, кадастр содержал совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель и велся для обеспечения рационального использования земельных ресурсов страны. В тот период земельный кадастр по своей сути являлся механизмом учета земель. -------------------------------- <2> Постановление Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" // СП СССР. 1977. N 19. Ст. 119.
Документом, который регулировал кадастровые отношения в период активной фазы земельной реформы, стало Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра 1992 г. <3>. Оно не внесло радикальных коррективов в прежний порядок, по большому счету лишь дополнив его новыми формами пользования землей (собственность, пожизненное наследуемое владение, аренда). Но фактически, на самом начальном этапе земельной реформы (когда было введено земельное налогообложение и разрешен гражданский оборот земельных участков) естественным образом произошло полноценное восстановление изначальных функций земельного кадастра: фискальной и правовой <4>. -------------------------------- <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 авг. 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 9. Ст. 609. <4> Липски С. А. Кадастр и оценка земель в системе земельных платежей. М.: Гос. ун-т по землеустройству, 2001.
В 1993 г. было установлено <5>, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе. Кроме того, предусматривалось создание единой государственной системы регистрации недвижимости. То есть регистрация объектов недвижимости (вещная регистрация) и прав на них (личная регистрация) не разрывались. -------------------------------- <5> Указ Президента Российской Федерации от 11 дек. 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 50. Ст. 4868.
Общая тенденция развития земельного кадастра в России вплоть до 1998 г. состояла в формировании системы земельной регистрации по типу западноевропейских многоцелевых кадастров (обеспечение регистрации прав на землю, земельного налогообложения, учет земель для целей управления ими и ведения хозяйственной деятельности) с последующим охватом также и другого недвижимого имущества. Вместе с тем в указанный период осуществить фактическое объединение всех этих систем не удалось: на практике регистрация иных объектов недвижимости и прав на них осуществлялась другими информационно-регистрационными системами (бюро технической инвентаризации (далее - БТИ), органы по управлению имуществом и др.). Между тем участвовали в гражданском обороте земля и такие объекты как единое целое, а регистрацию прав на них вполне можно было унифицировать и сделать единой. Это и произошло в 1998 г., когда вступил в силу Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <6> (далее - Закон о госрегистрации прав). В результате регистрация прав упростилась благодаря унификации работы с документами, одновременному охвату различных видов имущества и использованию данных, уже прошедших проверку в системах вещной регистрации (земля - в земельном кадастре; здания и сооружения подлежали инвентаризационному учету, который вели БТИ, и т. п.). -------------------------------- <6> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Российская газета. 1997. 30 июля.
Через пару лет законодательное развитие получил и земельный кадастр (Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" <7>, далее - Закон о земельном кадастре); при этом коренным образом изменился государственный кадастровый учет земель, который, по сути, превратился в земельную регистрацию. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 2 янв. 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" // Российская газета. 2000. 10 янв.
В соответствии с Законом о земельном кадастре был разработан и утвержден ряд правительственных и ведомственных подзаконных актов. При этом общая направленность развития нормативной правовой базы земельного кадастра была ориентирована на обеспечение на его базе последующей регистрации прав на недвижимость и сбора земельного налога. Иные направления (и соответствующие информационные слои о состоянии земель) правового развития не получили. После принятия Земельного кодекса Российской Федерации <8> (который в т. ч. закрепил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов) <9> и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <10> получил необходимую легальность земельный рынок. Между тем земля и расположенные на ней объекты в большинстве сделок выступают как нечто целое - сделки на вторичном земельном рынке, как правило, заключаются одновременно по поводу участка и возведенного на нем строения (жилой дом, летний дом на садовом участке). -------------------------------- <8> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 г. N 136-ФЗ // Российская газета. 2001. 30 окт. <9> Короткова О. И. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов как один из основополагающих принципов земельного законодательства // Правовые вопросы строительства. 2012. N 1. С. 17 - 19. <10> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Российская газета. 2002. 27 июля.
