Незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов как деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями (по материалам прокуратуры хабаровского края и управления лесами правительства хабаровского края)

Н.С. ПАЛАМАРЧУК

Паламарчук Наталья Святославовна, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Тихоокеанского государственного университета.

В научной статье подробно освещена одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем - "незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов". Анализ действующего законодательства, а также данные, предоставленные управлением лесами Правительства Хабаровского края, позволили выявить наличие определенной пробельности в вопросе ответственности за "незаконный захват и застройку защитных лесов и особо защитных участков лесов".

Ключевые слова: защитные леса, несанкционированная застройка лесов, административная ответственность, объекты капитального строительства, уголовная ответственность, захват лесного участка, свободное и бесплатное пребывание в лесах, незаконная заготовка древесины.

Illegal seizure and development of protective forests and special protective plots of forests as activity incompatible with purpose-oriented assignment and useful functions thereof (on materials of procurator's office of Khabarovsk region and forest department of the Government of Khabarovsk region)

N.S. Palamarchuk

The scientific article deals with one of the most topical problems: "illegal seizure and development of protective forests and special protective plots of forests". Analysis of current legislation and also information provided by the department of forests of the Government of Khabarovs region allowed to reveal the existence of certain lacunas in the issue of responsibility for "illegal seizure and development of protective forests and special protective plots of forests".

Key words: protective forests, unsanctioned development of forests, administrative responsibility, objects of capital construction, criminal responsibility, seizure of forest plot, free and free-of-charge stay in forests, illegal wood procurement.

"В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", - настоятельно требует часть 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации <1>. Следует отметить, что действующее законодательство создало все необходимые условия, способствующие легализации незаконного захвата и застройки защитных лесов, а также особо защитных участков лесов. Данные действия приводят к грубому нарушению одного из основополагающих конституционных прав - "права каждого на благоприятную окружающую среду", закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, указывающей к тому же на "ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью" <2>.

<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях: Российская газета. N 7. 21.01.2009; Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445; Парламентская газета. N 4. 23-29.01.2009.

<2> Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2010 г.). Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. // Российская газета. N 6. 12.01.2002; Парламентская газета. N 9. 12.01.2002; Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 133.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, согласно положениям ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации. Это означает, что "самовольный захват данных участков является незаконным действием, за которое законодательством должен быть предусмотрен определенный вид ответственности".

Анализ действующего законодательства помог выявить существование трех основных вариантов застройки лесов.

Это захват и застройка лесов, на которых не распространяется действие Лесного кодекса РФ (леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях).

Включение лесов в границы прилегающих населенных пунктов с последующим переводом их в земли населенных пунктов. Следует отметить: если лесные земли включаются в границы населенных пунктов и потом переводятся в земли населенных пунктов, они не подпадают под действие норм лесного законодательства, в связи с этим местные власти получают право использовать их по своему усмотрению. В ст. 8 Земельного кодекса РФ указано <3>, что перевод земель лесного фонда в нелесные земли осуществляется только Правительством РФ, поскольку, согласно установлениям ст. 8 Лесного кодекса РФ, все земли лесного фонда РФ находятся в федеральной собственности. Таким образом, любые попытки местных или региональных властей о переводе лесных земель в нелесные земли и в их собственность являются незаконными.

<3> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2011 г.): принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147; Парламентская газета. N 204 - 205. 30.10.2001; Российская газета. N 211 - 212. 30.10.2001.

Застройка лесов, переданных в аренду для тех видов деятельности, которые согласно п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 и ч. 5 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускают строительство в лесах определенных объектов. На землях лесного фонда, согласно установлениям ч. 2 ст. 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства <4>. Таким образом, возведение на землях лесного фонда предоставленных в аренду коттеджей и иного индивидуального жилья, дач, гаражей и иных подобных объектов является незаконным. Следует отметить, что Лесной кодекс РФ запрещает возведение объектов капитального строительства на территориях всех категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, кроме лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. По нашему мнению, такой грубейший пробел в законе приведет к полному исчезновению данной категории лесов.

