Законодательное регулирование земельных отношений в западных республиках и областях СССР

(Казанцев Н. Д.) ("Экологическое право", 2008, NN 4, 5) Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАПАДНЫХ РЕСПУБЛИКАХ И ОБЛАСТЯХ СССР <*>

/"Экологическое право", 2008, N 4/

Н. Д. КАЗАНЦЕВ

Казанцев Н. Д. (1907 - 1971) - доктор юридических наук, профессор юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Возглавлял кафедру земельного и колхозного права названного факультета с 1954 по 1971 г.

...В своей законодательной деятельности по земельному вопросу прибалтийские советские республики шли по пути исторического Декрета "О земле" от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Руководствуясь кровными интересами трудового крестьянства и выражая волю всего трудового народа, Народные сеймы Латвии и Литвы 22 июля 1940 г., а Государственная дума Эстонии 23 июля 1940 г. специальными декларациями объявили всю землю с ее недрами, лесами и водами всенародным достоянием, т. е. государственной собственностью, и установили принцип и порядок обеспечения землей крестьян, ограничив землепользование нормой не свыше 30 га. Все излишки земли сверх этой нормы зачислялись в государственный земельный фонд, за счет которого и производилось наделение землей малоземельных и безземельных крестьян. С крестьян были сложены все выкупные платежи, которые были связаны с проведенной в Прибалтике прежней аграрной реформой. Вырывая с корнем помещичье землевладение и ограничивая кулацкое землепользование, эти Декларации обеспечивали неприкосновенность землепользования трудящихся крестьян и личной собственности на принадлежащие им средства производства и другое имущество. Декларации опровергли измышления врагов советской власти о том, что советская власть якобы намерена посягнуть на личную собственность трудящихся крестьян и принудительно навязать крестьянам организацию колхозов. "Всякие попытки посягнуть на личную крестьянскую собственность или навязать трудящимся крестьянам против их воли организацию колхозов будут строго караться ("решительно пресекаться" - по формуле декларации Государственной думы Эстонии. - Н. К.), как идущие во вред интересам народа и государства" <2>. -------------------------------- <2> "Известия" от 23 и 24 июля 1940 г.

Таким образом, указанные Декларации исходили из того, что наиболее рациональная форма ведения хозяйства - колхозы в данном случае не может быть навязана силой и что переход к коллективной форме землепользования и хозяйствования возможен только на базе добровольного членства как результат, вызванный к жизни кровными интересами самих трудящихся крестьян. Запрещение насаждать колхозы силой не означало запрещения строить колхозы на добровольных началах, а наоборот, предполагало строительство их на этой основе. По инициативе самих крестьян в первый же год советской власти в Прибалтике возникали простейшие формы коллективных хозяйств. Местные партийные и советские организации Латвии вначале в ряде случаев отказывали крестьянам, желавшим объединиться, в разрешении создавать коллективные хозяйства. Чтобы исправить эту ошибку на местах, СНК Латвийской ССР и ЦК КП(б) Латвии в Постановлении от 3 марта 1941 г. "О помощи бедняцким и середняцким хозяйствам" указали: "Считать неправильным и противоречащим интересам бедняцких и середняцких хозяйств, когда местные советские и партийные органы, ссылаясь на запрещение навязывать трудящимся крестьянам против их воли организацию колхозов, незаконно отказывают крестьянам в организации простейших видов кооперирования и взаимопомощи трудящихся крестьян на строго добровольных началах" ("Пролетарская правда" от 4 марта 1941 г.). Уездным и волостным исполкомам Советов депутатов трудящихся и уездным комитетам КП(б) Латвии указанным Постановлением было вменено в обязанность использовать существующие кооперативные машинные товарищества для организации супряги и совместной обработки земли по договоренности между отдельными крестьянскими хозяйствами. Конкретное проведение в жизнь принципов, провозглашенных указанными выше декларациями, осуществлялось в Латвии на основе Закона о земле, принятого Правительством 29 июля 1940 г., в Литве - на основе Закона о земле, принятого Постановлением Правительства 5 августа 1940 г., и в Эстонии - на основе Постановления СНК и ЦК КП(б) Эстонской ССР от 2 октября 1940 г. "О порядке наделения землей безземельных и малоземельных крестьян". В соответствии с Декларациями о земле, на основе указанных земельных Законов в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР были созданы государственные земельные фонды. За счет этих фондов было произведено наделение землей малоземельных и безземельных крестьян, а также обеспечены нужды государственных и общественных организаций. На базе некоторых крупных земельных владений были созданы советские хозяйства. В государственный земельный фонд, использованный для наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, а также для удовлетворения общественных нужд были переданы: 1) земли сельскохозяйственного назначения, принадлежавшие до установления советской власти государству и зачисленные затем в государственный земельный резерв; 2) земли помещиков; 3) земли церквей, приходов, монастырей и других религиозных учреждений и организаций; 4) та часть площади землевладельцев, которая превышала 30 га; земли врагов народа и спекулянтов землей зачислялись в государственный земельный фонд полностью; 5) земли, принадлежавшие до установления советской власти местным самоуправлениям и зачисленные органами советской власти в государственный земельный резерв. В Литовской ССР в государственный земельный фонд для наделения землей безземельных и малоземельных крестьян зачислялись также земли лиц, которые не занимались обработкой земли и имели другие источники существования. Исключительно допускалось в отношении усадеб и участков размером свыше 10 га, принадлежащих рабочим, мелким служащим, учителям, а также лицам, имеющим заслуги перед литовским народом. Термином "государственный земельный фонд" в земельном законодательстве прибалтийских советских республик обозначается только тот фонд свободных земель, который был образован и использован для наделения землей безземельных и малоземельных хозяйств, а также для удовлетворения других государственных и общественных надобностей, хотя в строгом смысле этого слова все земли в СССР, в том числе и в советских прибалтийских республиках, в чьем бы пользовании они ни находились, составляют единый государственный земельный фонд Союза ССР. Основные положения о разграничения компетенции СССР и входящих в него союзных республик по вопросу распоряжения и управления единым государственным фондом СССР даны в союзном законодательстве. В свое время компетенция Союза ССР в этом вопросе была определена ст. 2 Общих начал землепользования и землеустройства Союза ССР, а компетенция союзных республик - ст. 3 этого же Закона <3>. -------------------------------- <3> СЗ СССР. 1927. N 69. Ст. 642.

