К вопросу об экологических функциях фискальных и налоговых платежей

(Ялбулганов А. А.) ("Финансовое право", 2013, N 10) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ ФИСКАЛЬНЫХ И НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ <*>

А. А. ЯЛБУЛГАНОВ

Ялбулганов Александр Алибиевич, профессор кафедры финансового права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются правовые возможности замены платы за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом, исследуется правовая природа платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также вопросы реализации экологических (природоохранных) функций данных публично-правовых платежей.

Ключевые слова: плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический налог, экологическая функция, стимулы, принцип платности, фискальные сборы и налоговые платежи.

On the issue of environmental functions of fiscal and tax payments A. A. Yalbulganov

The article concerns legal opportunities of substitution of payment for negative impact on the environment by an ecological tax, studies legal nature of payment for negative impact on environment as well as the issues of realization of environmental (nature-oriented) functions of these public-law payments.

Key words: payment for negative impact on environment, ecological tax, ecological function, incentives, serviceability principle, fiscal charges and tax payments.

В России на протяжении последних двадцати лет не утихают споры о необходимости замены платы за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом. Противники платы за негативное воздействие на окружающую среду отмечают ее неналоговый и компенсационный характер, сложности контроля за их уплатой, а также недостатки в администрировании и в невозможности выполнять им экологические функции. В России однажды уже была предпринята попытка установления экологического налога. Российский законодатель намеревался ввести некий общий экологический налог. По-видимому, он предполагался не как налог на пользование различными природными ресурсами (по модели земельного налога или водного налога), а как платеж, взимаемый в связи с ухудшением экологической ситуации в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Статьей 13 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., экологический налог был отнесен к федеральным налогам, взимаемым на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем указанную редакцию ст. 13 НК РФ можно с достаточной долей уверенности отнести к разряду "мертворожденных" норм: с момента принятия части I НК РФ она так и не была введена в действие, а с 1 января 2005 г. вступила в силу в иной редакции <1>, уже не предусматривающей установление экологического налога в системе налогов и сборов Российской Федерации. -------------------------------- <1> Исследуемая тема является предметом научных изысканий с разных ракурсов. См., напр.: Ялбулганов А. А. Природоресурсные платежи. М., 2004; Евдокимов П. В. Правовая природа платежей за негативное воздействие на окружающую среду - от теоретических споров к правоприменительной практике // Юридический мир. 2006. N 2; Он же. Проблемы и перспективы введения экологического налога в Российской Федерации // Налоги (журнал). 2007. N 6; Ялбулганов А. А., Евдокимов П. В. Правовая природа платы за негативное воздействие на окружающую среду // Транспортное право. 2008. N 1; Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под общ. ред. проф. А. А. Ялбулганова. М., 2007; Ялбулганов А. А. Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду. Комментарий к Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 8672/08 и от 17 марта 2009 г. N 14561/08 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. N 7; Козырин А. Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. 2012. N 2.

1. Общие вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду (основные понятия, подходы и позиции)

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы должны определяться федеральными законами. Термин "плата за негативное воздействие на окружающую среду" нашел свое закрепление в российском законодательстве сравнительно недавно - в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". При этом в Законе не упоминается о платежах за пользование природными ресурсами, несмотря на то что легальная дефиниция использования природных ресурсов отнесена ст. 1 Закона к основным понятиям. Значительно более формализованный терминологический аппарат обновляемого природоохранного законодательства позволяет достаточно точно определить те границы, в пределах которых имеются правовые основания для взимания платы за негативное воздействие. -------------------------------- <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 2. Ст. 133.

