Правовое регулирование земельных отношений в России в начале XIX века
(Данилова Е. В.) ("История государства и права", 2008, N 7) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Е. В. ДАНИЛОВА
Данилова Е. В., кандидат юридических наук.
В конце XVIII в. в России возникли причины экономического, социального и идеологического характера, совокупность которых убедительно доказывала неизбежность и необходимость изменения законодательной политики относительно регулирования земельных отношений. Преобразования были начаты после восшествия на престол Александра I. Вот что пишет об этом один из участников данного процесса граф П. А. Строганов: "Самая важная мера по крестьянскому вопросу, принятая императором Александром I в это время, было решение, заявленное им в неофициальном комитете еще в июле 1801 г., - прекратить пожалование населенных имений в полную собственность. До этого времени им было сделано, в течение нескольких месяцев со вступления на престол, всего пять пожалований, из которых самое крупное - в тысячу душ малолетней Мусиной-Юрьевой было лишь исполнением завещания императора Павла. Нужно, однако, помнить, что с прекращением пожалования населенных имений в полную собственность император Александр I продолжал давать их в виде наследственных аренд и что положение арендных крестьян, которых в 1810 г. было около 350000 душ мужского пола, было самое ужасное" <1>. Обсуждая общие меры по крестьянскому вопросу, государь не только преследовал помещиков, изобличенных в особенной жестокости, но и предавал гласности их поступки. В 1802 г. сразу обнаружилось несколько вопиющих злоупотреблений помещиков своей властью; это побудило составить секретный именной указ губернаторам, которым упоминалась их обязанность "обуздывать тиранства и жестокости" и предписывалось иметь неприметные и безгласные, но точные и достоверные сведения об обращении помещиков с их крестьянами и, в случае открытия злоупотреблений, немедленно подробно доносить государю под страхом взыскания. Впрочем, указ этот, по-видимому, не был разослан" <2>. -------------------------------- <1> Записки графа П. А. Строганова относительно деятельности неофициального комитета по крестьянскому вопросу: Исторический сборник. Т. 11. СПб., 1861. С. 192. <2> Загоскин Н. Б. История права русского народа. Т. 1. Казань, 1899. С. 215 - 216.
Вопрос о запрете продажи людей без земли обсуждался в 1801 г. в Государственном Совете, а затем и в неофициальном комитете. В марте 1802 г. он был вновь возбужден в Государственном Совете вследствие жалобы нескольких крестьян одного помещика, которые были переданы по верующим письмам как будто в услужение одному петербургскому купцу. По этому поводу генерал-прокурор, рассмотрев по повелению государя обстоятельства дела, подал ему докладную записку, где привел законы, запрещающие купцам иметь в кабале у себя каких бы то ни было крестьян, и заметил, что изобретенные по соглашению с дворянами верующие письма - те же запрещенные проявления кабалы. Генерал-прокурор предлагал для прекращения этих злоупотреблений предписать: "1) купцам и вообще не имеющим права покупать людей в вечное услужение, а дозволить нанимать их себе только на один год или на известное время, а в постоянное владение ни под каким предлогом и ни какими кабалами себе не укреплять; 2) с этих пор продавать людей без земли дозволить только тем, кто имеет одних крепостных без недвижимых имений и деревень, покупать же дозволить только имеющим поместья" <3>. -------------------------------- <3> Полное собрание законов Российской империи. Т. XXXV. N 27449.
