Консорциум как субъект недропользования

(Боркаев Б. С.)

("Безопасность бизнеса", 2007, N 4)

Текст документа

КОНСОРЦИУМ КАК СУБЪЕКТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Б. С. БОРКАЕВ

Современное состояние российской экономики во многом зависит от ее природных ресурсов. Актуальность проблемы энергетической безопасности особенно подчеркивается Президентом РФ. Безусловно, право недропользования (горное право) взаимодействует с другими отраслями права, такими как гражданское, административное, предпринимательское, налоговое, международное частное право. Именно поэтому интересна проблема консорциума как субъекта в горном праве.

Консорциум (лат. consortium - соучастие, сообщество) - временное объединение юридических лиц на основании особого (так называемого консорциального) соглашения для совместного достижения каких-либо целей, обычно для реализации крупных экономических проектов, при сохранении ими организационной самостоятельности требующих объединения усилий разнопрофильных организаций. При осуществлении крупномасштабных инвестиционных проектов, в частности проектов освоения нефтегазовых месторождений, все большее распространение получает объединение специализированных нефтегазовых фирм, строительных и машиностроительных компаний, а также банковских структур. В последнее время термин "консорциум" все чаще встречается не только в юридической и экономической литературе, но и в нормативных актах.

Организация консорциума оформляется соглашением. Координация возлагается на лидера консорциума, обычно более крупную компанию. Лидер представляет интересы всех участников консорциума, действует в пределах предоставленных ему полномочий. Функции и полномочия лидера определяются специальным соглашением, принятым всеми его участниками.

Такое соглашение в международной практике называется договором о консорциуме, или консорциальным соглашением, а в российском обязательственном праве соответствует договору простого товарищества (договор о совместной деятельности). В договорной практике освоения нефтегазовых ресурсов подобный договор иногда назывался "внутреннее соглашение", имея в виду, что государство заключает договор о пользовании недрами с объединением компании, а они свою деятельность координируют другим - внутренним соглашением.

Отличительной особенностью договора простого товарищества или применительно к недропользованию консорциального соглашения является участие в отношениях еще одной стороны - заказчика, т. е. группа юридических лиц определяет на временной договорной основе взаимоотношения между собой при совместном выполнении одного проекта, заказчиком или собственником которого является третья сторона, в недропользовании - государство. Государство применяет в нашей стране механизм соглашения о разделе продукции (СРП), заключенного с консорциумом. Нормы о СРП законодательно закреплены в Федеральном законе о СРП и Законе РФ о недрах 1992 г. Таким образом, выделяются две сферы отношений: корпоративные (между участниками) и публичные (обязательства консорциума по выполнению СРП, уплата налогов и сборов).

Консорциальный договор (соглашение) рассматриваемого типа содержит обычно следующие разделы (статьи), перечень которых может детализироваться и укрупняться:

- преамбула. Определения. Срок действия и дата вступления в силу договора. Доли участников договора;

- оператор (организация выполнения работ по договору): порядок назначения; полномочия и обязанности; отказ от своих функций, смещение, выбор правопреемника; урегулирование претензий и исков;

- управляющий комитет: учреждение и представительство; полномочия и обязанности; рабочие органы; процедура заседаний и принятия решений;

- права участников: на добытую продукцию; взаимоотношения; доступ к информации; передача доли участия или прав в СРП; выход из договора; продление договора;

- программы и бюджеты: программа и бюджет проекта; программа и бюджет периода поиска и оценки; программа и бюджет периода разведки и добычи; полномочия на расходы; заключение подрядных контрактов; расходы сверх программы и бюджета;

- работа на собственный риск: перечень работ собственного риска; производство работ на собственный риск;

- распоряжение добытой продукцией: права и обязанности участников в распоряжении добытой продукцией.

Далее приводятся статьи, регулирующие вопросы конфиденциальности, форс-мажорных обстоятельств, разрешения споров и др.

Компания, являющаяся одним из участников консорциального соглашения, с ее добровольного согласия назначается оператором и обязуется действовать в соответствии с настоящим договором. При этом оператор не получает прибыли и не несет убытков в результате осуществления функций оператора при производстве совместных работ, за исключением отдельных случаев, указанных в договоре.