С учетом положений действующего природоохранного законодательства, негативное воздействие на окружающую среду в общем виде можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. При этом использование природных ресурсов включает в себя все виды воздействия на природные ресурсы в процессе хозяйственной и иной деятельности - как собственно негативное, так и иные виды воздействия (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой разновидность природопользования. Все предусмотренные Законом виды негативного воздействия так или иначе связаны с понятиями "загрязнение окружающей среды", "загрязняющее вещество", определения которых также содержатся в общих положениях Закона. Согласно ст. 1, загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для определения пределов и степени негативного воздействия используются такие инструменты природоохранного законодательства, как нормативы допустимого воздействия, нормативы и лимиты допустимых выбросов и сбросов, нормативы предельно допустимых концентраций. Все они связаны с конечной целью введения ограничений - с сохранением и поддержанием качества окружающей среды, ее благоприятного состояния. Заметим, что в Законе об охране окружающей среды не предусмотрено, как это было ранее, взимание платы за деятельность, не приводящую к ухудшению состояния окружающей среды. Сохранился лишь принцип платности природопользования (ст. 3 Закона), сами же виды платы за природопользование закреплены отдельными федеральными законами либо Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Таким образом, деление природоресурсных платежей на два блока, по существу, сохранилось, однако если ранее такое разделение можно было провести в рамках одного законодательного акта, то теперь оно явствует из совокупности актов природоресурсной, экологической, налоговой и иных отраслей (подотраслей) законодательства Российской Федерации. Появление в законодательстве Российской Федерации принципа платности природопользования в двух ипостасях - через установление платежей за природопользование и через установление платы за негативное воздействие - представляется неслучайным. Платежи за природопользование по своему содержанию отвечают характеристикам рентных платежей, в то время как плата за негативное воздействие по существу имеет наибольшее сходство с экологическим налогом многих зарубежных стран, т. е. таким публично-правовым платежом, прямое функциональное назначение которого состоит в предотвращении (смягчении) негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Действующее законодательное регулирование предлагает лишь общие подходы к определению понятия платы за негативное воздействие. Так, определение понятия негативного воздействия на окружающую среду содержится в общих положениях Закона об охране окружающей среды. В соответствии со ст. 1 этого Закона негативное воздействие на окружающую среду можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. В Законе об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду рассматривается в качестве разновидности природопользования. Все предусмотренные этим Законом виды негативного воздействия так или иначе связаны с понятиями "загрязнение окружающей среды", "загрязняющее вещество". В соответствии со ст. 1 Закона загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для определения степени загрязнения (негативного воздействия на окружающую среду) используются нормативы допустимого воздействия, нормативы допустимых выбросов и сбросов, нормативы предельно допустимых концентраций, прочие нормативы, соблюдение которых должно способствовать поддержанию качества окружающей среды, ее благоприятного состояния. На фоне достаточно скудного законодательного определения платы за негативное воздействие на окружающую среду судебная практика по вопросу правовой природы данной платы обширна и крайне неоднородна. Вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду (за загрязнение окружающей среды) регулярно становятся предметом судебного рассмотрения на всех уровнях судебной системы Российской Федерации. Так, за весьма непродолжительный период времени высшими судебными инстанциями по существу было сформулировано как минимум три полностью или частично взаимоисключающие правовые позиции. Согласно первой позиции плата за загрязнение окружающей среды обладает всеми признаками налога и не может быть установлена Постановлением Правительства РФ (решение Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178 "О признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в редакции от 14 июня 2001 г." <3>). -------------------------------- <3> Налоговый вестник. 2002. N 12.

В соответствии со второй позицией плата за загрязнение окружающей среды по своей природе является фискальным сбором и может быть установлена Постановлением Правительства РФ в пределах делегированных полномочий (Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <4> (далее - Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О)). -------------------------------- <4> Российская газета. 25.12.2002.

Согласно третьей позиции существенные признаки платы за загрязнение окружающей среды могут быть установлены на уровне не ниже Постановления Правительства Российской Федерации (решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ03-49 "О признании частично не действующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" <5>). -------------------------------- <5> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 3.

Вопрос о правовой природе платы за негативное воздействие на окружающую среду долгое время рассматривался в практике арбитражных судов в контексте правомерности начисления пени и привлечения к ответственности за невнесение экологических платежей, т. е., по существу, сводился к применимости положений ч. 1 НК РФ к плате за негативное воздействие на окружающую среду. Арбитражные суды по-разному расценили правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную им в Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О, что привело к возникновению как минимум трех различных линий судебных решений. В п. 4 мотивировочной части Определения от 10 декабря 2002 г. N 284-О Конституционный Суд РФ указал, что плата за загрязнение окружающей среды является одним из источников дохода федерального бюджета. В приложениях N 2 к Федеральным законам от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" <6> (отменен) и от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" <7> плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов была отнесена к налоговым доходам. Тем самым законодатель подтверждал введение и взимание этой платы. Также Конституционный Суд РФ определил, что сохраняется прежний порядок взимания платежей за загрязнение окружающей среды и иные виды негативного воздействия на нее до введения в действие нового порядка их взимания. -------------------------------- <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3338 (закон утратил силу). <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5030.

