Вход через балкон

(Долгих А.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 34)

Текст документа

ВХОД ЧЕРЕЗ БАЛКОН

А. ДОЛГИХ

Анна Долгих, начальник юридического отдела ООО ЧОП "Кобра".

Живу на втором этаже пятиэтажки. Под моей квартирой предприниматель прорубил вход и соорудил тамбур с козырьком. Теперь в мою квартиру можно заходить через балкон. Все обращения в администрацию ни к чему не привели. Со мной никто не советовался и не обращался за разрешением. Я ветеран труда, жена - инвалид II группы (астма). Теперь не можем открывать окна и балкон.

С. Баранов, г. Бийск

Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В силу ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ такой перевод допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Статья 23 ЖК РФ содержит перечь документов, которые необходимо представить при подаче заявления о разрешении перевода жилого помещения в нежилое, а также действия органа, осуществляющего перевод. Положения ст. 23 Кодекса обязывают орган, осуществляющий перевод, письменно информировать о принятии решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято решение.

Поскольку предпринимателем осуществлены переустройство помещения и соответственно сам перевод жилого помещения в нежилое, скорее всего, согласие администрации на его осуществление им получено.

Для установления правомерности проведенного перевода автору письма необходимо письменно обратиться в орган, осуществляющий перевод, с требованием предоставить информацию о принятом решении по заявлению предпринимателя на осуществление перевода и указанием причин того, что ранее он не был проинформирован о таком факте.

Ответ на обращение данный орган в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обязан дать в течение 15 дней. Если ответ в обозначенный срок получен не будет, автор вопроса имеет право обратиться в районный суд по месту нахождения администрации или своего места жительства с заявлением о нарушении права на получение информации.

Отметим, что в силу ст. ст. 36 - 40 ЖК РФ до момента обращения в администрацию предприниматель был обязан получить согласие всех участников общей долевой собственности в многоквартирном доме в случае, если он установил тамбур на земельном участке, где расположен многоквартирный дом. Причина в том, что такие действия предпринимателя влекут изменение режима пользования частью земельного участка, который в силу ст. 36 ЖК РФ является общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Если орган, осуществляющий перевод помещений из жилых в нежилые, дал разрешение на его проведение без согласия автора письма, последнему следует обратиться с заявлением в районный суд в порядке ст. 255 ГПК РФ о признании незаконными решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Данное заявление может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда стало известно о нарушенном праве; срок давности может быть восстановлен, в случае если суду будут представлены уважительные причины его пропуска.

Название документа

Вопрос: Каким органом осуществляется выдача справок о том, что гражданин не воспользовался своим правом на приватизацию жилого помещения?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Каким органом осуществляется выдача справок о том, что гражданин не воспользовался своим правом на приватизацию жилого помещения?

Ответ: В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (абз. 1 ст. 7 данного Закона).

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абз. 2 и 3 данной статьи).

Согласно абз. 1 ст. 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия (абз. 2 данной статьи).

Таким образом, справка о том, что гражданин не воспользовался своим правом на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, выдается:

- соответствующим органом местного самоуправления или государственным органом, в ведении которого находится данное жилое помещение;

- государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;

- государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Кроме того, согласно п. 2.1 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70, одним из требований, предъявляемых организации для ее аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, является наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда РФ" и от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства", а также иных нормативных правовых актов РФ.

Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с 1 марта 2009 года Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено с передачей его функций Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Пунктом 13 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, установлено, что технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда РФ и являются федеральной собственностью.

Согласно п. 14 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранится в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду РФ и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов РФ. Отчуждение архивов БТИ не допускается.

При этом в целях применения данного Положения под БТИ понимаются специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (п. 3 указанного Положения).

Поскольку ОТИ является государственной или муниципальной организацией технической инвентаризации, которая хранит в архивах учетно-техническую и правоустанавливающую документацию жилищного фонда, сформированную в инвентарные дела, она также вправе выдавать гражданам справки об использовании ими своего права на приватизацию жилых помещений в государственном и (или) муниципальном жилищном фонде.

Е. Н.Юрова

Референт государственной гражданской

службы РФ 2 класса

Название документа

Вопрос: Может ли собственник жилого помещения быть инициатором проведения технической инвентаризации в случае его перепланировки? За счет каких источников оплачиваются работы по ее проведению?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Может ли собственник жилого помещения быть инициатором проведения технической инвентаризации в случае его перепланировки? За счет каких источников оплачиваются работы по ее проведению?

Ответ: В соответствии с п. 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок проведения технической инвентаризации и технического учета регулируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение N 921).

Согласно п. 6 Положения N 921 техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. Об этом говорится в абз. 1 п. 9 Положения N 921.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте (абз. 2 данного пункта).

Таким образом, при изменении технических или качественных характеристик объекта недвижимого имущества, связанных с его перепланировкой, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится ОТИ на основании заявления любого заинтересованного лица, а следовательно, и собственника. По результатам ее проведения выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения об этом объекте.

Проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства осуществляется за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ (п. 10 Положения N 921).