Согласно сталинской Конституции (п. "с" ст. 14) ведению Союза ССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежит "установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами", ведению же союзных республик - "установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами" (п. "п" ст. 19 Конституции РСФСР, УССР и соответствующие пункты Конституций других союзных республик). В Основных началах землепользования Союза ССР вопросу о разграничении компетенции Союза и союзных республик по распоряжению и управлению единым государственным земельным фондом Союза также должно быть отведено соответствующее место. Основной принцип советских земельных законов Латвии, Литвы и Эстонии в части, касающейся землепользования, сводится к тому, что право пользования землей имеет тот, кто ее обрабатывает. В Латвии земельные наделы мелких крестьянских хозяйств увеличились до 10 га. Новые хозяйства создавались также на площади размером до 10 га. Эта же норма для указанных категорий хозяйств была установлена и в Литовской ССР. При этом в литовском Законе о земле от 5 августа 1940 г. указывалось, что в местностях, расположенных близко от городов и местечек, указанная норма могла быть снижена до 50%. Что же касается деревенских ремесленников, которые не имели достаточных для прожития доходов от своего ремесла и частично занимались сельским хозяйством, то им земельные наделы предоставлялись в размере 2 - 3 га. В Эстонии малоземельным крестьянам надел увеличивался до 12 га, а если земля, входящая в надельный участок, была малоплодородной, надел мог быть увеличен до 15 га. Такая же норма земельного надела была установлена для безземельных хозяйств, получающих землю вновь. В результате проведения в жизнь земельного Закона в Латвии около 52 тыс. безземельных крестьян получили около 525 тыс. га земли и 23 тыс. крестьян получили прирезки земли площадью 75 тыс. га. В Литве к ноябрю 1940 г. было изъято у монастырей, церквей и крупных землевладельцев 585 тыс. га. Эта земля была передана в пользование 71 тыс. бывших батраков, безземельных и малоземельных крестьян и частично - государственным организациям. Всего в Литве в 1940 - 1941 гг. получили землю свыше 75 тыс. сельскохозяйственных рабочих и безземельных и малоземельных крестьян. Среди них было распределено около 400 тыс. га земли. В Эстонии 53 тыс. безземельных и малоземельных крестьян получили 555 тыс. га земли... ...Крупное землевладение было ликвидировано. Безземельные и малоземельные крестьяне получили достаточное количество земли для ведения трудового крестьянского хозяйства. Немецкие оккупанты, вторгшись в 1941 г. на территорию Латвии, Литвы и Эстонии, установили там свой "новый порядок" и в отношении земельного строя этих республик. Они оставили многие тысячи крестьян без земли и лишили всех преимуществ, какими они пользовались при советской власти. В г. Риге было создано специальное общество по управлению землей "Остланд", которое ставило своей задачей организацию хозяйств немецких колонистов. Значительная часть земли, отнятая у крестьян, попала в руки бывших немецких помещиков. Все совхозы были переданы немецким баронам и обществу "Остланд". По плану "Остланда" в Латвии из 300 тыс. крестьянских хозяйств должно было быть создано 25 - 30 тыс. немецких поместий. Такие же мероприятия проводились в других прибалтийских республиках... ...В приказе генерального комиссара Литвы фон Рентельн от 18 сентября 1941 г. было дано следующее распоряжение: "Новоселы и малоземельные крестьяне, получившие в пользование землю согласно Постановлению большевистского Совета Министров от 5 августа 1940 г., считаются утерявшими это право. Настоящее применяется также к лицам не немецкого происхождения, переселившимся из Германии. Земельные участки, предоставленные новоселам и переселившимся из Германии, передаются в управление тем, кому они принадлежали до отчуждения" <4>. -------------------------------- <4> Там же.

..."По неполным данным, только до осени 1942 г. в Литву было завезено из Германии 16300 семейств, не считая многочисленных владельцев различного рода сельских и городских торговых и промышленных предприятий" <5>... -------------------------------- <5> Там же.