С учетом этого, если природопользователь не исполнил обязанность по внесению платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, налоговый орган вправе был доначислить экологические платежи и применить ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 НК РФ. Если же природопользователь не исполнил обязанность по своевременному представлению в налоговый орган расчета по плате за загрязнение окружающей природной среды, то он подлежал ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ <8>. -------------------------------- <8> См.: Постановления ФАС Центрального округа от 30 января 2003 г. N А23-3026/02А-5-194; ФАС Дальневосточного округа от 5 марта 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/274, от 13 марта 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/221, от 16 мая 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/1020; ФАС Уральского округа от 5 мая 2003 г. N Ф09-1214/03-АК; ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 сентября 2003 г. по делу N А19-6435/03-44-Ф02-2899/03-С1.

В Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О Конституционный Суд РФ указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с п. 43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" <9> при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК РФ в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного "сбор". Неуплата сбора, определение которого дано в п. 2 ст. 8 НК РФ, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ <10>. -------------------------------- <9> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 7. <10> См. также: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 июля 2003 г. по делу N Ф04/3317-978/А27-2003; ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2003 г. по делу N А33-2240/02-С3а-Ф02-2267/03-С1.

В соответствии с п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О и ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <11> платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. Данные платежи не включаются в систему налогов, которая, согласно ст. 75 (ч. 3) Конституции РФ, подлежит установлению федеральным законом. Также рассматриваемые платежи не являются и сбором. -------------------------------- <11> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3825.

С учетом этого указанные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения НК РФ. Следовательно, к отношениям по внесению платы за загрязнение окружающей среды нельзя применить ответственность, предусмотренную ст. ст. 119, 122 НК РФ, равно как и начислить пени на основании ст. 75 НК РФ <12>. -------------------------------- <12> См.: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2003 г. N А56-30127/02; ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июля 2003 г. по делу N Ф04/3069-895/А27-2003, от 1 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4377-1427/А27-2003, от 20 октября 2003 г. по делу N Ф04/5364-752/А67-2003.

Таким образом, несмотря на подходы к определению характера платы за негативное воздействие на окружающую среду, выработанные Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ в серии судебных решений, единообразия в правоприменительной практике федеральных арбитражных судов достичь так и не удалось. Представляется, что столь противоречивая судебно-арбитражная практика вызвана введением в терминологический аппарат налогового права новой, недостаточно определенной формальными признаками категории "фискальный сбор". Какой бы стройной ни казалась логика Конституционного Суда РФ, сформулированная правовая позиция по плате за загрязнение не выдерживает критики с точки зрения складывающейся правоприменительной практики, в результате чего не соблюдается конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Разрешение данной проблемы было найдено законодателем в принятии поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), направленных на усиление ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды. Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <13> в КоАП РФ был введен новый состав правонарушения - невнесение или несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41), предусматривающий <14> штраф в отношении должностных лиц в размере от трех до шести тыс. руб., а в отношении юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб. Помимо этого, усилена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, предусмотренные ст. ст. 8.1 - 8.4 КоАП. -------------------------------- <13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5596. <14> В редакции Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемое за административное правонарушении" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 26. Ст. 3089.

Внесенные в КоАП РФ поправки разрешили проблему юридической ответственности за невнесение платы за негативное воздействие в рамках административно-правовых отношений. Однако указанную меру нельзя рассматривать иначе как временную, направленную на скорейшее решение проблемы отсутствия правовых оснований для привлечения к ответственности за данное правонарушение. При этом такая мера не способна решить вопрос по существу. Совершенно очевидной представляется необходимость принятия отдельного законодательного акта в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона об охране окружающей среды (либо, в качестве альтернативы и в зависимости от законодательной политики, - дополнения соответствующей главой кодифицированного акта законодательства), который, во-первых, соответствовал бы правовой природе и экономическому содержанию экологических платежей и, во-вторых, обеспечивал бы достаточный уровень администрирования и контроля за поступлением сумм платы за негативное воздействие в бюджетную систему Российской Федерации. На основе анализа судебной практики можно сделать вывод, что по своей правовой природе плата за негативное воздействие полностью соответствует критериям налогового платежа: она основана на Законе об охране окружающей среды, уплачивается в денежной форме с целью обеспечения расходов публичной власти (на восстановление окружающей природной среды) на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Критерий безвозмездности выражается в том, что плательщик не приобретает взамен никакого права и преимущества. Если же исходить из противного, то это будет означать, что плательщик приобретает у государства право загрязнять природу (как в пределах нормативов, так и сверх них), что представляется не соответствующим принципам правового и социального государства, которое не вправе торговать социальными и конституционно значимыми ценностями. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Следовательно, только лица, пострадавшие от ее нарушения, вправе требовать встречного возмещения от загрязнителя. Такая плата не распределяется между пострадавшими от загрязнения. Торговля государства благоприятной окружающей средой, не обладающего на нее исключительными правами, в пользу отдельных граждан и организаций с точки зрения Конституции РФ неправомерна. Если следовать позиции о правовой природе платы за негативное воздействие на окружающую среду и она полностью соответствует критериям налогового платежа, то, естественно, нет и препятствий для закрепления этого платежа как налогового в НК РФ.

