Правовые основы модернизации гидротехнических сооружений водного транспорта

(Поликарпова Я. Н.)

("Транспортное право", 2009, N 1)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Я. Н. ПОЛИКАРПОВА

Поликарпова Я. Н., г. Новосибирск.

Модернизация, являясь формой текущих инвестиций, представляет собой комплекс работ, обеспечивающих улучшение потребительских и эксплуатационных качеств объектов без их перестройки. Модернизация позволяет устранить их функциональный износ и, как правило, ограничивается перепланировкой, совершенствованием существующих инженерных систем.

В условиях современной российской действительности традиционные методы оценки эффективности модернизации судопропускных сооружений не всегда являются обоснованными по следующим причинам:

1) методы направлены на оценку инвестиций, растянутых во времени (модернизация судопропускных сооружений чаще всего выполняется в межнавигационный период в течение года в силу технических особенностей судопропускных сооружений);

2) направлены на оценку коммерческой эффективности (судопропускные сооружения не находятся в частной собственности, и размер платы за услуги не позволяет получать прибыль).

Доминирующими методами оценки эффективности модернизации как формы текущих инвестиций являются зарубежные методы, основанные на дисконтированных денежных потоках. Именно данные методы рассматриваются в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (М., 1994) и в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов (М., 1999).

К основным показателям эффективности модернизации относятся: чистый дисконтированный доход, индекс доходности дисконтированных инвестиций, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя норма доходности, срок окупаемости с учетом дисконтирования, неотрицательное сальдо реальных денег (текущий чистый доход). В состав вспомогательных показателей включаются: чистый доход, текущий чистый дисконтированный доход, текущая внутренняя норма доходности, срок окупаемости, потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконтирования, индекс доходности затрат, индекс доходности дисконтированных затрат, индекс доходности инвестиций (без дисконтирования).

Сегодняшний практический опыт показал, что данные методы обладают рядом недостатков в области оценки модернизации судопропускных сооружений:

1) отсутствие теоретических и методических отраслевых особенностей методов оценки эффективности модернизации;

2) акцент делается на достижение коммерческой выгоды, что неприемлемо для гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности;

3) отсутствует система влияния результатов модернизации на внешнюю среду судопропускного сооружения (на потребителей услуг водного транспорта, экологию и социальную составляющую);

4) трудоемкость и перегруженность методических рекомендаций для модернизации, не растянутой во времени;

5) отсутствие способа учета влияния модернизации судопропускного сооружения на микро - и макросреду предприятия.

Исследование теории вопроса оценки эффективности модернизации как одной из форм текущих инвестиций подводит к необходимости формулирования и соблюдения основного принципа оценки в современных условиях: методы оценки эффективности модернизации должны соответствовать приоритетным задачам Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации:

1) повышение безопасности функционирования судопропускных сооружений (СПС);

2) улучшение эксплуатационных характеристик СПС.

Анализ отраслевых особенностей СПС показал, что большая часть вариантов модернизации не является растянутой во времени (проводится в межнавигационный период), ей присуща общественная значимость, что обусловлено производственной, социальной, экологической и общественной значимостью судопропускных сооружений. Все это определяет необходимость формулирования и учета следующих наиболее значимых принципов оценки эффективности модернизации:

1. Системность показателей оценки.

2. Многоэтапность и комплексность.

3. Сопоставимость различных вариантов модернизации.

4. Принцип целевой направленности.

Системность показателей - это необходимость использования системы оценок эффективности вариантов модернизации с учетом влияния модернизации на внешнюю среду предприятия. Это позволит учитывать при оценке и отборе вариантов модернизации не только экологические, социальные последствия на уровне субъекта Федерации, но и влияние на потребителей услуг, а также выбирать те варианты модернизации, которые отвечают основным задачам Концепции развития внутреннего водного транспорта РФ. Такой подход позволит избежать сугубо коммерчески ориентированного метода оценки, повысить эффективность оценки эффективности модернизации на основе осознания связи между социальными, экономическими и качественными показателями.

Комплексность предполагает следующее: необходима оценка влияния модернизации не только на внутреннюю, но и на внешнюю среду предприятия, необходимо рассмотрение всех последствий проведения модернизации (экономических, экологических, социальных) в комплексе, как поддающихся, так и не поддающихся стоимостной оценке. При этом необходимо учитывать их возникающую несопоставимость, противоречивость и неравнозначность. На взгляд автора, уместно разделить оценку влияния модернизации на внешнюю и внутреннюю среду СПС, а также на микро - и макросреду. Внутренняя среда предприятия может быть представлена эффективностью основных средств (так как модернизация прежде всего направлена на улучшение состояния основных средств) - фондоемкостью, фондоотдачей и показателями безопасности - изменением количества аварийных ситуаций на судопропускном сооружении, влекущих за собой убытки, снижение вероятности возникновения аварий, доходами судопропускных сооружений (плата за шлюзование), техническими характеристиками.