Полномочия оператора:

- в соответствии с условиями СРП и договора от имени его участников осуществляет всю совместную деятельность самостоятельно или привлекает посредников и подрядчиков под контролем управляющего комитета;

- назначает по согласованию с участниками главного менеджера проекта, который является полномочным представителем участников и действует от их имени во взаимоотношениях с уполномоченными органами государственной власти и другими организациями по поводу совместных работ.

Обязанности оператора:

- подготавливает проекты программы и бюджета совместных работ и после утверждения их управляющим комитетом осуществляет их реализацию;

- предоставляет каждому участнику, а также уполномоченным государственным органам в соответствии с их компетенцией соответствующие отчеты, данные и информацию о совместных работах; осуществляет в установленные сроки все платежи;

- принимает меры к недопущению и незамедлительному погашению задолженностей, исков и штрафов;

- осуществляет учет и инвентаризацию всех операций (технических, бухгалтерских и др.) в связи с совместными работами;

- принимает меры и осуществляет все совместные работы надлежащим и наиболее искусным образом в соответствии с методами и практикой, которые обычно используются при надлежащей и добросовестной разработке нефтяных и газовых месторождений, и с таким прилежанием и усердием, которые разумно и обычно проявляются опытным оператором, занимающимся подобной деятельностью при подобных условиях и обстоятельствах;

- обеспечивает и поддерживает в отношении совместных работ все виды страхования, предусмотренные СРП и предписанные управляющим комитетом;

- для осуществления всех видов финансовых расчетов для осуществления совместных работ открывает совместный счет, который не будет объединять никакие денежные средства с его собственными средствами;

- осуществляет консультации с участниками и информирует их обо всех вопросах совместных работ, в частности о наиболее ответственных геолого-технических операциях, определяющих открытие месторождения, его запасы, уровни и объемы добычи, предоставляет по решению управляющего комитета каждому участнику копии всех отчетов об операциях, а также все геофизические, геологические, проектные, технические и иные данные, относящиеся к совместным работам;

- определяет число сотрудников, необходимых для выполнения совместных работ, их квалификацию, время работы, вознаграждение. При этом они будут являться сотрудниками оператора, а не участников;

- совершает любые расходы и предпринимает действия, которые он считает необходимыми, в случае чрезвычайной ситуации для защиты жизни людей, имущества, загрязнения окружающей среды и в кратчайшие сроки извещает об этом участников.

Ответственность оператора:

- за убытки или ущерб, причиненные в результате действия или бездействия;

- за убытки или ущерб вследствие необеспечения страховки, которую он обязан был и не сумел организовать и не известил вовремя об этом управляющий комитет.

Конечно, в консорциуме существуют органы управления, например управляющий комитет, исполнительный директор и др. Управляющий комитет учреждается участниками с целью осуществления общего руководства, контроля и надзора за всеми совместными работами. Каждый участник назначает по одному представителю, который имеет полномочия представлять и принимать обязательства от его имени в решении всех вопросов, входящих в компетенцию управляющего комитета.

Председателем управляющего комитета является обычно представитель оператора. Возможен вариант сменного председателя, назначаемого на каждое заседание комитета. Главный менеджер совместных работ не является членом управляющего комитета, но имеет право посещать и участвовать во всех заседаниях управляющего комитета.

Управляющий комитет имеет следующие полномочия и обязанности:

- рассматривать и принимать решения по всем вопросам, определяющим эффективность и основные направления совместной деятельности, методам организации работ, взаимоотношениям между участниками, с государственными органами и третьими лицами;

- рассматривать и утверждать программы, бюджеты, отчеты, предложения и другие материалы и информацию;

- давать общие указания главному менеджеру проекта по вопросам, касающимся общей политики консорциума, а также подлежащим обсуждению с государственными органами;

- давать отчеты, предложения и другие материалы и информацию;

- давать одобрение всем публичным заявлениям или объявлениям, которые делаются оператором или участниками в отношении договора, совместных работ или СРП;

- рассматривать, оценивать, давать заключение и принимать решения по всем вопросам, касающимся проведения работ на собственный риск;

- обсуждать, оценивать и определять позицию оператора по всем существенным вопросам совместных работ, договора или СРП.