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду и финансово-правовые механизмы реализации ее экологической функции

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ст. 16 Закона об охране окружающей среды. Значение данной статьи в правовом регулировании платы за негативное воздействие можно охарактеризовать следующим образом: 1) данная статья устанавливает принцип платности негативного воздействия на окружающую среду; 2) определяет виды негативного воздействия, осуществление которых может порождать обязанность по внесению экологических платежей в бюджетную систему Российской Федерации; 3) содержит бланкетные нормы в отношении форм платы за негативное воздействие, порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие; 4) устанавливает, что внесение платы за негативное воздействие не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среды. Сходство, а в отдельных случаях и тождественность некоторых характеристик платы за негативное воздействие с признаками налоговых платежей предоставляет основания для попытки унифицировать подходы к анализу механизма взимания платы за негативное воздействие и механизма взимания налога с использованием инструментария и понятийного аппарата налогового права. В то же время очевидным возражением против правомерности такой унификации будет тезис о различной правовой природе налога и платы за негативное воздействие и, следовательно, несопоставимости объектов сравнения. Действительно, теория и практика последних лет пошла по пути отрицания налоговой природы платы за негативное воздействие. Однако независимо от ответа на вопрос о правовой природе платы за негативное воздействие вряд ли допустимо отрицать наличие в механизме платы за негативное воздействие неких краеугольных элементов, без которых функционирование данного механизма в правовом поле не представляется возможным. Речь идет, прежде всего, о таких обязательных элементах платы, как субъекты платы, объект (источник) платы, единица и норма обложения платой, сроки и порядок внесения платы в централизованный фонд (фонды) денежных средств. Также представляется возможным установление факультативных элементов, таких как льготы по внесению платы за негативное воздействие, однако нормативное закрепление факультативных элементов, в отличие от обязательных, обычно не принято рассматривать в качестве непременного атрибута возникновения обязанности по осуществлению фискального платежа. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ <15>, налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. -------------------------------- <15> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.

Убедимся в наличии каждого из обязательных элементов в механизме платы за негативное воздействие со ссылками на действующие нормативные правовые акты. В соответствии с п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 <16> (далее - Порядок определения платы), данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (субъекты платы). -------------------------------- <16> Российская газета. 16.09.1992.

Согласно п. 1 Порядка определения платы предусматривается взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников; выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.) (объект (источник) платы). Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 (в редакции Постановления Правительства от 1 июля 2005 г. N 410; с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 7) <17> устанавливает нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также дополнительные коэффициенты, учитывающие такие экологические факторы, как природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. При этом, поскольку нормативы платы установлены в фиксированном размере в рублях (на единицу загрязняющего вещества в тоннах, литрах или тысячах куб. метров), с учетом инфляции они подлежат ежегодной индексации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период. В данном случае речь идет о единице и норме обложения платой. -------------------------------- <17> Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // Российская газета. 21.06.2003.

С 1 января 2005 г. Бюджетным кодексом РФ <18> установлены нормативы распределения в следующем размере: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и в бюджеты муниципальных районов и городских округов, а в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 80%. -------------------------------- <18> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.

