Опыт применения судебно-экологической экспертизы в практике деятельности арбитражного суда

(Бобошко В. И., Мустафин С. К., Потравный И. М.) ("Экологическое право", 2007, N 4) Текст документа

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СУДЕБНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНОГО СУДА <1>

В. И. БОБОШКО, С. К. МУСТАФИН, И. М. ПОТРАВНЫЙ

Бобошко В. И., начальник кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД России, доцент, кандидат экономических наук.

Мустафин С. К., профессор кафедры прикладной экологии Уфимского государственного нефтяного технического университета, доктор геолого-минералогических наук.

Потравный И. М., профессор кафедры экономики и управления городским строительством Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук.

В условиях усиления требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды имеют место конфликты, которые связаны с необходимостью согласования интересов бизнеса, устойчивого развития, обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду. С одной стороны, как показывает анализ, функционирование отдельных предприятий-природопользователей осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства. Так, по данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году", в 2005 г. органами прокурорского надзора было выявлено 130559 нарушений законов в экологической сфере <2>. В условиях реорганизации системы управления природоохранной деятельностью, что привело к ослаблению государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, все более значимым становится обеспечение законности и правопорядка в данной сфере средствами прокурорского надзора и уголовно-правового воздействия. С другой стороны, имеют место случаи, когда действия контролирующих и природоохранных органов в отношении предприятий-природопользователей носят тенденциозный и субъективный характер, не всегда аргументированы с точки зрения экологического права. -------------------------------- <2> См.: Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году". М.: Центр международных проектов, 2006. 500 с.

Практика показывает, что до настоящего времени отсутствуют отработанные эффективные механизмы разрешения спорных конфликтных эколого-экономических ситуаций. При этом одним из путей разрешения таких ситуаций является рассмотрение дела в судебном порядке. Это может быть связано как с вопросами несоблюдения предприятием требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, так и с вопросами защиты предприятием своих имущественных прав и интересов с учетом экологических и социальных факторов. Из анализа имеющейся хозяйственной практики следует, что результаты проверок природоохранных и контролирующих органов могут использоваться в интересах недобросовестной конкуренции, а иногда и для целей недружественного поглощения предприятия. Например, различного рода предписания, ограничения хозяйственной деятельности, штрафы и санкции в результате проверки природоохранной деятельности предприятия контролирующими и природоохранными органами могут существенным образом сказаться на стоимости экологических активов предприятия, влияют на стоимость акций и т. д. Имеют место случаи, когда вновь созданные органы по регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды (например, управления Ростехнадзора) оспаривают законность и дееспособность разрешительных документов, выданных лицензий, результатов проведения государственной экологической экспертизы, выданных ранее органами МПР России и их структурными подразделениями на местах. Это дополнительно вносит путаницу в процесс регулирования природопользования, обеспечение экологической безопасности производства, так как срок действия выданных документов еще не истек. Сложилась такая ситуация, когда научное и теоретическое обоснование проблемы существенно отставало от потребности практики в разрешении отдельных конфликтных ситуаций в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В этой ситуации инструментами, которые могут дать объективную и независимую оценку сложившейся ситуации, являются экологический аудит и судебно-экологическая экспертиза <3>. -------------------------------- <3> См.: Бобошко В. И. Механизм эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 432 с.

В последнее время применение независимой судебно-экологической экспертизы все в большей мере востребовано в деятельности арбитражных судов. Например, такая экспертиза проводилась в отношении иска Ростехнадзора к ОАО "Евроцемент групп" по вопросу соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды на одном из предприятий компании, расположенном в Архангельской области. Речь шла о проверке правильности установления и взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Как показывает опыт работы судебных органов, такая потребность в проведении указанных инструментов достаточно велика. В связи с реорганизацией системы управления природоохранными органами в стране практически отсутствует система независимой вневедомственной экспертизы хозяйственных решений, результаты которой могли бы использоваться для обоснования правомерности тех или иных спорных моментов и вынесения соответствующих судебных решений. В данной ситуации важно анализировать и обобщать уже имеющийся отечественный и зарубежный опыт по данному вопросу, что может составить отдельное направление исследования по экологическому праву и экономике природопользования. Рассмотрим это на примере деятельности ОАО "Волжский Оргсинтез" в г. Волжского Волгоградской области.

Обстоятельства дела

Основным видом деятельности предприятия является производство органических химических веществ. На данном предприятии в качестве метода обеспечения экологической безопасности производства использовалось захоронение отходов в недрах. Так как в документации предприятия по экологическому сопровождению хозяйственной деятельности (разрешительная документация, различные обоснования, отчеты и др.) содержались такие понятия, как "закачка", "захоронение промышленных стоков в недра", "жидкие отходы" и т. д., а в действующем законодательстве РФ, в частности в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" <4>, понятие "жидкие отходы" отсутствует, Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в 2005 г. отказало предприятию в выдаче лимитов размещения на размещение данных отходов в подземные горизонты. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.

