15-летний итог деятельности ООН в сфере сохранения лесных ресурсов

(Солнцев А. М., Миловидов О. Д.) ("Юрист-международник", 2007, N 3) Текст документа

15-ЛЕТНИЙ ИТОГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

А. М. СОЛНЦЕВ, О. Д. МИЛОВИДОВ

Солнцев А. М., аспирант кафедры международного права юридического факультета РУДН.

Миловидов О. Д., студент 5-го курса юридического факультета (кафедра экологического и земельного права) МГУ им. М. В. Ломоносова.

Международное сотрудничество государств в области управления и рационального использования лесных ресурсов играет важную роль в их сохранении. Более половины площади мировых лесов (51%) расположено на территории четырех стран: России - 22%, Бразилии - 16%, Канады - 7%, США - 6%. Общее количество надземной древесной биомассы в мире оценено в 422 млрд. т. Около 27% надземной древесной биомассы сосредоточены на территории Бразилии и около 25% - в России. Согласно статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) каждый год исчезают 14,6 млн. га лесов и лишь 5,2 млн. га ежегодно восстанавливаются за счет посадок и естественного расширения лесных насаждений. В итоге чистое обезлесение составляет 9,4 млн. га в год. Сокращение размеров лесных массивов в результате вырубки, деградации и пожаров вызывает серьезную тревогу международного сообщества, поскольку леса занимают центральное место в процессе углеродного обмена между земными экосистемами и атмосферой, а также вносят колоссальный вклад в дело сокращения масштабов бедности и голода. Кроме того, леса способствуют расширению доступа к безопасной чистой питьевой воде и разумной (по ценам) энергии. В настоящее время более 400 млн. чел., проживающих в лесах или рядом с ними, используют их ресурсы в качестве средства существования и получения дохода. В названное число входят приблизительно 60 млн. коренных жителей, обеспечение жизнедеятельности которых практически полностью зависит от лесных ресурсов. В Итоговом документе Саммита-2005 ООН главы государств и правительств заявили о консолидированной решимости "усилить меры по сохранению, рациональному использованию и освоению всех видов лесов на благо современного и будущих поколений <1>". -------------------------------- <1> Резолюция ГА ООН 60/1 от 24 октября 2005 г. "Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.", п. 56 (j).

Сотрудничество государств в сфере охраны и сохранения лесных ресурсов началось не так давно. Главной целью международного взаимодействия в указанной области является совершенствование управления, сохранения и устойчивое развитие всех видов лесов <2>. Началом данного сотрудничества можно считать Конференцию ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Первоначально на Конференции предлагалось принять Всемирную конвенцию по лесам. В этом плане наиболее интересным был проект ФАО "Основные возможные элементы для документа по сохранению и развитию мировых лесов" <3>. Однако по итогам Конференции, в результате противоречия между развитыми и развивающимися странами, был принят документ так называемого "мягкого права", который, в принципе, явился первым международным документом в сфере сотрудничества государств в мировом масштабе по устойчивому лесопользованию под названием "Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов" (Принципы лесоводства) <4>. На указанном международном форуме также был принят важный документ в области окружающей среды и развития - "Повестка дня на XXI век" <5>, глава 11 ("Борьба с обезлесением") которого полностью посвящена этому вопросу. -------------------------------- <2> Имеются в виду тропические, умеренные и бореальные леса. <3> See: Steiner Melanie. The journey from Rio to Johannesburg: ten years of forest negotiations, ten years of successes and failures // Golden Gate University Law Review. Spring, 2002. P. 629 - 664. <4> Текст см.: Московский журнал международного права. 1992. N 4. <5> Текст см.: www. un. org/russian/conferen/rio.