Если вопросы управления присущи корпоративным отношениям, то права на добытую продукцию участника специфичны именно для горного права. Каждый участник договора в соответствии с положениями СРП, базирующимися на действующем законодательстве о недрах, обладает правом собственности и может свободно, в пределах, установленных законом, распоряжаться своей частью доли участия в общем объеме добытой продукции, предоставляемой участникам.

Не следует также забывать, что консорциум косвенно упомянут в налоговом законодательстве. Так, в ст. 346.34 Налогового кодекса РФ закреплено, что "инвестор - юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции". Точно такое же определение содержится в ст. 3 Федерального закона " О соглашениях о разделе продукции". Однако Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" содержит более широкое определение иностранного инвестора - "иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации...". Таким образом можно констатировать, что нет четкого понятия "инвестор", подпадает ли прямо под это "консорциум". Полагаю, что конструкция "организация, не являющаяся юридическим лицом" может быть использована для определения понятия "консорциум", что даст на практике аргумент для борьбы с правонарушениями в данной сфере, в частности налоговыми. Фактически это и закреплено в нормах НК РФ. Помимо этого, ответственность устанавливается в "случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению". Однако согласно Федеральному закону о СРП "для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ".

Как видно, законодательно увязывается понятие консорциума и его участников с понятием иностранного субъекта инвестиционной деятельности. Действительно, участниками созданного в 1994 г. консорциума Sakhalin Energy(SE) являются Shell (55%), Mitsui (25%), Mitsubishi Corporation (20%). А участниками консорциального соглашения по проекту "Сахалин-1" являются американская компания "Эксон Нефтегаз Лимитед", японская компания SODECO (30%), ONGC Videsh (20%), Роснефть через дочерние компании "Сахалинморнефтегазшельф" и "РН-Астра" (20%). Кроме того, здесь затрагиваются вопросы международного частного права, так как отношения между участниками осложнены иностранным элементом, что также должно быть учтено при дальнейшем развитии регулирования.

Запасы углеводородов Сахалинского шельфа на данный момент оцениваются приблизительно в 45 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. Они были открыты еще в 1980-е годы, однако у советских нефтяников, успешно добывающих углеводороды на материке, не было никакого опыта работы на шельфе. Поэтому сахалинским месторождениям пришлось ждать около десяти лет, прежде чем к работе на них приступили консорциумы, состоящие преимущественно из зарубежных компаний. В настоящее время Сахалинский шельф поделен на несколько проектов, реализация которых находится на разных стадиях - в то время как на месторождениях проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" уже идет добыча нефти и газа, на остальных продолжаются геологоразведочные работы и подготовка добывающей инфраструктуры.

В рамках проекта "Сахалин-1" Роснефть впервые опробовала схему работы с иностранными партнерами, уступив индийской ONGC часть своей доли в обмен на финансирование доли. Вернуть денежные средства Роснефть предполагает из будущей прибыли от продажи углеводородов, добытых на шельфе Сахалина. Возможно что формой объединения усилий в проектах "Сахалин-4", "Сахалин-5" с Бритиш петролеум, владеющей 49% в этих проектах, будет консорциум. Безусловно, это вовсе не означает, что скоро все крупные проекты в сфере природных ресурсов будут осуществляться только в форме консорциума, полагаю, только часть самых сложных проектов.

Рассмотрев вопрос о консорциуме и его применении в России, я пришел к выводу, что в силу сложного, комплексного характера правоотношений, принадлежащих порой к разным отраслям права, складывающихся в процессе создания и функционирования консорциума, следует рассматривать консорциум как субъект горного права. Но не только характер общественных отношений повлиял на этот вывод, но также и сфера применения, то есть недропользование. Именно в недропользовании существует такой специфический механизм, как раздел продукции.

Название документа