Актуальные проблемы реформирования механизма государственного регулирования рентных отношений
(Овчаров А. В.)
("Безопасность бизнеса", 2007, N 3)
Текст документа
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А. В. ОВЧАРОВ
Овчаров А. В., Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, аспирант.
Вопрос о перераспределении ренты добывающих отраслей, прежде всего нефтяных и газовых монополий, приобрел в последнее время чрезвычайную остроту. С повышением налогообложения сырьевых отраслей ряд экономистов и политиков связывают расчеты на качественное расширение доходов бюджета и, следовательно, решение многих социальных и экономических задач.
Масштаб проблемы природной ренты задан фундаментальным свойством нашей экономики - на долю природной ренты приходится решающий вклад в генерирование национального дохода. О роли отраслей минерально-сырьевого комплекса в российском экспорте также хорошо известно. Этот факт можно оценивать по-разному, но нельзя не видеть его особой стратегической значимости. Социально-экономическую и политическую остроту проблеме придает сложившаяся структура распределения ренты со смещением в пользу предприятий сырьевого сектора.
По оценке Национального комитета по защите прав граждан на общенациональные ресурсы ученых РАН, ежегодный объем природной ренты достигает 50 млрд. долларов в год в зависимости от конъюнктуры цен. Только за счет природной ренты федеральный бюджет в ближайшее время может быть увеличен минимум в полтора раза [1].
В России согласно Закону РФ "О недрах" (ст. 1.2) полезные ископаемые есть собственность государства. Однако в Налоговом кодексе РФ нет понятия ренты, т. е. дохода собственника от этого имущества. Часть рентного дохода изымается в виде акцизов и платежей за пользование природными ресурсами. Остальная часть не отделена от доходов от капитала, т. е. она является частью общей величины чистого дохода, который в российском законодательстве рассматривается как прибыль и облагается налогом на прибыль (24%).
Разработка теории ренты и введение этого понятия в законодательство имеют не только фискальное значение. Изъятие государством ренты служит также важным инструментом выравнивания межотраслевых соотношений в рентабельности, преодоления или хотя бы смягчения того огромного разрыва, который образовался между богатыми топливно-сырьевыми отраслями, с одной стороны, и низкорентабельными, бедными отраслями обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - с другой.
Мы считаем совершенно необходимым ввести в законодательство понятие рентного дохода - дохода государства как собственника природных ресурсов. Опыт многих стран Запада, и прежде всего Норвегии, является прекрасным примером решения проблемы рентного дохода в интересах всех. В этой стране используется система дополнительного налогообложения сверхнормативной предпринимательской прибыли на вложенный капитал - до 80% рентного дохода. При этом его основная часть аккумулируется в нефтяном фонде и используется государством для создания новых рабочих мест, поддержки наукоемких производств, социальной помощи населению [2].
В условиях перехода России на эффективный путь развития экономики новая система налогообложения должна включать:
- дифференциальную природную ренту;
- абсолютную природную ренту, взимаемую в пользу будущих поколений.
Дифференциальная природная рента от эксплуатации природных ресурсов была и остается в России важнейшим источником доходов бюджетов различных уровней. Но собирается она в основном путем косвенного налогообложения. Непосредственно в источнике ее образования государство в настоящее время взимает около 17% рентного дохода [3]. Перенос налогового бремени на природную ренту позволит создать прочную налоговую систему, ликвидировать почву для сокрытия налогов и других экономических преступлений, сформировать более совершенные социально-экономические отношения в обществе. Но прежде всего необходимо создать механизм управления природной рентой.
Для сокрытия дифференциальной природной ренты компаниями и предприятиями применяются приемы, предполагающие:
- вывоз капитала (природной ренты) за рубеж в офшорные зоны;
- завышение затрат на производство продукции;
- занижение цен на первичное природное сырье.
Для устранения этих негативных явлений необходимо ввести некоторые меры.