...В 1944 г. Красная Армия выгнала немецких оккупантов из Прибалтики. В Латвии, Литве и Эстонии была восстановлена советская власть. Были восстановлены все права трудящихся, предоставленные им советской властью, в том числе и право на землю. На сессиях Верховных Советов, созванных на территории освобожденных советских республик Прибалтики, были приняты специальные Законы о возвращении крестьянам земли, отнятой у них немецкими захватчиками: в Литве - 31 августа, в Эстонии - 17 сентября и в Латвии - 8 октября 1944 г. Еще ранее этих Законов партийными и советскими республиканскими организациями были приняты меры к восстановлению советского земельного строя. Так, Президиумом Верховного Совета Латвийской ССР 7 сентября 1944 г. был издан Указ "Об изменении и дополнении Закона о земле от 29 июля 1940 г.". 7 же сентября 1944 г. было принято Постановление СНК Латвийской ССР и ЦК КП(б) Латвии "О мерах ликвидации последствий немецкой оккупации в сельском хозяйстве Латвийской ССР". Соответствующие меры законодательного порядка в этом отношении были приняты в Литве и Эстонии. Постановлено было также считать непрерывно действующим Закон о признании земли, ее недр, вод и лесов всенародным достоянием, т. е. государственной собственностью, и восстановить государственный земельный фонд, а также все нарушенные во время оккупации права безземельных и малоземельных крестьян и владельцев середняцких усадеб на землю, приобретенные на основании Декларации и Законов о земле 1940 г. В соответствии с указанным выше земельным законодательством 1944 г. в советских прибалтийских республиках был значительно расширен государственный земельный фонд для наделения землей безземельных и малоземельных, так как в него, кроме тех земель, которые были зачислены по Законам 1940 г., были включены: а) земли, бежавших с немецкими захватчиками врагов народа; б) отрезки от земель лиц, активно содействовавших немецким оккупантам; в) отрезки земель крестьян, площади участка которых превышают 20 - 30 га; г) земли, которые не подлежат возвращению бывшим владельцам; д) земли, оставшиеся без хозяев. Само собой разумеется, что земли немецких колонистов были зачислены в земельный фонд полностью. Расширение государственного земельного фонда за счет указанных земель дало возможность значительно увеличить земельные наделы безземельных и малоземельных крестьян по сравнению с тем, что было установлено в 1940 г. В Латвии это позволило увеличить наделы до 15 тыс. га, т. е. больше половины латвийских крестьян получило право на дополнительные прирезки земли. В Эстонии земельные наделы для названных категорий хозяйств установлены в размере от 12 до 18 га на каждое хозяйство в зависимости от качества земли и местонахождения надела. При установлении размера земельного надела принималось во внимание также участие получающих землю в борьбе против немецких оккупантов. Земельными законами прибалтийских республик установлено, что отобранная во время немецкой оккупации у безземельных и малоземельных крестьян земля подлежит передаче крестьянам. Им были также возвращены отнятые у них скот, сельскохозяйственный инвентарь и другое имущество. При возвращении земель незаконные владельцы обязаны были передать их законным землепользователям со всеми посевами. В том случае, если урожай был снят, устанавливалась его компенсация в натуре. Таким образом, захватившие с помощью немцев земли трудового крестьянства вместе с посевами, инвентарем и другим имуществом были обязаны в силу советских законов вернуть все это, чтобы нарушенные права трудового крестьянства были восстановлены полностью. Жилые и хозяйственные постройки, принадлежавшие колонистам, бежавшим с немецкими захватчиками, а также неиспользуемые постройки крупных землевладельцев были переданы партизанам, батракам, безземельным, малоземельным крестьянам, пострадавшим от немецкой оккупации. Для обеспечения мероприятий по возвращению земли в республиках были созданы центральные республиканские земельные комиссии, а в уездах и волостях - соответственно уездные и волостные земельные комиссии. Первой и основной задачей земельных комиссий являлось возвращение земли тем землепользователям, которые были наделены ею советской властью в 1940 и 1941 гг. и которая была отнята у них в период немецкой оккупации. Вместе с землей, как отмечено выше, возврату подлежал скот, инвентарь и другое имущество, отнятое у крестьян в период немецкой оккупации и в силу этого обстоятельства оказавшееся в распоряжении незаконных владельцев. В ходе возвращения земли крестьянам нередко приходилось встречаться с таким явлением, когда крестьяне просили не вернуть им ту землю, которую они получили в 1940 г., а наделить их новой, лучшей, которая осталась после бежавших с немцами врагов народа или за счет какой-либо свободной земли. Хотя действующее земельное законодательство не давало прямого ответа на этот вопрос, но, исходя из смысла закона, там, где это было целесообразно, необходимо было удовлетворить эти просьбы крестьян и они удовлетворялись, если к этому имелись возможности. Крестьяне часто просили не только вернуть им землю, полученную в 1940 г. от советской власти или заменить ее лучшей землей, но и увеличить надел земли. Поступали заявления и от лиц, которые вообще раньше не имели земли. Решение всех этих вопросов требовало знания размеров свободного земельного фонда каждой волости, хотя бы в основном. Задача была не из легких, хотя и вполне разрешимой. При решении ее нельзя было руководствоваться теми данными, которыми мы располагали в 1940 г. Нельзя было просто взять список лиц, наделенных землей в 1940 г., и возвратить им эту землю. В составе населения произошли существенные изменения. Для того чтобы определить свободный земельный фонд и затем правильно его использовать, необходимо было располагать данными об изменениях, происшедших в составе населения. Многие были угнаны в Германию и не вернулись в силу того, что погибли или были насильственно задержаны в западных зонах Германии. Произошло некоторое иное расселение батраков и безземельных крестьян, чем это было до войны. Когда их лишили земли, они выехали из пределов своих волостей с тем, чтобы укрыться от преследования, в поисках работы. После изгнания немцев часть их вернулась на старые места, а часть осталась на тех местах, где они поселились в период немецкой оккупации. Все это потребовало серьезной работы для того, чтобы правильно учесть и распределить земельный фонд. Непосредственно эта работа производилась земельными комиссиями. Осенью 1944 г. земельные комиссии приступили к практической деятельности. В результате проведения земельной реформы в Латвии 75 тыс. батраков и беднейших крестьян получили землю. В Литве у помещиков и кулаков было изъято более 1250 тыс. га земли. Более 50 тыс. безземельных и малоземельных литовских крестьян получили бесплатно в бессрочное пользование около 450 тыс. га земли, т. е. в среднем по 9 га на крестьянский двор. Кроме того, была произведена дополнительная прирезка земельных наделов более чем 36 тыс. малоземельным крестьянским хозяйствам. В Эстонии более 48 тыс. крестьянских хозяйств получили новые земельные участки и прирезки к старым. Прирезки за счет кулацких хозяйств проходили в условиях ожесточенной классовой борьбы. Кулацкие элементы всячески цеплялись за землю, пытаясь любыми средствами сохранить ее. При проведении земельных реформ в советских прибалтийских республиках выявился ряд серьезных недочетов. Далеко не везде благополучно обстояло дело с кадрами земельных комиссий и других земельных органов. Кое-где эти организации оказались засоренными классово чуждыми элементами и тормозили проведение в жизнь земельных реформ. В Резолюции IV Пленума ЦК КП(б) Литвы "О недостатках и задачах в области политической работы партийных организаций Литовской ССР" указывалось, что партийные и советские органы недооценивали политическое значение восстановления советского землепользования в кратчайший срок. В результате этого во многих волостях и селах земля, скот, сельскохозяйственный инвентарь, полученные до войны от советской власти малоземельными крестьянами и батраками и отобранные у них немецкими захватчиками, литовскими помещиками и кулаками, не были возвращены в установленные сроки их законным владельцам <6>. -------------------------------- <6> Советская Литва. 7 января 1945. N 3.

Далее, в этой же Резолюции было отмечено, что "партийные и советские организации пустили на самотек дело возврата земли трудовому крестьянству, не развернули широкой политической борьбы с целью организации решительного отпора кулацко-националистическим элементам, мало привлекали к работе по проведению в жизнь Закона "О ликвидации последствий немецкой оккупации в сельском хозяйстве" батраков, безземельных, малоземельных крестьян, слабо руководили работой уездных и волостных земельных комиссий, проявили нерешительность в деле изъятия излишков рабочего скота, инвентаря и обязательного закупа коров в кулацких хозяйствах, а также не приняли должных мер к преодолению саботажа и сопротивления со стороны кулачества и к ограждению трудящихся крестьян, получающих землю, от угроз и мести кулаков, в результате чего наделение батраков, безземельных, малоземельных и середняков, особенно пострадавших от немецкой оккупации, походит недопустимо медленными темпами" <7>. -------------------------------- <7> Там же.