Как видим, в настоящее время каждый из обязательных элементов платы за негативное воздействие является формально определенным и нормативно закрепленным. Возвращаясь к обязательным элементам налога (существенным элементам налогового обязательства), нетрудно заметить их сходство с элементами платы за негативное воздействие. Действующая система нормативно-правового регулирования платы за негативное воздействие не устанавливает четкий перечень субъектов платы за негативное воздействие (далее - "плательщики"). В Законе об охране окружающей среды содержится лишь косвенное упоминание о плательщиках как о субъектах хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Более точные пределы действия правового механизма платы за негативное воздействие по кругу лиц обозначены в Порядке определения платы: как отмечено выше, указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. В развитие данной нормы Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды устанавливают, что плата взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Следует отметить несогласованность, а в некоторых случаях - противоречивость норм Закона об охране окружающей среды, устанавливающих субъектов платы за негативное воздействие, а также конкретизирующего данные нормы массива подзаконного регулирования с положениями иных законодательных актов, регулирующих отдельные виды платы за негативное воздействие. Так, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" <19> плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух взимается с физических и юридических лиц, а в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <20> (далее - Закон об отходах) плата за размещение отходов взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. -------------------------------- <19> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2222. <20> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 26. Ст. 3009.

Ни один из перечисленных актов не содержит нормы, устанавливающей четкий, непротиворечивый и единообразный перечень обязанных субъектов. Следует отметить, однако, что на уровне нормативного закрепления отчетной документации по плате за негативное воздействие проблема установления плательщиков может выглядеть якобы решенной, в реальности и данном случае есть определенные проблемы. Так, форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204, предусматривают возможность заполнения данной отчетной документации тремя категориями плательщиков: российской организацией; иностранной организацией и иностранным физическим лицом. Вопрос о субъектах платы за негативное воздействие не обошла вниманием и судебная практика. В Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что плательщиками признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, со ссылкой на п. 4 ст. 15 Закона об охране окружающей среды, которая впоследствии утратила силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <21>. Однако данный вывод был не только поддержан федеральными арбитражными судами округов <22>, но и стал тиражироваться в разъяснениях и методических рекомендациях Ростехнадзора. -------------------------------- <21> Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607. <22> См., например: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14 марта 2006 г. N Ф08-766/2006-333А по делу N А32-6800/2004-48/140; ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2007 г. по делу N А05-11344/2006-33, от 28 декабря 2007 г. по делу N А05-5798/2007.

Так, в письме Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. N 04-09/169 <23> указывается, что, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О, обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующие субъекты (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), оказывающие негативное воздействие. Таким образом, индивидуальные предприниматели, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме. -------------------------------- <23> Письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" // Нормативные акты для бухгалтера. 2007. N 9.

Также, со ссылкой на указанное Определение Конституционного Суда РФ, в Методических рекомендациях по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. N 626 <24>, субъекты платы за негативное воздействие определяются следующим образом: 1) юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; 2) индивидуальные предприниматели; 3) иностранные физические лица. -------------------------------- <24> Приказ Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007" // Документы и комментарии. 2007. N 24.

В связи с вышеуказанным нельзя не отметить тенденцию наделения Конституционного Суда РФ, в отсутствие соответствующего нормативно-правового регулирования субъектов платы за негативное воздействие, нормотворческой функцией по установлению плательщиков, и, кроме того, - чрезмерно расширительное толкование выводов Конституционного Суда РФ (несмотря на то, что в Определении Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О отсутствовало какое-либо упоминание об иностранных физических лицах в качестве плательщиков, такое положение нашло отражение в Методических рекомендациях Ростехнадзора). Представляется, что простое перечисление плательщиков в п. 1 Порядка определения платы не может рассматриваться в качестве нормы, должным образом устанавливающей перечень субъектов платы за негативное воздействие. Логическое толкование данной нормы не позволяет безусловно исключить российских физических лиц из круга обязанных субъектов, поскольку ключевую смысловую нагрузку в ней несет привязка к объекту экологических платежей. Таким образом, отсутствие единого, четкого и непротиворечивого перечня плательщиков экологических платежей приводит к возникновению ситуации правовой неопределенности, что не вполне согласуется с целями платы за негативное воздействие, а также общими принципами установления и взимания фискальных платежей. Поскольку плата за негативное воздействие по своему составу и ключевым характеристикам неоднородна (она представляет собой совокупность экологических платежей), существенное значение для определения ее механизма имеет классификация разновидностей платы по различным основаниям. 1. Классификация экологических платежей по объекту обложения. На основании видов негативного воздействия на окружающую среду, определенных в ст. 16 Закона об охране окружающей среды, можно выделить следующие виды экологических платежей: 1) плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; 2) плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 3) плата за загрязнение недр, почв; 4) плата за размещение отходов производства и потребления; 5) плата за загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; 6) утилизационный сбор (введен Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации" <25>). -------------------------------- <25> Российская газета. 2012. N 172.