Как следствие этого, прокуратура г. Волжского Волгоградской области в декабре 2005 г. провела проверку ОАО "Волжский Оргсинтез" по вопросу соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства. В результате проверки было установлено, что нарушение природоохранного законодательства предприятия состоит в том, что отсутствуют утвержденные в соответствии с законодательством лимиты размещения отходов, которые размещаются для захоронения в подземные горизонты. На этом основании в отношении предприятия было возбуждено уголовное дело. В 2006 г. ОАО "Волжский Оргсинтез" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору о признании незаконным отказа в выдаче лимитов на размещение отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" на специализированном полигоне закачки данных отходов в подземные горизонты. Следует отметить, что к порядку обращения с другими отходами производства и потребления, которые образуются на предприятии, претензий не было. В апелляции по данному делу со стороны Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору отмечалась необходимость разъяснения ряда вопросов по сути дела, в том числе терминологического и понятийного характера: "В действующем законодательстве отсутствует понятие "специализированный полигон закачки"... в действующем законодательстве отсутствует понятие "жидкие отходы", "должен быть четко указан объект размещения отходов" и др. Для проведения независимой объективной экспертизы материалов дела истцом обосновывалось проведение судебно-экологической экспертизы, для чего Суду был предложен ряд консалтинговых и экоаудиторских фирм, имеющих соответствующих специалистов и опыт такой работы. Управление Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора не согласилось и с этим предложением, подало апелляцию на проведение такой экспертизы, и только решением Арбитражного суда Волгоградской области проведение судебно-экологической экспертизы по данному делу и назначение соответствующей организации для проведения такой экспертизы получило правовое основание. Заметим, что все это время, с декабря 2005 г. (момент проверки предприятия прокуратурой г. Волжского) до решения Арбитражного суда области о назначении судебно-экологической экспертизы по делу (апрель - июнь 2007 г.), предприятие работало как потенциальный нарушитель природоохранного законодательства, так как не имело утвержденных в установленном порядке специально уполномоченными органами лимитов образования отходов со всеми вытекающими правовыми и экономическими последствиями. И хотя предприятие неоднократно обращалось в контролирующие и природоохранные органы по вопросу о незаконности такого отказа, о нарушении его права в сфере экономической и хозяйственной деятельности, в настоящее время сложилась такая ситуация, что только суд, основываясь на экологическом законодательстве, в состоянии вынести правовое решение по той или иной конфликтной ситуации. Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 3 апреля 2007 г. была назначена судебно-экологическая экспертиза материалов, представленных судом в рамках данного дела. В соответствии с определением Арбитражного суда Волгоградской области в ходе проведения судебно-экологической экспертизы по данному делу экспертам следовало ответить на следующие вопросы: 1) является ли полигон промышленной закачки жидких отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" (акт о вводе в эксплуатацию от 16 декабря 2002 г.), исходя из своих строительных характеристик и функционального назначения, специализированным объектом, т. е. полигоном для обезвреживания и размещения токсичных отходов производства? 2) что по факту размещается на полигоне промышленной закачки жидких отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" (акт ввода в эксплуатацию от 16 декабря 2002 г.) (химические стоки, химзагрязненные воды, сточные воды, токсичные воды, жидкие отходы и т. п.)? 3) оказывает ли по факту негативное воздействие (загрязнение) окружающей среды (экосистемы) при размещении отходов производства ОАО "Волжский Оргсинтез" в поглощающий подземный горизонт на полигоне промышленной закачки жидких отходов (акт о вводе в эксплуатацию от 16 декабря 2002 г.)? Экспертиза по решению Суда проводилась в мае - июне 2007 г. ООО "Межрегиональный центр экологического аудита и консалтинга", г. Москва. Для проведения данной судебно-экологической экспертизы были привлечены ведущие эксперты страны, доктора и кандидаты экономических, технических и геолого-минералогических наук, которые знают данную проблему на ОАО "Волжский Оргсинтез" практически с момента ее обсуждения на экспертном совете Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов бывшего СССР в октябре 1994 г.

Нормативно-правовое и информационное обеспечение экспертизы

Нормативно-правовой базой проведения экспертизы являлись Федеральные законы "Об охране окружающей среды" <5>, "Об экологической экспертизе" <6>, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <7>, "Об отходах производства и потребления" <8>, "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <9>, Закон РФ "О недрах" <10>, Водный кодекс Российской Федерации <11>, Земельный кодекс Российской Федерации <12>, Постановление Правительства Российской Федерации "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" <13>, Экологическая доктрина Российской Федерации <14>, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" <15>, ГОСТ Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения", ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения", Международный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" <16>, Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <17>. В ходе проведения судебно-экологической экспертизы экспертная комиссия использовала термины и определения по обращению с отходами, принятые в соответствии с Международным стандартом ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения". -------------------------------- <5> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133. <6> Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556. <7> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650. <8> Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009. <9> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588. <10> Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823. <11> Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381. <12> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147. <13> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2528. <14> Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510. <15> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. N 38 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03". Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 апреля 2003 г. N 4459 // БНА ФОИВ. 2003. N 29. <16> Введен в действие с 1 июля 2002 г. Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения. ГОСТ 30775-2001". Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. <17> Утв. Приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. N 115 // БНА ФОИВ. 2002. N 30.