Не везде поняли, что советские законы о земле можно успешно провести, только прочно опираясь в деревне на бедняков, действуя в тесном союзе с середняками и непримиримо борясь с кулачеством. Не везде достаточно ясно было усвоено, что наша политика в целом, в том числе и политика в деревне, является классовой. Большим недостатком в работе земельных комиссий было то, что несвоевременно отводили землю в натуре и не устанавливали точных границ землепользований. Очень сильно затянулся вопрос с выдачей трудящимся крестьянам актов на бессрочное и бесплатное пользование землей. В Латвийской ССР первые акты на бессрочное и бесплатное пользование землей были выданы трудовым крестьянам только в начале января 1945 г. А между тем это мероприятие имеет громадное значение, так как полученный на руки акт является для крестьянина реальным подтверждением того, что советская власть прочно обеспечивает его права на землю. К советским документам на землю крестьяне относятся с большим доверием и уважением. Достаточно указать на такой факт, что крестьяне при подаче в 1944 г. заявлений в земельные комиссии прилагали к ним часто те акты, которыми земля была закреплена за ними советской властью в 1940 и 1941 гг. Эти акты они бережно хранили в течение всего периода немецкой оккупации, хотя знали, что при обнаружении у них этих актов им грозит смерть или в лучшем случае немецкая каторга. Они хранили эти акты как святыню, как документ, который обеспечивал их права на землю, они верили в возвращение Красной Армии и в восстановление советского строя, в восстановление прав трудового народа. Согласно Конституциям Латвийской, Литовской и Эстонской ССР, "земля, занимаемая крестьянскими хозяйствами в пределах, установленных законом, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование" (ст. 9). В соответствии с законами о возвращении земли крестьянам, отнятой у них немецкими оккупантами во время оккупации, и руководствуясь ст. 9 Конституций, Правительства и ЦК КП(б) Латвии, Литвы и Эстонии приняли Постановления о выдаче крестьянам актов на бессрочное пользование землей. Так, например, СНК Эстонской ССР и ЦК КП(б) Эстонии 8 марта 1946 г. приняли Постановление "О выдаче крестьянам Эстонской ССР актов на бессрочное пользование землей" (Ведомости Эстонской ССР, 1946, N 18, стр. 139). Согласно этому Постановлению акт на бессрочное пользование землей крестьянами выдается всем крестьянским хозяйствам, имеющим земельные участки, не превышающие законные нормы. От землепользователей требуется правильное и рациональное использование предоставленной им земли. В первую очередь акты выдавались новоземельцам. Выдача акта сопровождалась землеустройством и нарезкой полей севооборотов. В процессе выдачи актов устранялись ошибки и извращения, допущенные во время проведения земельной реформы. В соответствии с Постановлением СНК Эстонской ССР и ЦК КП(б) Эстонии от 5 июня 1946 г., вынесенным в дополнение к Постановлению от 8 марта 1946 г., волостные исполкомы до выдачи актов на бессрочное пользование землей крестьянским хозяйствам обязаны контролировать в натуре состав каждого крестьянского хозяйства и законность землепользования и в случае обнаружения искажений земельной реформы незамедлительно вносить необходимые исправления. Земли, закрепленные по актам за крестьянскими хозяйствами, не могут быть у них изъяты иначе как в порядке, установленном в законе. Совет Министров Эстонской ССР и ЦК КП(б) Эстонии 18 июля 1947 г. вынесли специальное Постановление "О запрещении отчуждения земли и имущества в крестьянских хозяйствах, получивших акты на бессрочное пользование землей" (см.: Ведомости Эстонской ССР, 1947, N 20, ст. 183). Этим Постановлением установлено, что отчуждение и изъятие земель у крестьянских хозяйств, получивших акты на бессрочное пользование землей, местными органами власти может производиться только по постановлению Совета Министров Эстонской ССР. Отчуждение и изъятие построек, сельхозмашин, инвентаря и животных у крестьянских хозяйств, получивших акты на бессрочное пользование землей, местными советскими органами может производиться только по решению судебных органов на основе действующего законодательства. Изъятие актов на бессрочное пользование землей у крестьян, а равно внесение в них изменений и дополнений должны производиться только по постановлению Совета Министров Эстонской ССР по представлению Министерства сельского хозяйства. В этом же духе решаются указанные вопросы и в других прибалтийских советских республиках. Располагая всеми правами на землю, трудящиеся крестьяне как землепользователи несут и определенные обязанности. Земля, предоставляемая в бесплатное и бессрочное пользование трудящимся крестьянам, не может быть объектом купли-продажи и не может использоваться способами, запрещенными в законе. Земля должна использоваться трудящимися крестьянами, как и другими землепользователями, по прямому назначению. В п. 10 Постановления СНК и ЦК КП(б) Эстонской ССР от 2 октября 1940 г. "О порядке наделения землей безземельных и малоземельных крестьян" говорится, что "каждый трудящийся земледелец обязан хорошо возделывать землю, добиваться повышения ее плодородия путем применения лучших агрономических приемов, разводить породный и высокопродуктивный скот, а также возводить и содержать в порядке хозяйственные постройки". Такого же рода обязанности возлагают на землепользователей п. 7 латвийского Закона о земле от 29 июля 1940 г. и п. 14 литовского Закона о земле от 5 августа 1940 г. Выполнение всех установленных Законом обязательств перед государством является первейшей обязанностью крестьян как трудовых землепользователей. Действующее земельное законодательство Латвийской, Литовской и Эстонской ССР решает главные и исходные вопросы, а именно: а) об объявлении земли государственной собственностью, то есть всенародным достоянием; б) о праве трудящихся крестьян на бессрочное и бесплатное пользование землей; в) о восстановлении нарушенных немецкими оккупантами земельных прав трудового крестьянства и советского земельного строя в целом; г) о размере крестьянских земельных наделов. Кроме того, действующее земельное законодательство устанавливает некоторые основные обязанности крестьян как землепользователей после получения ими земли в бессрочное и бесплатное пользование. Однако это еще не значит, что законодательством охвачена вся совокупность земельных отношений, во всех их подробностях, как это было в свое время сделано Земельным кодексом РСФСР и земельными кодексами других союзных республик, а также законодательством, дополняющим эти кодексы. Эта неполнота земельного законодательства отмечается в самих земельных законах прибалтийских советских республик. Так, например, в ст. 9 Закона о земле Латвийской ССР от 29 июля 1940 г. указывается, что "этот Закон не распространяется на землю в административных пределах городов, о которых будет издан особый закон". Примерно такое же положение зафиксировано в ст. 23 Постановления СНК и ЦК КП(б) Эстонской ССР от 2 октября 1940 г. "О порядке наделения землей безземельных и малоземельных крестьян". Но и о землях сельскохозяйственного значения нельзя сказать, что их правовое положение полностью определено действующим законодательством. Видимо, необходимо будет более подробно, чем это имеет место в действующем земельном законодательстве прибалтийских республик, определить права и обязанности землепользователей, порядок раздела крестьянских дворов, а также меры против измельчения крестьянских дворов и против фиктивных их разделов. Необходимо более подробно предусмотреть меры, способствующие переходу к коллективным формам землепользования. Необходимо также в соответствии с действующим законодательством СССР конкретизировать такие вопросы, как ответственность за использование земли не по назначению, основания, условия и порядок прекращения землепользования, порядок защиты прав землепользователей, если эти права кем-либо неосновательно нарушаются, порядок разрешения земельных споров, земельной регистрации и землеустройство, а также переселение из малоземельных районов. Все эти вопросы могут получить разрешение в основном земельном законе каждой из республик. Но нельзя ли временно распространить действие Земельного кодекса РСФСР на прибалтийские республики, как это сделано с другими кодексами? <8> -------------------------------- <8> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1940 г. "О временном применении уголовного, гражданского и трудового законодательства РСФСР на территории Латвийской, Литовской и Эстонской Советских Социалистических Республик" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. N 46.

