Передел на земле и на воде

(Мошкович М., Завойкина Н., Казарян Р., Терешко Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 26)

Текст документа

ПЕРЕДЕЛ НА ЗЕМЛЕ И НА ВОДЕ

М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Р. КАЗАРЯН, Ю. ТЕРЕШКО

Мария Мошкович, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Наталья Завойкина, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Рубен Казарян, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, эксперт "ЭЖ-Юрист".

19 июня 2007 года был принят Федеральный закон N 102-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". Данный Закон внес существенные поправки в вышеуказанные нормативно-правовые акты.

Принятый Закон существенно отличается от первоначальной редакции, когда он находился на стадии рассмотрения. Сама стадия рассмотрения растянулась практически на целый год. О внесенных и невнесенных изменениях речь пойдет ниже.

Ранее водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления был вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу (в соответствии с ГК РФ путем переуступки права). Теперь законодатель ввел запрет на такую передачу в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Кроме того, расширен перечень земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности. Теперь к ним относятся и земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Настоящий Закон запретил приватизацию земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Однако законодатель отказался от введения ограничений по размерам прудов и карьеров, которые могут находиться в частной собственности физических и юридических лиц (как предполагалось в первоначальном законопроекте). Также не приняты поправки по введению в ВК РФ понятий "водохранилище", "пруд", "обводненный карьер". Подобные поправки позволили бы установить различия между данными водными объектами. Таким образом, на практике возможна подмена данных понятий, которая может привести к различным конфликтным ситуациям и спорам. Кроме того, понятие "территория общего пользования", к сожалению, не раскрыто ни в Законе, ни в ЗК РФ, ни в ВК РФ, что также может привести к проблемам.

Дополнительно Закон уточнил и конкретизировал полномочия Правительства РФ в области утверждения порядка подготовки и заключения договора водопользования и порядка проведения аукциона на право заключения такого договора. Устанавливается, что указанная норма касается только водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Закон вступил в силу 3 июля. Однако некоторые специалисты полагают, что ввиду вышеуказанных пробелов и недочетов работа законодательных органов России в части совершенствования земельного и водного законодательств в данном направлении будет продолжена.

Название документа

Вопрос: В Федеральном законе используется понятие "поселение" как вид муниципального образования. При этом определяется, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В ЗК под поселением понимается населенный пункт, в состав которого входят земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Будут ли вноситься изменения в эти законодательные акты с целью устранения указанной коллизии?

("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 6)

Текст документа

Вопрос: В Федеральном законе используется понятие "поселение" как вид муниципального образования. При этом определяется, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В ЗК под поселением понимается населенный пункт, в состав которого входят земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Будут ли вноситься изменения в эти законодательные акты с целью устранения указанной коллизии?

Ответ: В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 2 Федерального закона указанные в ней термины и понятия применяются "для целей (настоящего) Федерального закона" в определенном юридическом смысле. В ЗК термин "поселение" применяется в общепринятом смысле.

Изменить содержание понятия "поселение" (место постоянного проживания людей) невозможно, поскольку оно сложилось по мере развития общества и применяется как в обиходных выражениях, так и в различных отраслях науки и права. Понятие "населенный пункт" имеет более узкое значение и означает поселение, изображенное на географической карте (пункт - точка).

Вместе с тем расхождения в терминологии, применяющейся в различных отраслях законодательства, затрудняет правоприменительную практику.

На сегодня подходы к закреплению терминологии в законодательных актах, регулирующих территориальную организацию местного самоуправления и административно-территориальное деление, не определены.

Разъяснения Комитета Государственной Думы

по местному самоуправлению

Название документа