Автор предлагает рассматривать изменение экологической и социальной эффективности с точки зрения предотвращенных потерь (например, нарушение ихтиоценоза, загрязнение водной среды - для экологической эффективности и предотвращение травмирования и гибели людей - для социальной эффективности). Это обусловлено тем, что СПС являются опасными для окружающей их среды с точки зрения их влияния на окружающую среду. Внешняя среда может быть представлена такими показателями, как изменение экологических последствий, уменьшение социальных потерь (пострадавшие, погибшие, размер компенсационных выплат, потери валового национального продукта), улучшение качественных характеристик оказываемых услуг для потребителей (время шлюзования, сохранность груза, время простоя и т. д.).

Сопоставимость вариантов модернизации включает в себя выделение таких критериев, по которым является возможным сравнивать альтернативные варианты и очередность модернизации. К таким критериям можно отнести: показатели эффективности использования основных фондов, технические характеристики шлюзования, показатели безопасности оказываемых услуг для потребителя и самого судопропускного сооружения и макроэкономические показатели.

Принцип целевой направленности означает возможность использования отобранных критериев оценки эффективности вариантов модернизации, в том числе и критериев затрат на модернизацию, для решения конкретных задач. Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов предусмотрено использование динамического инструментария оценки эффективности инвестиций, основанного на дисконтированных денежных потоках, и дополняющих его статистических показателей. Модернизация СПС должна оцениваться в первую очередь с точки зрения затратного подхода, а сфера применения предлагаемых автором критериев является достаточной узкой: модернизация старой или проектирование новой системы электроснабжения СПС, электрооборудования, стационарных объектов, экологические проекты и т. д. При этом состав затрат, учитываемых при обосновании варианта модернизации СПС, будет включать в себя: прямые транспортные текущие и единовременные затраты, сопутствующие текущие и единовременные затраты.

Правовой поддержкой предлагаемой методики оценки эффективности модернизации гидротехнических сооружений внутреннего водного транспорта России будут следующие документы:

1. Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений (М., 2002).

2. Гражданский кодекс (ч. 2, гл. 48).

3. Федеральный закон N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (М., 1997).

4. Федеральный закон N 68-ФЗ "О защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (М., 1994).

5. Федеральный закон N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (М., 1997).

6. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (М., 2001).

Использование предлагаемых методик в целях оценки эффективности модернизации СПС и при определении последовательности ее проведения по видам оборудования является возможным и обоснованным, так как:

- данные методики используются при составлении декларации безопасности гидротехнического сооружения, поэтому определение размера потерь и убытков на основе Методики, утвержденной Министерством транспорта, будет наиболее полно отражать реальные последствия модернизации;

- дополнительно вводимые нами критерии при определении социальной и экологической эффективности основываются на предотвращении социальных и экологических потерь, в методических указаниях даются рекомендации по расчету данных показателей.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

- в методиках предлагается выбирать один из методов определения ущерба (планшетный, метод детальной оценки, метод укрупненных показателей), но особенности оценки сумм внереализационных потерь и убытков в целях определения приоритетности проведения модернизации судопропускного сооружения дают возможность использовать комплексный метод по следующим причинам: предлагаемые классы опасности гидротехнических сооружений в методике относятся только к водохранилищам, не всегда имеется возможность собрать данные для детального подсчета;

- использование методики для определения суммы внереализационных потерь и убытков в целях ранжирования объектов модернизации берется как основа, при этом меняются некоторые расчетные коэффициенты специально для СПС (поправочный коэффициент, используемый при определении степени разрушения в зонах, подвергающихся воздействию аварии, поправочный коэффициент для зоны ударного воздействия волны и затопления (Кр) с рекомендуемого в методике 0,7 понижен до 0,5. Связано это с тем, что скорости течений, предлагаемые в методике и высота волны прорыва не совпадают с расчетными данными по каждому судопропускному сооружению.

Исходные данные для расчета вероятной суммы внереализационных потерь и убытков складываются из данных проекта, специальных (если требуется) изысканий и сбора материалов по зонам влияния модернизации.

Предлагаемая методика комплексной оценки эффективности модернизации СПС обладает определенными преимуществами, способствует повышению качества решений относительно порядка проведения модернизации, поскольку позволяет избежать ошибок решений относительно модернизации основных средств СПС в пользу минимизации затрат и максимизации эффективности.

Название документа