Е. Н.Юрова

Референт государственной гражданской

службы РФ 2 класса

Название документа

Вопрос: Обязан ли собственник квартиры согласовывать с органом местного самоуправления перепланировку квартиры, произведенную предыдущим собственником, в случае ее продажи?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Обязан ли собственник квартиры согласовывать с органом местного самоуправления перепланировку квартиры, произведенную предыдущим собственником, в случае ее продажи?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Перечень документов, которые собственник перепланируемого жилого помещения (уполномоченное им лицо) должен представить в орган, осуществляющий согласование, приведен в ч. 2 данной статьи.

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 2 данной статьи).

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 388, вступившим в силу с 19 мая 2009 года, внесены изменения в Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 и от 13.10.1997 N 1301.

Пунктом 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, определено, что техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 388) утверждено Положение об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Согласно абз. 1 п. 9 данного Положения техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте (абз. 2 данного пункта).

Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ (п. 10 данного Положения).

Таким образом, перепланировка жилого помещения проводится на основании решения органа местного самоуправления о согласовании его перепланировки, завершение которой подтверждается составлением акта приемочной комиссии.

Изменения в технический паспорт квартиры, в которой осуществлена перепланировка, вносятся по результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства, проводимой ОТИ на основании заявления заинтересованного лица. Проведение технической инвентаризации, а также выдача технического паспорта объекта капитального строительства осуществляются за плату в порядке, установленном законодательством РФ.

В случае непредставления документов, предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, в орган, осуществляющий согласование, последний выносит решение об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

Следовательно, если собственник квартиры не сможет представить в ОТИ документы, подтверждающие согласование с органом местного самоуправления проведенной перепланировки квартиры, в техническом паспорте квартиры будет сделана отметка о том, что перепланировка в данной квартире является самовольной. Такая отметка в техническом паспорте делает невозможным совершение сделок с данной квартирой.

Учитывая, что квартира уже перепланирована предыдущим собственником без получения на то необходимого разрешения органа местного самоуправления, собственнику квартиры следует обратиться в суд. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (п. 4 ст. 29 ЖК РФ).

Е. Н.Юрова

Референт государственной гражданской

службы РФ 2 класса

Название документа

Вопрос: Гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме установил перегородку в подвале указанного дома. Следует ли узаконивать такую переделку в БТИ?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме установил перегородку в подвале указанного дома. Следует ли узаконивать такую переделку в БТИ?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В силу п. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о его реконструкции (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пп. 1 п. 2 данной статьи).

В соответствии с ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения признается реконструкцией.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрСК РФ (ч. 2 данной статьи).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 ст. 55 ГрСК РФ).

Порядок проведения технической инвентаризации и технического учета регулируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921.

Абзацем 1 п. 9 данного Положения установлено, что техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

Таким образом, подвал в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности. Установка перегородки в подвале многоквартирного дома признается его реконструкцией, решение о проведении которой относится к компетенции общего собрания собственников помещений в таком доме.

В случае одобрения общим собранием проведения реконструкции последняя считается завершенной только после получения инициатором реконструкции (гражданином - собственником квартиры в многоквартирном доме) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, после чего должна быть проведена техническая инвентаризация изменений характеристик многоквартирного дома с целью внесения изменений в его кадастровый паспорт.

Е. Н.Юрова

Референт государственной гражданской

службы РФ 2 класса

Название документа

Вопрос: Можно ли получить кадастровый паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, не полностью завершенный строительством, в целях осуществления государственной регистрации права собственности на такой объект?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Можно ли получить кадастровый паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, не полностью завершенный строительством, в целях осуществления государственной регистрации права собственности на такой объект?

Ответ: В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ под индивидуальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 данной статьи).

Согласно п. 1.1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание.

Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд (п. 1.3 данной Инструкции).

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" для оформления права собственности на жилые дома, построенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, до 1 января 2010 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, регламентируются ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).

Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются:

- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Это подтверждается положениями абзацев 1 - 3 п. 1 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ.

Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом N 122-ФЗ порядке (абз. 4 данного пункта).

Из положений п. 4 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ следует, что документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются:

- кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства;

- разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию;

- разрешение на строительство, в случае если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства.

При этом до 1 января 2010 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

В переходный период, т. е. с 1 марта 2008 года по 31 декабря 2009 года (включительно), кадастровые паспорта объектов недвижимости выдаются организацией по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями Закона о кадастре (ч. ч. 1 и 3 ст. 43 и ч. 1 ст. 48 Закона N 221-ФЗ).

Таким образом, до 1 января 2010 года единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, являющимся основанием для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, признается его кадастровый паспорт.

Поскольку учету в ОТИ подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), кадастровый паспорт жилого здания может быть составлен только на полностью завершенный строительством и поставленный на государственный учет жилой дом. Следовательно, кадастровый паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, не полностью завершенный строительством, не оформляется.

После 1 января 2010 года для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, не законченный строительством, наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен такой объект, требуется разрешение на строительство. Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется, если право заявителя на него ранее было зарегистрировано в установленном Законом N 122-ФЗ порядке.

