Новые подходы к системе финансирования экологического менеджмента

(Оганесян С. В., Богданов С. В.) ("Налоги" (журнал), 2008, N 3) Текст документа

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

С. В. ОГАНЕСЯН, С. В. БОГДАНОВ

Оганесян С. В., кандидат экономических наук, доцент МИМЭО.

Богданов С. В., аспирант МИМЭО.

Для обеспечения эффективного управления охраной окружающей среды в Российской Федерации до сих пор не приняты проекты Федеральных законов "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", "Об экологическом контроле", "Об экологическом аудите в Российской Федерации", "Об экологическом страховании в Российской Федерации" и много других законов, которые должны войти в Экологический кодекс Российской Федерации. Кроме того, не создан отлаженный механизм разграничения полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, который также должен быть отражен в этом Кодексе. Для выполнения экологических законов и международных договоров в области охраны окружающей среды необходимы финансовые средства. Поэтому Экологический кодекс РФ должен включать в себя раздел "Финансирование экологического менеджмента", так как природоохранные мероприятия, а также мероприятия по ликвидации последствий катастроф в результате нарушения экологии и восстановления окружающей природной среды требуют огромных материальных затрат. В Европе и Америке на экологию выделяется в среднем порядка 100 долл. на человека в год, или 2450 руб. (на основе доклада Организации экономического сотрудничества и развития - OECD). При подготовке Сочи к Олимпиаде 2014 г. расходы на защиту экологии планируются в объеме 3 млрд. руб., что составит 20 руб. на человека. Не трудно посчитать их долю в расходной части бюджета РФ на примере 2007 г., которая составляет 5463,5 млрд. руб. Система финансирования экологического менеджмента должна быть четырехуровневой: - первый уровень - международный, управление на котором должно осуществляться посредством международной организации; - второй уровень - уровень государства в целом; - третий уровень - уровень отдельного региона; - четвертый уровень - уровень отдельного предприятия. Международный уровень управления охраной окружающей среды основывается на следующих теоретических предпосылках. Господствующая в мире и не подвергаемая сомнению стратегия неуклонного повышения экономического роста в условиях уже перегруженной Земли является абсурдной и самоуничтожающей для человечества в результате антропогенной перегруженности Земли. Антропогенная нагрузка - нагрузка (возмущение) на биосферу, оказываемая хозяйственной деятельностью человека. Она складывается из двух видов воздействия: биопотребление (потребляемая человеком биологическая продукция) и энергопотребление, охватывающее и отражающее все виды хозяйственной деятельности. В свою очередь, антропогенный предел земли - предельное значение антропогенной нагрузки, ниже которого биосфера Земли способна функционировать неограниченно во времени. Индекс антропогенной нагрузки показывает, во сколько раз плотность мощности антропогенной нагрузки в определенной стране или регионе больше плотности мощности антропогенной нагрузки всего человечества на континентальную часть биосферы. Индекс рассчитывается как отношение плотностей мощности от двух видов воздействия к площади определенного региона конкретной страны и для всей суши планеты (без Антарктиды). С финансовой точки зрения с каждой страны на планете учеными предлагается взимать ренту - определенное число, в котором содержится полная эколого-социально-экономическая характеристика страны и ее ответственность перед другими странами и биосферой. Рента с отдельной страны за пользование биосферой, предоставляющей человечеству среду обитания со стабильным климатом, - это такая же финансовая категория, как и квартплата за жилплощадь с водо-, тепло-, энергообеспечением. Рентное число - это количественное (численное) значение меры, отражающей как вклад страны в биосферу в виде предоставляемой территории, так и антропогенную нагрузку на биосферу в виде био - и энергопотребления. Рента будет тем больше, чем больше антропогенная нагрузка данной страны на биосферу. В табл. 1 представлены расчетные рентные числа и индексы антропогенной нагрузки 23 стран мира. В этом списке Россия, у которой индекс равен 0,76, а рентное число - 18,2, является преемником СССР.