1. Следует установить государственную монополию на экспорт стратегических видов сырьевых товаров, а с этой целью ввести государственный заказ на экспорт указанных товаров и на конкурентной основе распределять между отдельными компаниями (предприятиями). Цена сырьевых товаров, установленная в соответствии с государственным заказом, должна быть несколько выше по сравнению с внутренней. Исчисление дифференциальной ренты должно осуществляться исходя из нормативных, а не фактических затрат.
2. Необходимо установить на государственном уровне базовые цены на первичное природное сырье и разрешить реализацию продукции по цене, допускающей отклонение от базовой до +/-10%. Это связано с тем, что в результате бесконтрольного произвольного манипулирования ценами на первичное природное сырье бюджет несет сейчас потери, а в дальнейшем, при переходе на рентные отношения, они могут быть еще больше.
Дифференциальная природная рента на первом этапе экономических реформ должна взиматься в государственный бюджет различных уровней в размере 50% и в фонд гражданской природной ренты - 50%.
Средства данного фонда должны направляться на социальные нужды россиян и в первую очередь на образование, медицинское обслуживание и помощь социально уязвимым слоям населения.
Абсолютная природная рента должна взиматься в определенном проценте от реализации первичного природного сырья и направляться в Фонд будущих поколений. Средства Фонда должны расходоваться не только на социальные нужды граждан, но и на развитие высоких технологий.
Россия в сравнении с развитыми странами опоздала в техническом перевооружении промышленности и сельского хозяйства на базе новых технологий, но зато сейчас необходимо не упустить момент, чтобы, минуя эту стадию, осуществить прорыв к высокотехничным, наукоемким производствам.
Часть средств этого фонда должна расходоваться на создание и поддержку российского центра высоких технологий. Этот центр будет выполнять различные задачи: организация науки, ведение банка высоких технологий, сертификация высоких технологий, организация разработки и внедрения пилотных проектов высоких технологий.
Другая часть средств фонда будущих поколений пойдет на кредитование на конкурсной основе строительства новых и реконструкцию действующих предприятий с использованием высоких технологий. Процентная ставка в этом случае должна быть минимальной, а в отдельных случаях возможен и беспроцентный кредит.
Российский центр высоких технологий, упомянутый выше, должен стать прообразом Международного центра высоких технологий при ООН, который, по нашему мнению, обязательно должен быть создан в ближайшем будущем.
Для масштабного решения проблемы требуется государственная политика в сфере природопользования. Однако надлежащих нормативных документов, детально регулирующих рентные отношения, нет. Таким документом может стать кодекс по использованию недр, который аналогично Налоговому кодексу будет определять особенности деятельности различных групп пользователей, регламентировать процесс проверок государственными органами и т. д. Мировая практика подготовки правовых норм подтверждает необходимость систематизации экономических принципов регулирования рентных отношений при использовании недр в форме концепции как основы для разработки отдельных законов и в целом кодекса по использованию недр РФ [4].
Важнейшие экономические вопросы, регламентируемые кодексом:
- налогообложение недропользователей;
- плата за использование недр;
- плата за извлечение из недр природных ресурсов;
- акциз дифференциальной природной ренты;
- экономическая оценка объектов недропользования;
- принципы и порядок государственного экономического регулирования отношений в процессе использования недр;
- собственность на недра;
- использование платежей за недра и природной ренты;
- компенсация ущерба, наносимого в процессе недропользования;
- статус объектов недропользования.
Эти экономические проблемы требуют скорейшего и однозначно правового решения в законодательном порядке. Перед экономистами, привлекающимися к разработке Кодекса по использованию недр, в первую очередь стоит задача создания экономической системы разграничения прав собственности всех субъектов отношений недропользования и методов расчета обоснованных размеров платежей, налогов и акцизов.
При составлении кодекса по использованию недр РФ должны соблюдаться следующие принципы, обеспечивающие целостность, системность и иерархию законодательных актов, их экономическую обоснованность и социальную направленность.
