Становление советского уголовного законодательства об охране лесопромышленного комплекса

(Селяков Н. А.) ("История государства и права", 2008, N 5) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Н. А. СЕЛЯКОВ

Советское уголовное законодательство об охране лесопромышленного комплекса имеет свою историю, полную интересных для исследователей нормативных актов. Советское правительство придавало особое значение лесным правоотношениям с первых дней своего существования. Ленинский Декрет "О земле", принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г., отменил частную собственность на леса. Согласно Декрету земля, ее недра, леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключительное пользование государства, т. е. были национализированы <1>. -------------------------------- <1> СУ РСФСР. 1917. N 1. С. 3.

Советская власть первоочередное внимание уделяет организации учета и контроля за использованием лесов при осуществлении хозяйственной деятельности. Так, в письме ЦК РСДРП(б) от 12 декабря 1917 г. сообщалось, что в Тверской губернии "лес взят весь на учет, и каждая изба с разрешения волостного земельного комитета имеет право вырубить для себя не более 2 кубов саженей дров" <2>. В предписании ВЦИК от 5 апреля 1918 г. органам Советской власти вменялась задача "привести в известность, описать все леса страны, организовать в них хозяйство, немедленно засадить и засеять лесом... громадные площади оголенных мест, которые остались после разрушительной войны" <3>. Продолжая процесс формирования принципиально нового советского лесоохранного законодательства, 27 мая 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет "О лесах", так называемый основной закон о лесах, в котором леса провозглашались достоянием республики <4>. Декрет о лесах являлся важнейшим нормативным актом, регулирующим лесные правоотношения в послереволюционной России, и, по сути, первым советским лесным кодексом <5>. Закон запрещал перепродажу полученной или приобретенной у государства древесины. Были установлены также права и обязанности граждан по нахождению в лесу <6>. Декрет предусматривал обязательное участие населения в охране лесов и при осуществлении заготовки древесины, предусматривал проведение работ по лесовосстановлению. Для этого привлекались учащиеся всех учебных заведений, которые занимались посадкой леса во время праздников древонасаждения. В обязанность всех граждан входила охрана леса от пожаров, потрав, порчи и т. п. Лица, не принимавшие участия личным трудом в работах, уплачивали для организации и улучшения лесного хозяйства в размере, определенном центральной властью, лесные сборы, поступавшие в распоряжение общенародной казны. Декрет "О лесах" закреплял за лесными органами право "по сообщению граждан или по своему усмотрению устанавливать меры для охраны лесов" <7>. Документ также обязывал лесопользователей осуществлять лесоохранные мероприятия <8>. -------------------------------- <2> Переписка Секретариата ЦК РСДРП(б) с местными партийными организациями. Т. 2. М., 1957. С. 98. <3> Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1957 - 1978. С. 98. <4> Там же. <5> СУ РСФСР. 1918. N 42. Ст. 522. <6> СУ РСФСР. 1917. N 1. Ст. 558. <7> Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1957. С. 317. <8> КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. Т. 2. М., 1983. С. 59.