Особо следует выделить проблему утилизационного сбора. Законодатель, вводя утилизационный сбор, называет целью его установления обеспечение экологической безопасности при утилизации транспортных средств, фактически же этот сбор является заградительной мерой для импортеров транспортных средств в Российскую Федерацию и защитой внутреннего автомобильного рынка. Однако указанные обстоятельства никоим образом не исключают фискальной и регулирующей функции утилизационного сбора, но теряется экологическая функция данного платежа. С учетом разбирательств по целям введения данного сбора в рамках ВТО его дальнейшая судьба неизвестна. Необходимо обратить внимание, что, несмотря на достаточно широкий перечень видов негативного воздействия, содержащийся в Законе об охране окружающей среды, в настоящее время не установлена нормативно-правовая база для взимания платы за загрязнение окружающей среды различными видами физических воздействий (например, шумом, теплом и пр.), а плата за загрязнение недр и почв взимается в рамках платежей за размещение отходов. Представляется, что загрязнение окружающей среды физическими воздействиями хотя и осуществляется в действительности, но при этом с трудом поддается объективной оценке степени негативного воздействия, измерению его количественных и качественных показателей, что является необходимым условием для моделирования и нормативного закрепления организационно-правового механизма экологического платежа. Так, Порядком определения платы, а также иными подзаконными актами, конкретизирующими данный Порядок, установлен организационно-правовой механизм следующих экологических платежей: плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников; плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников; плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; плата за размещение отходов. Несмотря на то что Порядок определения платы дублирует норму Закона об охране окружающей среды в части платы за некоторые виды физических воздействий на окружающую среду (в частности, в Порядке определения платы упоминается плата за шум, вибрацию, электромагнитные и радиационные воздействия), в настоящее время в отношении данных видов негативного воздействия нормативно не определены такие ключевые параметры экологического платежа, как ставка и порядок исчисления, а следовательно, отсутствуют правовые основания для внесения платы за данные виды негативного воздействия на окружающую среду. 2. Классификация экологических платежей в зависимости от интенсивности экологически вредной деятельности и степени ущерба, причиняемого окружающей среде. В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, в соответствии с Законом об охране окружающей среды производится нормирование путем установления нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст. 1 указанного Закона нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. В правовом регулировании платы за негативное воздействие немаловажную роль играют следующие виды нормативов допустимого воздействия: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые устанавливаются отдельно для стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. В отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их сбросов в водные объекты предусмотрены дополнительный механизм гарантий сохранения качества окружающей среды - временное согласование лимитов на выбросы и сбросы. В соответствии со ст. 23 Закона об охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий или реализации других природоохранных проектов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы. Лимиты должны устанавливаться на основе разрешений при наличии у природопользователя планов снижения выбросов и сбросов с целью поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов. Таким образом, негативное воздействие на окружающую среду может осуществляться либо в пределах установленных нормативов, либо в пределах временно согласованных лимитов, либо с превышением установленных нормативов и/или временно согласованных лимитов, в зависимости от фактического объема производимого загрязнения окружающей среды. Подлежащие применению в каждом конкретном случае порядок исчисления, ставки экологических платежей, а следовательно, и конечная сумма платежа к уплате в бюджетную систему Российской Федерации существенным образом зависят от того, в какую из указанных категорий негативного воздействия попадает фактический объем производимого загрязнения окружающей среды. Исходя из вышесказанного, представляется обоснованным выделение следующих видов платы за негативное воздействие: 1) нормативная плата - плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают установленные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; 2) лимитная плата - плата за загрязнение, фактические объемы которого хотя и превышают установленные нормативы, но находятся в пределах временно согласованных лимитов; 3) сверхлимитная плата - плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого превышает и установленные нормативы, и временно согласованные лимиты (в случае наличия таковых), при этом при исчислении сверхлимитной платы подлежит применению пятикратный повышающий коэффициент, в результате чего плата за негативное воздействие в части загрязнения сверх нормативов и (или) лимитов приобретает штрафной характер. Порядок исчисления суммы экологических платежей установлен таким образом, что чем выше фактический объем загрязнения окружающей среды относительно нормативов и лимитов, тем выше эффективная ставка платы за негативное воздействие, т. е. процентное отношение подлежащей уплате суммы экологического платежа к фактическому объему загрязнения. Таким образом, плата за негативное воздействие по порядку определения применимой в каждом конкретном случае ставки платежа сопоставима с прогрессивными налогами, и в этом наиболее ярко проявляется регулирующая функция платы за негативное воздействие. 3. Классификация экологических платежей по признаку правового режима негативного воздействия. В соответствии с действующим законодательством об охране окружающей среды, различные виды негативного воздействия на окружающую среду должны осуществляться на основании разрешений, выданных специально уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Наличие разрешения на определенный вид негативного воздействия на окружающую среду является обязательным условием при осуществлении соответствующей хозяйственной и иной деятельности. 4. Классификация экологических платежей по признаку экологической значимости географического региона загрязнения. Для определения степени ущерба, причиняемого окружающей среде тем или иным видом негативного воздействия, в порядок исчисления экологических платежей заложен критерий количественных показателей объема фактического загрязнения. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 <26>, каждый ингредиент загрязняющего вещества (отхода), попадающий в окружающую среду в результате негативного воздействия, подлежит количественному измерению либо в тоннах, либо в кубических метрах. В соответствии с п. 5.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, фактическая масса выброса (сброса), которая в конечном счете влияет на подлежащую внесению сумму платы за негативное воздействие, может определяться с использованием следующих данных: данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории; данные о расходе топлива, сырья, материалов; данные о временном режиме работы оборудования за год; данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования; нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т. п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции; нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий. -------------------------------- <26> Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 25. Ст. 2528.