Поэтому примерно с 2003 - 2004 гг. существенно усилилась тенденция к объединению информационных систем о земле, зданиях, жилых и нежилых помещениях и т. п. в единый кадастр недвижимости. Этот подход был реализован в принятом в 2007 г. Законе о кадастре (Закон же о земельном кадастре при этом утратил силу). Положения данного Закона были развиты (детализированы) в более чем 30 подзаконных актах. Указанный Закон регулирует две группы принципиально разных кадастровых отношений: 1) осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение ГКН; 2) кадастровая деятельность. Они различны по субъектному составу и характеру деятельности. У них совершенно разные текущие проблемы (в т. ч. правового характера) и перспективы. Общей трудностью на данном этапе для них является интегрирование и унификация подходов при выполнении работ, охватывающих как земельные участки, так и рукотворные недвижимые объекты. Кадастровый учет по своему содержанию, процедуре и составу исполнителей представляет собой несколько модифицированные действия по кадастровому учету земельных участков, который осуществлялся согласно Закону о земельном кадастре. Это действия должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальных органов, а также филиалов Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". В этой части следует выделить семь групп проблем. 1. Существенные различия в подходах к учету разных видов недвижимости, поэтому Закон о кадастре установил переходный период (до 2013 г.), в течение которого положения Закона не применялись в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. 2. Устранение дублирования с системой регистрации прав на недвижимость (подробнее см., например, сноску <11>). Конечной целью здесь является слияние систем кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на него (как это было до 1998 г.). В тот период мы предлагали не делить единую систему и приводили соответствующие аргументы <12>. Некоторые из них теперь повторены в Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости <13>. Такое объединение вполне логично еще и потому, что уже несколько лет единый орган государственной власти (Росреестр) осуществляет и кадастровый учет объектов недвижимости, и их государственную регистрацию. -------------------------------- <11> Варламов А. А. Правовое обеспечение государственных информационных систем в сфере недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. N 11. С. 27 - 41. <12> Липски С. А. О некоторых организационно-правовых аспектах регистрации прав на землю и сделок с ней в современных условиях // Проблемы землепользования и земельного кадастра в условиях перехода к рыночной экономике: Сб. науч. тр. М.: ГУЗ, 1998. С. 85 - 93. <13> Приказ Минэкономразвития России от 18 дек. 2009 г. N 534 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и Плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости" // Вестник Росреестра. 2010. N 1.
На решение этой и ряда промежуточных задач направлена вышеуказанная Концепция. Ее реализация должна устранить дублирование сведений, имеющихся в ГКН и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; упростить постановку на учет и регистрацию права (при этом отпадет необходимость в представлении кадастрового паспорта для государственной регистрации, а сведений о зарегистрированных правах - для кадастрового учета); сократить их сроки. Вместе с тем реализация указанной Концепции осуществляется с отставанием от намеченных сроков. 3. Особенности работы с ранее учтенными объектами. Их учет (в т. ч. технический учет) признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный учет которых не был осуществлен, но права на которые зарегистрированы (и не прекращены), считаются ранее учтенными объектами недвижимости. 4. Упрощение подачи гражданами и юридическими лицами заявлений о постановке на кадастровый учет. Для этого требуется внедрение современных технологий взаимодействия с заявителями с использованием электронных средств связи, расширение спектра информационных услуг. С 2013 г. к этому подключены многофункциональные центры <14>, уполномоченные на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в т. ч. в электронной форме, по принципу "одного окна". Они осуществляют прием заявлений о кадастровом учете, запросов о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, и выдачу соответствующих документов. -------------------------------- <14> Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" // Российская газета. 2012. 30 июля.
5. С этим же связана необходимость завершения перехода к полной автоматизации ведения кадастра (сначала земельного, а затем - недвижимости). Эта работа ведется начиная с 1996 г. (т. е. более 15 лет) в рамках Федеральных целевых программ: "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" (1996 - 2000), "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", а также ее подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" <15>. Однако ожидаемого экономического эффекта их реализация не дала. Так, по результатам проверки реализации указанной подпрограммы Счетная палата Российской Федерации отметила, что ни одна из ее целей в полной мере не достигнута <16>. Это, в свою очередь, сдерживает введение объединенного налога на недвижимость. -------------------------------- <15> Постановления Правительства Российской Федерации от 3 авг. 1996 г. N 932 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" // СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4003; от 25 окт. 2001 г. N 745 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" // СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4265; от 13 сент. 2005 г. N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3951. <16> http://www. ach. gov. ru/ru/news/25062013/ (дата обращения: 25.06.2013).
6. Более четкое законодательное урегулирование вопросов, связанных с возмещением убытков, причиненных вследствие совершения кадастровой ошибки, и ответственности должностных лиц, например, так, как сейчас это регулируется при регистрации прав на недвижимость (см. также сноску <17>). -------------------------------- <17> Мисник Г. А. Возмещение убытков, причиненных правообладателю земельного участка вследствие совершения кадастровой ошибки // Правовые вопросы недвижимости. 2012. N 1. С. 10 - 13.
7. После того, как кадастр стал унифицированно охватывать почти все виды недвижимости, произошла неизбежная утрата имевшихся в земельном кадастре важнейших информационных слоев о землях сельскохозяйственного назначения (о составе угодий, о качестве земель), являющихся главным средством сельскохозяйственного производства. Полагаем, что правопреемником государственного земельного кадастра в этой части вполне может стать специализированный государственный информационный ресурс. Это предусматривает, в частности, Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г. <18>. Следует отметить, что еще 10 лет назад мы указывали на то, что объединение систем учета земли и других недвижимых объектов приведет к значительному упрощению земельной составляющей такого объединенного учета, а наиболее вероятным следствием этого станет разделение земельно-учетной системы на сельскохозяйственную (для которой такое упрощение категорически неприемлемо) и городскую <19>. -------------------------------- <18> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1292-р // СЗ РФ. 2010. N 32. Ст. 4366. <19> Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX - начала XXI в.): Моногр. М.: ЗАО "Мэйн", 2002. С. 219; Липски С. А. К вопросу объединения информационных систем об объектах недвижимости // Известия вузов: Геодезия и аэрофотосъемка. 2003. N 4. С. 145 - 153.
