Обзор нового законодательства

(Хаустов Д. В.) ("Экологическое право", 2007, N 5) Текст документа

ОБЗОР НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Д. В. ХАУСТОВ

Хаустов Д. В., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> См.: Рос. газ. 2007. 22 июня.

В соответствии с данным документом ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещена также приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Также введен запрет на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а Правительство РФ наделено полномочиями по утверждению порядка подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также формы примерного договора водопользования.

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" <2>. -------------------------------- <2> См.: Рос. газ. 2007. 4 июля.

Земельным кодексом РФ участниками земельных отношений признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, поэтому данные понятия вводятся в текст федеральных законов вместо формулировки "владельцы, пользователи земельных участков". Уточняются субъекты права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и наименование этого права, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельных категорий граждан, компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области земельных отношений. В Гражданском кодексе РФ закрепляется правило о том, что распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, кроме случаев перехода права на земельный участок по наследству. Ранее допускалась возможность передачи такого земельного участка другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование. Получил также отражение принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. При условии, что продавец недвижимости является собственником земельного участка, на котором находится эта недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное специально не предусмотрено законом. Ранее покупателю вместо права собственности можно было предоставить право аренды или иное право на соответствующую часть земельного участка. В Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" внесены изменения о том, что земельные участки предоставляются не крестьянским (фермерским) хозяйствам, а членам таких хозяйств.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" <3>. -------------------------------- <3> См.: Рос. газ. 2007. 31 июля.

Документом установлено, что до 1 января 2010 г. предоставлено право приобретения земельных участков по льготным ценам коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям - собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, если право частной собственности на указанные здания, строения, сооружения возникло в силу их отчуждения из государственной или муниципальной собственности. Выкупная цена подобного земельного участка должна составлять не более 20% (для г. Москвы и Санкт-Петербурга) либо 2,5% от его кадастровой стоимости (для остальных территорий). Собственники недвижимости, которым земельные участки изначально предоставлялись в аренду для строительства, смогут приобретать их по кадастровой стоимости. Остальные лица приобретают земельные участки до 1 января 2010 г. по цене, определяемой субъектами РФ в соответствии с ранее действовавшим порядком. Также продлен срок переоформления земельных участков, переданных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, на право аренды или в собственность до 1 января 2010 г., а в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты, - до 1 января 2013 г. За невыполнение требований о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 1 января 2010 г. будет налагаться административный штраф в размере от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. В законодательстве о приватизации сокращен перечень земельных участков, не подлежащих отчуждению. Так, исключены земли сельскохозяйственного, водоохранного и санитарно-защитного назначения. Внесенные изменения также запрещают унитарным и казенным предприятиям, являющимся арендаторами земельных участков, сдавать земельные участки в субаренду, осуществлять перенаем, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал или паевого взноса в производственный кооператив.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>. -------------------------------- <4> См.: СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4012. Начало действия документа: 11 августа 2007 г.

Данные изменения направлены на унификацию положений законодательства о проведении государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Инвестиционное законодательство содержит требование о проверке лишь сметной стоимости инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, тогда как в Градостроительном кодексе РФ речь идет о проверке полного комплекта проектной документации, в котором смета на строительство объектов за счет средств соответствующих бюджетов является обязательной составной частью. Поскольку проверка сметной стоимости инвестиционных проектов неразрывно связана с оценкой эффективности использования средств соответствующих бюджетов, вносимыми изменениями предусмотрено проведение проверки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов РФ, и достоверности их сметной стоимости. Такая проверка будет проводиться в отношении инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов РФ начнется после 1 января 2008 г. Также уточнено, что государственная экспертиза документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий может проводиться как государственными органами, так и подведомственными им учреждениями, причем не только бюджетными, но и автономными.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <5>. -------------------------------- <5> См.: Рос. газ. 2007. 31 июля.

Лесной кодекс РФ 1997 г. признается утратившим силу с 1 января 2009 г., а не с 1 января 2008 г. После 1 января 2009 г. запрещено предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Закон направлен на упрощение порядка предоставления лесных участков, а также на устранение административных барьеров, возникших в процессе приведения в соответствие с новым Лесным кодексом РФ договоров аренды и договоров безвозмездного срочного пользования участками лесного фонда, заключенных до введения в действие Кодекса. Указанные договоры должны быть перезаключены до 1 января 2009 г. Для этого не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков. Лицам, которые не привели их в соответствие с новым лесным законодательством, до 1 января 2009 г., выдаются лесорубочные билеты, лесные билеты. Лесные участки в составе земель лесного фонда могут предоставляться гражданам и юридическим лицам до 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <6>. -------------------------------- <6> См.: Рос. газ. 2007. 1 авг.