На этот иногда задаваемый вопрос следует ответить отрицательно. Законодатель не пошел по этому пути. На территории РСФСР, как правило, применялась общинная форма землепользования, в прибалтийских же республиках, как правило, имеется участковая форма. В силу уже одного этого обстоятельства из 226 статей Земельного кодекса РСФСР 109 оказались бы неприменимыми. Непригодны для регулирования земельных отношений в Прибалтике и те статьи Земельного кодекса РСФСР, которые в свое время регулировали отношения по аренде земли. Раздел Земельного кодекса РСФСР "О мерах против измельчания хозяйств (дворов)" предусматривает, в частности, недробимость хуторских и отрубных хозяйств (ст. 86), что для условий советской Прибалтики едва ли приемлемо. Кроме того, в условиях советской Прибалтики по сравнению с Земельным кодексом РСФСР нужны новые законодательные нормы, направленные против уже имеющейся практики фиктивных разделов крестьянских дворов. Однако несомненно, что из Земельного кодекса РСФСР многое может быть использовано при выработке основных правил землепользования для прибалтийских советских республик. В частности, могут быть использованы статьи, определяющие правовое положение крестьянского двора, а также статьи, регулирующие вопросы землеустройства, и некоторые другие. В настоящее время идет работа над проектом Закона "Основные начала землепользования Союза ССР". После того как этот проект будет принят Верховным Советом СССР и станет законом, на основе его развернется законодательная деятельность в союзных республиках, в том числе и в советских прибалтийских республиках. Какие же основные вопросы должны быть включены в земельные законы советских прибалтийских республик, учитывая их особенности? В земельных законах указанных республик в соответствии с действующим законодательством СССР и Конституциями этих республик должно быть записано, что государственная собственность на землю, утверждавшаяся в результате отмены частной собственности на землю и установления национализации земли, является основой земельных отношений в этих республиках, как и всюду в СССР. Необходимо предусмотреть меры, направленные к обеспечению незыблемости государственной собственности на землю. Далее необходимо предусмотреть права и обязанности всех категорий землепользователей. В земельных законах советских прибалтийских республик должно быть предусмотрено землепользование совхозов, МТС, машинно-конно-прокатных пунктов, коллективных хозяйств (артелей, тозов, сельскохозяйственных кооперативных товариществ), крестьян-единоличников, а также землепользование рабочих и служащих (коллективные и индивидуальные огороды, приусадебные участки, служебные наделы и т. д.). Далее соответствующее место должно быть уделено городским землям, землям специального назначения, свободному государственному земельному запасу. Само собой разумеется, что в земельные Законы указанных республик должны быть включены такие вопросы, как землеустройство, мелиорация и переселение, вопросы государственной записи землепользователей (земельная регистрация) и вопросы о порядке рассмотрения земельных споров. В земельных Законах советских прибалтийских республик особое место должны занять меры, облегчающие переход от единоличных хозяйств к коллективным хозяйствам...

/"Экологическое право", 2008, N 5/

...Одним из самых волнующих вопросов в Западной Белоруссии был земельный вопрос... ...В Декларации Народного собрания Западной Белоруссии "О конфискации помещичьих земель", принятой единогласно на заседании 30 октября 1939 г., записано, что "Белорусское Народное собрание, руководствуясь кровными интересами трудовых крестьян и выражая волю всех трудящихся масс, провозглашает на территории Западной Белоруссии конфискацию без всякого выкупа помещичьих земель, земель монастырей, земель крупных государственных чиновников со всем их живым и мертвым инвентарем и усадебными постройками. Отныне вся земля в Западной Белоруссии с ее недрами, а также леса и воды объявляются общенародным достоянием, то есть государственной собственностью". Народное собрание Западной Белоруссии в разрешении земельного вопроса пошло по тому пути, который был указан во всемирно историческом документе Великой Социалистической революции - в Декрете "О земле" от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Сразу же после освобождения западных областей Белоруссии в них по инициативе крестьян-бедняков и середняков были созданы крестьянские комитеты, которые возглавили борьбу крестьян за захват помещичьих земель, земель монастырей и крупных государственных чиновников и передачу этих земель в пользование трудящихся крестьян. Эти мероприятия крестьянских комитетов Народное собрание Западной Белоруссии утвердило. Оно одновременно призвало трудовое крестьянство к строжайшей охране бывших помещичьих имений, построек, инвентаря и лесов, являющихся собственностью народа, от порчи и расхищения. Право распоряжения помещичьей землей и имуществом предоставлялось только крестьянским комитетам. В Декларации было зафиксировано положение о том, что "землей должен пользоваться тот, кто трудится на ней, кто сам обрабатывает землю"... ...В результате земельных преобразований, проведенных советской властью в западных областях Белоруссии, в течение первого года свободной жизни между батраками, бедняками и середняками было распределено 439 тыс. га пахотной земли, принадлежавшей ранее помещикам и осадникам <2>. -------------------------------- <2> См.: газета "Советская Белоруссия". N 177 от 16 сентября 1945 г.