Таблица 1. Обобщенные параметры стран с рентным числом более трех <*>

Отношение мощностей Индекс Рентное число энергобиопотребления антропогенной нагрузки

Мир 1,89 1,0

1. Япония 3,9 13,7 100,0

2. США 9,3 2,4 75,0

3. ФРГ 5,1 13,2 59,8

4. Индия 0,36 3,4 47,1

5. Великобритания 4,6 11,3 43,5

6. КНР 0,73 1,8 43,1

7. Сингапур 4,2 197,7 33,6

8. Нидерланды 5,7 25,4 30,7

9. Италия 3,5 7,5 23,4

10. Ю. Корея 2,1 11,7 18,9

11. СССР 5,9 0,76 18,2

12. Франция 4,5 4,8 18,2

13. ГДР 6,7 10,2 15,3

14. Бельгия 5,7 18,9 15,2

15. Бангладеш 0,13 8,6 13,5

16. Польша 3,9 5,3 11,9

17. Чехословакия 5,5 6,9 8,5

18. Индонезия 0,45 1,9 6,3

19. Румыния 4,0 4,3 6,1

20. КНДР 2,6 5,7 5,5

21. Испания 2,5 2,4 3,9

22. Швейцария 4,7 8,1 3,7

23. Пакистан 0,31 1,8 3,5

С учетом того, что с перестройкой резко уменьшилась площадь страны, рентное число и индекс будут значительно меньше. Рентное число отражает равенство всех стран перед биосферой и человечеством. Введение ренты за пользование биосферой, представляющей человечеству среду обитания со стабильным климатом, будет регламентировать взаимоотношения биосферы и общества. Это содержит дальнейшее экологическое разрушение биосферы, будет стимулировать разработку национальных моделей оптимального развития стран, встроенных и согласованных с моделью управляемой мировой системы. Без подобного универсального управляющего параметра невозможно организовать управление мировой экологической системой. Рентные деньги, поступающие от стран за пользование биосферой, в первую очередь должны выделяться на сохранение массивов девственной природы мира и направляться в страны, которые содержат такие массивы. Капиталистический способ хозяйствования связан только с ростом ВНП. Более того, капиталистический механизм умножения прибыли, капитала и материального богатства негативно воздействует на Землю и становится опасным для человечества. Следовательно, назрела необходимость разработки новых эффективных систем хозяйствования с учетом экологических последствий в мире от хозяйствующей деятельности человека. Поэтому необходим новый подход к проектированию промышленных производств, предложенный д. т.н., профессором А. И. Половинкиным (Половинкин А. И. Обретение высшего творчества - путь возрождения России. Волгоград: ВолгГТУ, 2005). В основе его методики проектирования технических и технологических систем лежит критерий благотворности, который равен отношению всего доброго и полезного (для природы, тела, души и духа), исходящего от системы в течение ее жизненного цикла, ко всему вредному и разрушительному: К = SUM П / SUM В, где SUM П - сумма полезного, исходящего от системы; SUM В - сумма всего вредного, исходящего от системы. Все эти процессы должны контролироваться как на международном, так и на государственном уровне. Кроме того, в настоящее время требуется внедрение повсеместного, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, экологического образования. Рационально организованное общество должно воспитывать людей, прививать им духовность, экологическое мышление, нравственность, основанные на истинном понимании того, что такое Природа и каково в ней место Человека. Людям необходимо помочь овладеть способностью к соблюдению новой системы запретов. Такая программа потребует много времени и средств. Но она жизненно необходима. Каждой стране необходим поиск оптимальных моделей производства и потребления. Как никогда актуальна задача максимального снижения ресурсоемкости материального производства, перехода на возобновляемые ресурсы, переработки отходов. Это достижимо только на путях внедрения экономических инструментов природопользования, справедливого распределения бремени природоохранных затрат между всеми участниками экономической жизни. В связи с этим назрела необходимость создания Международной экологической организации по подобию финансово-промышленных групп (ФПГ), финансово-промышленно-экологической группы (МФПЭГ), в которую могли бы войти различные НИИ, занятые экологическими проблемами, экологические организации (ГРИНПИС), банки, финансовые компании и т. п. из разных стран. Участники ФПЭГ должны иметь равные права в регулировании международных вопросов природопользования, а за свою деятельность по защите окружающей среды она могла бы взимать плату с тех, кому оказывает свои услуги. МФПЭГ должна быть самоокупаемой и самофинансируемой организацией. Ниже в табл. 2 приведен нами разработанный проект МФПЭГ.