В ходе экспертизы экспертами был рассмотрен и исследован большой объем информации - 24 тома дела, включая имеющуюся экологическую разрешительную документацию, в том числе по лимитам на размещение отходов, лицензию, выданную предприятию на право пользования недрами (вид работ - захоронение жидких токсичных отходов в глубокие горизонты), дополнение к лицензионному соглашению об условиях захоронения жидких токсичных отходов в глубокие горизонты, материалы оценки воздействия на окружающую среду комплекса промышленной закачки жидких отходов, лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, материалы государственной экологической экспертизы (заключение экспертной комиссии по Рабочему проекту промышленной эксплуатации полигона по закачке жидких отходов ОАО "Волжский Оргсинтез", утв. Приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области от 15 июня 1999 г.), распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. о предоставлении ОАО "Волжский Оргсинтез" права пользования участком недр для захоронения токсичных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов, акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, акт приемки законченного строительства приемочной комиссии по объекту "Полигон промышленной закачки жидких отходов", программу и результаты мониторинга геологической среды на полигоне захоронения промышленных отходов, отчетные материалы по эксплуатации полигона, материалы НИР и научных обоснований, заявление предприятия об экологических последствиях создания промышленного полигона по захоронению жидких химзагрязненных отходов в глубокие надежно изолированные горизонты и др. Кроме того, в ходе экспертизы были исследованы дополнительные материалы, которыми располагала экспертная комиссия, в том числе: Инструкция о заполнении формы государственного статистического наблюдения N 10 "Отчет об образовании, обработке и утилизации отходов 1 - 3 классов опасности" (утв. Госкомитетом статистики Украины от 24 октября 2006 г. N 494, зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 11 ноября 2006 г.); форма отчета об образовании, обработке и утилизации отходов 1 - 3 классов опасности за 200_ год (утв. Приказом Госкомстата Украины от 22 июня 2006 г. N 267); информация об опыте эксплуатации полигонов захоронения отходов производства в глубокие горизонты.

История вопроса

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 1062-р <18> в соответствии с предложениями МПР России, согласованными с Администрацией Волгоградской области, ОАО "Волжский Оргсинтез" (г. Волжский Волгоградской области) было предоставлено в установленном порядке право пользования участком недр для захоронения токсичных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов. В соответствии с Постановлением Администрации Куйбышевского сельсовета Среднеахтубинского района Волгоградской области N 124 от 27 октября 2000 г. "О передаче земельного участка в аренду ОАО "Волжский Оргсинтез" предприятию предоставлен земельный участок площадью 1,5 га в аренду для размещения трех скважин в комплексе сооружений для размещения отходов в глубокие подземные горизонты в степной части землепользования сельсовета сроком на 49 лет. -------------------------------- <18> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 1062-р "О предоставлении ОАО "Волжский Оргсинтез" (г. Волжский, Волгоградская область) права пользования участком недр для захоронения токсичных отходов" // СЗ РФ. 2000. N 34. Ст. 3493.

