Экологические последствия нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

(Зартдинова А. Р.) ("Российская юстиция", 2009, N 3) Текст документа

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ (СТ. 246 УК РФ)

А. Р. ЗАРТДИНОВА

Зартдинова А. Р., эколог ОАО "Нижнекамскшина".

В статье раскрываются понятие и содержание экологических последствий, при наличии которых наступает уголовная ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Сформулированы предложения о расширении перечня таких экологических последствий, внесении соответствующих изменений в уголовное законодательство. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 Уголовного кодекса РФ) наступает лишь при наличии экологических последствий. В качестве последних закон рассматривает существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Существенное изменение радиоактивного фона происходит в результате ионизирующего излучения, которое сопровождается радиоактивным распадом химических элементов, оказывающих неблагоприятное воздействие на компоненты окружающей природной среды (землю, воду, воздух и другие элементы биосферы), разрушительно влияют на пищевые продукты и организм человека. При воздействии на организм человека ионизирующее излучение вызывает различные патологии, заболевания. Например, взрыв реактора на Чернобыльской АЭС повлек катастрофические последствия, которые привели к загрязнению окружающей среды, животного и растительного мира. Огромные регионы и их население были поражены источниками ионизирующей радиации, произошло массовое выселение жителей из особо опасных зон проживания. Ионизирующее излучение способно при определенных количественных параметрах причинить существенный физический вред, вплоть до гибели, людям, животным, растениям, изменить их индивидуальные генетические особенности и тем самым воздействовать на биологические признаки потомков. Поэтому любая деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения, не должна превышать нормы по отношению к естественному радиоактивному фону. В Концепции "О национальной безопасности Российской Федерации", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, государство обязалось принять на себя следующие меры: предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды; минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия. В современных условиях большую экологическую опасность несут в себе радиоактивные материалы, которые на протяжении многих лет складируются в специальных хранилищах. Угрозу представляют и особо опасные вещества и химическое оружие, 40% которого находится на военных объектах <1>. -------------------------------- <1> См.: Кичигин Н. В. Экологическая безопасность России // Журнал российского права. 2002. N 5. С. 126.

Однако многие предприятия сегодня не хотят оплачивать услуги по захоронению ионизирующих источников излучения. До сих пор законодательством в полной мере не урегулированы вопросы ответственности физических и юридических лиц за вред, причиненный радиационным воздействием здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц. Следующий вид экологических последствий представляет собой причинение вреда здоровью человека. Последствия такого характера выражаются в утрате здоровья, жизни, а также в негативных изменениях человеческого организма. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" разъяснил, что причинение вреда здоровью человека в результате экологических правонарушений выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам. Массовая гибель животных представляет собой уничтожение большого числа животных (птиц, диких зверей, водных животных) одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах, при котором уровень их смертности превышает среднестатистический в три и более раза. При этом в обязательном порядке должны учитываться критерии оценки массовости гибели животных, их общее количество, ценность и редкий вид определенного животного. Статья 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляет, что леса и иная растительность входят в перечень объектов охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности. В деятельности предприятий часто допускаются нарушения технологического процесса, которые приводят к загрязнению земель, повреждению плодородного слоя земли с уничтожением травяной растительности (газона), сносу зеленых насаждений, вырубке деревьев за пределами охранной полосы, вследствие чего причиняется существенный вред зеленому фонду. Поэтому мы полагаем, что наряду с массовой гибелью животных в диспозицию ст. 246 УК РФ необходимо включить и "уничтожение растительного мира" как один из видов экологических последствий данного преступления. Последним видом экологических последствий рассматриваемого состава преступления выступают "иные тяжкие последствия". В комментариях к Уголовному кодексу Российской Федерации, различных учебниках и работах отмечается, что данный термин таит в себе немало опасностей из-за отсутствия единообразного его понимания, поскольку уголовное законодательство Российской Федерации не содержит определения тяжких последствий применительно к данному составу преступления. Ранее в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 "О практике применения судами законодательства об охране природы" (утратил силу с принятием Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14) к тяжким последствиям относилось уничтожение или повреждение (до степени прекращения роста) леса, гибель диких животных, птиц, других объектов природы. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" под иными тяжкими последствиями понимается существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Понятие "иные тяжкие последствия" включает в себя различные экологические последствия. Например, ухудшение качества окружающей среды может привести к существенному изменению радиоактивного фона. Уничтожение отдельных объектов, деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды проявляются в виде массовой гибели животных и уничтожения растительного мира, устранение которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат, и т. д. Последствия экологических преступлений тесно взаимосвязаны с понятием "экологический вред". Термин "вред" в уголовном праве в общем смысле определяется как изменение, повреждение, нарушение, разрушение конкретных элементов охраняемых уголовным законом общественных отношений. Под экологическим вредом в целом понимается "любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц" <2>. -------------------------------- <2> См.: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 494 - 495.

Экологический вред, применительно к ст. 246 УК РФ, представляет собой негативное изменение окружающей природной среды посредством воздействия хозяйственной и иной деятельности. Однако не любой экологический вред влечет уголовную ответственность по ст. 246 Уголовного кодекса РФ. Поэтому применяется еще и понятие существенного экологического вреда. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" указано, что существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений, уровнем деградации земель, последствия которых приобретают огромные масштабы. С учетом изложенного, на наш взгляд, в числе экологических последствий, при наличии которых наступает уголовная ответственность по ст. 246 УК РФ, следует предусмотреть и такое последствие, как причинение существенного экологического вреда.

Название документа