Е. Н.Юрова

Референт государственной гражданской

службы РФ 2 класса

Название документа

Вопрос: Может ли гражданин получить технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, пострадавший от пожара, в случае если после его разрушения остались фундамент, стены, перекрытия и перегородки?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Может ли гражданин получить технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства, пострадавший от пожара, в случае если после его разрушения остались фундамент, стены, перекрытия и перегородки?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

В силу п. 1.1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание.

Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд (п. 1.3 Инструкции).

Порядок проведения технической инвентаризации и технического учета регулируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение).

Пунктом 6 Положения определено, что техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Согласно абз. 1 п. 7 Положения первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных п. 8 Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Минэкономразвития России (абз. 3 данного пункта).

В соответствии с абз. 1 п. 9 Положения техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте (абз. 2 данного пункта).

Таким образом, технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства оформляется на полностью законченный строительством жилой дом.

Частично разрушенный вследствие пожара объект недвижимости утрачивает свое функциональное назначение. Оставшиеся после разрушения объекта недвижимости отдельные конструкции (стены, перекрытия и перегородки) не могут быть признаны объектом капитального строительства и фактически утрачивают статус объекта недвижимости.

Следовательно, технический паспорт на здание, частично или полностью разрушенное вследствие пожара, сноса или стихийного бедствия, не составляется, поскольку такое здание не может быть поставлено на учет как объект жилищного фонда или как объект капитального строительства.

В случае если технический паспорт на указанное здание оформлялся ранее, то при возникновении обстоятельств, связанных с его частичным разрушением, по инициативе заинтересованного лица проводится техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства. По результатам ее проведения выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

Е. Н.Юрова

Референт государственной гражданской

службы РФ 2 класса

Название документа

Вопрос: Признается ли переустройством жилого помещения устройство подвесного (натяжного) потолка из материала, выдерживающего влажную уборку и дезинфекцию и имеющего гигиенический сертификат, разрешающий его использование в соответствующих помещениях?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Признается ли переустройством жилого помещения устройство подвесного (натяжного) потолка из материала, выдерживающего влажную уборку и дезинфекцию и имеющего гигиенический сертификат, разрешающий его использование в соответствующих помещениях?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Из положений п. 5 ст. 19 ЖК РФ следует, что под техническим паспортом понимается документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.

Сведения, отражаемые в техническом паспорте жилого помещения (квартиры), определены в разд. 9.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37.

Технический паспорт жилого помещения (квартиры) состоит из четырех разделов. В разд. III "Техническое описание квартиры" указываются технические характеристики квартиры. Одной из них является отделка потолков (п. 8 данного раздела).

Таким образом, подвесной (натяжной) потолок является технической характеристикой жилого помещения, устройство которого требует внесения изменений в его технический паспорт. Следовательно, устройство указанных потолков признается переустройством жилого помещения на основании п. 1 ст. 25 ЖК РФ.

Е. Н.Юрова

Референт государственной гражданской

службы РФ 2 класса

Название документа

Вопрос: Какие документы в 2009 году являются основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на жилой дом, построенный на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства? Является ли отсутствие разрешения органа местного самоуправления на ввод указанного жилого дома в эксплуатацию основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Какие документы в 2009 году являются основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на жилой дом, построенный на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства? Является ли отсутствие разрешения органа местного самоуправления на ввод указанного жилого дома в эксплуатацию основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 48 ГрСК РФ осуществления подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до 1 января 2010 года не требуется получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представления данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Пунктом 12 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 388, вступившего в силу с 19 мая 2009 года), определено, что сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при:

- осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- ведении государственного статистического учета;

- определении размера налога на имущество;

- внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости;

- ведении реестра федерального имущества.

Государственная регистрация права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, осуществляется в порядке, установленном ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Основаниями для ее осуществления являются:

- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке). Об этом говорится в п. 1 данной статьи.

Из норм п. 4 ст. 25.3 данного Закона следует, что до 1 января 2010 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Кадастровый паспорт выдается заявителю в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Это подтверждается нормами ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).

В переходный период, т. е. с 1 марта 2008 года по 31 декабря 2009 года (включительно), кадастровые паспорта объектов недвижимости выдаются организацией по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями Закона о кадастре (ч. ч. 1 и 3 ст. 43 и ч. 1 ст. 48 Закона N 221-ФЗ).

Таким образом, основанием для осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на жилой дом, построенный на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, являются:

- кадастровый паспорт на жилой дом;

- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект индивидуального жилищного строительства (не представляется, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ порядке).

Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный объект не допускается (п. 5 ст. 25.3 данного Закона).

Что касается разрешения органа местного самоуправления на ввод в эксплуатацию жилого дома, являющегося объектом индивидуального жилищного строительства, то такого разрешения до 1 января 2010 года не требуется ни для оформления технического паспорта указанного объекта, ни для государственной регистрации права собственности на него. А это означает, что отсутствие такого разрешения основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом не является.

Е. Н.Юрова

Референт государственной гражданской

службы РФ 2 класса

Название документа