В соответствии с Горноотводным актом, удостоверяющим уточнение границы горного отвода, выданным Управлением Нижне-Волжского округа Госгортехнадзора России (г. Волгоград, 2001 г.), ОАО "Волжский Оргсинтез" передан в постоянное (бессрочное) пользование участок территории общей площадью 0,06 га. Основанием для начала изучения вопроса возможности захоронения отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" явилось резкое ухудшение в 60 - 70-х гг. экологической обстановки Нижне-Волжского региона. Производственные мощности биологических очистных сооружений Волжского азотно-кислородного завода, на чьи очистные сооружения направлялись химзагрязненные отходы ОАО "Волжский Оргсинтез", не справлялись с их полной обработкой из-за недостатка мощностей, не позволяли вести интенсивную биообработку всех поступающих жидких отходов, которые к тому же обладали ингибирующим действием на микроорганизмы, их разлагающие, они без обработки сбрасывались в Большой Лиман, где подвергались концентрированию из-за процессов естественного испарения. Заполнение Большого Лимана началось в 1964 г., причем проектный расход отходов превышался почти в 1,5 раза. Это привело к повышению уровня в Б. Лимане, при этом был зафиксирован факт загрязнения водоносных горизонтов, используемых населением Волжско-Ахтубинской поймы для питьевых нужд. К тому же большая поверхность испарения Б. Лимана способствовала загрязнению атмосферного воздуха жилой зоны г. Волжского компонентами отходов, находящихся в нем. Опыт показал, что эффективность Б. Лимана как водоема - испарителя сточных вод недостаточна по сравнению с объемом поступающих стоков от предприятий промрайона, а его переполнение грозит экологической катастрофой. Впервые вопрос о глубинном захоронении отходов был поставлен Миннефтехимпромом в 1970 г. По решению Мингео СССР в 1971 - 1973 гг. предприятие "Гидроспецгеология" провело геологоразведочные работы, включающие бурение глубоких скважин, геофизические и гидрогеологические исследования. По результатам проведенных работ были выявлены перспективные для захоронения данных отходов глубокие горизонты недр в районе химкомплекса г. Волжского. Вопрос об обезвреживании отходов ОАО "Волжский Оргсинтез", не имеющих методов очистки, путем закачки их в глубокие подземные горизонты впервые был поднят в 1973 г. после известного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1972 г. N 177 "О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами". В 1971 - 1972 гг. вторым Гидрогеологическим управлением Министерства геологии СССР по результатам гидрогеологических исследований были выявлены перспективные для захоронения жидких отходов Волжского химкомбината альбсеноманский и байосский (верхний песчаный пласт) водоносные горизонты. Решением совещания в Союзанилпроме от 6 июля 1973 г. Научно-исследовательскому институту органических полупродуктов и красителей (в настоящее время ГНЦ РФ "НИОПИК") поручалось подготовить геологическое обоснование возможности использования метода закачки отходов в районе строительной площадки Волжского завода органического синтеза (ныне ОАО "Волжский Оргсинтез"). В 1973 г. ВНИПИ промтехнологии, г. Москва, разработано технико-экономическое обоснование строительства подземного хранилища жидких отходов. ТЭО было выполнено на основании результатов ранее выполненных геологоразведочных работ. В 1976 г. Всесоюзным НИИ "ВОДГЕО" было выдано заключение о целесообразности закачки жидких отходов Волжского завода органического синтеза в глубокие подземные горизонты в количестве около 6000 куб. м/сут. Нижневолжское территориальное геологическое управление подтвердило возможность размещения данных отходов в байосские отложения, обусловив необходимость проведения опытных работ для определения роли Западного разлома как проводящего или экрана. В 1976 г. НИИ "ВОДГЕО", г. Москва, выдано заключение о целесообразности размещения отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" в байосские отложения и невозможности применения других методов обезвреживания отходов предприятия. Министерство здравоохранения РСФСР письмом от 11 января 1979 г. N 07/1320-5 согласовало проведение исследовательских работ по изучению возможности закачки отходов в объеме 6000 куб. м/сутки в глубинные горизонты. По результатам проведенных в 1978 - 1980 гг. гидрогеологических исследований был сделан вывод о том, что Западный разлом является экраном, а нижнебайосский пласт-коллектор имеет высокие коллекторские свойства и гидродинамические параметры. В 1980 - 1990 гг. проводилось строительство скважин, насосно-компрессорной станции, пруда-отстойника, трубопроводов. В 1994 г. были подведены итоги ранее выполненных геологических, исследовательских и геологоразведочных работ. Геологическое строение района было признано благоприятным для дальнейшего проведения исследований по изучению условий захоронения данных отходов. В 1994 г. предприятию Волгоградгеолкомом выдана лицензия на проведение работ по геологическому изучению условий захоронения отходов. Это решение было подтверждено выводами независимой экологической экспертизы, проведенной по решению Волгоградского областного комитета по охране природы в Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов бывшего СССР (1994 г.). В 1995 г. по заданию Волгоградского областного комитета по охране природы российско-американская фирма ICF/EKO провела независимую экспертизу имеющихся материалов и сделала вывод о необходимости проведения опытно-промышленной закачки, на основе результатов которой можно выяснить возможность дальнейшего размещения отходов и разработать проект промышленной закачки. Согласно Проекту на геологическое изучение условий захоронения промышленных отходов и Проекту опытно-промышленной закачки жидких отходов, утвержденным Волгоградгеолкомом, в течение 1994 - 1999 гг. проводилась опытно-промышленная закачка отходов. В 1998 г. было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы по Результатам опытно-промышленной эксплуатации полигона подземного захоронения жидких отходов. В этом же году совместно с российско-американской фирмой ICF/EKO была проведена общественная экологическая экспертиза результатов опытно-промышленной закачки отходов, получено ее положительное заключение, в котором отмечено, что опытно-промышленная эксплуатация полностью подтвердила безопасность данного метода и позволила дополнительно обосновать выводы о благоприятных гидрогеологических условиях для захоронения данных отходов, о надежности конструкций сооружений и скважин. Было отмечено, что полученные результаты являются достаточными для решения вопроса о переходе к промышленной эксплуатации полигона. Рабочий проект полигона был разработан ФГУП "ГНЦ НИОПИК" и получил положительные заключения следующих экспертиз: санитарно-эпидемиологической, технической, экологической, геологической. Письмом Администрации Волгоградской области (август 2000 г.) была разрешена эксплуатация данного полигона при условии соблюдения технических и экологических нормативов. Данный полигон был принят в промышленную эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта от 16 декабря 2002 г. На основании требований Рабочего проекта промышленной эксплуатации полигона закачки жидких отходов разработан постоянный технологический регламент данного промышленного комплекса по размещению отходов предприятия в глубинные горизонты, расположенные в байосских отложениях на глубине 750 - 1050 м. Промышленные отходы предприятия, подлежащие захоронению в глубинных горизонтах, образуются в процессе производства резиновых ускорителей (каптакса, альтакса, тиурама, стабилизатора С-789, сульфенамида), анилина, ксатогенатов, 2-нафтола, морфолина, сероуглерода и др.

