Водохозяйственная деятельность как объект научного правового исследования

(Романова О. А.) ("Журнал российского права", 2014, N 5) Текст документа

ВОДОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ <*>

О. А. РОМАНОВА

Романова О. А., кандидат юридических наук.

Тема, которой посвятил свой очередной научный труд известный специалист в области водного права Д. О. Сиваков, привлекает внимание своей новизной в постановке задачи научного исследования. В отечественной правовой науке непосредственно водохозяйственная деятельность еще не являлась предметом комплексного фундаментального изучения. Причиной такого "невнимания" является прежде всего сложность определения водохозяйственной деятельности, ее неоднородный межотраслевой характер. Однако отдельные вопросы и аспекты правового регулирования водохозяйственной деятельности в той или иной степени затрагивались различными учеными-правоведами <1>. -------------------------------- <1> См., например: Григорьев В. Итоги законодательной работы в области водного права // Вестник ирригации. 1927. N 8; Дембо Л. И. Основные проблемы советского водного законодательства. Л., 1948; Колбасов О. С. Водное законодательство в СССР. М., 1972; Колбасов О. С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. М., 1972; Тимофеев Л. А. Комплексное использование вод. Правовые вопросы. Саратов, 1985; Калиниченко Т. Г. Формирование и развитие водного права в России (публичные и частноправовые аспекты). М., 2010.

Современное Российское государство не выделяет водохозяйственную деятельность в качестве самостоятельного вида экономической деятельности, оставляя право решать специфические водохозяйственные задачи в рамках общего управления в сфере водных отношений самим водопользователям. Между тем у водохозяйственной деятельности, как убедительно показано в рецензируемой монографии, есть своя специальная задача - обеспечение рационального использования водных ресурсов всеми субъектами водных отношений на основе единого водохозяйственного комплекса. Это обусловливает целесообразность выделения водохозяйственной деятельности в отдельную разновидность хозяйственной деятельности и установления соответствующего правового регулирования. Однако при этом возникает множество проблем, связанных с неоднородным и комплексным ее характером, необходимостью учета и обеспечения часто противоположных интересов различных водопользователей и общества. По официальным данным, к настоящему времени в водохозяйственном комплексе России накопилось множество серьезных проблем, связанных как с неблагоприятным состоянием водных объектов, так и с ненадлежащим состоянием гидротехнических сооружений, обеспечивающих водохозяйственную деятельность. Несмотря на то что Россия относится к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира, использование водных ресурсов в нашем государстве отличается нерациональностью и значительной водоемкостью валового внутреннего продукта, существенно превышающего аналогичные показатели стран с развитой экономикой. Проблему усугубляют неравномерность распределения водных ресурсов по территории России, ухудшение качества воды в водных объектах, недостаточная комплексность использования водных объектов, что приводит к дефициту водных ресурсов в ряде регионов <2>. -------------------------------- <2> На необходимость повышения комплексности использования водных объектов не раз обращалось внимание в научной литературе. См., например: Тимофеев Л. А. Указ. соч.

С другой стороны, на территории России нарастают проблемы, связанные с негативным воздействием вод в связи с учащением опасных гидрологических явлений в изменяющихся климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий. Это требует использования принципиально новых подходов при решении задач по защите населения и объектов экономики от наводнений и других опасных гидрологических явлений. Задача эффективной организации водохозяйственной деятельности в настоящее время является крайне актуальной. Российское государство пытается решить проблемы, связанные с обеспечением водными ресурсами российской экономики и жизнедеятельности населения. В рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. <3> была разработана Водная стратегия Российской Федерации <4>, где развитие отечественного водохозяйственного комплекса отнесено к одному из ключевых факторов обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, национальной безопасности страны и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и определено как основное направление государственной политики в области использования и охраны водных объектов. Для решения поставленных в Водной стратегии задач Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. N 350 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", где предусмотрены основные направления развития водохозяйственного комплекса и план мероприятий по реализации данной Программы. При этом возникают различные вопросы по правовому обеспечению принятых документов, необходимость оценки действующего российского водного законодательства и перспектив его развития, что делает тему исследования Д. О. Сивакова особо актуальной и интересной. -------------------------------- <3> См.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". <4> См.: распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года".