<4> О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2010 г.): принят Государственной Думой Федерального Собрания 8 ноября 2006 г. // Российская газета. N 277. 08.12.2006; Собрание законодательства РФ. 11.12.2006. N 50. Ст. 5279; Парламентская газета. N 209. 14.12.2006.

Самовольный захват и застройка лесов. Данный вид незаконного захвата и застройки лесов происходит без каких-либо разрешительных документов. Как правило, нарушитель (незаконный застройщик) действует на основании договоренности (совершает незаконное действие) с ответственными чиновниками, надеясь на то, что в скором времени возведенные им строения будут легализованы.

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий (нелесные). В Федеральном законе от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" п. 3 ч. 1 ст. 11 закрепляет на "законных" основаниях уничтожение защитных лесов, ни во что не ставит конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) тем, что дает согласие "на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий (нелесные), в случае "размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов" <5>.

<5> О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (с изм. от 20 марта 2011 г.): принят Государственной Думой 3 декабря 2004 г. // Собрание законодательства РФ. 27.12.2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276; Парламентская газета. N 244. 28.12.2004; Российская газета. N 290. 30.12.2004.

Правомерно будет отметить, что перечисленные выше способы незаконной застройки защитных лесов являются причиной возникновения других, не менее грубых правонарушений:

- ограничение права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах (ст. 11 ЛК РФ). Следует иметь в виду, что арендаторы и другие пользователи пытаются ограничивать доступ граждан в арендованные леса путем возведения заборов, ограждений или выставленной охраны (скорее всего, это связано с планируемой застройкой или с желанием использовать лес исключительно для собственных нужд). Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено, согласно установлениям ч. 4 ст. 11 ЛК РФ, в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий. К тому же в п. 1 - 2 ч. 5 ст. 11 Лесного кодекса РФ сказано, что доступ граждан в леса может быть ограничен только в целях пожарной, санитарной безопасности граждан при выполнении работ. В остальных случаях ограничение доступа граждан в леса является незаконным действием. Таким образом, арендаторы не вправе ни в каких случаях ограничивать доступ граждан в леса, даже в целях безопасности: такими полномочиями они не обладают. К тому же в целях охраны лесопарковых зон согласно ч. 4 ст. 105 ЛК РФ допускается возведение ограждений на их территориях. Однако это ни в коем случае не означает возможность ограничения доступа граждан на территорию этих зон, так как право свободно и бесплатно пребывать в лесах распространяется на все леса;

- если речь идет о застройке берегов, то права на доступ к водоемам и общее пользование береговыми полосами (ст. 6 Водного кодекса РФ) <6>. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ). К тому же в ч. 6 данной статьи указано, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Так, согласно ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

<6> Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.): принят Государственной Думой 12 апреля 2006 г. // Собрание законодательства РФ. 05.06.2006. N 23. Ст. 2381; Парламентская газета. N 90 - 91. 08.06.2006; Российская газета. N 121. 08.06.2006.

Правомерно будет отметить, что незаконная застройка защитных лесов является причиной возникновения другого, не менее грубого правонарушения, которым является незаконная рубка лесов.

Лесной кодекс РФ запрещает проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ:

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах (п. 1 ч. 1 ст. 104).

Проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ:

- в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ч. 1 ст. 105);

- в ценных лесах (ч. 1 ст. 106);

- на особо защитных участках лесов (п. 1 ч. 2.1 ст. 107).

Нельзя не отметить, что вначале данные статьи указывают на строгий запрет проведения в лесах данных категорий сплошных рубок лесных насаждений, но затем быстро предоставляют "случаи", которые все-таки позволят провести в них сплошную рубку.

Рассмотрим данные случаи подробнее. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, указанных в ч. 4 ст. 17: "предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций".