Характеристика полигона по захоронению отходов в глубокие горизонты

Как показывает анализ представленных материалов, метод закачки является единственным в настоящее время приемлемым с экономической точки зрения методом решения проблемы. Экологическая приемлемость этого способа подтверждена заключением комиссии Минприроды РФ от 13 марта 1993 г., которая пришла к выводу о благоприятных геологических условиях в районе закачки, в частности наличии на глубине 850 - 1200 м надежно изолированных поглощающих коллекторов байосского яруса средней юры. К такому же выводу пришла и Независимая экспертная комиссия, которая в июле 1998 г. рассмотрела результаты опытно-промышленной эксплуатации полигона подземного захоронения отходов ОАО "Волжский Оргсинтез". В частности, комиссия считает, что опытно-промышленная эксплуатация полигона полностью подтвердила и позволила дополнительно обосновать выводы о благоприятных для реализации подземного захоронения гидрогеологических условиях полигона, а также о надежности конструкций сооружений и задействованных скважин. Таким образом, размещение отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" в глубокие изолированные подземные горизонты является единственным приемлемым с экономической и экологической точки зрения методом решения данной проблемы. Основной задачей полигона является уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности предприятия. Эксплуатация полигона позволяет отказаться от размещения отходов в поверхностные водоемы (Большой Лиман). Для обеспечения экологической безопасности производства на предприятии построен промышленный комплекс по закачке отходов в глубинные горизонты. Наблюдение за скоростью и фронтом распространения отходов по рабочему горизонту (нижний байосс) и резервному горизонту (верхний байосс) ведется с помощью наблюдательных скважин. Их назначение - наблюдать за фронтом и скоростью распространения размещаемых отходов по рабочим пластам, а также следить за вертикальной миграцией закачиваемых отходов в вышележащие горизонты. Одним из важных критериев отсутствия отрицательного воздействия на окружающую среду является исключение вертикальной миграции отходов, что обусловлено надежностью водоупоров и герметичной конструкцией скважин. Таким образом, данный полигон по размещению отходов предприятия в глубинные подземные горизонты является специально построенным промышленным комплексом для надежной изоляции отходов в подземные горизонты и обеспечения экологической безопасности производства. Следует отметить, что в 1999 г. предприятие официально подготовило соответствующее Заявление об экологических последствиях создания промышленного полигона по захоронению отходов в глубокие надежно изолированные горизонты. Данный документ был разработан ОАО "НПО Природа". В соответствии с этим документом необходимость реализации принимаемого решения диктуется неблагоприятно сложившимися условиями в целом по промрайону по обезвреживанию отходов. Принимаемое решение по строительству специально оборудованного полигона подземного размещения отходов предприятий носит чисто природоохранное назначение с выводом отходов из сферы влияния на окружающую среду. При этом практически отсутствуют вторичные воздействия на окружающую среду, т. е. хозяйственная деятельность не оказывает какого-либо дополнительного влияния на окружающую среду: население, животный и растительный мир, климат и т. д. В соответствии с Законом РФ "О недрах" предприятием была получена лицензия на право пользования недрами, проведены работы по промышленной закачке в нижнебайосский горизонт. Работа на полигоне захоронения отходов подтверждает целесообразность и экологическую безопасность принимаемого хозяйственного решения. Порядок проводимых работ и контроля за ними также отражен в лицензионном соглашении, т. е. условия экологически безопасного функционирования данного объекта находятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным условием для экологической безопасности при размещении отходов в байосские коллектора является обеспечение полной их изоляции от сферы жизнедеятельности человека. Это условие соблюдается, если отходы локализуются в установленных границах геологической среды - горном отводе недр. Соблюдение данного условия обеспечения экологической безопасности полигона подтверждается на основе представленной документации. Как показывает анализ имеющейся практики, глубинная закачка отходов от производства органического синтеза используется на 4 российских заводах: в г. Волжском (Волгоградской обл.), г. Завольске (Костромской обл.), г. Новомосковске (Тульской обл.) и г. Тамбове. Технология глубинной закачки и проект для данных предприятий были разработаны в 1980 - 1990 гг. Государственным научным центром НИОПИК. Возникновение экологической опасности эксплуатации объектов такого рода по опыту многолетней эксплуатации аналогичных объектов на Новомосковском АКЗ, Тамбовском ПО "Пигмент" и Заволжском химзаводе представляется маловероятным. В решении международного научно-технического семинара "Опыт эксплуатации полигонов глубинной изоляции (захоронения) промышленных стоков и жидких радиоактивных отходов" (г. Димитровград, 23 - 25 августа 2005 г.) отмечается, что захоронение отходов (промстоков) различного происхождения в глубоких геологических горизонтах применяется для предотвращения негативного воздействия промстоков на окружающую среду. В Российской Федерации успешно работают 20 глубоких хранилищ (полигонов захоронения), в США в 1986 г. их было уже 860. Данный метод захоронения в США начал применяться в начале XX в., в России - с 60-х гг. XX в. Разработанные и проверенные на практике технологии глубинной изоляции отходов являются прогрессивными и природоохранными. Безопасность глубинного захоронения отходов и промстоков подтверждена более чем 40-летним опытом захоронения на территории Российской Федерации, наблюдениями и специальными исследованиями, результатами расчетов и математического моделирования. Захоронение промстоков и отходов осуществляется в соответствии с Законом РФ "О недрах" и соответствующими лицензиями на вид деятельности и право пользования недрами. Легитимность глубинного захоронения, например, жидких радиоактивных отходов на примере ФГУП "Сибирский химический комбинат" (г. Северск Томской области) подтверждена решением высших судебных органов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2002 г.). Согласно данному решению водоносные горизонты, в которых осуществляется захоронение жидких отходов, не являются подземными водными объектами, так как в результате исследований они были признаны бесперспективными для водоснабжения, запасы по ним не утверждались, не ставились на государственный баланс. В настоящее время насчитывается более 20 полигонов захоронения промстоков в глубокие подземные горизонты. Этот метод применяется и за рубежом в промышленно развитых странах, особенно широко в США. Проектная документация ОАО "Волжский Оргсинтез" на полигон по захоронению неутилизируемых отходов предприятия в глубокие горизонты в целом соответствует требованиям нормативно-правовых актов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выполненные работы по строительству полигона по захоронению неутилизируемых отходов предприятия в глубокие горизонты соответствуют проектной документации на данный объект. Таким образом, можно сделать вывод, что захороненные отходы на данном этапе эксплуатации полигона надежно локализованы в пласте-коллекторе в пределах горного отвода недр и не оказывают негативного воздействия на окружающую среду и человека.

