Новеллы в регулировании лесопользования

(Чураков Д.)

("Законность", 2007, N 8)

Текст документа

НОВЕЛЛЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Д. ЧУРАКОВ

Д. Чураков, помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора.

Новый Лесной кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", внес значительные изменения в правила лесопользования.

Как известно, нормы, устанавливающие уголовную ответственность за лесонарушения, бланкетные, т. е. для установления признаков состава преступления требуется обращаться к нормам, регулирующим лесные отношения. В этом плане уголовное право устанавливает лишь "перечень" наиболее общественно опасных деяний в сфере лесопользования и санкции за их совершение.

Лесной кодекс внес значительные изменения в правовое регулирование лесопользования, которые необходимо учитывать при квалификации преступлений.

Во-первых, упразднено разделение лесов на группы и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

Во-вторых, введено подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций. Леса, согласно ст. 10 ЛК, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 8 ФЗ N 201-ФЗ). Термином "лесные насаждения" Кодекс обобщает все леса и иную древесную растительность, о которой в нем идет речь.

В-третьих, изменены правовые основания возникновения прав пользования лесными ресурсами. Вместо лесорубочных билетов как необходимого условия законности рубки вводятся гражданско-правовые основания возникновения прав на лес. А именно, согласно ст. ст. 29 и 30 ЛК, право на заготовку древесины будет возникать при наличии договора купли-продажи лесных насаждений (при осуществлении заготовки древесины без предоставления лесного участка) либо при наличии договора аренды лесного участка. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие нового ЛК, признаются действительными до истечения срока их действия. Органы исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК, для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 г. (ст. ст. 4, 6 ФЗ N 201-ФЗ).

В-четвертых, новой является статья о способах рубок лесных насаждений. Согласно ст. 16 ЛК рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Данное определение полезно для уяснения объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 260 УК.

Новый Лесной кодекс придал лесу четко выраженное сырьевое, эксплуатационное значение. Согласно его ст. 5 использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Союз "или" в данном понятии говорит о том, что не всякий лес будет признаваться экологической системой и подлежать защите с соответствующих позиций. В ином случае более правильным представляется применение союза "и".

Таким образом, законодатель отказался от экологизации понятия леса, содержавшегося в проекте Лесного кодекса, в соответствии с которым лес - это природный объект, составляющий целостную совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, иных растений, почвы, объектов животного мира, других природных объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и внешней средой (лесная экосистема).

Статья 16 Закона N 201-ФЗ исключает леса из состава объектов недвижимого имущества и включает их в гражданский оборот как объект со свойствами движимой вещи. Это означает, что лес приобретает сугубо утилитарное значение наряду с движимыми вещами, деньгами, ценными бумагами, не требующими регистрации и в отношении которых невозможно ограничить права собственника. Такой подход не соответствует сущности лесов, которые являются, по сути, ограниченным ресурсом наряду с землей, водными объектами и т. п. Приравнивание же их к движимым вещам не учитывает общественные интересы и негативно скажется на обеспечении экологической функции лесов. Такой шаг отчасти возвращает нас в прошлое, когда было широко распространено так называемое природоресурсное право, которое рассматривало природные ресурсы как объект экономических отношений.

Несмотря на то, что участки лесного фонда остаются в федеральной собственности, право осуществлять определенные полномочия в отношении лесного фонда приобретают субъекты РФ. Так, ст. 83 ЛК устанавливает, что органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Федерации (ст. 30). Таким образом, при установлении преступности деяния важное значение приобретают нормативные акты субъектов РФ.

При квалификации незаконной порубки необходимо четко устанавливать размер ущерба, причиненного лесному фонду. Согласно примечанию к ст. 260 УК РФ он исчисляется по утвержденным Правительством РФ таксам. Однако таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388), и минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127), по которым производится расчет, принимались в период, когда существовала классификация лесов на группы и категории защитности. Изменения же лесного законодательства не затронули эти нормативные акты, в связи с чем возникают определенные трудности при расчете ущерба.

Также в связи с изменениями в Лесном кодексе РФ Федеральный закон N 201-ФЗ от 4 декабря 2006 г. внес коррективы и в УК РФ. Во-первых, изменилось наименование предмета преступления. Вместо существовавших ранее "деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке", введено более лаконичное понятие "лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан".

Положительный момент такого изменения - расширение предмета преступления, так как теперь он не "привязан" к какой-либо группе лесов и все виды и категории растительности уравнены в уголовно-правовой защите.

Недостатком же такого изменения можно назвать неудачное применение термина "насаждения". Под насаждениями, если обратиться к толковым словарям, подразумевается только растительность, посаженная людьми. Но тогда предмет преступления окажется слишком суженным, поскольку растительность, возникшая путем самосева, не будет охвачена уголовно-правовой охраной. Представляется, что здесь имеется в виду древесно-кустарниковая растительность, находящаяся в естественных природных условиях.

Во-вторых, устранен недостаток ст. 260 УК, когда она фактически допускала существование двух составов и применение их по совокупности. Прежняя редакция статьи имела различные описания составов незаконной порубки, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 260, которые образовывали самостоятельные составы преступления. Новая же редакция незаконной порубки содержит одинаковые диспозиции норм, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 260 УК.

Следует также отметить, что ст. 260 сконструирована таким образом, что для квалификации незаконной порубки по ее ч. 2 не требуется значительного ущерба, а нужно лишь совершение деяния либо группой лиц, либо в крупном размере, или лицом с использованием своего служебного положения. То есть преступлением будет любая порубка, независимо от причиненного ущерба, лишь бы она была совершена лицом с использованием должностного положения или группой лиц. Для квалификации же по ч. 3 ст. 260 кроме наличия таких признаков, как особо крупный размер порубки или ее совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, требуется также наличие хотя бы одного из признаков преступления, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 260 (значительный или крупный размер ущерба, совершение деяния группой лиц или лицом с использованием своего служебного положения).

Изменения коснулись и ст. 261 УК. В соответствии с Лесным кодексом уточнен предмет преступления. Так, вместо старой редакции "уничтожения или повреждения лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд" введено "уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений".

Представляется, что эта редакция статьи значительно суживает круг преступных деяний, ограничиваясь только древесной растительностью. Прежний Лесной кодекс содержал определение леса как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Таким образом, ранее имелась возможность привлечения к уголовной ответственности по ст. 261 УК не только за уничтожение или повреждение лесной растительности, но и за иные деяния, причинившие ущерб лесу как экологической системе.

В заключение хотелось бы сказать, что в связи с принятием нового Лесного кодекса РФ предстоит принять множество подзаконных нормативных актов как на федеральном, так и на региональном уровне, регулирующих отношения в сфере лесопользования. Они также внесут коррективы в регулирование уголовно-правовой охраны лесов.

Название документа