К вопросу современной государственной концепции уголовно-правового противодействия преступности в лесном комплексе

(Селяков Н. А.) ("История государства и права", 2008, N 15) Текст документа

К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ

Н. А. СЕЛЯКОВ

В нормах, устанавливающих основы конституционного строя Российской Федерации, содержится положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории <1>. Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ (ст. 42), невозможно без эффективной защиты лесов, произрастающих на ее территории и определяющих экологическое равновесие в природе. Несмотря на то что на протяжении последнего столетия политика нашей страны была направлена на эффективную защиту природы от преступных посягательств, современное положение, по результатам деятельности правоохранительных, контролирующих органов и общественных объединений, свидетельствует о необходимости ее дальнейшего совершенствования и оптимизации. В своих выступлениях Президент РФ Д. А. Медведев неоднократно подчеркивает актуальность проблемы состояния окружающей среды для нашей страны на современном этапе <2>. В целом мировая практика показывает, что осознание реальности экологической катастрофы заставляет уделять экологическим проблемам все большее внимание: экологически безопасные проекты получают поддержку как со стороны общественности, так и со стороны государства. Подобная тенденция прослеживается и в законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которая в настоящее время рассматривает поправки в Лесной кодекс РФ и предлагает повысить штрафы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. -------------------------------- <1> См.: ст. 9 Конституции Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек. <2> Новая газета. 2008. 18 июня.

Концептуальное решение данной проблемы заложено в новом Указе Президента РФ "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" <3>, в котором подчеркивается необходимость в 2008 - 2009 гг. принять меры, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт; обеспечить переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Помимо этого, планируется подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных законов, направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях стимулирования перехода на энергосберегающие и экологически чистые технологии. Таким образом, проблемы, связанные с экологической сферой, приобретают общеобязательный, публичный характер, а государство, в лице Президента Российской Федерации, выступает в качестве гаранта, обеспечивающего соблюдение, исполнение, возможность использования и применения соответствующих предписаний. По данным статистики, в последнее время имеет место стабильный рост экологических преступлений в лесном комплексе Российской Федерации. С 2003 по 2007 г. рост количества зарегистрированных экологических преступлений в РФ составил 33,2% <4>. Эмпирические данные свидетельствуют, что в последние годы в стране произошел значительный рост посягательств, связанных с незаконным завладением лесными ресурсами, а способы их совершения приобретают все более изощренный и замаскированный характер. Если в 2003 г. в стране было зарегистрировано 10654 преступления, предусмотренных ст. 260 УК РФ, то в 2007 г. их число составило уже 16286, т. е. количество данных правонарушений за это время выросло в 1,5 раза (на 52,8%) при ежегодном темпе прироста в среднем на 11,2%, а в Архангельской области за тот же период количество таких преступлений возросло в 4,6 раза <5>. Ежегодный ущерб, причиняемый экономике страны от криминальных лесозаготовок, исчисляется миллиардами рублей <6>. Лесное браконьерство в России по степени общественной опасности превосходит многие преступления против собственности и экономические преступления. В идеале в институте природоохраны должны быть связаны интересы личности, общества, государства, соединенные в единый экологический интерес России, на что указывает член-корреспондент РАН В. И. Данилов-Данильян, возглавлявший природоохранные ведомства с 1991 по 2000 г. <7>. -------------------------------- <3> Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" // Российская газета. 2008. 7 июня. <4> Главный информационно-аналитический центр МВД России. 2007 г. // Деловой Петербург. 2007. 23 окт. <5> Данные ИЦ УВД Архангельской области за 2007 г. Доклад нач. УВД Архангельской области С. Н. Козлова по итогам работы ОВД Архангельской области за 2007 г.: решение коллегии УВД КУ-2 от 11 января 2008 г. // Вестник УВД АО. 2008. 25 янв. <6> Травина И. Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4. <7> Новая газета. 2008. 18 июня.