Но для того, чтобы вновь наделенные землей крестьяне могли ее обрабатывать и хозяйствовать на ней, необходимо было оказать им помощь, и Советское государство оказало ее. 14 тысяч батраков и бедняков получили лошадей и 33 500 хозяйств получили коров. В западных областях Белоруссии было организовано 101 МТС с парком в 950 тракторов, 1590 автомашин, 300 сеялок, 843 тракторных плуга, 438 культиваторов, 300 сложных молотилок. Опираясь на опыт социалистического строительства в СССР, наиболее передовые крестьяне - батраки, бедняки и середняки - уже в первый год существования советской власти начали добровольно объединяться в коллективные хозяйства <3>. -------------------------------- <3> См.: газета "Советская Белоруссия". N 24 от 2 февраля 1947 г.

Созданы были образцовые государственные хозяйства - совхозы... ...На 1 августа 1947 г. было организовано 207 колхозов, объединивших 5000 хозяйств и имевших в своем распоряжении более 50 тыс. га земли <4>. -------------------------------- <4> Газета "Советская Белоруссия". N 185 от 16 сентября 1947 г.

* * *

До освобождения в Западной Украине проживало около 8 млн. украинцев, из которых 90% составляли крестьяне. Малоземелье и безземелье было их постоянным спутником. Из общего количества 1350 крестьянских хозяйств 60% имели наделы менее 2 га, а 20% - от 2 до 5 га. Количество безземельных крестьян составляло 200 тысяч. В руках бедноты и середняков было сосредоточено только 12 - 13% общего количества земли. Вся остальная земля принадлежала помещикам и осадникам... ...Народное собрание Западной Украины этот вопрос разрешило коренным образом. В Декларации Народного собрания Западной Украины "О конфискации помещичьих земель", принятой единогласно на заседании 28 октября 1939 г., записано следующее: "В полном соответствии с волей и стремлениями трудящихся Западной Украины, охраняя их кровные и жизненные интересы, следуя примеру народов Советского Союза, Украинское Народное собрание провозглашает на территории Западной Украины конфискацию земель помещичьих, монастырских и крупных государственных чиновников со всем их живым и мертвым инвентарем и усадебными постройками". Народное собрание утверждает отобрание помещичьих земель без выкупа через крестьянские комитеты, под руководством временных управлений, и передачу их в пользование трудового крестьянства. Вопрос о землях "осадников" решают крестьянские комитеты. Отныне вся земля Западной Украины с ее недрами, все леса и реки объявляются всенародным достоянием, т. е. государственной собственностью... ...В Декларации указывалось, что только крестьянские комитеты вправе распределить помещичью землю и распорядиться бывшим помещичьим имуществом... ...В 1940 г. была освобождена Бессарабия. Из Бессарабских районов в Украинскую ССР были включены Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды, т. е. в соответствии с принципами национальной политики Советского государства были учтены интересы значительной по численности массы украинского населения, проживающего компактными массами в этих районах Бессарабии, прилегающих территориально к Украинской ССР. В этих районах земельный вопрос также был решен в соответствии с общей политикой советской власти. Советская власть не только дала землю крестьянам, но и создала условия для хозяйствования на этой земле. Безлошадным и бескоровным была оказана помощь лошадьми и коровами. Были созданы МТС, которые по договорам обслуживали крестьянские хозяйства. Уже в первый год существования советской власти в западных областях Украины стали возникать коллективные хозяйства, организуемые батраками, наиболее передовыми крестьянами - бедняками и середняками. Накануне Великой Отечественной войны в западных областях Украинской ССР имелось 2866 колхозов, в которых было объединено 205 тыс. крестьянских дворов. Поля колхозов и индивидуальных крестьянских хозяйств обрабатывали 225 машинно-тракторных станций <5>. -------------------------------- <5> "Социалистическое земледелие" от 11 апреля 1948 г.

Созданы были образцовые государственные хозяйства-совхозы. В целях ограничения землепользования кулачества в западных областях Украинской ССР были установлены предельные нормы землепользования на один крестьянский двор в зависимости от областных и районных условий... ...После освобождения Красной Армией западных областей Украины в них было восстановлено действие советских законов, в том числе было восстановлено и действие советских земельных законов. Все изменения в землепользовании, произведенные в период немецкой оккупации, были отменены. Совнарком УССР и ЦК КП(б) Украины 7 мая 1945 г. было принято специальное Постановление "О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию хозяйства во Львовской, Станиславской, Дробычской, Тернопольской, Ровенской, Волынской и Черновицкой областях УССР на 1945 год" <6>. -------------------------------- <6> Опубликовано в газете "Правда Украины" от 9 мая 1945 г.

Этим Постановлением было вменено в обязанность местным советским и партийным органам закончить возвращение трудящимся крестьянам земли, которая была отобрана немецкими захватчиками, и выдать до 1 июня 1945 г. крестьянам, получившим землю, "выписку из земельной книги регистрации трудового крестьянского землепользования"... ...После освобождения западных областей от немецко-фашистских захватчиков эта земля крестьянам вновь возвращена в количестве 513 тыс. га. Этой землей наделены 354 тыс. крестьянских хозяйств <7>. -------------------------------- <7> "Правда Украины" от 30 января 1946 г.

Уже в 1945 г. в западных областях УССР были восстановлены все существовавшие до войны МТС. В 1945 г. МТС обслуживали 161 колхоз и оказали производственную помощь тракторными работами более чем 60 тыс. крестьянских хозяйств. МТС оказали также техническую помощь крестьянам в ремонте сельскохозяйственного инвентаря <8>. -------------------------------- <8> "Правда Украины" от 30 января 1946 г.

Указанным выше Постановлением от 7 мая 1945 г. была предусмотрена организация земельных обществ в селах. Задачей земельных обществ является упорядочение землепользования и введение общественных севооборотов, внедрение агротехнических мероприятий, организация случных пунктов, пользование пастбищами, прудами, общественными лесами и другими угодьями. Правовой режим земельных обществ в западных областях Украины был определен Примерным уставом земельного общества, изданным Наркомземом УССР в 1945 г... ...В 1947 г. в западных областях УССР было около 8 тыс. земельных обществ. Земельные общества, руководствуясь своим уставом, провели большую работу по упорядочению общественных пастбищ, прудов, по постройке и ремонту мостов, дорог и осуществили другие мероприятия. 23 октября 1945 г. было опубликовано Постановление Совнаркома УССР "О неотложных мерах по хозяйственному устройству и работе среди украинского населения, прибывшего из Польши на территорию Украинской ССР" <9>. -------------------------------- <9> Правда Украины. N 209 от 23 октября 1945 г.