В соответствии с данным документом создается единый систематизированный свод сведений о недвижимом имуществе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Леса и многолетние насаждения исключены из состава недвижимого имущества и соответственно объектами кадастровой деятельности не являются. Леса и водные объекты подлежат кадастровому учету только в случае, когда они расположены на земельных участках, подлежащих кадастровому учету. Положения данного Федерального закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов. Определен правовой статус кадастровых инженеров - лиц, уполномоченных осуществлять кадастровую деятельность. До 1 января 2010 г. такую деятельность вправе осуществлять организации по территориальному землеустройству, органы и организации по государственному техническому учету и инвентаризации.

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" <7>. -------------------------------- <7> См.: Рос. газ. 2007. 22 июня.

Документом вводятся Правила, определяющие порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, в том числе особенности заключения договора о подключении к электрическим сетям.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377 "О Правилах проведения лесоустройства" <8>. -------------------------------- <8> См.: Рос. газ. 2007. 26 июня.

Данными Правилами установлен порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда, землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесоустройство проводится в соответствии с лесоустроительной инструкцией, утверждаемой Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Разграничены полномочия по обеспечению лесоустройства между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора" <9>. -------------------------------- <9> См.: Рос. газ. 2007. 28 июня.

В силу данного акта государственный лесной контроль и надзор теперь осуществляет не только Росприроднадзор, но и органы исполнительной власти субъектов РФ. В частности, они осуществляют контроль и надзор за соблюдением лесного законодательства в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ, а также особо охраняемых природных территорий федерального значения. Регламентированы также права государственных лесных инспекторов. Лица, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия, обязаны обеспечивать инспекторам доступ на подлежащие контролю объекты и представить всю необходимую документацию.

Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 395 "Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц" <10>. -------------------------------- <10> См.: Рос. газ. 2007. 30 июня.

С целью обеспечения соблюдения запрета монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в области лесопользования Правительством РФ установлен максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом или группой лиц в лесах, расположенных в границах субъекта РФ. Данный объем должен составлять не более 35% от суммы утвержденных расчетных лесосек в границах всех лесничеств и лесопарков на территории соответствующего субъекта РФ.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" <11>. -------------------------------- <11> См.: Российская Бизнес-газета. 2007. 10 июля.

Во исполнение положений нового Лесного кодекса документом установлен порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Утверждена примерная форма договора купли-продажи лесных насаждений. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договор заключается в случае размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, а также заготовки древесины гражданами для собственных нужд.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" <12>. -------------------------------- <12> См.: Рос. газ. 2007. 11 июля.

С 1 января 2007 г. введен в действие Лесной кодекс РФ 2006 г., в связи с чем утверждены новые Правила пожарной безопасности в лесах. Документом определены действия, которые запрещается производить в лесах, установлены обязанности лесопользователей по обеспечению пожарной безопасности.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 418 "Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" <13>. -------------------------------- <13> См.: Российская Бизнес-газета. 2007. 10 июля.

Если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов. В связи с этим определены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения соответствующих договоров.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" <14>. -------------------------------- <14> См.: БНА ФОИВ. 2007. N 31.

Зарегистрирован Минюстом РФ 27 июня 2007 г. Регистрационный N 9725. Документом утверждены новая форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также Порядок заполнения каждого раздела расчета и представления данной формы. Расчет заполняется природопользователями, деятельность которых облагается платой за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. Расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. По каждому субъекту РФ представляется отдельный Расчет.

Приказ МПР РФ от 29 мая 2007 г. N 138 "Об утверждении формы Государственного водного реестра" <15>. -------------------------------- <15> См.: БНА ФОИВ. 2007. N 32.

Зарегистрирован Минюстом РФ 2 июля 2007 г. Регистрационный N 9740. Документом в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, их целевого использования и охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий создается государственный водный реестр. Утверждена форма Государственного водного реестра. Ведение Реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов. В Государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Приказ МПР РФ от 30 мая 2007 г. N 141 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" <16>. -------------------------------- <16> См.: БНА ФОИВ. 2007. N 30.