После Конференции в Рио-де-Жанейро сотрудничество государств по выработке международной лесной политики поддерживалось на уровне усилий, предпринимаемых главными органами ООН, прежде всего Экономическим и Социальным Советом (далее - ЭКОСОС). В 1995 году ЭКОСОС учредил при Комиссии по устойчивому развитию ООН Межправительственную группу открытого состава по лесам (далее - МГЛ) для достижения консенсуса и формирования согласованных предложений в отношении мер, направленных на эксплуатацию, охрану и рациональное использование всех видов лесов (с мандатом на два года). Перед МГЛ были определены ключевые цели международного переговорного процесса в области лесопользования, включая рассмотрение наиболее актуальных вопросов состояния, сохранения и развития лесного сектора, торговли лесной продукцией и таких важнейших смежных аспектов: - исследования лесов и оценка состояния лесных ресурсов; - оценка методологий достижения устойчивого развития лесов; - критерии и индикаторы устойчивого управления лесами; - потенциальная конкуренция различных видов лесной продукции; - проблема малоиспользуемых видов деревьев; - сертификация и знаки соответствия лесной продукции на происхождение из устойчиво управляемых лесов; - включение затрат на сохранение лесных экосистем в стоимость всех видов лесной продукции (древесной и недревесной); - прозрачность международных рынков лесной продукции. В 1997 году ЭКОСОС решил учредить специальный Межправительственный форум открытого состава по лесам (далее - МФЛ) для продолжения межгосударственного диалога по центральным проблемам лесопользования и реализации предложений МГЛ, поскольку двухлетний мандат МГЛ закончился. Полномочия МФЛ включали в себя: содействие и облегчение выполнения предложений МГЛ в отношении всех видов лесов; обзор, мониторинг и отчетность по совершенствованию управления, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов; разработка вопросов, ведущих к расширению и уточнению предложений, заложенных в программных элементах итоговых документов МГЛ для всех видов лесов, в частности вопросов торговли и окружающей природной среды в их взаимосвязи с товарами и услугами, связанными с лесами, вопросами передачи технологий и потребности в финансовых ресурсах. В целом за период с 1995 по 2000 г. в рамках МГЛ и МФЛ были приняты около 300 документов в сфере устойчивого лесопользования. Необходимо отметить, что в 1995 г. по инициативе МФЛ была учреждена Межведомственная оперативная группа по лесам в целях координации действий международных органов и организаций (ПРОООН, Всемирный банк, ЮНЕП и др.) в области лесопользования. Деятельность данной группы была продолжена так называемым "Совместным партнерством по лесам". Сейчас это партнерство объединяет 14 международных организаций. В данный момент вопрос межгосударственного сотрудничества в сфере устойчивого лесопользования зафиксирован в повестке дня различных международных форумов, включая Министерскую конференцию по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе стран Европы и Северной Азии (ФЛЕГ-ЕСА) <6>, Комитет по лесоматериалам Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Европейскую лесную комиссию ФАО, Международную организацию по тропической древесине. Следует подчеркнуть, что в деле защиты лесов важное значение имеют действующие международные соглашения, такие как: Конвенция по биологическому разнообразию 1992 г., Рамочная конвенция ООН по изменению климата 1992 г., Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, 1994 г. и Международное соглашение по тропической древесине 2006 г. Последнее Соглашение в преамбуле содержит отсылку на Принципы лесоводства 1992 г. Цели Соглашения 2006 г. заключаются в поощрении расширения и диверсификации международной торговли тропической древесиной <7> из лесов, которые управляются на устойчивой основе и в которых лесозаготовки ведутся легитимным образом, а также в поощрении устойчивого управления тропическими лесами, используемыми для производства древесины. -------------------------------- <6> Министерская конференция по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе (ФЛЕГ) Европы и Северной Азии (ЕСА) - ФЛЕГ-ЕСА (ENA-FLEG - Forest Law Enforcement and Governance). Движение FLEG, изначально инициированное Евросоюзом, имело несколько региональных ветвей - FLEG стран Юго-Восточной Азии, FLEG стран Африки и FLEG стран самого Европейского союза. В мае 2004 г. на Четвертой сессии Форума ООН по лесам, признавая собственную глобальную ответственность за сохранение ценностей лесов, Российская Федерация заявила о своей заинтересованности инициировать межправительственный процесс в ЕСА - так и появился ФЛЕГ-ЕСА. К странам-членам ФЛЕГ-ЕСА относятся: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Китай, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Швейцария, Швеция, Эстония и Япония. Подробнее см. интернет-сайт группы Всемирного банка: www. worldbank. org/enafleg. <7> Тропическая древесина - древесина тропических лесов, которая предназначена для промышленного использования и произрастает (или производится) в странах, расположенных между тропиком Рака и тропиком Козерога. Этот термин охватывает бревна, пиломатериалы, шпон и клееную фанеру (ст. 2 Соглашения).