Лимиты размещения отходов

Эксперты ознакомились с материалами, имеющимися в деле, по вопросу разработки лимитов размещения отходов предприятия. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов производства и потребления, образовывающихся от хозяйственной деятельности предприятия, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и связанные с ними лимиты на их размещение являются одним из основных элементов управления отходами на всех уровнях хозяйственной деятельности предприятия. Основными целями такого управления являются: минимизация объемов образования и уровня токсичности отходов; повышение технологической ценности отходов; вовлечение отходов во вторичную переработку. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ОАО "Волжский Оргсинтез" (2005 г.) представляет собой документ, сводящий воедино экологические, санитарные, противопожарные и другие требования к площадкам временного хранения отходов. Как отмечалось выше, ОАО "Волжский Оргсинтез" имеет собственный полигон по закачке в подземные изолированные горизонты отходов, два шламонакопителя, предназначенные для подготовки отходов перед их размещением в подземные горизонты, отвал сухих солей, шламонакопитель для сухих отходов. Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в процессе производства образуется большое количество отходов, содержащих высокие концентрации минеральных и органических веществ. Данные отходы размещаются в глубинные изолированные подземные горизонты. Расчеты класса опасности указанных отходов производились ранее экологической фирмой "Грин Фрог" в работе "Анализ и классификация жидких отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" (1998 г.). Установлено, что данные отходы имели в этот период 3 - 4 класс опасности, этот же класс опасности был принят в 2001 г. при выдаче лицензии на захоронение отходов. Некоторые изменения технологических процессов на ОАО "Волжский Оргсинтез" и корректировка нормативной базы в области обращения с отходами потребовали проведения проверочных расчетов класса опасности этих отходов и подтверждения целесообразности их глубинного размещения. В рамках выполнения НИР "Определение класса опасности жидких отходов производства ОАО "Волжский Оргсинтез" (2005 г.) на основе контрольных анализов усредненных проб, положенных в основу расчета класса опасности отходов, было установлено, что (жидкие) отходы производства ОАО "Волжский Оргсинтез" относятся к 3 классу опасности - умеренно опасным отходам. Количество отходов, подлежащих глубинному захоронению, регулируется лицензией. Согласно информации предприятия емкость нижнебайосского пласта-коллектора в пределах границ горного отвода составляет 37462161 куб. м, за период с 1992 г. по I полугодие 2006 г. фактически закачано (нарастающим итогом) 9034689 куб. м отходов. Остаточная резервная емкость пласта составляет 28427472 куб. м. По данным мониторинга геологической среды, на полигоне захоронения отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" подтверждена локализация отходов производства в пределах горного отвода. Не зафиксировано изменения (ухудшения) гидрогеологических условий в водоносных горизонтах, расположенных выше пласта-коллектора (нижнебайосский горизонт) и в горизонтах западнее тектонического разлома.