Согласно этому Постановлению в западных областях УССР до 15 ноября 1945 г. должны были быть наделены землей все прибывшие переселенческие семьи. Земельный надел переселенцев по своим размерам не должен превышать среднюю земельную обеспеченность на двор, которая имеется в данном селе или районе. Наделение землей в западных областях УССР переселенцев должно было быть произведено не позднее чем через десять дней после их прибытия. В ноябре 1944 г. впервые в многовековой истории народа Закарпатской Украины собрался I съезд народных комитетов. Выражая волю и чаяния всего народа, съезд постановил воссоединить Закарпатскую Украину со всей Родиной - Советской Украиной и просить Верховный Совет УССР и Верховный Совет СССР включить Закарпатскую Украину в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Вековая мечта народа Закарпатской Украины сбылась. Он воссоединился с Советской Украиной. В июне 1945 г. по договору между СССР и Чехословацкой Республикой Закарпатская Украина воссоединилась с Украинской ССР. Народная рада, избранная на I съезде народных комитетов, приступила к строительству новой жизни в Закарпатской Украине. Земля и леса, так же как фабрики и заводы, были конфискованы в пользу народа. Земельная реформа, проведенная весной 1945 г., позволила наделить землей 42 686 безземельных и малоземельных хозяйств <10>. Безземельным и малоземельным крестьянам было передано бесплатно 59 200 га земли. Крестьянам была оказана помощь семенами. Уже в 1946 г. в Закарпатской области были созданы 9 МТС. По примеру других западных областей Украины в селах Закарпатской области решено организовать земельные общества <11>... -------------------------------- <10> См.: "Правда Украины" от 30 октября 1945 г. <11> См.: "Правда Украины" от 26 июля 1946 г.

...Постановление СНК УССР и ЦК КП(б) Украины от 7 мая 1945 г. обязывало местные советские и партийные органы уделить особое внимание организационно-хозяйственному укреплению колхозов, оказывая им помощь в организации хозяйства, в проведении полевых работ, в развитии садоводства, животноводства, птицеводства. Это же Постановление обязывало местные советские и партийные органы "всемерно поддерживать инициативу бедняцко-середняцких хозяйств, которые хотят объединиться в колхозы, оказывая им всестороннюю организационную и производственную помощь" <12>. -------------------------------- <12> "Правда Украины" от 9 мая 1945 г.

В западных областях Украины на 1 января 1946 г. было организовано 177 колхозов, объединяющих 5293 крестьянских двора <13>. -------------------------------- <13> "Правда Украины" от 30 января 1946 г.

В этих же областях на 1 января 1947 г. было 507 колхозов, объединяющих 33 тысячи крестьянских дворов... ..."Уже в начале 1948 года в этих областях число колхозов достигло свыше 2 тыс., объединяющих 180 тыс. хозяйств. Только за полгода (осенью 1947 и зимой 1948 г.) в этих областях было организовано 1028 колхозов" <14>... -------------------------------- <14> Хрущев Н. С. Партийные организации Украины в борьбе за новый подъем сельского хозяйства. Госполитиздат, 1948. С. 74.

* * *

...При рассмотрении земельных отношений в Бессарабии следует иметь в виду, что до оккупации Бессарабии румынскими войсками в ней была проведена земельная реформа. Декрет "О земле" от 26 октября (8 ноября) 1917 г. в Бессарабии проводился в жизнь повсеместно революционным путем самими крестьянскими массами. Наивысшего развития аграрная революция в Бессарабии достигла в декабре 1917 г. Бессарабские крестьяне сами, под руководством сельских комитетов, организованно революционным путем производили экспроприацию помещичьих земель и инвентаря и осуществляли их раздел между крестьянами. Оккупировав Бессарабию, румынская военщина и бояре стали отнимать у крестьян землю и передавать ее в руки помещиков и кулаков - переселенцев... ...Так называемая аграрная реформа, проводившаяся румынскими оккупантами в Бессарабии с 1919 по 1924 г., называлась официально "экспроприацией" крупной земельной собственности и "наделением" крестьян землей. На самом же деле это было изъятие земли у крестьян, полученной на основе Декрета "О земле" от 26 октября 1917 г., и предоставление этой земли помещикам. Та земля, которую не удалось отнять у крестьян вследствие сильного сопротивления их оккупантам, считалась находящейся во "временном пользовании", за что взималась особая плата. Эта плата в 1921 - 1922 гг. достигла 130 млн. лей, или до 25 млн. золотых рублей. Эта плата явилась одним из способов ограбления бессарабского крестьянства. Значительная часть бывших помещичьих земель в Бессарабии перешла в собственность румынского государства, так как румынские власти в одних случаях не решались возвращать землю старым владельцам, чтобы не вызвать сильных крестьянских волнений, в других - руководствовались соображениями шовинистического порядка, так как многие крупные бессарабские помещики были по национальности русскими или украинцами <15>... -------------------------------- <15> Дольник А. Бессарабия под властью румынских бояр (1918 - 1940 гг.). Госполитиздат, 1945. С. 58 - 69.