Гражданская война не остановила развитие лесного законодательства, которое в это время особое внимание уделяет вопросам управления и пользования лесными ресурсами. В 1918 г. на основании Постановления Совета народных комиссаров при Всероссийском Совете народного хозяйства был учрежден Главный лесной комитет, основной задачей которого являлось руководство, регулирование и управление всей лесной промышленностью, а также заготовка древесного топлива <9>. Продолжительные холода и отсутствие необходимого для городов и промышленности топлива подняли огромный спрос на дрова. В Постановлении СНК от 27 декабря 1918 г. "О мерах к усилению заготовки дров" отмечалось, что "все дрова, находящиеся в пятнадцативерстной полосе от железных дорог или сплавных рек, подлежат немедленной вывозке к местам погрузки и сплава. Обязанность вывозки возлагается на лиц, ответственных за это по договорам, независимо от сроков, указанных в договорах, а также на заготовщиков и владельцев дров" <10>. Для упорядочения заготовки дров лесной отдел НКЗ в мае 1918 г. направил в различные части страны инструкторов для учета этих работ <11>. В это время продолжается рост вынужденных крупных рубок вокруг больших городов. Не помогла даже ограничительная 30-верстная зона, рубки велись, несмотря на закон, в 8 - 10 верстах от городов <12>. В ряде губерний предпринимались попытки изыскать способы выхода из сложившегося положения. Так, в начале августа 1918 г. в Перми проводился лесной съезд представителей уездных лесных отделов, 21 ноября того же года в Калуге губернский съезд лесничих и местных властей высказался за предоставление лесной страже более широких прав <13>. Лесозаготовки производились для собственного потребления либо в общегосударственный фонд Главного лесного комитета. Запрещалось приобретение дров для дальнейшей перепродажи <14>. -------------------------------- <9> СУ РСФСР. 1918. N 99. Ст. 1017. <10> Там же. Ст. 1018. <11> Правда. Орган ЦК РКП(б). 1918. 7 декабря. <12> Декреты Советской власти. Т. 4. М., 1973. С. 139 - 140. <13> Известия. Орган ВЦИК РСФСР. 1918. 22 ноября. <14> Извлечение из Постановления ВСНХ и НКПС "О порядке осуществления лесных заготовок в сезоне 1919 - 1920 гг." // СУ РСФСР. 1919. N 34. Ст. 333.

Меры по организации лесопользования в 1918 - 1920 гг. носили чрезвычайный характер. Во многом это было обусловлено широчайшим развитием браконьерства, принявшего крупный размах в ряде губерний. Так, в Новгородской губернии лесной отдел губернского Совета был вынужден обратиться к населению со специальным воззванием <15>. В Архангельской и Вологодской губерниях даже пришлось принять чрезвычайные меры, включая и военные. Была категорически запрещена купля и продажа леса, проведен его учет <16>. В мае 1918 г. такие же меры были проведены Московским исполкомом <17>. Поразившее страну браконьерство объясняется тем, что все леса внезапно стали ничейными, превратившись в общественную собственность. В связи с тем что прежние лесные законы были отменены, а новые народу неизвестны, уголовно-правовая охрана лесов практически отсутствовала. Начало декабря 1919 г. ознаменовано проведением VII Всероссийского съезда Советов, результатом которого стала резолюция, в которой губернским лесным комитетам предлагалось "осуществить на деле контроль и руководство в отношении всех заготовок данной губернии..." <18>. На данном примере видно, что вопрос уголовно-правовой охраны лесов при осуществлении хозяйственной деятельности в тот период был особо актуальным. -------------------------------- <15> Правда. Орган ЦК РКП(б). 1918. 29 марта. <16> Там же. 23 февраля. <17> Там же. 25 мая. <18> Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик (1917 - 1936 гг.). Т. 1. М., 1959. С. 71.

Советское законодательство об охране лесов периода Гражданской войны характеризуется введением чрезвычайных мер, вплоть до мобилизации. Так, в Постановлении Совнаркома и Высшего совета народного хозяйства "О заготовке леса" от 3 мая 1919 г. предусматривается немедленное обеспечение Главлескома лесосечным фондом в примыкающей к железным дорогам 10-верстной полосе в размере 250 тыс. десятин с примерным запасом 6 млн. куб. метров <19>. Декрет "Об охране зеленой площади (садов, парков, пригородных лесов и других насаждений)" от 29 апреля 1920 г. установил задачу предотвращения уничтожения деревьев в черте городов и пригородов <20>. -------------------------------- <19> См.: Двухсотлетие учреждения лесного департамента. 1798 - 1998. М., 1998. С. 33. <20> СУ РСФСР. 1920. N 32. Ст. 157.

Таким образом, в послереволюционный период издание местными органами власти обязательных постановлений, направленных на охрану лесов от хищения и истребления, и наложение административных взысканий за нарушение установленного порядка пользования лесом явились наиболее распространенными средствами борьбы с лесонарушениями в сфере лесопромышленного комплекса.

Название документа