Кадастровой деятельностью является выполнение в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения о недвижимом имуществе, необходимые для осуществления их кадастрового учета. Понятие кадастровой деятельности в отечественное законодательство было введено в 2007 г. Законом о кадастре (например, Закон о земельном кадастре предусматривал деятельность по ведению государственного земельного кадастра, но по своей сути она соответствует современному ведению ГКН). Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Ранее соответствующие работы проводились землеустроителями в рамках территориального землеустройства и работниками БТИ. Здесь к числу проблем можно отнести следующие. 1. Недостаточная квалификация значительной части нынешних кадастровых инженеров в вопросах межевания земельных участков. Так, к настоящему времени из более чем 20 тыс. кадастровых инженеров лишь треть имеет высшее профильное образование. Это негативно сказывается на качестве выполняемых ими работ. Так, если профессиональные землеустроители получают в год не более 7 отказов при постановке на кадастровый учет, то у лиц, получивших соответствующий аттестат после краткосрочной подготовки, число ежегодных отказов превышает 40 <20>. Поэтому Законом о кадастре и был установлен переходный период (до 2011 г.), в течение которого кадастровую деятельность могли осуществлять землеустроители. Однако, как показывает практика, здесь нужны иные законодательные решения - полагаем, что следовало бы рассмотреть возможность вернуть межевые работы в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения землеустроителям. В отношении же несельскохозяйственного землепользования (где земля - лишь один из видов недвижимости) межевание земельных участков следует оставить за кадастровыми инженерами - там одновременно выполняются работы как в отношении земельного участка, так и в отношении иных расположенных на нем недвижимых объектов. С нашей точки зрения, аргументом в пользу такого разделения является то, что в сельском хозяйстве межевание (конфигурация участков, их расположение относительно водоемов, транспортных коммуникаций) влияет на производственный процесс, на степень реализации государственной политики в АПК. Здесь имеется публично-правовая составляющая (в отличие от договорных отношений по подготовке документов к кадастровому учету на землях иных категорий). -------------------------------- <20> Экспертиза и надзор - важные и необходимые звенья землеустройства / С. Н. Волков, С. А. Боголюбов, С. А. Липски // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. N 2. С. 18 - 24.
2. Страхование ответственности кадастровых инженеров и их членство в саморегулируемых организациях. Закон о кадастре не предусматривает обязательности их участия в таких организациях. Однако на данном этапе становления корпуса отечественных кадастровых инженеров такая обязательность была бы вполне уместной. Также следовало бы рассмотреть вопрос о возможности членства в таких организациях юридических лиц, оказывающих услуги в виде кадастровой деятельности. Работу по совершенствованию законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (в т. ч. и с учетом вышеизложенных предложений) следует увязать с развитием гражданского законодательства в части регистрации прав, с работой по совершенствованию оказания государственных и муниципальных услуг, а также с имеющимися технологическими возможностями в данной сфере.
Список литературы:
1. Варламов А. А. Правовое обеспечение государственных информационных систем в сфере недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. N 11. С. 27 - 41. 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Российская газета. 2001. 30 окт. 3. Короткова О. И. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов как один из основополагающих принципов земельного законодательства // Правовые вопросы строительства. 2012. N 1. С. 17 - 19. 4. Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX - начала XXI в.): Моногр. М.: ЗАО "Мэйн", 2002. 5. Липски С. А. К вопросу объединения информационных систем об объектах недвижимости // Известия вузов: Геодезия и аэрофотосъемка. 2003. N 4. С. 145 - 153. 6. Липски С. А. Кадастр и оценка земель в системе земельных платежей. М.: Гос. ун-т по землеустройству, 2001. 7. Липски С. А. О некоторых организационно-правовых аспектах регистрации прав на землю и сделок с ней в современных условиях // Проблемы землепользования и земельного кадастра в условиях перехода к рыночной экономике: Сб. науч. тр. М.: ГУЗ, 1998. С. 85 - 93. 8. Мисник Г. А. Возмещение убытков, причиненных правообладателю земельного участка вследствие совершения кадастровой ошибки // Правовые вопросы недвижимости. 2012. N 1. С. 10 - 13. 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 9. Ст. 609. 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" // СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4003. 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" // СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4265. 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3951. 13. Постановление Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" // СП СССР. 1977. N 19. Ст. 119. 14. Приказ Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. N 534 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и Плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости" // Вестник Росреестра. 2010. N 1. 15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1292-р // СЗ РФ. 2010. N 32. Ст. 4366. 16. Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 50. Ст. 4868. 17. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Российская газета. 1997. 30 июля. 18. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" // Российская газета. 2000. 10 янв. 19. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Российская газета. 2002. 27 июля. 20. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // Российская газета. 2007. 1 авг. 21. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" // Российская газета. 2012. 30 июля. 22. Экспертиза и надзор - важные и необходимые звенья землеустройства / С. Н. Волков, С. А. Боголюбов, С. А. Липски // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. N 2. С. 18 - 24.
Название документа