Ущерб объектам окружающей среды

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Однако в результате эксплуатации специально оборудованного полигона для захоронения неутилизируемых отходов нанесение такого вреда предприятием отсутствует. По результатам мониторинга можно сделать вывод о том, что процесс захоронения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и проводится в строгом соответствии с рабочим проектом и разрешительными документами. В соответствии с лицензионным соглашением плата за загрязнение среды предусмотрена в случае выхода компонентов жидких токсичных отходов за пределы горного отвода в размерах и порядке, которые определяются нормативными и правовыми актами органов государственной власти Волгоградской области. Размещение отходов в пластах горных пород и глубоких горизонтах направлено прежде всего на обеспечение экологической безопасности в регионе, в связи с чем не может рассматриваться как негативное воздействие на окружающую среду, в случае если они не выходят за пределы горного отвода. В целом полигон подземного захоронения не только не оказывает негативного влияния на окружающую среду, но его устойчивое функционирование является одним из важных факторов предотвращения чрезвычайно опасных экологических последствий, так как отходы полностью исключены из сферы влияния на окружающую среду, надежно изолированы на глубине около 1000 м и не оказывают негативного воздействия на человека, животный и растительный мир, атмосферу, поверхностные и подземные воды. Мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду предусмотрены в Рабочем проекте полигона глубинного захоронения отходов: безопасная конструкция скважин, установка расходомеров на линии нагнетания неутилизируемых отходов в рабочие скважины, установка отапливаемых будок на нагнетательных скважинах, установка датчиков давления на скважинах и их связь с информационно-измерительной системой, обустройство поддонов под нагнетательными скважинами, организация СЗЗ вокруг наблюдательных скважин, установка уровнемеров в шламонакопителях и т. д. Строительство полигона планировалось и осуществлялось как природоохранное мероприятие. Данный полигон был признан природоохранным ввиду вывода размещаемых в глубокие горизонты неутилизируемых отходов из сферы влияния на окружающую природную среду и из-за отсутствия вторичных воздействий на нее (сточных вод, выбросов в атмосферу, отходов) и как предотвративший наступление экологической катастрофы в регионе. В случае с ОАО "Волжский Оргсинтез" не установлено и научно не доказано, что захоронение опасных отходов на специально оборудованном полигоне вызывает негативные изменения состояния окружающей среды. Следовательно, нет оснований оценки и возмещения причиненного ущерба от загрязнения окружающей среды. Экологические затраты выделяются предприятием в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации. Согласно представленным данным проекта ОВОС негативное воздействие полигона на окружающую среду отсутствует, перевод полигона из опытно-промышленного в промышленный "является чисто природоохранным мероприятием, ставящим целью вывод источника вредного воздействия на окружающую среду из сферы влияния, при этом отсутствуют вторичные воздействия". То есть хозяйственная деятельность предприятия по размещению в глубоких горизонтах отходов не оказывает какого-либо дополнительного влияния на окружающую среду: население, животный и растительный мир, климат и т. д. Наличие угрозы причинения вреда окружающей среде при эксплуатации промышленного полигона ОАО "Волжский Оргсинтез" по захоронению неутилизируемых отходов в глубокие горизонты не выявлено. Таким образом, захороненные отходы на данном этапе эксплуатации полигона надежно локализованы в пласте-коллекторе в пределах горного отвода недр и не оказывают негативного воздействия на окружающую среду и человека.

