Экологизация российского законодательства в контексте Концепции устойчивого развития

(Шамсутдинов Э. Р.) ("Юридический мир", 2008, N 1) Текст документа

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Э. Р. ШАМСУТДИНОВ

Шамсутдинов Э. Р., юрист ООО "Юрбизнесэлита", г. Уфа.

Как известно, Концепция устойчивого развития получила правовое закрепление в документах, принятых на двух крупнейших международных встречах: Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и Всемирном саммите по устойчивому развитию, проведенном в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге. Основным документом, принятым на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, является "Повестка дня на XXI век". Именно в "Повестке дня на XXI век" отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах. Так, например, одна их программных областей первого раздела называется "Создание эффективной правовой и нормативной структуры". Речь здесь идет о повышении эффективности законов и других нормативно-правовых актов, о разработке судебных и административных процедур, создании совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития, разработке эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области развития. Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге подтвердил приверженность государств принципам, сформулированным на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и призвал национальные государства вырабатывать практические меры по улучшению условий реализации Концепции устойчивого развития, способствовать укреплению международного управления устойчивым развитием. Наше Российское государство первоначально довольно активно реагировало на Концепцию устойчивого развития. 4 февраля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития <1>. 1 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию <2>. 8 мая 1996 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации" <3>. В ноябре 1997 г. разработан проект Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, который до сих пор не рассмотрен и не принят. -------------------------------- <1> Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 6. Ст. 436. <2> Собр. законодательства РФ. 1996. N 15. Ст. 1572. <3> Собр. законодательства РФ. 1996. N 20. Ст. 2351.

К сожалению, больше в России ничего не сделано по реализации мер, предусмотренных в Концепции устойчивого развития. Более того, в России обнаружилось некое пренебрежительное отношение к проблеме устойчивого развития. Как пишут В. И. Данилов-Данильян и К. С. Лосев, "за редкими исключениями почти все российское общество - большинство хозяйственных руководителей, коммерсантов и подавляющая часть населения разделяет мнение о том, что... обсуждать концепции и стратегии устойчивого развития неактуально" <4>. -------------------------------- <4> Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000. С. 216.

Однако такое наше отношение к восприятию и реализации положений Концепции устойчивого развития вряд ли можно признать положительным. Такое отношение России к международному документу, подписанному представителями 178 государств, где 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств, может отодвинуть Россию к обочине глобального процесса перехода человечества на принципы устойчивого развития. Кроме того, такое отношение России к важнейшему решению ООН, на наш взгляд, противоречит отдельным положениям Конституции самой Российской Федерации. Ведь многие принципы, закрепленные в Декларации по окружающей среде и развитию (основной документ, закрепляющий Концепцию устойчивого развития), относятся к общепризнанным с точки зрения международного права. На основании же ст. 15 (п. 4) Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Поэтому, подписав в Рио-де-Жанейро документы по устойчивому развитию, Россия приняла на себя наряду с другими странами, подписавшими этот документ, обязательства минимум по реализации общепризнанных принципов, закрепленных в этом документе. В концептуальном плане идеи и принципы, заложенные в Концепции устойчивого развития, должны определять основные направления развития юриспруденции современной России. Прежде всего Концепция устойчивого развития должна быть учтена наукой теории государства и права, которая призвана формировать понятия и категории юриспруденции, соответствующей современным требованиям. В контексте Концепции устойчивого развития в содержательном плане должны развиваться такие аспекты отечественной юридической науки, как функции государства, социальное назначение права, а права и свободы человека и гражданина должны наполняться новым смыслом. Так, например, право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации) в контексте Концепции устойчивого развития не может мыслиться без права на благоприятную окружающую среду будущих поколений. Хотелось бы особо отметить, что Концепция устойчивого развития затрагивает не только вопросы, связанные с развитием экологического права, как думают некоторые представители отечественной юридической науки. Речь в Концепции идет о том, чтобы государства обеспечивали экологическое благополучие с помощью совершенствования всей правовой системы. Поэтому в контексте Концепции устойчивого развития речь идет об экологизации всей правовой системы Российской Федерации, всего законодательства. Речь идет именно о переосмыслении всей системы мер, направленных на обеспечение сохранения биосферы. Такая ноша не под силу лишь экологическому праву, а требует усилия всей системы права Российской Федерации. В контексте Концепции устойчивого развития необходимо системно переосмыслить все законодательство Российской Федерации, основы и принципы его построения. Прежде всего должны быть переосмыслены роль и значение самого государства в обществе. Если государство свои интересы ставит на первое место, не считается с глобальными проблемами, например теми же проблемами сохранения биосферы, то при подобном отношении всех государств планеты в мире воцарится культ силы и разрушений. Такое развитие будет антиустойчивым и довольно быстро приведет к экологической катастрофе. Напротив, если все государства в мире, подчиняясь стремлениям ограничить вредоносное влияние человеческой деятельности на биосферу, уменьшат траты на вооружение, на изобретение новых разрушительных технологий и направят эти средства на защиту окружающей природной среды, то в мире опасностей будет меньше и всем людям станет лучше. В этом отношении все государства планеты в первую очередь должны стремиться строить правовое государство, принимать демократические законы. Российская Федерация в своей Конституции объявила всему миру, что она является демократическим правовым государством (ст. 1). Эти конституционные положения нам необходимо все больше развивать и последовательно реализовывать. В контексте восприятия основных положений Концепции устойчивого развития должно переосмысливаться все действующее законодательство Российской Федерации, определяться правовой статус государственных органов, корпоративных и общественных организаций. Нуждается в значительной экологизации общественное сознание россиян, исторически привыкших к бесконечности просторов страны, а отсюда и считающих неактуальной проблему охраны окружающей среды. Правильно пишут профессора С. А. Боголюбов и И. Ф. Панкратов: "Практика убедительно показала необходимость сплошной экологизации страны, которая должна охватить разные сферы, начиная от общественного сознания, средств массовой информации и пропаганды и кончая всеми видами производственно-хозяйственной и иной деятельности" <5>. -------------------------------- <5> Боголюбов С. А., Панкратов И. Ф. Концепция развития экологического законодательства // Концепция развития российского законодательства. М., 1998. С. 191.

Особенно нуждается в экологизации законодательство, опосредующее экономические отношения. На смену приоритета экономических отношений, утвердившегося в современной практике российской действительности, должен прийти приоритет экологических интересов граждан. Не подчиненная экологическим требованиям экономика способна со временем уничтожить саму основу жизни человека - биосферу. Таким образом, появление на свет Концепции устойчивого развития ("Повестка дня на XXI век"), по нашему мнению, следует рассматривать как важнейший фактор международного значения, влияющий на переосмысление и обновление значительной части российского законодательства. Если сегодня экологизацией российского законодательства в духе Концепции устойчивого развития вплотную мы еще не занимаемся, то это вовсе не означает, что мы не должны думать об этом, глядя на наше будущее совместно с прогрессивной частью человечества.

Название документа