Помимо количественных показателей негативного воздействия, в порядке исчисления суммы экологического платежа немаловажное значение имеет территориальное месторасположение источника загрязнения, а также экологическая значимость географического региона загрязнения. На основании положений Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 можно выделить следующие специальные виды платы за негативное воздействие: 1) плата за негативное воздействие на особо охраняемых природных территориях, в том числе лечебно-оздоровительных местностях и курортах, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Байкальской природной территории и зонах экологического бедствия; 2) плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов; 3) плата за размещение отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и плата за размещение отходов производства и потребления дифференцируется в зависимости от экономического района территории загрязнения, при этом выделяются следующие экономические районы: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградская область. Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты дифференцируется, в первую очередь, по бассейнам морей и рек, а также по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен источник загрязнения, при этом размер платежа будет различаться, если источник загрязнения относится к одному из следующих бассейнов водных объектов: бассейн Балтийского моря (бассейн р. Невы, прочие реки бассейна Балтийского моря); бассейн Каспийского моря (бассейн р. Волги, бассейн р. Терек, бассейн р. Урал, прочие реки бассейна Каспийского моря); бассейн Азовского моря (бассейн р. Дон, бассейн р. Кубани, прочие реки бассейна Азовского моря); бассейн Черного моря (бассейн р. Днепр, прочие реки бассейна Черного моря); бассейны морей Северного Ледовитого и Тихого океанов (бассейн р. Печоры, бассейн р. Северной Двины, бассейн р. Оби, бассейн р. Енисей, бассейн р. Лены, бассейн р. Амур, прочие реки бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов). Каждому из указанных выше экономических районов/бассейнов морей и рек присвоен специальный коэффициент экологической значимости, который принимается в расчет при определении суммы платы за негативное воздействие.

3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду или экологический налог?