Лес - это объединенный единым ходом естественных процессов комплекс древесной, кустарниковой, травянистой растительности, соответствующих им почвы, климата, животного мира, где основное место принадлежит древостоям, представляющий собой экологическую систему (лесной биогеоценоз), оказывающий благоприятное влияние на жизнь человеческого общества и удовлетворяющий разнообразные потребности людей. Лесной комплекс - это совокупность отраслей экономики и промышленности, занимающихся предпринимательской деятельностью по воспроизводству и защите лесов (лесное хозяйство), заготовкой, обработкой и переработкой древесного сырья (лесная промышленность). Для Архангельской области лесная промышленность является базовой отраслью экономики <8>. Однако результаты использования столь мощного ресурсного потенциала нельзя назвать удовлетворительными. Существование целого ряда объективных и субъективных факторов (экономические, социальные, правовые), создающих для лесного комплекса препятствия, приводят к снижению его рентабельности, что соответственно вызывает определенное обострение криминогенной ситуации в данной отрасли. -------------------------------- <8> Лесная и деревообрабатывающая промышленность составляют в совокупности 50% всей промышленности Архангельской области, тогда как машиностроение - 19%, электроэнергетика и топливная промышленность - по 10%, пищевая промышленность - 8% и 3% проч.

Новый Лесной кодекс придал лесу четко выраженное сырьевое, эксплуатационное значение <9>. Согласно ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе <10>. Это означает, что лес приобретает сугубо утилитарное значение наряду с движимыми вещами, деньгами, ценными бумагами, не требующими регистрации и в отношении которых невозможно ограничить права собственника. Как отмечают некоторые авторы, такой подход не соответствует сущности лесов, которые являются, по сути, ограниченным ресурсом наряду с землей, водными объектами и т. п. <11>. Приравнивание лесных насаждений к движимым вещам не учитывает общественные интересы и негативно скажется на обеспечении экологической функции лесов, а также повлечет рост преступности в лесном комплексе. Такой шаг отчасти возвращает нас в прошлое, когда было широко распространено так называемое природоресурсное право, которое рассматривало природные ресурсы как объект экономических отношений. Так, например, до XIX в. нормы об ответственности за посягательства на леса относились к посягательствам на собственность <12>. -------------------------------- <9> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ (с изм. от 13 мая 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278; 2008. N 20. Ст. 2251. <10> См.: Крассов О. И. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М.: Норма, 2007. <11> См.: Чураков Д. В. Новеллы в регулировании лесопользования. М., 2007. <12> См.: Уголовное право. Особенная часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. М., 2001.