Ключевую роль среди международных форумов в рассматриваемой сфере играет Форум ООН по лесам (далее - Форум), который был учрежден согласно Резолюции ЭКОСОС 2000/35 от 18 октября 2000 г. Он является вспомогательным органом ЭКОСОС и продолжает деятельность МГЛ и МФЛ. В состав Форума могут входить все государства-члены ООН и специализированных учреждений ООН на началах широкого и равноправного участия. Форум был создан для обеспечения управления, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов и укрепления процесса выполнения долгосрочных политических обязательств. В соответствии с названной ранее Резолюцией ЭКОСОС задачами Форума являются: разработка правовых рамок по всем видам лесов и изучение связанных с этим финансовых вопросов. Форум рассматривает рекомендации, данные экспертными группами по механизмам финансирования, передаче технологий и торговли в части, касающейся лесов. Он проводит ежегодные двухнедельные заседания, в ходе которых предусмотрено проведение двух - или трехдневных встреч на уровне министров, предполагающих организацию однодневного диалога в области политики при участии глав организаций, участвующих в партнерских проектах по лесам, а также при участии других групп, занимающихся проблемой лесов. Принимая указанную Резолюцию, ЭКОСОС призвал правительства стран-доноров, международные финансовые институты и другие организации сделать добровольные финансовые взносы в специально создаваемый фонд, который поможет облегчить выполнение Форумом своих функций. Первое заседание Форума состоялось в феврале 2001 г. На своей 7-й сессии в апреле 2007 г. Форум после двух недель интенсивных переговоров принял Акт под названием "Не имеющий обязательной юридической силы документ по всем видам лесов" <8> (Non-legally binding instrument on all types of forests), который содержит стандарты по устойчивому ведению лесного хозяйства. В июле 2007 г. ЭКОСОС должен одобрить резолюцию, содержащуюся в этом документе, и рекомендовать Генеральной Ассамблее ООН принять последний на 62-й сессии. Таким образом, с принятием названного документа логически завершается пятнадцатилетняя дискуссия государств по определению международной политики в сфере лесопользования. Данный документ, посвященный всем видам лесов, относится к категории "мягкого" права. Авторы настоящей статьи убеждены, что принятие обязательного международного документа в области устойчивого ведения лесного хозяйства маловероятно, поскольку управление лесными ресурсами является суверенным делом государств. Суверенитет относительно природных ресурсов был закреплен еще в Резолюции ГА ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами". Вопрос о суверенитете соответствующего государства над собственными природными ресурсами является весьма важным с позиций международного публичного права. Так, в настоящее время Комиссия международного права ООН в рамках темы "Общие природные ресурсы" рассматривает вопрос о грунтовых водах. В 2007 году принято решение о переходе к анализу проблем нефти и газа в русле той же темы. Однако была выражена озабоченность, что Комиссия может столкнуться с жесткой оппозицией со стороны добывающих нефть и газ государств, которые признают эти ресурсы как суверенную собственность <9>. -------------------------------- <8> На Форуме рассматривались и иные названия для этого документа: "Меморандум о взаимопонимании по устойчивому ведению лесного хозяйства" и "Кодекс об устойчивом ведении лесного хозяйства". <9> Док. ООН A/CN.4/577 от 19 января 2007 г., п. 24.