В апреле 2013 г. возобновилась дискуссия об отмене транспортного налога и его замены экологическим налогом, которая ведется в Правительстве России на протяжении нескольких лет. Заместитель министра финансов России Сергей Шаталов полагает, что отмена транспортного налога в России в будущем неизбежна, но он будет заменен экологическим налогом. Минфин России в настоящее время уже пытается делать первые шаги в направлении экологического налога и предлагает при переходе от транспортного налога к экологическому налогу осуществлять мероприятия по введению повышающих и понижающих коэффициентов, которые бы учитывали экологический класс двигателя и возраст автомобиля. Однако буквально через месяц Минфин России отказался от идеи замены транспортного налога экологическим налогом. В связи с этим заметим, что экономическое регулирование охраны окружающей среды в действующем российском законодательстве ограничено платой за негативное воздействие на окружающую среду, административными штрафами за нарушение требований природоохранного законодательства и возмещением вреда окружающей среде, причиненного вследствие нарушений требований природоохранного законодательства, а также правовыми нормами о льготном налогообложении природопользователей, которые не имеют необходимых механизмов реализации, в то время как используемые экономические механизмы носят сугубо фискальный характер и отличаются низкой эффективностью своего воздействия. Предложения по совершенствованию российского законодательства в направлении повышения эффективности реализации экологической функции налогообложения состоят в следующем. Во-первых, в необходимости принятия отдельного законодательного акта в соответствии с Законом об охране окружающей среды, который бы закреплял основные принципы экономического регулирования охраны окружающей среды, возможность введения налоговым законодательством конкретных форм и инструментов налоговой политики в соответствии с правовой природой и экономическим содержанием экологических платежей. Во-вторых, в целесообразности правового закрепления в законодательстве о налогах и сборах конкретных механизмов экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды, а также диверсификации правового воздействия с помощью более интенсивного использования налоговых освобождений, налоговых зачетов, налоговых кредитов, ускоренной амортизации, пониженных ставок в отношении отдельных экологически значимых объектов налогообложения, и повышенных - в отношении экологически вредной продукции или сырья, налоговых льгот временного характера на период строительства очистных сооружений и постоянных - для целей развития производства экологически чистой продукции и услуг. На наш взгляд, в ближайшем будущем России придется вводить экологический налог. Как нам представляется, введение экологического налога является в принципе необходимым и обоснованным шагом. Поскольку такая мера связана с рядом существенных трудностей практического свойства, вызванных технической проблемой корректного измерения степени конкретных видов негативного воздействия на окружающую среду, проблемами эффективного администрирования экологических платежей, а также необходимостью преодоления политического сопротивления, которым традиционно сопровождается любое дополнительное налоговое обременение, ее принятие предлагается отложить на среднесрочную перспективу, предоставив достаточно времени и государственному аппарату, и общественности, с тем, чтобы обеспечить органичное восприятие экологического налога в системе налогов и сборов Российской Федерации.

Список литературы

1. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 сентября 2003 г. по делу N А19-6435/03-44-Ф02-2899/03-С1. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823. 3. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 3. 4. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 7. 5. Евдокимов П. В. Правовая природа платежей за негативное воздействие на окружающую среду - от теоретических споров к правоприменительной практике // Юридический мир. 2006. N 2. 6. Евдокимов П. В. Проблемы и перспективы введения экологического налога в Российской Федерации // Налоги (журнал). 2007. N 6. 7. Козырин А. Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. 2012. N 2. 8. Налоговый вестник. 2002. N 12. 9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824. 10. Письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" // Нормативные акты для бухгалтера. 2007. N 9. 11. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // Российская газета. 21.06.2003. 12. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 25. Ст. 2528. 13. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 июля 2003 г. по делу N Ф04/3317-978/А27-2003; ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2003 г. по делу N А33-2240/02-С3а-Ф02-2267/03-С1. 14. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2003 г. N А56-30127/02; ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июля 2003 г. по делу N Ф04/3069-895/А27-2003, от 1 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4377-1427/А27-2003, от 20 октября 2003 г. по делу N Ф04/5364-752/А67-2003. 15. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 марта 2006 г. N Ф08-766/2006-333А по делу N А32-6800/2004-48/140. 16. Постановления ФАС Центрального округа от 30 января 2003 г. N А23-3026/02А-5-194; ФАС Дальневосточного округа от 5 марта 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/274, от 13 марта 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/221, от 16 мая 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/1020; ФАС Уральского округа от 5 мая 2003 г. N Ф09-1214/03-АК. 17. Приказ Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007" // Документы и комментарии. 2007. N 24. 18. Редакция Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемое за административное правонарушении" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 26. Ст. 3089. 19. Российская газета. 25.12.2002. 20. Российская газета. 2012. N 172. 21. Российская газета. 16.09.1992. 22. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 26. Ст. 3009. 23. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3825. 24. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2222. 25. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3338 (закон утратил силу). 26. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5030. 27. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 2. Ст. 133. 28. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5596. 29. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2007 г. по делу N А05-11344/2006-33, от 28 декабря 2007 г. по делу N А05-5798/2007. 30. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607. 31. Ялбулганов А. А. Природоресурсные платежи. М., 2004. 32. Ялбулганов А. А. Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду. Комментарий к Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 8672/08 и от 17 марта 2009 г. N 14561/08 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. N 7. 33. Ялбулганов А. А., Евдокимов П. В. Правовая природа платы за негативное воздействие на окружающую среду // Транспортное право. 2008. N 1; Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под общ. ред. проф. А. А. Ялбулганова. М., 2007.

Название документа