Борьба с браконьерством: координация деятельности

(Бессонов А.) ("Законность", 2009, N 2) Текст документа

БОРЬБА С БРАКОНЬЕРСТВОМ: КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. БЕССОНОВ

Бессонов А., первый заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Астраханской области, кандидат юридических наук.

Уменьшение объемов рыбных ресурсов обуславливает необходимость усиления борьбы с браконьерством, актуализирует координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с этим злом. Каспийское море - один из важнейших рыбохозяйственных бассейнов России, в котором сосредоточено до 70% мировых запасов осетровых, а также водятся такие виды ценных рыб, как лососевые, частиковые, сельдь и килька <1>, а в целом около 30 видов рыб, имеющих промысловое значение, составляющих основной ресурс для рыбоперерабатывающих предприятий бассейна. -------------------------------- <1> Жевлаков Э., Суслова Н. Законность в сфере охраны рыбных запасов Каспийского и Волжского бассейнов // Уголовное право. 1999. N 4. С. 79.

При этом водные биоресурсы не только играют важную роль в экономике России и во многом являются одним из главных источников занятости населения (к примеру, водная акватория Астраханской области составляет 40% всей территории), но и обеспечивают экологический баланс окружающей среды. В соответствии с Экологической доктриной РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г., устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Морской доктриной РФ на период до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 27 июля 2001 г., охрана морских биологических ресурсов определена в числе приоритетных задач правоохранительных и контролирующих органов, успешное решение которой во многом обеспечивает экономическую безопасность государства. Актуальность рассматриваемой проблемы была в очередной раз подтверждена в ходе проведенного в августе 2007 г. в Астрахани Президиума Госсовета под руководством Президента РФ. В то же время проблема многочисленных преступлений и правонарушений в сфере охраны водных биоресурсов в низовьях Волги и северной части Каспийского моря из года в год становится все более актуальной, что прежде всего обусловлено неумолимым сокращением численности осетровых. Об этом ярко свидетельствуют данные научных организаций, согласно которым за последние 10 лет вылов осетра в этом регионе сократился в 22,5 раза, севрюги - в 12, белуги - в 8 раз <2>. Можно с уверенностью констатировать, что рыбные запасы осетровых в Волго-Каспийском бассейне находятся под угрозой полного истребления. -------------------------------- <2> Данные приведены по сведениям ФГУП "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства".

Количество противоправных деяний, связанных с посягательствами на рыбные ресурсы, из года в год постоянно увеличивается. Так, если в Астраханской области в 2000 г. зарегистрировано 1116 таких преступлений, то к 2006 г. их число возросло в три раза и составило 3146, в 2007 г. - 3212, за 6 месяцев 2008 г. - уже 2236. Это одна из основных причин уменьшения численности рыбных запасов, прежде всего - осетровых видов. Вместе с тем указанное количество зарегистрированных преступлений в сфере охраны водных биоресурсов не адекватно складывающейся реальности, поскольку этот вид преступности характеризуется 95 - 97-процентным уровнем латентности <3>, и большая часть преступлений остается вне поля зрения правоохранительных и контролирующих органов. -------------------------------- <3> Жевлаков Э. Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации. Часть вторая. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, 2002. С. 65.