Представленная работа - результат многолетнего кропотливого труда автора на основе детального изучения российского и зарубежного законодательства, многочисленных научных и специальных источников. В ней комплексно рассмотрены разнообразные проблемы и аспекты правового регулирования водохозяйственной деятельности. В том числе детально исследованы понятие и правовые основы водохозяйственной деятельности; проанализирован правовой режим водных объектов как основы водохозяйственной деятельности и земель, обеспечивающих водохозяйственную деятельность; показано многообразие субъектов и особенности их правового статуса; проанализированы системы прав на водные объекты; изучен правовой режим гидротехнических сооружений и водохранилищ. Затронуты и экономические аспекты водохозяйственной деятельности. При раскрытии многих вопросов в работе удачно используется опыт других государств. Автор обоснованно уделил внимание исследованию самого понятия "водохозяйственная деятельность", легальное определение которого отсутствует в действующем российском законодательстве. Но имеется ли вообще потребность в таком определении и выделении водохозяйственной деятельности в ряду других видов экономической деятельности, использующих водные ресурсы? В настоящее время водное хозяйство как отдельная отрасль экономики в современном Российском государстве не существует. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 <5> водное хозяйство не предусмотрено, соответственно возникают проблемы определения понятия и содержания водохозяйственной деятельности. Такой подход свидетельствует о недостаточном понимании российской законодательной и исполнительной властью специфики водных отношений и приводит к развитию негативных процессов в водохозяйственном комплексе России. Поэтому заслуживает поддержки позиция автора о необходимости легального определения понятия "водохозяйственная деятельность" и его содержания, хотя надо признать, что эта задача весьма непростая. В работе проанализированы основные проблемы определения данного понятия, при этом убедительно показано его юридическое и экологическое значение для обеспечения рационального использования и охраны водных объектов. Следует согласиться с автором, что отсутствие понятия водохозяйственной деятельности не позволяет точно определить предмет правового регулирования, что является необходимым для создания адекватного и эффективного правового механизма регулирования соответствующих общественных отношений. -------------------------------- <5> См.: Приказ Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст.