Не имеющий обязательной юридической силы документ по всем видам лесов <10>

Государства-члены, Признавая значение многочисленных экономических, социальных и экологических благ, которые обеспечивают леса и деревья, растущие за пределами лесных массивов, подчеркивая, что устойчивое ведение лесного хозяйства <11> в значительной степени способствует устойчивому развитию, искоренению нищеты, -------------------------------- <11> Термин "sustainable forest management" можно перевести как "устойчивое ведение лесного хозяйства" или как "неистощительное ведение лесного хозяйства". Авторы при переводе придерживались первого варианта.

Ссылаясь на не имеющее обязательной юридической силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов; положения главы 11 Повестки дня на XXI век; практические предложения Межправительственной группы по лесам / Межправительственного форума по лесам; резолюции и решения Форума Организации Объединенных Наций по лесам; положения Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию; Монтеррейский консенсус, принятый на Международной конференции по финансированию развития; согласованные на международном уровне цели в области развития, включая цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г.; а также существующие международные юридически обязательные документы в сфере лесопользования, Приветствуя успехи, достигнутые в рамках международного механизма по лесам с момента его создания Экономическим и Социальным Советом на основании Резолюции 2000/35 от 18 октября 2000 г., и ссылаясь на решение по укреплению международного механизма по лесам, как указано в Резолюции ЭКОСОС 2006/49 от 28 июля 2006 г., Подтверждая свою приверженность Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, в которой говорится, в частности, что в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикций или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции, а также в отношении общей, но различной ответственности стран, в соответствии с принципом 7-м Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Признавая, что устойчивое ведение лесного хозяйства как динамическая и развивающаяся концепция имеет своей целью поддержание и улучшение экономической, социальной и экологической ценности всех видов лесов на благо современного и будущих поколений, Выражая обеспокоенность по поводу продолжающегося обезлесения и деградации лесов, а также медленных темпов восстановления лесного покрова и лесовозобновления и возникающего в результате этого неблагоприятного воздействия на экономику, окружающую среду, включая биологическое разнообразие, получение средств к существованию по крайней мере одним миллиардом человек и их культурное наследие, а также подчеркивая необходимость более эффективной реализации принципа устойчивого ведения лесного хозяйства на всех уровнях для решения этих серьезнейших проблем, Признавая воздействие изменения климата на леса и устойчивое ведение лесного хозяйства, так же как и вклад лесов в борьбу с изменением климата, Подтверждая особые нужды и потребности стран с уязвимыми лесными экосистемами, в том числе экосистемами слаболесистых стран, Подчеркивая необходимость укрепления политической приверженности и коллективных усилий на всех уровнях, включения лесной проблематики в национальные и международные программы действий в сфере развития, более действенной координации национальной политики и международного сотрудничества, а также содействия межсекторальной координации на всех уровнях в целях эффективного осуществления принципа устойчивого пользования всеми видами лесов, Подчеркивая, что эффективное осуществление принципа устойчивого ведения лесного хозяйства в решающей степени зависит от наличия адекватных ресурсов, в том числе финансовых, развития потенциала и передачи экологически чистых технологий, а также признавая, в частности, необходимость мобилизации большего объема финансовых ресурсов, в том числе из нетрадиционных источников, для развивающихся стран, включая наименее развитые страны, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, и малые островные развивающиеся государства, равно как и страны с переходной экономикой, Подчеркивая, что осуществление принципа устойчивого ведения лесного хозяйства также в решающей степени зависит от правильного управления на всех уровнях, Отмечая, что положения настоящего документа не наносят ущерба правам и обязанностям государств в соответствии с международным правом, Государства-члены договорились о следующем.

I. Цель

1. Цель настоящего документа состоит в следующем: (a) укрепление политических обязательств и мер на всех уровнях в целях эффективного обеспечения устойчивого ведения лесного хозяйства всех видов лесов и достижения совместных глобальных целей в сфере лесного хозяйства; b) укрепление вклада лесного хозяйства в достижение международных согласованных целей развития, включая цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, в частности в отношении искоренения нищеты и обеспечения экологической устойчивости; c) обеспечение пределов национальных действий и международного сотрудничества в этих целях.