Таблица 2. Сфера деятельности и источники финансов МФПЭГ

Сфера деятельности ФПЭГ Финансовые поступления (источники доходов)

1. Следить за выбросом и утилизацией 1. Рентные платежи контролируемых радиоактивных отходов, синтетических стран материалов

2. Участвовать в постройке 2. Взносы стран участниц очистительных, утилизирующих и других сооружений

3. Наблюдать за качеством и 3. Штрафы за несоблюдение норм безопасностью выпускаемой продукции по защите окружающей среды

4. Контролировать стандарты качества 4. Определенный процент с прибыли питания и промышленной продукции за использование генетически измененных продуктов

5. Контролировать загрязнение 5. Взимаемые штрафы за загрязнение атмосферы воздуха

6. Контролировать изменение 6. Плата за нарушение норм по защите гидросферы водной среды

7. Контролировать изменение 7. Существенные проценты с прибыли литосферы организаций за загрязнение почвы

8. Доходы от предпринимательской деятельности за участие в строительстве очистительных, утилизирующих и др. сооружений

Это далеко не весь перечень сфер деятельности, который может взять на себя МФПЭГ. Для обеспечения эффективного функционирования экологического менеджмента на государственном уровне источниками финансовых ресурсов могут быть указанные на рис. 1. Так, финансирование экологических программ может осуществляться как из внутренних, так и из внешних источников.

Источники финансирования экологического менеджмента

Потенциальные источники финансирования природоохранной деятельности

Внутренние Внешние

> Госбюджет > Международные различных уровней организации

> Экологический фонд Международные финансово - > промышленно - экологические группы > Собственные средства предприятия Международные > финансовые > Коммерческие банки институты