К сожалению, формулировка данной статьи Лесного кодекса Российской Федерации является недостаточно конкретной и тем самым создает основу для различных злоупотреблений:

- случаи, предусмотренные ч. 5.1 ст. 21, хотя и являются необходимыми государственными мероприятиями, но могут повлечь за собой множество экологических правонарушений, таких, как незаконная рубка, захламление лесов бытовыми, промышленными, строительными отходами и древесными остатками при заготовке древесины в виде повреждений деревьев, оставленных при выборочных рубках и рубках ухода за лесами;

- в том числе назначение сплошных рубок в защитных лесах под прикрытием рубок ухода и санитарных рубок (санитарного ухода), якобы лес стар или болен и потому уже не способен выполнять свои средообразующие и иные полезные функции. Тем не менее любое необоснованное назначение сплошной рубки в защитных лесах, а тем более - массовое их назначение в пределах того или иного лесничества может быть оспорено, а виновные привлечены к ответственности.

Предусмотренных ч. 5.1 ст. 21: "проведение сплошных и выборочных рубок в защитных лесах разрешается, если строительство на их территории объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, производится для целей, предусмотренных п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 и ч. 5, не запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации":

1) осуществления работ по геологическому изучению недр;

2) разработки месторождений полезных ископаемых;

3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты);

5) проведения аварийно-спасательных работ, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (ч. 5 ст. 21 ЛК РФ).

Подводя итог сказанному, правомерно будет отметить, что осуществление рубок при проведении работ, перечисленных в п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 и в ч. 5 ст. 21 ЛК РФ, является законным. Но все-таки нельзя не согласиться с тем, что, к сожалению, формулировки:

- п. 1 ч. 1 ст. 104 о том, что "в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ";

- ч. 1 ст. 105 о том, что "в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ";

- ч. 1 ст. 106 о том, что "в ценных лесах проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ";

- п. 1 ч. 2.1 ст. 107 о том, что на особо защитных участках лесов проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, - являются недостаточно конкретными и тем самым создают основу для различных злоупотреблений:

- необосновательного назначения сплошных рубок, выборочных рубок;

- захламления защитных лесов и особо защитных участков лесов бытовыми, промышленными, строительными отходами и древесными остатками при заготовке древесины в виде повреждений деревьев, оставленных при выборочных рубках и рубках ухода за лесами.

Действия, перечисленные в п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 и в ч. 5 ст. 21 ЛК РФ, являются необходимыми мероприятиями государственного значения и должны осуществляться, согласно указанию ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ <7>, по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

<7> Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2010 г.). Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. // Российская газета. N 6. 12.01.2002; Парламентская газета. N 9. 12.01.2002; Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 133.

В связи с этим в этом документе, помимо выполнения работ, указанных в п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21; ч. 5 ст. 21 ЛК РФ, согласно ст. 34; ч. 3 ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, рекультивации и благоустройству территорий земель. Другими словами, по нашему мнению, должно иметься важное положение, закрепляющее обязанность в виде соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды (по устранению определенных последствий или их предупреждению), возникающих при осуществлении деятельности, указанной в п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 и в ч. 5 ст. 21 ЛК РФ:

- соблюдение требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который закрепляет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного их воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья <8>;

<8> Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2008 г.). Принят Государственной Думой 22 мая 1998 г. // Российская газета. N 121. 30.06.1998; Собрание законодательства РФ. 29.06.1998. N 26. Ст. 3009.

- для предупреждения незаконных свалок из древесных остатков при вырубке леса необходимо контролировать исполнение ч. 8 главы I, а также ч. 60 - 61 главы III Приказа МПР от 16 июля 2007 г. N 184 "Об утверждении Правил заготовки древесины" <9>;

<9> Об утверждении Правил заготовки древесины: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. N 184 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.11.2007. N 48.

- соблюдение главы VI, ч. 39, п. "е", Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 <10>;

<10> Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 // Собрание законодательства РФ. 09.07.2007. N 28. Ст. 3431.

- соблюдение положений глав VIII - IX Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 <11>.

<11> Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 // Российская газета. N 147. 11.07.2007; Пожарная безопасность (журнал). 2007. N 4; Собрание законодательства РФ. 09.07.2007. N 28. Ст. 3432.