II. Принципы

2. Государства должны уважать следующие принципы, основанные на Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, и Принципы лесоводства Рио-де-Жанейро: a) настоящий документ доброволен и не имеет обязательной юридической силы; b) каждое государство несет ответственность за устойчивое ведение своего лесного хозяйства, а также за проведение в жизнь своих законов о лесах; c) основные группы, указанные в Повестке дня на XXI век, местные общины, лесовладельцы и другие заинтересованные субъекты вносят свой вклад в достижение устойчивого ведения лесного хозяйства и должны вовлекаться на основе гласности и непосредственного участия в затрагивающие их процессы принятия решений в сфере лесопользования, так же как и в осуществление устойчивого ведения лесного хозяйства в соответствии с национальной политикой в области лесов; d) достижение устойчивого ведения лесного хозяйства, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, зависит от мобилизации большего объема новых и дополнительных финансовых ресурсов из всех возможных источников; e) достижение устойчивого ведения лесного хозяйства также зависит от правильного управления на всех уровнях; f) международное сотрудничество, в частности финансовая поддержка, передача технологии, наращивание потенциала и обучение, играет решающую каталитическую роль в поддержке усилий всех стран, особенно развивающихся стран и стран с переходной экономикой, по достижению устойчивого ведения лесного хозяйства.

III. Область действия

3. Данный документ применяется ко всем видам лесов. 4. Устойчивое ведение лесного хозяйства как динамичная и развивающаяся концепция имеет своей целью поддержание и улучшение экономической, социальной и экологической ценности всех видов лесов на благо современного и будущих поколений.

IV. Глобальные цели в сфере лесного хозяйства

5. Государства-члены подтверждают следующие совместные глобальные цели в сфере лесного хозяйства и свое намерение работать на глобальной, региональной и национальной основе, с тем чтобы обеспечить прогресс в достижении этих целей к 2015 г. Глобальная цель 1. Обратить вспять тенденцию к утрате лесного покрова во всем мире при помощи обеспечения устойчивого ведения лесного хозяйства, включая меры защиты, восстановления, лесовозобновления, и активизировать усилия по предупреждению деградации лесов. Глобальная цель 2. Усилить экономические, социальные и экологические полезные свойства лесов, в том числе путем улучшения условий существования зависящего от лесов населения. Глобальная цель 3. Значительно расширить площадь охраняемых лесов во всем мире и другие территории, на которых обеспечивается устойчивое ведение лесного хозяйства, а также увеличить долю лесной продукции, получаемой за счет устойчивого ведения лесного хозяйства. Глобальная цель 4. Обратить вспять тенденцию к сокращению объема официальной помощи в целях развития на деятельность в сфере устойчивого ведения лесного хозяйства и мобилизовать в значительно большем объеме новые и дополнительные финансовые ресурсы из всех источников в интересах обеспечения устойчивого ведения лесного хозяйства.

V. Национальные меры и политика

6. Для достижения цели данного документа, учитывая специфику национальной политики, приоритеты, условия и имеющиеся ресурсы, государства-члены должны: (a) разрабатывать, проводить в жизнь, публиковать и, по необходимости, обновлять национальные программы лесного хозяйства или другие стратегии устойчивого ведения лесного хозяйства, которые определяют необходимые действия и содержат меры, политические или специальные цели, принимающие во внимание практические предложения Межправительственной группы по лесам, Межправительственного форума по лесам и резолюции Форума Организации Объединенных Наций по лесам; (b) учитывать семь тематических элементов <12> устойчивого ведения лесного хозяйства, разработанных на основе критериев, определенных на базе существующих условий и показателей процессов устойчивого ведения лесного хозяйства, и в этом контексте определять их как соответствующие экологическим и другим аспектам, связанным с лесами, в пределах тех элементов для рассмотрения в качестве критериев и показателей для устойчивого ведения лесного хозяйства; -------------------------------- <12> Семь тематических элементов включают в себя: масштаб лесных ресурсов; биологическое разнообразие леса; здоровье и жизнеспособность леса; продуктивные функции леса; защитные функции лесных ресурсов; социально-экономические функции лесов; правовые, политические и институциональные рамки.