Можно сказать, что в настоящее время в России водохозяйственная деятельность юридически и экономически является "фантомом". Деятельность в сфере использования и охраны водных объектов распределена по различным отраслям экономики, так или иначе использующим водные ресурсы. Отсюда разрозненность и несогласованность правового регулирования соответствующих отношений. Между тем взаимосвязанность и взаимозависимость водных объектов, находящихся в них водных ресурсов и всего государственного водного фонда в целом диктуют необходимость согласованных действий всех участников водохозяйственной деятельности. Водохозяйственная деятельность рассматривается автором в широком смысле - как "регулируемые правом изучение, использование, охрана водных объектов, а также предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод". В чем же тогда отличие этого вида деятельности от водных отношений и есть ли оно? На наш взгляд, Д. О. Сивакову все-таки не удалось четко определить соотношение понятий "водохозяйственная деятельность", "водные отношения" и "водопользование", что, как представляется, необходимо для точного определения субъектов и содержания водохозяйственной деятельности и, соответственно, совершенствования ее правового регулирования. Водное хозяйство относится к инфраструктурным отраслям экономики и должно обеспечивать деятельность различных отраслей хозяйства - промышленности, электроэнергетики, коммунального, сельского, рыбного хозяйства, водного транспорта, в том числе лесосплавов, и др. Открытым остается вопрос, какие виды и цели водопользования относятся к водохозяйственной деятельности. Является ли водохозяйственная деятельность обобщающим собирательным понятием, включающим такие виды деятельности, как гидроэнергетика, мелиорация, судоходство, рыбное хозяйство и т. п., или водохозяйственная деятельность должна иметь самостоятельное содержание, направленное только на обеспечение данных видов деятельности? Интересной, хотя и дискуссионной, представляется попытка автора подразделить водохозяйственную деятельность на стадии ее осуществления: подготовительную, водопользования и прекращения. В рамках такой классификации ему удалось раскрыть содержание и некоторые особенности правового регулирования водохозяйственной деятельности, отметив возникающие при этом проблемы. Особое внимание в работе уделено обеспечению охраны водных объектов в рамках водохозяйственной деятельности. Поскольку основой водохозяйственной деятельности являются водные объекты и эффективность ее осуществления существенно зависит от количества и качества имеющихся в них водных ресурсов, гидрологического и морфологического состояния водных объектов, отдельная глава монографии посвящена рассмотрению особенностей различных видов водных объектов и их правового режима с точки зрения их роли и возможности использования в разных видах водохозяйственной деятельности. Интересными представляются суждения о водохозяйственном значении таких видов водных объектов, как болота, ледники и снежники, прибрежные морские воды. Удачно приведен зарубежный опыт использования и охраны аналогичных водных объектов. Еще одна важная проблема осуществления водохозяйственной деятельности, поднятая автором в своем исследовании, - это вопросы собственности на объекты водохозяйственного комплекса, включая водные объекты. Установление формы собственности на природные объекты непосредственно влияет на систему управления в сфере их использования и охраны и, соответственно, эффективность обеспечения публичных интересов общества и государства, поэтому вопросы собственности на природные объекты не раз становились предметом научных исследований <6>. -------------------------------- <6> См., например: Колбасов О. С. Теоретические основы права пользования водами в СССР; Боголюбов С. А., Горохов Д. Б., Жариков Ю. Г. и др. Реализация прав собственности на природные ресурсы. М., 2007.

В монографии убедительно показаны роль и значение государственной собственности на водные объекты, проанализированы проблемы разграничения водного фонда между публичными субъектами как в историческом аспекте, так и в соответствии с действующим законодательством. Установление преимущественно федеральной собственности на водные объекты обусловлено их публичным значением и, как правило, трансграничным расположением. Однако это приводит к необходимости создания механизма взаимодействия всех участников водных отношений и субъектов водохозяйственной деятельности, поскольку возникают проблемы обеспечения региональных и местных интересов при использовании водных объектов. Автор обращает внимание на возможность использования положительного зарубежного опыта такого взаимодействия. В качестве важнейшего элемента управления водохозяйственной деятельностью подробно анализируются существующие формы реализации бассейнового принципа управления водными ресурсами в России и в других странах, что позволяет определить возможные пути совершенствования действующего водного законодательства. Научному обоснованию подходов к обеспечению рационального использования и охраны водных объектов на основе бассейнового принципа в науке водного права было уделено достаточно внимания <7>. Необходимость учета водных бассейнов при осуществлении управления водным хозяйством в России была высказана и обоснована еще в 1920-е гг. <8>. -------------------------------- <7> См., например: Колбасов О. С. Водное законодательство в СССР; Калиниченко Т. Г. Теоретическое наследие О. С. Колбасова и современное развитие водного права // Экологическое право. 2007. N 6; Романова О. А. Организационно-правовой механизм охраны поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М., 2012. <8> См.: Григорьев В. Указ. соч.

Автор справедливо подчеркивает необходимость повышения роли бассейновых советов в решении вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, в чем он солидарен со многими специалистами в области водного права <9>. -------------------------------- <9> См., например: Калиниченко Т. Г. Развитие публично-правовых начал в водных отношениях // Аграрное и земельное право. 2006. N 10; Калиниченко Т. Г. Новый Водный кодекс (проблемы и перспективы) // Транспортное право. 2007. N 2; Кизяев Б. М., Львов Д. С., Маслов Б. С. Зарубежный опыт не впрок // ЭЖ-Юрист. 2006. N 47.