К тому же, по нашему мнению, при неисполнении или ненадлежащем исполнении перечисленных требований законодательства должен быть наложен определенный вид ответственности за несоблюдение:

- положений: ст. 8.7 "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв", ст. 8.11 "Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр", ст. 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов", ст. 8.31 "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах", ст. 8.25 "Нарушение правил использования лесов", ст. 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о необходимости внесения предложения о дополнении ч. 5.1 ст. 21 словами следующего содержания: "а также соответствуют требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениям: ч. 8 главы I, частей 60 - 61 главы III Приказа МПР от 16 июля 2007 г. N 184 "Об утверждении Правил заготовки древесины", главы VI, ч. 39, п. "е", Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414, глав VIII - IX Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, ст. 8.7, 8.11, 8.13, 8.25, 8.31, 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вред, который наносят указанные действия, приводит, в большинстве случаев, к значительному снижению защитного статуса данной категории лесов. На практике это выражено значительным сокращением их площади.

Так, анализ показателей государственного лесного контроля и надзора в отношении числа незаконного захвата и строительства на территории Хабаровского края за 2007 - 2010 гг. составил соответственно <12>: в 2007 г. - 250 единиц, в 2008 г. - 150 единиц, в 2009 г. - 350 единиц, в 2010 г. - 380 единиц (фото 1, 2, 3, 4).

<12> Государственный лесной контроль и надзор в Хабаровском крае. Итоги за 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.Khabkai.ru/invest2.nsf/Generai/ru.

Фото 1. Незаконный захват и застройка лесного участка

Рисунок не приводится.

Фото 2. Незаконное размещение объектов капитального

строительства на участке леса, расположенного

в водоохранной зоне

Рисунок не приводится.

Фото 3. Незаконное огораживание участка леса с последующей

целью его застройки или проведения незаконной рубки

Рисунок не приводится.

Фото 4. Незаконный захват и застройка лесного участка,

расположенного на землях населенного пункта

(городского леса). Проведение несанкционированной

(разорительной) сплошной рубки и захламление леса

древесными остатками при заготовке древесины в виде

повреждений деревьев, оставленных при выборочных рубках

и рубках ухода за лесами, как последствия незаконного

захвата и застройки городских лесов

Рисунок не приводится.

Защитные леса, согласно положениям ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ <13>, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. Таким образом, использование таких лесов должно соответствовать указанным целям. Незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов является деятельностью, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

<13> Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2010 г.): принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г. // Российская газета. N 277. 08.12.2006; Собрание законодательства РФ. 11.12.2006. N 50. Ст. 5278; Парламентская газета. N 209. 14.12.2006.

Следует отметить, что действующее законодательство как раз содействует развитию и процветанию данного преступления. Так, Лесной кодекс РФ не содержит запрета на "незаконный захват и застройку лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях". По нашему мнению, такой грубейший пробел в законе приведет к полному исчезновению данной категории лесов.

Тогда как в отношении, к примеру, других категорий защитных лесов Лесным кодексом наложен строгий запрет на:

размещение объектов капитального строительства:

- на заповедных лесных участках (п. 5 ч. 2 ст. 107);

размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений:

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах (п. 5 ч. 1 ст. 104);

- в ценных лесах (ч. 1.1 ст. 106);

- на особо защитных участках лесов (п. 3 ч. 2.1 ст. 107);

размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений:

- в лесопарковых зонах (п. 5 ч. 3 ст. 105);

- в городских лесах (ч. 5.1 ст. 105, п. 5 ч. 3 ст. 105);

размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов:

- в зеленых зонах (п. 3 ч. 5 ст. 105);

создание и эксплуатацию лесных объектов:

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах (п. 4 ч. 1 ст. 104).

По нашему мнению, для предупреждения незаконного захвата и застройки защитных лесов и особо защитных участков лесов необходимо:

отрегулировать на законодательном уровне институт ответственности (административной и уголовной) за "незаконный захват под застройку защитных лесов и особо защитных участков лесов".