Владельцам населенных имений была запрещена продажа людей без земли, исключение было сделано только для того случая, когда малоземельный помещик продает своих людей другому для переселения в "обильную землей" вотчину. По приказу Александра I дело было внесено в Государственный Совет. Подробное изучение этого вопроса было поручено графу С. Р. Воронцову. В Государственном Совете граф С. Р. Воронцов предложил следующие меры: разрешить покупать крестьян для прикрепления к фабрикам и заводам, но не иначе как с землею, т. е. целыми деревнями; воспретить купцам покупать деревни на чужое имя под угрозой штрафа или наказания. Кроме того, купцам запрещалось получать дворянство посредством чинов, которые были необходимы им для приобретения права покупать деревни, тем более что положение крестьян в таких имениях было значительно хуже, чем в дворянских поместьях; запретить продажи людей в рекрутство как средство, употребляемое уже несколько лет, которое представляло собой отпуск людей на волю, которые "по собственному желанию" приписывались к казенным деревням, откуда их тотчас же сдавали в рекруты. В проекте Воронцова основными пунктами были следующие: для облегчения отпуска людей на волю освобожденный должен был немедленно сам платить за себя подати; дворянам и чиновникам, имеющим только одних дворовых без земли, дозволить продавать их в казну (для зачисления в мещане или цеховые) за следующие суммы: от 20 до 50 лет по 500 руб. за душу, от 10 до 20 и от 50 до 60 лет за половину этой суммы, а менее 10 и более 60 лет за четверть этой суммы; разрешить продажу людей для того, чтобы они действительно были переселены для хлебопашества, а не для обращения в дворовых. Указ от 12 декабря 1801 г. не посягал на основы дворянского землевладения, сохраняя монопольное право дворян на владение населенными землями. Землю по этому указу можно было покупать только без крестьян. Данный документ все же расширил круг субъектов права собственности на землю. Наряду с дворянами таковыми теперь могли быть купцы, мещане, государственные крестьяне, крестьяне, отпущенные помещиком на волю, т. е. все, кроме помещичьих крепостных. А. В. Предтеченский считал, что реальные последствия указа были невелики, вследствие низкой покупательной способности крестьян <4>. К. В. Сивков утверждал, что указ имел довольно широкое применение <5>. П. Г. Рындзюнский полагал, что указ был необходим и что он реально содействовал давно начавшемуся процессу фактической ликвидации монополий дворянства и казны на обладание землей <6>. По-иному оценивает значение этого указа дореволюционный исследователь В. И. Вешняков. В своем труде "Крестьяне - собственники в России" он приводит интересные цифры, которые позволяют говорить о том, что на основании Указа 1801 г. государственными крестьянами было приобретено значительное количество земель <7>. -------------------------------- <4> Предтеченский А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М.; Л., 1957. С. 166. <5> Сивков К. В. Важный этап в переходе от феодального к буржуазному землевладению в России // Вопросы истории. 1958. N 3. С. 26. <6> История СССР. Т. IV. М., 1967. С. 38. <7> Вешняков В. И. Крестьяне-собственники в России. СПб., 1858. С. 10 - 12.
Государь желал сделать что-либо для улучшения быта крепостных крестьян. На помощь ему в этом затруднительном положении явилась частная инициатива в лице графа С. П. Румянцева. В ноябре 1802 г. он подал государю записку с очень важным предложением, осуществление которого, по его мнению, должно было вести к постепенному уничтожению рабства. "Многие помещики, - говорит Румянцев, - находят выгодным для себя давать свободу некоторым крестьянам за известную плату, они охотно уволили бы и целое селение, если бы это оказалось выгоднее продажи крепостных. Поэтому можно было бы дозволить помещикам освобождать целые селения, утверждая крепостным порядком участки или угодья за каждым крестьянином особливо, или же всю дачу за обществом на условиях, согласных с государственными узаконениями и обоюдною пользою" <8>. Правительство должно строго и беспристрастно наблюдать за исполнением условий, несостоятельных же крестьян брать в рекруты, давая помещикам квитанции и возвращая им землю. С другой стороны, нужно утвердить существование этого нового разряда крестьян особой грамотой, чтобы они не опасались пожалования их государем в частную собственность. В проекте указа о вольных хлебопашцах, предложенном вскоре после того Румянцевым, он предлагал следующие постановления: одним благородным навсегда принадлежит исключительное право владеть крестьянами, приобретать их и распоряжаться ими; людям благородным дозволяется отпускать крестьян на волю целыми селениями, заключая с ними крепостные условия; так как в 1801 г. было дозволено свободным людям приобретать земли, то дворянин, увольняющий крестьян целым семейством, может "утверждать за каждым уволенным участок земли по своему желанию" (о наделе на целое общество тут уже не упоминалось); селения могут и сразу выкупаться на свободу, внеся требуемую господином сумму; следует допускать и такие условия, где дело идет о приобретении не полной свободы, а только о "законном утверждении земли", с уплатой "превосходного оброка", или в которых будет назначен срок уплаты всей суммы. Относительно неисправных плательщиков Румянцев предлагал те же меры, как и в своей первой записке, прибавив, что негодных для рекрутчины можно отдавать в какую-нибудь государственную работу. Таким образом, за несоблюдение гражданского договора он готов был допустить самые тяжелые кары. -------------------------------- <8> Бирюкович В. И. Землевладельцы и земледельцы // Русская мысль. 1891. С. 14 - 15.