По большей части трудность в выявлении, пресечении и раскрытии таких преступлений обусловлена организованным характером этого преступного промысла и причастностью к нему коррумпированных должностных лиц. Анализ складывающейся правоприменительной практики, оперативно-розыскной, следственной и судебной деятельности свидетельствует, что браконьерство в основном совершается организованными преступными группами. В этой связи важнейшее значение приобретает координация деятельности правоохранительных органов, осуществляемая прокуратурой. Вопросам борьбы с преступлениями в сфере охраны водных биоресурсов последние годы прокуратура Астраханской области постоянно уделяет самое пристальное внимание с использованием всех форм координационной деятельности, предусмотренных п. 6 Положения "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью", утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. Прежде всего, это ежегодные координационные совещания руководителей правоохранительных органов региона, проводимые по вопросам противодействия водному браконьерству. Таким совещаниям предшествует комплексная информационно-аналитическая работа, осуществляемая различными правоохранительными органами. Вовлекаются в такую работу и контролирующие структуры, не являющиеся правоохранительными, прежде всего Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству. Ежеквартально под эгидой прокуратуры области проводятся межведомственные оперативные совещания с приглашением, в том числе, органов власти и управления. К такой работе активно привлекаются органы исполнительной власти, поскольку Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. высшее должностное лицо субъекта Федерации наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъекта и территориальных органов министерств, руководство которыми осуществляет Правительство России. Это принципиально, поскольку некоторые такие органы задействованы в борьбе с браконьерством (к примеру, Агентство по рыболовству). Важное значение придается выработке совместных целевых мероприятий и выездам в районы области для выявления и пресечения правонарушений и преступлений в этой сфере и оказания помощи правоохранительным органам на местах. С этой целью прокуратура области возглавила деятельность оперативного штаба "Путина" и рабочей группы, куда вошли руководители всех органов контроля и правоохраны, осуществляющих борьбу с правонарушениями и преступлениями в области охраны водных биоресурсов. На систематически проводимых совещаниях штаба каждый из руководителей указанных органов отчитывается о проделанной работе, после чего прокурор области дает оценку эффективности проведенных ими мероприятий, определяет приоритетные направления и последующие целевые мероприятия правоохранительной деятельности. Рабочая группа, в свою очередь, осуществляла оперативное руководство деятельностью правоохранительных органов, определяя конкретные задачи каждому ведомству. Начиная с 2004 г. прокуратура области вынуждена брать на себя несвойственные функции и осуществлять совместно с сотрудниками контролирующих органов рейды с выходом мобильной группы "на воду" в целях оказания помощи и согласования действий правоохранительных органов на местах для улучшения работы по выявлению и пресечению преступлений, а также предупреждению их укрытия от учета. Это дает положительные результаты, а также позволяет своевременно вскрывать и, следовательно, предупреждать нарушения, допускаемые сотрудниками контролирующих органов и правоохранительных структур. Так, в результате надзорных мероприятий с выездом на тоневые участки, на которых осуществлялся отлов производителей осетровых для воспроизводства, их вылов значительно возрос. Эффективна работа мобильных групп, в состав которых включены представители прокуратуры, милиции, пограничного управления и госинспекторов Госкомрыболовства. Только за одну неделю действия мобильных групп в августе прошлого года на территории области выявлено 183 нарушения закона, возбуждено 34 уголовных дела, прокуроры для возбуждения уголовных дел в следственные органы направили 81 материал, возбуждено 40 производств об административных правонарушениях, задержано 3 лица, занимавшихся браконьерским ловом, из водной акватории изъято более 300 запрещенных орудий лова. Используется такая форма координации, как подготовка совместных с органами внутренних дел информационных писем по этому направлению деятельности и различных организационно-распорядительных документов. Приоритетное значение руководители всех правоохранительных органов придают противодействию коррупционным проявлениям в рассматриваемой сфере. В этом направлении наиболее тесно взаимодействие органов прокуратуры, следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов внутренних дел и федеральной безопасности. К примеру, выявленные злоупотребления в сфере освоения бюджетных средств, выделенных на воспроизводство осетровых пород рыб, стали основанием для привлечения к уголовной ответственности руководителя Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, по указанию которого под угрозой увольнения подчиненные ему участники конкурсной комиссии по отбору претендента на поставку оплодотворенной икры рыб осетровых пород приняли к рассмотрению не соответствующую конкурсной документации заявку ООО и признали его победителем. Заключением с этой организацией государственного контракта государству причинен ущерб в размере 16 млн. руб. Не гнушаются незаконным промыслом и высокопоставленные чиновники органов местного самоуправления и народные избранники. В суд направлено уголовное дело по обвинению главы муниципального образования Ахтубинского района "Удаченский сельсовет" и депутата Совета этого муниципального образования, которые бреднем выловили рыбу частиковых пород, причинив ущерб на сумму около 10 тыс. руб. Вся работа по противодействию браконьерству проводится под непосредственным контролем прокуратуры области на основе согласованных всеми заинтересованными ведомствами планов и взаимного обмена информацией по вопросам борьбы с этим видом криминальных проявлений. Следует отметить, что результаты такой работы позитивны: увеличивается количество выявляемых преступлений, связанных с незаконным выловом рыбы и ее оборотом, раскрываемость таких преступлений составляет более 80%. В завершение необходимо отметить, что использование правоохранительными и контролирующими органами, а также прокуратурой всего спектра предоставленных законом полномочий по борьбе с браконьерством позволит существенно повысить эффективность работы на этом направлении, прежде всего по профилактике этого негативного явления.

Название документа