Анализ криминогенной ситуации в сфере лесных отношений свидетельствует о ее обострении, в связи с чем необходимо признать квалифицирующим признаком цель сбыта при незаконной рубке лесных насаждений, что дает дополнительный критерий разграничения преступного посягательства от аналогичного административного правонарушения, и цели сокрытия другого преступления при совершении умышленного уничтожения или повреждения лесных насаждений. Следует более конкретно определить обстоятельства, разграничивающие рассматриваемые преступные посягательства от аналогичных административных правонарушений в зависимости от размера причиненного ущерба. Исходя из бланкетности диспозиций ст. ст. 260, 261 УК РФ, можно неверно истолковать непосредственный объект и предмет данного преступления, учитывая те обстоятельства, что в контексте ст. 260 УК РФ предмет преступления определяется только в зависимости от определения размера ущерба, причиняемого лесным насаждениям. Необходимо совершенствование законодательства в рамках определения конструкции объективной стороны состава преступления ч. 1 ст. 261 УК РФ как материальной, указав в качестве последствий ущерб в крупном размере. Причиненный ущерб в особо крупном размере при уничтожении или повреждении лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате иного негативного воздействия предлагается рассматривать в качестве квалифицирующего признака ст. 261 УК РФ. Критерием установления размера причиненного ущерба целесообразно использовать размеры ущерба, определенные в примечании к ст. 260 УК РФ, для чего предлагается в примечании к ст. 260 сделать ссылку и на ст. 261 УК РФ. Также, поскольку лианы признаются дендрологической разновидностью кустарников, нет необходимости в ст. 260 УК РФ в излишней конкретике предмета преступления. Ограниченность уголовно-правовой квалификации деяний в сфере лесных отношений в значительной степени определяется односторонней оценкой посягательств, предметом которых являются лесные насаждения сугубо в разрезе экологических либо имущественных и экономических преступлений. Понимание преступности в лесном комплексе целесообразно осуществлять в двух смысловых значениях: совершаемые в сфере лесных отношений и в сфере связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений имущественных отношений с учетом корыстного содержания и организованного характера преступлений. Основным направлением уголовно-правового противодействия преступности в лесном комплексе является профилактика. С учетом дуализма экологического и экономического характера преступлений, предусмотренных ст. ст. 260, 261 УК РФ, необходимо: усилить контроль и надзор со стороны правоохранительных органов за деятельностью отдельных лиц и организаций, непосредственно контролирующих лесозаготовительную деятельность; для пресечения неправомерного возмещения из бюджета НДС по экспорту древесины наладить тесное взаимодействие с таможенными органами; ввести обязательное лицензирование переработки и реализации лесопродукции, а также экспортных операций с лесоматериалами, ввести учет лиц, занимающихся заготовкой, реализацией и переработкой древесины; снизить квоты на экспорт необработанного леса любых пород и повысить таможенные пошлины на необработанные виды лесопродукции для стимулирования экспорта готовых материалов и изделий из древесины и привлечения инвестиций в лесной комплекс; с целью возврата валютной выручки, принять нормативные документы, в соответствии с которыми приостанавливается оформление последующих отправок на экспорт при непоступлении валютной выручки согласно условиям контракта, а также ввести обязательную предоплату за экспортируемый лес и уменьшить сроки поступления валютной выручки. Изучение проблемы эффективности применения уголовно-правовых норм в сфере охраны природы свидетельствует о низком уровне использования уголовно-правовых мер в борьбе за благоприятную окружающую среду, который не соответствует глобальности экологической проблемы. Мероприятия по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел в целом и подразделений криминальной милиции в частности, являются начальными в процессе их деятельности по профилактике и раскрытию преступлений и должны осуществляться непрерывно не только в рамках рассматриваемой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности, но и при определенных тактических условиях в рамках других форм. Это вызвано тем, что хотя факты, влияющие на криминогенную активность лиц, и устраняются в процессе раскрытия преступлений, но они вновь могут со временем проявляться либо взамен устраненных появляются новые. Изменяется и контингент лиц. Вместо тех, кто вследствие принятых к ним мер либо отказался от преступного поведения, либо привлечен к уголовной ответственности, появляются новые или же часть из них возобновляет свою преступную деятельность. В настоящее время в уголовно-правовом противодействии преступности в лесном комплексе наблюдается коллизия между принципами уголовного права: уголовно-правовая политика в этой области демонстрирует далеко не всегда оправданную гуманизацию ответственности лиц, виновных в совершении таких преступлений, что во многом способствует безнаказанности. Для правовой пропаганды добросовестного использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов ужесточение санкций, предусмотренных ст. ст. 260, 261 УК РФ, с учетом высокой общественной опасности данных деяний является обоснованным методом воздействия на девиантное поведение. Применение таких видов наказания, как штраф и исправительные работы, не всегда представляется возможным из-за особенностей личности и учета влияния назначенного наказания на членов семьи осужденного. Так, например, подавляющее число экологических преступлений в Архангельской области совершается жителями сельской местности, которые не имеют постоянных источников дохода. Таким образом, меры противодействия преступности в лесном комплексе должны быть направлены на решение следующих задач: необходимо расширить круг полномочий органов местного самоуправления в регионах для улучшения состояния законности в сфере лесопользования; следует рассмотреть вопрос, в целях специализации, о проведении учебы следователей, местом работы которых будет непосредственно выезд на объекты совершения незаконной рубки силами специалистов Управления Росприроднадзора и контроля Департамента лесного комплекса; на региональном уровне разработать план взаимодействия органов лесной охраны и внутренних дел для достижения наилучших результатов в области борьбы с лесным браконьерством; постоянно анализировать судебно-следственную практику по делам о лесонарушениях, совершенных и совершаемых не только на территории Архангельской области, но и других регионов страны; проводить совместные семинары следователей и работников лесного хозяйства в целях повышения профессионального уровня сотрудников; в целях проверки территорий лесных угодий задействовать возможности малой авиации и разработать комплекс мероприятий по рациональному и результативному противодействию преступлений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений, уничтожением или повреждением их, либо иного негативного воздействия. Высокий уровень латентности экологических преступлений, во-первых, создает психологическую обстановку безнаказанности данных преступлений, что, в свою очередь, поощряет лиц, совершающих преступления, продолжать и расширять свою преступную деятельность, во-вторых, если при раскрытых преступлениях причиненный материальный вред в значительной мере можно восстановить, то при скрытых такая возможность, как правило, отсутствует.

Название документа