Рис. 1

Экологические инвестиции, основываясь на зарубежном опыте, можно дифференцировать следующим образом: 1. Прямые инвестиционные субсидии, покрывающие часть расходов на разработку природоохранной технологии и на оборудование. 2. Ссуды с пониженными процентными ставками для реализации природоохранных мероприятий. 3. Гранты. Средства бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного) должны расходоваться на: - организацию и функционирование территорий с режимом ограниченного природопользования; - финансирование федеральных целевых экологических программ; - мониторинг окружающей природной среды; - реализацию научно-исследовательских работ в экологической сфере; - содержание управленческого аппарата в природоохранной сфере. Бюджет экологических фондов формируется в основном за счет платежей за загрязнения и штрафов, взимаемых с предприятий-природопользователей. Около 70% расходной части бюджета экологических фондов составляют инвестиции в природоохранные проекты (но их доля в общем объеме финансирования природоохранных программ составляет примерно 3%). Предприятиям могут выделяться гранты или беспроцентные кредиты для финансирования приоритетных экологических мероприятий. Российские коммерческие банки обладают низким потенциалом инвестирования "зеленых" программ. Кредиты предоставляются при сроке окупаемости проекта 2 - 2,5 года под 25% годовых. Средняя величина предоставляемого кредита составляет 50 млн. руб. Несмотря на низкую привлекательность инвестирования природоохранных проектов, в Российской Федерации действуют банки, предоставляющие "зеленые" кредиты. К ним относятся: Поволжский банк охраны окружающей среды (Экобанк-Волга), Экопромбанк (Пермь), Акционерный национальный банк охраны окружающей среды (Эконацбанк). Одним из потенциальных источников финансирования природоохранной деятельности может стать частный капитал. Привлечение средств частных инвесторов возможно по таким направлениям природоохранной деятельности, как сбор, утилизация, уничтожение отходов, водоснабжение и водоотведение, энергоснабжение. Использование частных услуг может осуществляться в разных формах: от контрактов на услуги до передачи отдельных объектов инфраструктуры в частную собственность. Собственные средства предприятия по-прежнему остаются основным источником финансирования природоохранной деятельности. Собственные средства предприятия на природоохранные цели могут формироваться за счет амортизационных отчислений по основным фондам природоохранного направления и реинвестируемой части прибыли предприятия. Инвесторами природоохранных проектов могут выступать международные финансовые организации. Так, за последние 10 лет из внешних источников на охрану окружающей природной среды выделено более 1 млрд. долл. Инвестирование средств международными финансовыми организациями (МФО) осуществляется при следующих условиях: - МФО не финансируют проекты в полном объеме (должны присутствовать дополнительные источники финансирования); - наличие гарантии Правительства РФ или субъекта РФ; - соответствие проекта международным стандартам: реализуемость, окупаемость. Рассмотрим условия финансирования природоохранных программ некоторыми МФО. Глобальный экологический фонд осуществляет инвестирование проектов, связанных с осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по предотвращению глобальных экологических проблем: уменьшение объема парникового эффекта, защита биологического разнообразия, защита Мирового океана, предупреждение истощения озонового слоя. Частные фонды (фонд Рокфеллера или Макартуров) могут предоставлять гранты для организации проблемных семинаров, на осуществление научно-исследовательских работ, консультационных услуг. Инвестирование может производиться за счет средств венчурных или инвестиционных фондов. Венчурные (рисковые) фонды осуществляют "вхождение" в уставный капитал предприятия путем приобретения акций предприятия, обеспечивающих возврат вложенных средств. Инвестиционные фонды выдают кредиты сроком от 5 до 8 лет при процентной ставке до 19% годовых. Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты только при наличии правительственных гарантий. Для получения кредита необходимо четкое обоснование проекта. Он должен быть технически осуществим, иметь высокую степень окупаемости, способствовать экономическому развитию стран. Подготовительная фаза занимает 1 - 2 года. При чрезвычайных ситуациях инвестиции предоставляются оперативно. В России кредиты банка предоставляются при посредничестве Российской программы организации инвестиций. Условия предоставления займа - 11 - 12% годовых в валюте сроком на 8 лет, льготный беспроцентный период составляет 3 года. Средняя сумма - 3 - 4 млн. долл. (предприятие дополнительно должно привлекать 30% инвестиций). Часто предприятие получает кредит в виде поставляемого оборудования или предоставленных консультационных услуг. Поставки осуществляются по ценам международного уровня на конкурсной основе. Европейский банк реконструкции и развития является институтом прямого финансирования проектов. Кредиты предоставляются в размере от 5 млн. евро на период до 10 лет при наличии государственных гарантий. Процентная ставка индивидуальна для каждой страны. При этом 60% предоставленных кредитов вкладывается в частные предприятия, 40% - в государственные проекты и общественную инфраструктуру. Европейский инвестиционный банк осуществляет финансирование в рамках Программы технической поддержки ТАСИС в странах бывшего СССР, кроме стран Балтии. Для приоритетных экологических программ предоставляются ссуды на выгодных условиях. Среднесрочные и долгосрочные кредиты банка составляют до 50% стоимости проекта. Агентство США по международному развитию (AMP) - национальная правительственная организация, оказывающая в основном на безвозмездной основе поддержку странам с переходной экономикой. В частности, AMP профинансировало проекты по охране лесов на Дальнем Востоке, уменьшению загрязнения атмосферного воздуха в городах Волгоград и Нижний Тагил. Организация экономического сотрудничества и развития осуществляет консультационную помощь, проводит исследования, способствует развитию рыночных отношений в странах бывшего СССР. Все вышеперечисленные международные организации могли бы войти в МФПЭГ в качестве кредитных организаций и оказывать более конструктивное влияние на систему финансирования экологического менеджмента на международном уровне. Кроме того, чтобы не создавались у кредиторов иждивенческие настроения и они чувствовали свою ответственность за природопользование и охрану окружающей среды, необходимо разработать и принять Экологический кодекс Российской Федерации.

Название документа