(c) содействовать использованию средств управления для оценки экологического воздействия на проекты, которые могут оказать значительное влияние на леса и способствовать хорошей экологической практике таких проектов; (d) разрабатывать и проводить политику, поддерживающую устойчивое ведение лесного хозяйства, в целях обеспечения широкого круга продукции и услуг, а также для содействия снижению бедности и развитию деревенских общин; (e) содействовать эффективному производству и обработке лесоматериалов (среди прочего) в целях сокращения отходов и улучшения утилизации отходов; (f) оказывать поддержку и использовать традиционные, связанные с лесами, знания и обычаи в целях устойчивого ведения лесного хозяйства с одобрением и привлечением держателей такого знания и продвигать справедливое и равноправное распределение доходов от их использования согласно национальному законодательству и соответственным международным соглашениям; (g) обеспечивать дальнейшую разработку и применение критериев и показателей устойчивого ведения лесного хозяйства, соответствующие национальным приоритетам и условиям; (h) создавать благоприятные условия для повышения инвестирования из частного сектора, так же как и для участия местных и коренных общин, других лесопользователей и лесовладельцев, других соответствующих участников в обеспечении устойчивого ведения лесного хозяйства в рамках проведения политики стимулирования и регламентирования; (i) разрабатывать финансовые стратегии, которые содержат финансовое планирование на короткий, средний и длительный срок для достижения устойчивого ведения лесного хозяйства с учетом местного частного сектора и иностранных источников; (j) поощрять признание различных благ, обеспечиваемых продукцией и услугами, получаемыми за счет лесов и деревьев, растущих за пределами лесных массивов, так же как и способы отражения таких благ на рынке согласно соответствующему национальному законодательству и стратегиям; (k) определять и осуществлять меры по повышению эффективности сотрудничества и координации межсекторальной политики и программ между секторами, влияющими на ведение лесного хозяйства и находящимися под его влиянием, в целях интеграции лесного сектора в национальный процесс принятия решений и продвижения устойчивого ведения лесного хозяйства, в частности в целях анализа коренных причин обезлесения, деградации лесов и обеспечения сохранения лесов; (l) интегрировать национальные программы по лесам или другие стратегии по устойчивому ведению лесного хозяйства согласно п. 6 (а) настоящего документа в национальные стратегии устойчивого развития, соответствующие национальные планы действий и в стратегии сокращения масштабов нищеты; (m) базировать или укреплять партнерства, включая партнерства между частным и государственным секторами и совместные программы с заинтересованными субъектами, для продвижения реализации принципов устойчивого ведения лесного хозяйства; (n) пересмотреть и если необходимо улучшить законодательство в сфере лесопользования, укрепить проведение в жизнь лесного законодательства, повысить надлежащее управление на всех уровнях для поддержания устойчивого ведения лесного хозяйства, создать благоприятные условия для инвестирования средств в лесное хозяйство и бороться с незаконной практикой согласно национальному законодательству в лесном и других соответствующих секторах; (o) анализировать причины и рассматривать угрозы для здоровья и жизнеспособности лесов от стихийных бедствий и человеческой деятельности, включая угрозы от пожаров, загрязнения, вредителей, болезней и инвазивных чужеродных видов <13>; -------------------------------- <13> Инвазивные чужеродные виды (ИЧВ) - это виды, интродуцированные намеренно или ненамеренно за пределы своих природных мест обитания, где они закрепляются, размножаются и распространяются, причиняя ущерб окружающей среде. Требования, регулирующие реализацию многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды, ставят в качестве основной задачи недопущение интродукции ИЧВ, а также устранение тех ИЧВ, которые представляют опасность для экосистем, местообитаний и видов, находящихся под угрозой исчезновения. Инвазивные чужеродные виды считаются угрозой биоразнообразию и могут вызывать значительные необратимые экологические и социально-экономические последствия. (Примеч. пер.)