Рассматривая возможности нахождения водных объектов в частной собственности, что также имеет значение для осуществления отдельных видов водохозяйственной деятельности (среди таковых в соответствии с действующим российским законодательством могут оказаться только пруды и обводненные карьеры), автор правильно полагает, что единственным основанием возникновения права частной собственности на данные водные объекты может быть только их создание собственником земельного участка. При этом следует согласиться с ученым в том, что в настоящее время полностью отсутствует правовое регулирование порядка создания, идентификации и государственной регистрации прудов и обводненных карьеров, и это, несомненно, является серьезным пробелом действующего водного и гражданского законодательства. Однако обратим внимание на заблуждение автора, впрочем, достаточно распространенное, что объектом права частной собственности могут стать проточные пруды, образованные плотиной или запрудой на небольших реках. Обязательным условием возможности нахождения пруда или обводненного карьера в иной форме собственности, кроме федеральной, является их нахождение в границах земельного участка, находящегося в собственности соответствующего субъекта. Проточные пруды таким условиям не соответствуют: они являются частью реки, которая может находиться только в федеральной собственности, что исключает возможность возникновения права частной собственности на них. К сожалению, отсутствие легального определения пруда приводит к неправильному пониманию и толкованию водного законодательства на практике, что и имеет в виду Д. О. Сиваков. Считаем также дискуссионным суждение автора об установлении "желательного режима" береговой полосы водных объектов общего пользования и возможности приватизации земельных участков в ее пределах. Очевидно, имеются в виду случаи предоставления таких земельных участков в частную собственность до вступления в силу действующего Водного кодекса РФ, когда правовой режим береговой полосы не был надлежаще урегулирован. В качестве одного из существенных факторов, препятствующих соблюдению действующего законодательства в этой части, автор справедливо отмечает отсутствие на местности точно (геодезически) определенных береговых линий водных объектов и границ береговой полосы, что приводит к многочисленным спорам при образовании, предоставлении и использовании земельных участков, в том числе субъектами водохозяйственной деятельности. Исследование правового режима земель, обеспечивающих водохозяйственную деятельность, представляется весьма познавательным. Будучи автором диссертационного исследования на эту тему, Д. О. Сиваков детально рассматривает особенности и элементы правового режима земель водного фонда в России, раскрывая их назначение и роль в осуществлении водохозяйственной деятельности, специфику управления данными землями, верно отмечая существующие проблемы правового регулирования их режима использования и охраны, необходимость межевания их границ и обустройства. Существенный интерес представляет глава, посвященная характеристике субъектов водохозяйственной деятельности. В ней подробно рассмотрены как полномочия различных органов власти в области водных отношений и водохозяйственной деятельности, так и особенности правового статуса разнообразных хозяйствующих субъектов и их объединений в сфере осуществления водохозяйственной деятельности. Проведен сравнительно-правовой анализ деятельности соответствующих субъектов в зарубежных странах. К специфическим и важнейшим вопросам правового регулирования и осуществления водохозяйственной деятельности следует отнести комплексный анализ правового режима водохозяйственных (гидротехнических) сооружений и особенностей правового регулирования водохозяйственной деятельности на водохранилищах, занимающих особое место в водохозяйственном комплексе. Данные вопросы недостаточно освещены в научной правовой литературе, поэтому результаты этой части исследования представляют особую научную ценность. В монографии дана детальная характеристика существующих гидротехнических сооружений и их правового режима. Отмечая огромное разнообразие гидротехнических сооружений и их назначения, с одной стороны, а с другой стороны, их повышенную опасность, автор обоснованно указывает на недостаточность существующего в России правового регулирования их создания, эксплуатации, установления прав. Отдельное внимание уделено особенностям правового режима очистных и мелиоративных сооружений как наиболее проблемных разновидностей гидротехнических сооружений с точки зрения их современного состояния, принадлежности, правового регулирования и оказываемого ими негативного воздействия на окружающую среду. Справедливо подчеркивается, что существующие пробелы правового регулирования создания и эксплуатации гидротехнических сооружений приводят на практике к серьезным негативным последствиям для окружающей среды и местного населения, поэтому требуется серьезное развитие законодательства в этой части. Нельзя не отметить сравнительно-правовой анализ регулирования водохозяйственной деятельности на водохранилищах, их создания и эксплуатации с участием зарубежного и советского опыта. Водохранилища являются особым видом водных объектов, с помощью которых человек управляет стоком рек для удовлетворения различных хозяйственных потребностей. Отличительными чертами водохранилищ является их регулируемый уровень воды и единство с гидротехническими сооружениями, их образовавшими, а также их многоцелевой комплексный характер, что обусловливает существенные особенности их использования и управления. Образование и эксплуатация водохранилищ могут приводить к тяжелым экологическим последствиям, поэтому правовое регулирование этих видов деятельности должно предусматривать обязательные стадии планирования, основанного на результатах фундаментальных географических исследований и гидрологических и водохозяйственных расчетах. Автору в целом удалось раскрыть сущность и назначение водохранилищ, выявить основные проблемы их создания и эксплуатации, оценить действующее правовое регулирование соответствующих отношений и систему управления в сфере содержания и использования водохранилищ. Подчеркивается необходимость обеспечения единого управления водохранилищем и предложены варианты организации такого управления. В заключительной части работы Д. О. Сиваков затрагивает экономическую составляющую водохозяйственной деятельности, высказывая свой взгляд на вопросы, связанные с установлением и взиманием экологических и природоресурсных платежей при осуществлении водохозяйственной деятельности, а также на проблемы возмещения убытков, что имеет большое значение для обеспечения и защиты законных прав и интересов различных субъектов. Хотя вопросы экономического механизма регулирования водохозяйственной деятельности и водных отношений не раз являлись объектом как правовых <10>, так и специальных исследований <11>, мнение автора в данной области небезынтересно. -------------------------------- <10> См., например: Ушаков Е. П. Рентные отношения водопользования в России. М., 2008; Петрова Т. В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М., 2000; Краснова И. О. Правовое регулирование возмещения экологического вреда // Экологическое право. 2005. N 4. <11> См., например: Данилов-Данильян В. И. Экономический механизм управления водным хозяйством // Водные ресурсы и качество вод, состояние и проблемы управления. М., 2010. С. 29 - 50.