Понятийный аппарат в сфере обращения с отходами

Неутилизируемые отходы предприятия, подлежащие захоронению в подземные горизонты, содержат в своем составе не только взятую для технологического процесса и загрязненную после проведения его воду, но и реакционную воду, кубовые остатки, растворители, остатки сырья и готового продукта, поэтому их можно рассматривать как жидкие отходы. Эксперты отмечают противоречивость понятий и отсутствие единства терминологии в разрешительной документации предприятия. В одних случаях речь идет о захоронении предприятием опасных жидких отходов и лимитов на их размещение, в других - о захоронении отходов в глубокие горизонты, в третьих - о захоронении промышленных стоков. По мнению экспертов, именно противоречия в нормативно-правовой документации и нормативных актах определенных понятий послужили основанием для возникновения спорной ситуации в отношения ОАО "Волжский Оргсинтез" и Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в отношении выдачи предприятию лимитов размещения отходов на отходы, которые подлежат размещению (захоронению) на специально оборудованном полигоне в глубокие горизонты. В результате исследования было однозначно выявлено, что ОАО "Волжский Оргсинтез" осуществляет захоронение именно отходов в глубокие горизонты, обеспечивающее их локализацию в пределах выделенного предприятию горноотводным актом горного отвода, что подтверждается имеющейся в представленных документах разрешительной документацией (акт приемки законченного строительством объекта, распоряжение Правительства, лицензия на право пользования недрами для захоронения жидких токсичных отходов в глубокие горизонты и лицензионное соглашение, заключение экспертной комиссии по результатам опытно-промышленной эксплуатации полигона подземного захоронения жидких отходов, заключение государственной экологической экспертизы по Рабочему проекту промышленной эксплуатации полигона по закачке жидких отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" и др.). Следует отметить, что в материалах статистического наблюдения Украины в сфере обращения отходов производства и потребления начиная с 2006 г. выделяются отходы производства в жидкой фазе, в том числе шламо - или пастообразные, включая шлам, пасту, которые характерны для отходов химического производства и производств, связанных с органической химией. В данных статистических документах Украины, которая в настоящее время гармонизирует свою статистическую отчетность в соответствии с международными требованиями, выделяют 3 класса опасности отходов, а также выделяют отдельной строкой учет и оценку отходов, размещенных в шламонакопителях, могильниках, специальных полигонах глубокого захоронения отходов. По результатам проведения судебно-экологической экспертизы по данному делу экспертами были сформулированы следующие выводы. 1. На основе комплексного анализа представленной в деле документации эксперты делают аргументированный вывод, что полигон промышленной закачки (размещения) отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" (акт ввода в эксплуатацию от 16 декабря 2002 г.), исходя из своих строительных характеристик и функционального назначения, является специализированным объектом, имеющим природоохранное значение, т. е. полигоном для обезвреживания и размещения токсичных отходов производства в глубокие горизонты. 2. По факту на полигоне промышленной закачки (размещения) отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" (акт о вводе в эксплуатацию от 16 декабря 2002 г.) размещаются отходы производства при производстве продукции органической химии. Данные отходы размещаются в форме жидкой фазы (жидкие отходы в виде раствора). 3. Экспертами установлено, что при размещении отходов производства ОАО "Волжский Оргсинтез" в поглощающий подземный горизонт на полигоне промышленной закачки жидких отходов (акт о вводе в эксплуатацию от 16 декабря 2002 г.) не оказывается негативное воздействие (загрязнение) на окружающую среду (экосистемы). 4. В апелляции Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 20 сентября 2006 г. в п. 3 указывается на необходимость пояснения понятий "объект размещения отходов, его местоположение, координаты на местности" и т. д. Эти сведения содержатся в заключении N 58 экспертной комиссии по Рабочему проекту промышленной эксплуатации полигонов по закачке жидких отходов ОАО "Волжский Оргсинтез". Данное заключение государственной экологической экспертизы утверждено Государственным комитетом по охране окружающей среды Волгоградской области от 15 июня 1999 г. N 58/08. 5. В заключении N 58 экспертной комиссии по Рабочему проекту промышленной эксплуатации полигонов по закачке жидких отходов ОАО "Волжский Оргсинтез" (т. 1 дела, с. 145) указывается, что на основании сравнения различных способов обезвреживания отходов предлагаемый способ считается единственно приемлемым с экономической и экологической точки зрения. В Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утвержденных Приказом МПР России от 11 марта 2002 г. N 115) отмечается (п. 5), что при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитывается в том числе наличие технологий, направленных на обезвреживание отходов, являющихся составной частью государственного кадастра отходов. Поэтому данные условия являются необходимыми при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По мнению экспертов, суд не может не опираться на заключение официальных государственных органов, каким является заключение экспертной комиссии по Рабочему проекту промышленной эксплуатации полигона по закачке жидких отходов ОАО "Волжский Оргсинтез". По сути, материалы государственной экологической экспертизы Рабочего проекта промышленной эксплуатации полигона являются обоснованием для получения лимитов размещения отходов производства в глубокие подземные горизонты. 6. Отказ Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору в выдаче ОАО "Волжский Оргсинтез" лимитов на размещение отходов в специально оборудованном полигоне для их изоляции в глубокие горизонты, судя по представленным материалам дела, является необоснованным. Более того, такие действия Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору создают препятствия для деятельности предприятия по обеспечению экологической безопасности производства и по осуществлению своих производственных задач и функций. Как следует из материалов дела, в настоящее время нет альтернативных вариантов экологически безопасного обезвреживания отходов производства органической химии, и используемый специально оборудованный полигон для размещения отходов производства предприятия в глубокие горизонты является необходимым условием реализации Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 7. В порядке общего замечания, по мнению экспертов, было бы целесообразным инициировать со стороны Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) проведение работ и исследований по изучению зарубежного и отечественного опыта учета и статистического наблюдения в сфере обращения с отходами производства, в том числе для отражения новых тенденций по размещению (изоляции) отходов производства в специально оборудованные полигоны для их надежной изоляции и обеспечения экологической безопасности производства. 8. Эксперты считают целесообразным привести в соответствие используемый в ОАО "Волжский Оргсинтез" понятийный аппарат, использовать единые термины и определения, чтобы избежать применения различных понятий и категорий, например "закачка отходов", "жидкие стоки" и др., для характеристики процессов управления в сфере обращения отходов производства. Это позволит избежать в будущем возникновения ситуации, которая возникла в отношениях предприятия с Нижне-Волжским региональным управлением по технологическому и экологическому надзору в связи с выдачей предприятию лимитов на размещение отходов в глубокие горизонты. Основные разрешительные документы ОАО "Волжский Оргсинтез", в том числе права пользования участком недр для захоронения токсичных отходов в глубоких горизонтах, выданы предприятию именно с целью пользования участком недр для захоронения токсичных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов. 9. Эксперты отмечают значительные усилия, предпринимаемые в ОАО "Волжский Оргсинтез" для обеспечения экологической безопасности производства в целях перехода предприятия на принципы экологически устойчивого развития, при использовании метода захоронения неутилизируемых отходов в глубокие горизонты и эксплуатации промышленного комплекса (полигона) предприятия по захоронению отходов. Следует отметить, что развитие судебно-экологической экспертизы наряду с процедурой экологического аудита, ОВОС, разработкой экологической разрешительной документации, экологическим консалтингом следует рассматривать как одно из новых направлений развития в России рынка экологических работ, товаров и услуг <19>. В деле защиты имущественных интересов и деловой репутации предприятий при рассмотрении спорных конфликтных ситуаций с учетом экологических факторов важное значение имеет также развитие адвокатской практики в сфере применения экологического законодательства. -------------------------------- <19> См.: Потравный И. М. Использование процедуры экологического аудита и судебно-экологической экспертизы для регулирования конфликтных ситуаций в сфере недро - и водопользования // Эколого-гидрологические проблемы изучения и использования водных ресурсов: Сборник научных трудов. Казань, 2006. С. 425 - 428.

Название документа