Зарегистрирован Минюстом РФ 2 июля 2007 г. Регистрационный N 9737. Актом дан перечень документов, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для осуществления государственной регистрации. Документы представляются в орган регистрации по месту осуществления водопользования в течение 5 рабочих дней с даты подписания сторонами договора водопользования, дополнительного соглашения к действующему договору водопользования, договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования, принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, прекращения договора водопользования. В случае соответствия внесенных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства РФ, правомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также полномочий лиц, подписавших договор водопользования, орган регистрации в течение 10 рабочих дней с даты представления документов осуществляет их государственную регистрацию в государственном водном реестре. Зарегистрированные в государственном водном реестре документы передаются органом регистрации заявителю в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов на регистрацию. Для подтверждения государственной регистрации на оригиналах внесенных на государственную регистрацию договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование проставляется штамп.

Приказ МПР РФ от 8 июня 2007 г. N 148 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки" <17>. -------------------------------- <17> См.: БНА ФОИВ. 2007. N 29.

Зарегистрирован Минюстом РФ 2 июля 2007 г. Регистрационный N 9750. Документом установлено, что исчисление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков. Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года. Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам. Утверждены формулы и методика исчисления размера расчетной лесосеки.

Приказ Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 г. N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" <18>. -------------------------------- <18> См.: СПС "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Зарегистрирован Минюстом РФ 26 июля 2007 г. Регистрационный N 9913. Данный Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и ее территориальных органов, порядок их взаимодействий между собой и взаимодействий с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.

Приказ МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов" <19>. -------------------------------- <19> См.: СПС "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Зарегистрирован Минюстом РФ 10 августа 2007 г. Регистрационный N 9979. Документом утверждены Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые определяют требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы.

Приказ МПР РФ от 9 июля 2007 г. N 174 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга" <20>. -------------------------------- <20> См.: БНА ФОИВ. 2007. N 31.

Зарегистрирован Минюстом РФ 23 июля 2007 г. Регистрационный N 9880. Документом утверждены правила осуществления лесопатологического мониторинга. Способы осуществления лесопатологического мониторинга определяются в зависимости от расположения лесов в зоне слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. В первую очередь лесопатологический мониторинг организуется в отношении лесных насаждений ценных древесных пород, защитных лесов, лесов, расположенных в зонах техногенного загрязнения, пострадавших от стихийных бедствий, пожаров, вредных организмов, иных неблагоприятных факторов.

Приказ Минсельхоза РФ от 10 июля 2007 г. N 357 "Об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов" <21>. -------------------------------- <21> См.: СПС "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Зарегистрирован Минюстом РФ 2 августа 2007 г. Регистрационный N 9942. Документом утверждены правила государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов. Государственной регистрации подлежат пестициды и агрохимикаты, по которым в необходимом объеме проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний. Государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов осуществляет Россельхознадзор, а регистрационные испытания проводит Минсельхоз РФ. Заявление на организацию проведения регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката подается в Минсельхоз не позднее чем за три месяца до начала регистрационных испытаний. Регистрационные испытания проводятся в организациях, которые имеют необходимое научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации. Регистрационные испытания проводятся за счет регистранта на основании заключаемого с организацией договора. Срок проведения Минсельхозом России экспертизы регламентов применения пестицида или агрохимиката и экспертизы результатов регистрационных испытаний не должен превышать шести месяцев.

Приказ Минэкономразвития РФ от 12 июля 2007 г. N 235 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Ведение государственного земельного кадастра" <22>. -------------------------------- <22> См.: СПС "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Зарегистрирован Минюстом РФ 3 августа 2007 г. Регистрационный N 9950. Данный Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и ее территориальных органов при исполнении государственной функции по ведению государственного земельного кадастра.

Приказ МПР РФ от 20 июля 2007 г. N 189 "Об утверждении Порядка представления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр" <23>. -------------------------------- <23> См.: Рос. газ. 2007. 10 авг.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 августа 2007 г. Регистрационный N 9963. Документом утверждены Порядок представления и правила внесения документированной информации в государственный лесной реестр. Определены органы, в которые необходимо представлять документированную информацию, требования к форме представления информации, сроки хранения такой информации и ее носителей. В реестр вносятся данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2007 г. Документированная информация представляется в реестр в обязательном порядке на безвозмездной основе в виде отчетов (лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов) и по установленным формам ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным (органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов).

Название документа