...В результате предпринятых Советским Союзом мер дипломатического порядка 28 июня 1940 г. Бессарабия была освобождена от ига румынских захватчиков. Таким образом, вопиющая несправедливость была устранена мирным путем. Вместе с освобождением Бессарабии к Советскому Союзу отошла та часть Буковины, население которой в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной общностью исторической судьбы, языка и национального состава. Верховный Совет СССР 2 августа 1940 г. принял Закон "Об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики". Идя навстречу пожеланиям как трудящихся Бессарабии, так и трудящихся Молдавской Автономной Социалистической Республики о воссоединении молдавского населения Бессарабии с молдавским населением Молдавской АССР и руководствуясь советским принципом свободного развития национальностей, Верховный Совет СССР постановил образовать союзную Молдавскую Советскую Социалистическую Республику. Из бессарабских районов в Молдавскую ССР не вошли только Хатинский, Аккерманский и Измалинский уезды, которые были включены в Украинскую ССР, то есть были учтены интересы значительного по численности украинского населения, проживающего компактными массами в этих районах Бессарабии, территориально прилагающих к Украинской ССР. Поскольку в Бессарабии до оккупации ее румынами действовал Закон "О земле" от 26 октября 1917 г., то после освобождения ее от румынского владычества в 1940 г. речь могла идти не об установлении национализации земли, а о восстановлении действия законов о национализации земли. Поэтому Президиум Верховного Совета СССР 15 августа 1940 г. издал Указ "О восстановлении на территории Бессарабии действия советских законов о национализации земли". Этим Указом было признано восстановленным с 28 июня 1940 г. на всей территории Бессарабии действие советских законов о национализации земли. Таким образом, в соответствии с Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., все земли Бессарабии с ее недрами, лесами и водами являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Этим же Указом Совнарком Украинской и Молдавской Республик было поручено "немедленно провести в жизнь на территории Бессарабии все мероприятия, связанные с передачей земли трудящимся крестьянам в бессрочное и безвозмездное пользование" <16>. -------------------------------- <16> Известия. N 189 от 16 августа 1940 г.

Уже на 5 октября 1940 г. наделено было землей 136 508 безземельных и малоземельных крестьян, между которыми было распределено 193 498 га земли <17>. -------------------------------- <17> Газета "Советская Молдавия". N 107 от 3 июня 1945 г.

В 1940 г. были установлены предельные нормы землепользования на один крестьянский двор по Бессарабии и Северной Буковине в зависимости от района. В соответствии с этим дополнительно разделу между трудящимися крестьянами подлежала часть земель, принадлежавших кулацким хозяйствам... ...В 1940 г. было распределено между крестьянами всего около 230 тыс. га бывшей помещичьей и кулацкой пахотной земли, 2343 га садов и виноградников, 71 тыс. засеянной земли и 20 тыс. голов скота <18>. -------------------------------- <18> Газета "Советская Молдавия". N 172 от 2 сентября 1945 г.

Задолженность крестьян банкам, ростовщикам, помещикам и румынскому государству была аннулирована. Крестьяне получили от советской власти семенную ссуду и машинную помощь МТС, которых было организовано 52, с наличием в них 1700 пятнадцатисильных тракторов <19>. -------------------------------- <19> Там же.

Постепенно началось объединение крестьян в коллективные хозяйства. В колхозы было объединено 15 850 крестьянских дворов <20>. -------------------------------- <20> Газета "Советская Молдавия". N 166 от 25 августа 1945 г.

В некоторых крупных землевладениях были созданы совхозы. В 1941 г. на территорию советской Бессарабии вторглись румынские и немецкие захватчики и лишили трудовое крестьянство земли. В период оккупации был возрожден помещичий строй. У батраков и бедняков отняли землю и заставили крестьян на основании Закона о мобилизации на работы в сельском хозяйстве работать пять дней в неделю на помещиков. В августе 1944 г. Молдавская Республика была полностью очищена Красной Армией от немецко-румынских захватчиков. Сразу же после освобождения Бессарабии в ней началась восстановительная работа. Были восстановлены советские порядки. Крестьяне получили землю, которой их лишили оккупанты. Совнарком Молдавской ССР и ЦК КП(б) Молдавии 8 января 1945 г. приняли Постановление "Об установлении предельных норм землепользования на один крестьянский двор по правобережью реки Днестра Молдавской ССР". Для проведения этого закона были созданы сельские, районные и уездные земельные комиссии. В результате деятельности этих комиссий было выявлено 4918 многоземельных хозяйств, излишки земельной площади которых составили 26 740 га <21>. Кроме того, были учтены земли бежавших за границу помещиков и кулаков. Таких земель оказалось 177 077 га. -------------------------------- <21> Газета "Советская Молдавия". N 107 от 3 июня 1945 г.

В то же самое время было выявлено 16 489 безземельных хозяйств и 97 168 малоземельных крестьян, обладающих земельными наделами от 1 до 3 га. Между 16 255 безземельными хозяйствами было разделено 34 704 га земли и 97 168 малоземельным крестьянам прирезано 168 882 га <22>. -------------------------------- <22> Там же.

В целом к осени 1945 г. более 150 тыс. безземельных и малоземельных крестьянских хозяйств получили в бесплатное пользование свыше 200 тыс. га земли, принадлежащей раньше помещикам и кулакам <23>. -------------------------------- <23> См.: газета "Советская Молдавия". N 172 от 2 сентября 1945 г.

Получившим землю вручены акты на право пользования ею. Таким образом, ликвидирована безземельность бессарабских крестьян. Но мало дать землю крестьянам. Нужно было сделать так, чтобы они могли хозяйствовать на этой земле. С этой целью батрацко-бедняцким и малоземельным хозяйствам была оказана помощь семенами и в обработке земли. Земли безлошадных хозяйств обрабатываются машинно-тракторными станциями. Кроме того, крестьяне получили долгосрочные кредиты на восстановление своих хозяйств. При проведении мероприятий советской власти по земельной реформе в Бессарабии имело место скрытое, а иногда и открытое сопротивление кулацких элементов. Так, например, в Комратском районе было 25 случаев захвата кулаками отрезанной у них земли <24>. -------------------------------- <24> См.: газета "Советская Молдавия". N 107 от 3 июня 1945 г.

При вмешательстве районных организаций права трудящихся крестьян на землю, захваченную у них кулаками, были восстановлены. При восстановлении советских земельных порядков в Бессарабии имели место случаи со стороны многоземельных крестьян, укрытия от земельных комиссий действительных размеров земельных участков, находящихся в их пользовании. Местные органы власти недостаточно разоблачили в процессе проведения земельных законов кулацкие махинации с землей. В результате создалось такое положение, что часть земли оказалась скрытой. В дальнейшем это положение пришлось выправлять. Получив землю и государственную помощь, трудящиеся крестьяне получили прочную основу для ведения своих хозяйств. Опыт работы МТС и другие мероприятия, проводимые советской властью, убедят постепенно всех трудящихся крестьян в необходимости перехода к более высокой форме ведения хозяйства - колхозам. Более передовые и сознательные элементы деревни из числа бедняков и середняков объединятся в коллективные хозяйства. По состоянию на 1 сентября 1948 г. на территории бывшей Бессарабии насчитывалось 450 артелей. В правобережных районах создано 84 МТС.

Название документа