Обширный круг рассмотренных в работе вопросов, связанных с правовым регулированием водохозяйственной деятельности, не позволяет отразить их в рамках одной рецензии. Структура и содержание монографии отличаются авторским индивидуальным подходом к раскрытию темы исследования и свидетельствуют о высоком уровне профессионализма Д. О. Сивакова. Раскрыта специфика водохозяйственной деятельности и показаны особенности и пути развития ее правового регулирования, дано много новых, обоснованных теоретических и практических выводов и положений. Конечно, работа не лишена некоторых недостатков и дискуссионных суждений. Помимо указанных выше, представляется, например, что недостаточное внимание уделено вопросам планирования водохозяйственной деятельности, разработке и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, их связи с документами территориального планирования и некоторым другим вопросам. Однако отмеченные погрешности отражают частное мнение рецензента и нисколько не умаляют достоинств проведенного Д. О. Сиваковым фундаментального исследования, а наличие авторской позиции по ряду вопросов является прекрасной основой для дальнейших научных дискуссий и исследований в рассматриваемой сфере общественных отношений. Доступный и свободный стиль изложения, широкий круг затронутых вопросов делают монографию понятной и интересной для неограниченного круга читателей: специалистов, юристов, экологов, государственных служащих, студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников и всех интересующихся проблемами использования и охраны водных объектов. Своим трудом Д. О. Сиваков привлекает внимание научной и гражданской общественности, органов власти к проблемам осуществления водохозяйственной деятельности в Российской Федерации, результаты которой оказывают непосредственное существенное влияние на жизнедеятельность государства, общества и каждого человека в отдельности.

Название документа