Прошение Румянцева и составленный им проект указа рассматривались в Государственном Совете в заседании 12 января 1803 г. Признавая его мысль согласно с существующими законами и во многих случаях полезной для обеих сторон, Совет, однако же, нашел неудобным предложенный способ осуществления, так как "издание общего закона об освобождении крестьян по условиям может произвести превратные толки, и многие помещики усмотрят в нем первое потрясение их собственности, а крестьяне возмечтают о неограниченной свободе" <9>. Условия, заключенные по обоюдному согласию между помещиком и крестьянами, представляются через губернского предводителя дворянства и министра внутренних дел на утверждение государя; затем они сохраняются как крепостные обязательства, свято и ненарушимо, оставаясь во всей силе и относительно наследников помещика. Крестьянин или целое селение, не исполнившее своих обязательств, возвращаются по-прежнему во владение помещика с землей и семействами (следовательно, отдача в рекруты или работу, первоначально предложенная Румянцевым, принята не была). Уволенные таким образом, если не пожелают войти в другие сословия, могут оставаться земледельцами на собственных землях и составляют "особенное состояние свободных хлебопашцев". Дворовые люди и крестьяне, отпущенные лично на свободу, могут в указанный срок войти в этот разряд сельского населения, если приобретут землю. Подушный оклад свободные хлебопашцы платят в казну наравне с помещичьими крестьянами (не внося, следовательно, оброчных денег), рекрутскую же и земскую повинности исполняют наравне с казенными крестьянами. Получив землю в собственность, они имеют право продавать ее, закладывать и оставлять в наследство, однако же не раздробляя участков менее 8 десятин; они имеют также право вновь покупать землю, а потому и переселяться, с ведома казенной палаты, из одной губернии в другую. -------------------------------- <9> Вешняков В. И. Крестьяне-собственники в России. СПб., 1858. С. 183.
Люди, проникнутые либеральным образом мыслей, сочувствовали указу о свободных хлебопашцах, крепостники, напротив, сильно негодовали на него. Известный любимец Павла, граф Ф. В. Растопчин, замечает, что богатый крестьянин, имеющий возможность заплатить за себя деньги и купить участок земли, не станет заниматься хлебопашеством, а запишется в купцы. Казенные крестьяне, по его мнению, беднее помещичьих, так что большая часть их будто бы нанимается батраками в господских поместьях. Растопчин полагает, что у крестьян не найдется средств для выкупа, так как, по его вычислениям, крестьянский двор, где пять душ мужского пола, и в том числе два работника, должен за свой выкуп с достаточным количеством земли заплатить господину по крайней мере 2000 руб. Он полагает, что от нового закона будет польза только капитан-исправникам, "да если где-нибудь от глупых толков взволнуются крестьяне, то хорошо будет солдатам стоять у оставшихся от побоища" на постое. "Вот доказательство, - указывает он в своем письме, - как сильно над умами, телами и душами действует дворцовый гальванизм. Румянцеву верно захотелось или в четвертый раз в службу, или двух аршин голубой ленты. Но, увы, отправлен табакеркою! Ты представить себе легко можешь, что за волнение все это произвело в Москве" <10>. В другом письме Растопчин замечает: "Граф Румянцев хотел примириться с двором и поссорился со всеми русскими дворянами". -------------------------------- <10> Готье Ю. В. Очерк истории землевладения в России. Сергиев-Посад, 1915. С. 119.
При рассмотрении числа освобожденных при императоре Александре I по губерниям первое место, как оказывается, занимает Воронежская губерния (18379 душ с включением крестьян князя Голицына). Второе место занимает Виленская губерния: все 7000 душ, освобожденных здесь, составляли одну вотчину помещика Карпия, были освобождены им по духовному завещанию без земли и затем причислены к сословию свободных хлебопашцев. Не считая Виленской, все губернии, в которых число освобожденных превышает тысячу душ, принадлежат к великороссийским: из черноземных, кроме упомянутой уже Воронежской, Саратовская и Рязанская; из нечерноземных - Ярославская, Нижегородская, Тверская, Вологодская и Московская. Исключение составляет только Таврическая губерния, в которой, впрочем, все освобожденные тремя владельцами 1452 душ были ногайцы, получившие свободу без земли, следовательно, с весьма существенным нарушением правил 1803 г. Примечательно также, что ни одного случая перехода крестьян в свободные хлебопашцы не встречается в губерниях прибалтийских, малороссийских (Харьковская и Курская составляют переход от Великороссии к Малороссии), новороссийских (не считая Таврической); что же касается северо-западного края, то, если исключить Виленскую, то обнаруживается ничтожное число освобожденных (61 душа) <11> только в Витебской губернии. Можно сказать, следовательно, что только великороссийские помещики воспользовались законом 1803 г. для освобождения своих крестьян. Размер выкупа при реализации указа 1803 г. варьировался в зависимости от усмотрения помещика. Указ о свободных хлебопашцах составляет одну из самых важных мер по крестьянскому вопросу в царствование императора Александра I. Этот указ был вызван к жизни социально-экономическими и политическими причинами: разложением феодального хозяйства, развитием капиталистических отношений и попытками государства найти выход из создавшегося положения, массовыми выступлениями крестьян и стремлением государства, не отменяя крепостное право, хотя бы частично решить крестьянский вопрос. -------------------------------- <11> Чернышев И. В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. Пг., 1918. С. 97 - 99.
Название документа