Особое место для регулирования проблемы незаконного захвата под застройку защитных лесов имеют нормы, регулирующие охрану защитных лесов и особо защитных участков лесов. К числу таких комплексных законов, имеющих практическое значение, целесообразно отнести Уголовный кодекс РФ <14>, закрепляющий понятие экологического преступления и конкретные составы данного вида преступлений; Кодекс РФ об административных правонарушениях <15>, содержащий нормы об административной ответственности в области экологического пользования. По нашему мнению, для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы конкретный состав правонарушения и мера ответственности за него были установлены либо в Уголовном кодексе РФ, либо в Кодексе РФ об административных правонарушениях. В реальности же ни один из данных законов не отвечает требованиям надлежащей охраны защитных леса и особо защитных участков лесов от их незаконного захвата и застройки. Наличие такой пробельности в законодательстве является прямым свидетельством реального отсутствия законодательной базы на федеральном уровне для осуществления надлежащего регулирования мероприятий в защитных лесах, с целью - предупреждения в них правонарушений. Такое упущение может привести к полному разорению и уничтожению данных лесов. На практике это выражается в значительном сокращении их площади и в снижении их защитного статуса.

<14> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 7 марта 2011 г.): принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954; Российская газета. N 113. 18.06.1996; N 114. 19.06.1996; N 115. 20.06.1996; N 118. 25.06.1996.

<15> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 21 апреля 2011 г.): принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; Российская газета. N 256. 31.12.2001; Парламентская газета. N 2 - 5. 05.01.2002.

С учетом изложенного предлагается внести следующие дополнения и изменения в действующие законодательные нормативно-правовые акты:

Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ:

- ч. 1 ст. 103. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях:

дополнить словами: "В лесах, перечисленных в ч. 1 настоящей статьи, запрещается размещение объектов капитального строительства".

- ч. 5.1 ст. 21 Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры:

дополнить словами следующего содержания: "а также соответствуют требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениям: ч. 8 главы I, ч. 60 - 61 главы III Приказа МПР от 16 июля 2007 г. N 184 "Об утверждении Правил заготовки древесины", главы VI, ч. 39, п. "е", Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных, Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414, глав VIII - IX Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417", ст. 8.7, 8.11, 8.13, 8.25, 8.31, 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Федеральном законе от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую":

- убрать п. 3 ч. 1 ст. 11 следующего содержания: "размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов".

Данная норма закрепляет на "законных" основаниях уничтожение защитных лесов, ни во что не ставит конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) тем, что дает согласие "на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий в случае "размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов".

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ:

часть 1 ст. 8.1 Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов:

- дополнить пунктом 1.1 следующего содержания: "К экологическим требованиям в отношении защитных лесов и особо защитных участков лесов, относятся требования, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 105, п. 3 ч. 5 ст. 105 ЛК РФ, ч. 5.1 ст. 105 ЛК РФ; п. 5 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ, п. 1.1 ч. 1 ст. 106 ЛК РФ, п. 3 ч. 2.1 ст. 107 Лесного кодекса РФ";

пунктом 1.2 следующего содержания: "те же действия, указанные в ч. 1 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов",

- влекут предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ:

образовать статью под названием "Незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов".

Статья 263. Незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов

1. Незаконный захват и застройка защитных лесов и особо защитных участков лесов, если эти деяния совершены:

а) в отношении лесов, на которые не распространяется действие Лесного кодекса РФ (лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

б) в отношении защитных лесов и особо защитных участков лесов, переданных в аренду, только строго для таких видов деятельности, которые допускают строительство в этих лесах временных или постоянных объектов (п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации);

в) самовольно, т.е. без специальных разрешительных документов,

- наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей.

2. Если действия, перечисленные в п. "б", "в" ч. 1 настоящей статьи, повлекли за собой ограничение свободного и бесплатного пребывания граждан в защитных лесах,

- наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей.

Таким образом, целесообразно полагать, что принятие вышеуказанных мер будет способствовать сохранению защитных лесов и особо защитных участков лесов, представляющих собой важнейшее природоохранное достижение российского лесного хозяйства за всю историю его существования от "незаконного захвата и застройки" как деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.