(p) создавать, разрабатывать или расширять, поддерживать сети охраняемых районов, принимая во внимание важность сохранения представленности всех видов лесов, на основе применения как внутри, так и за пределами охраняемых лесных районов комплекса природоохранных механизмов; (q) оценивать условия и эффективность режима существующих охраняемых лесных районов в целях определения необходимости улучшения; (r) укреплять вклад науки и исследований в развитие устойчивого ведения лесного хозяйства путем включения научной экспертизы в политику и программы по лесам; (s) способствовать развитию и применению научно-технических инновационных решений, включая те, которые помогали бы лесовладельцам, коренным и местным общинам содействовать устойчивому ведению лесного хозяйства; (t) поддерживать и укреплять общественное понимание важности и полезности благ, происходящих от лесов и устойчивого ведения лесного хозяйства, включая такие меры, как программы осведомленности общественности и образование; (u) развивать и поощрять доступ к формальным и неформальным программам образования, повышению квалификации и обучению по устойчивому ведению лесного хозяйства; (v) поддерживать программы образования, подготовки кадров и просветительской деятельности при участии коренного населения, местных общин, работников сферы лесного хозяйства и лесовладельцев для выработки ресурсосберегающих подходов, которые позволят уменьшить нагрузку на леса, особенно хрупких экосистем; (w) содействовать активному и эффективному участию основных групп, местных общин, лесовладельцев и других соответствующих заинтересованных участников в развитии, выполнении и оценке национальных политик, мер и программ в лесной сфере; (x) поощрять частный сектор, организации гражданского общества и лесовладельцев к разработке, пропаганде и реализации открытыми методами добровольных инструментов, таких как добровольные системы сертификаций и другие соответствующие механизмы для разработки и пропаганды лесной продукции, добываемой устойчивым ведением лесного хозяйства, в соответствии с национальным законодательством и для улучшения рыночной транспарентности; (y) улучшить доступ семей, мелких лесовладельцев, лесозависимых местных и коренных общин, проживающих внутри или за пределами лесных районов, к лесным ресурсам и соответствующим рынкам для оказания поддержки в получении средств к существованию и диверсификации доходов от лесной продукции в соответствии с устойчивым ведением лесного хозяйства.