1. Нормативный документ не призван решить сиюминутные экономические задачи сегодняшнего дня. Он составляется на перспективу как минимум в 50 лет.
2. Законодательное придание недрам статуса важнейшей среды жизнеобеспечения общества и включение недр в систему гражданско-правовых отношений.
3. Экономическая обоснованность правовых норм кодекса, базирующаяся на:
- правомерности акциза природной ренты и обоснованности изымаемой государством части;
- компромиссе в удовлетворении экономических и других интересов гражданина, государства, территорий, недропользователей;
- экономической заинтересованности собственников и владельцев земельных участков в отчуждении их для целей недропользования на основе общественной выгоды;
-экономическом интересе каждого гражданина и эффективном, рациональном и безопасном использовании недр;
- заинтересованности инвесторов в направлении финансовых ресурсов на обеспечение программ освоения недр;
- экономическом интересе недропользователей (независимо от его организационной формы и статуса) после уплаты всех налогов и обязательных платежей свободно распоряжаться ресурсами недр;
- выгодности для недропользователей выполнения юридических норм и невыгодности их нарушения.
4. Приоритетность экономических интересов отечественных недропользователей, первоочередность удовлетворения внутренних потребностей в ресурсах недр.
5. Приоритетность привлечения отечественного каптала, в том числе средств граждан, для финансирования инвестиционных программ недропользования.
6. Учет мирового опыта (и российского исторического) в оптимизации баланса экономических интересов всех субъектов в отношении недропользования, отраженного в горном законодательстве.
7. Степень дифференциации и систематизации экономических вопросов недропользования в законодательных актах кодекса по использованию недр должна максимально сократить необходимость выпуска подзаконных актов и избежать отсылок к другим нормативным документам.
8. Возможность эволюционного изменения законодательства о недрах и принятия новых законов и поправок без нарушения принципиальных положений и общей структуры и концепции Кодекса.
9. Доступность для восприятия и понимания положений Кодекса не только для специалистов, но и для всех граждан, минимальное количество иностранных слов и терминов.
10. Системность документа, выраженная во взаимных связях и дополнениях как внутри кодекса (между законами прямого действия типа "О нефти и газе", "Об угле" и общего регламентирующего характера), так и между кодексом в целом и Конституцией и другими кодексами и законами.
Кодекс по использованию недр России должен включать:
- общую часть, содержащую законы общего регламентирующего характера;
- специальную часть, содержащую законы прямого действия;
- положения в других нормативных документах, касающихся вопросов недропользования.
По нашему мнению, введение понятия ренты в законодательство должно подчеркнуть роль государства как собственника природных ресурсов, обратить особое внимание общества на право и обязанность государства быть эффективным хозяином этого имущества, доходы от которого в последние годы составили немалую часть от всех его доходов.
Такой подход решает важную задачу преодоления изначального ценового и финансового диспаритета между экспортируемыми топливно-сырьевыми ресурсами и товарами обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, предназначенными для внутреннего рынка. В настоящее время такой диспаритет характеризует экономику России и стран периферийного капитала. Без преодоления этого диспаритета у нашей страны сегодня нет возможности войти в ряды стран, лидирующих в экономическом и научно-техническом развитии, на что Россия может справедливо претендовать по своему техническому, культурному, образовательному потенциалу.
Сегодня большинство аналитиков признают, что для успеха "догоняющей стратегии" в XXI в. особую значимость будет иметь величина "человеческого капитала", которым располагает страна. России для этого необходимо сменить траекторию одностороннего развития как сырьевого придатка развитых стран на вектор комплексного развития хозяйства.
Литература
1. Кузык Б. Н. Природная рента в экономике России. М.: ИНЭС, 2004.
2. Львов Д. С. Вернуть народу ренту. М.: Эксмо, 2004.
3. Лукьянчиков Н. Н. Природная рента и охрана окружающей среды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Разовский Ю. В. Сверхприбыль недр. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Название документа