VI. Международное сотрудничество и средства осуществления

7. Для достижения цели данного документа государства-члены должны: (a) приложить согласованные усилия с тем, чтобы обеспечить долгосрочную политическую приверженность на высоком уровне в целях повышения эффективности средств осуществления устойчивого ведения лесного хозяйства, включая финансовые ресурсы, для обеспечения поддержки, в частности для поддержки усилий развивающихся стран, стран с переходной экономикой, а также мобилизовать и выделять значительные новые и дополнительные финансовые ресурсы из частных, государственных, национальных и международных источников для развивающихся стран и в развивающихся странах, а также для стран с переходной экономикой; (b) обратить вспять тенденцию к сокращению объема официальной помощи в целях развития деятельности по обеспечению устойчивого ведения лесного хозяйства и мобилизовать значительные новые и дополнительные финансовые ресурсы из всех источников для осуществления принципа устойчивого ведения лесного хозяйства; (c) предпринимать действия для повышения приоритета устойчивого ведения лесного хозяйства в национальных планах по развитию и других планах, включая стратегии сокращения масштабов нищеты, для содействия росту размещения официальной помощи в целях развития и финансовых ресурсов из других ресурсов для устойчивого ведения лесного хозяйства; (d) разработать и учредить позитивные стимулы, особенно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для сокращения обезлесения, содействия лесонасаждению и восстановлению вырождающихся лесов в целях обеспечения устойчивого ведения лесного хозяйства и увеличения области защищенных лесов; (e) поддерживать усилия стран, особенно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, направленные на разработку и осуществление экономически, социально и экологически обоснованных мер, действующих в качестве стимулов к устойчивому ведению лесного хозяйства; (f) усилить потенциал стран, в частности развивающихся стран, в плане значительного увеличения производства лесной продукции, получаемой за счет устойчивого использования лесов; (g) улучшать двустороннее, региональное и международное сотрудничество в целях развития международной торговли лесной продукцией, заготовленной за счет устойчивого использования лесов, согласно национальному законодательству; (h) улучшать двустороннее, региональное и международное сотрудничество в целях борьбы с незаконной международной торговлей лесной продукцией при помощи содействия применению лесного законодательства и надлежащему управлению на всех уровнях; (i) укрепить посредством улучшения двустороннего, регионального и международного сотрудничества потенциал государств в сфере эффективной борьбы с незаконной международной торговлей лесной продукцией, в том числе древесиной, плодами дикой природы и другими лесными биологическими ресурсами; (j) укрепить потенциал государств в борьбе с незаконной практикой в сфере лесопользования в соответствии с национальным законодательством, включая браконьерство, путем улучшения осведомленности общественности, образования, институционального наращивания потенциала, передачи технологий и технического сотрудничества, обеспечения соблюдения законодательства и развития информационных сетей; (k) улучшить и облегчить доступ и передачу надлежащих экологически чистых и инновационных технологий и соответствующих ноу-хау, связанных с устойчивым ведением лесного хозяйства и эффективным налаживанием обработки лесной продукции с добавлением стоимости, в особенности развивающимся государствам для блага местных и коренных общин; (l) укрепить механизмы, содействующие обмену между государствами лучшими видами практики устойчивого ведения лесного хозяйства и их использованию, в том числе благодаря свободно распространяемой информации и коммуникационным технологиям; (m) усилить национальный и местный потенциалы в соответствии с их условиями для разработки и адаптации технологий в сфере лесопользования, включая технологии использования дров; (n) способствовать международному научно-техническому сотрудничеству, в том числе сотрудничеству по линии Юг - Юг, и трехстороннему сотрудничеству в области устойчивого ведения лесного хозяйства при помощи соответствующих международных, региональных и национальных учреждений и процессов; (o) усилить исследования и научный потенциал в сфере лесопользования в развивающихся государствах и государствах с переходной экономикой, особенно потенциал исследовательских организаций по выработке данных и информации, связанных с лесами и доступом к ним, развитию и поддержке интегрированных и междисциплинарных исследований по вопросам, связанным с лесами, и распространять научные результаты; (p) укреплять исследования и разработки в области лесного хозяйства во всех регионах мира, в частности в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой, через соответствующие организации, учреждения и центры обмена передовым опытом, а также на основе глобальных, региональных и субрегиональных сетей; (q) укреплять сотрудничество и партнерство на региональном и субрегиональном уровнях для содействия устойчивому ведению лесного хозяйства; (r) в качестве членов руководящих органов организаций, участвующих в Совместном партнерстве по лесам, содействовать тому, чтобы соответствующие приоритетные задачи и программы членов Совместного партнерства по лесам носили комплексный и взаимодополняющий характер, в соответствии с их мандатами, учитывая соответствующие стратегические рекомендации Форума Организации Объединенных Наций по лесам; (s) поддерживать усилия Совместного партнерства по лесам, направленные на развитие и реализацию совместных инициатив.

VII. Контроль, оценка и отчетность

8. Государства-члены должны контролировать и оценивать прогресс в сфере достижения цели данного инструмента. 9. Государства-члены должны на добровольной основе, учитывая наличие ресурсов, требований и условий для подготовки докладов для других органов и инструментов, предоставлять национальные доклады по развитию в качестве части их регулярной отчетности Форуму Организации Объединенных Наций по лесам.

VIII. Формы и методы работы

10. Форум Организации Объединенных Наций по лесам должен в рамках многолетней программы своей деятельности следить за надлежащим выполнением данного документа.

Название документа