Надзор за исполнением законодательства о городских лесах

(Гершанок Л.)

("Законность", 2007, N 6)

Текст документа

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОРОДСКИХ ЛЕСАХ

Л. ГЕРШАНОК

Гершанок Л., заместитель начальника отдела прокуратуры Пермского края, кандидат юридических наук.

Проведенный в 2005 г. прокуратурой Пермского края анализ исполнения законов на поднадзорной территории выявил значительное увеличение числа обращений граждан, связанных с использованием городских лесов.

Обобщение исполнения законодательства о городских лесах на примере г. Перми показало, что в период 2004 - 2005 гг. администрацией города в зоне городских лесов под многоэтажное и индивидуальное жилищное строительство было отдано более сорока земельных участков. Причина этого в том, что администрация фактически не располагала сведениями о границах городских лесов, а лесоустроительная документация была в ненадлежащем состоянии.

Это приводило к нарушению требований ст. ст. 131, 133 действовавшего тогда Лесного кодекса РФ. Согласно им леса, расположенные на землях городских поселений, предназначаются исключительно для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. Осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов, запрещается.

Принимаемые прокуратурой края меры прокурорского реагирования (протесты на постановления администрации города о выделении земельных участков, представления) к положительному результату не приводили. В связи с этим перед отраслевым отделом прокуратуры края, помимо непосредственного устранения выявленных нарушений, была поставлена задача по выявлению и устранению причин и условий, способствующих указанным нарушениям.

Для отмены соответствующих решений администрации города в арбитражный суд и суды общей юрисдикции в интересах неопределенного круга лиц были направлены исковые заявления. Одновременно с этим в территориальный орган Росприроднадзора было направлено требование о проверке соответствия каркаса зеленых насаждений, утвержденного Пермской городской Думой в составе Генерального плана города, границе городских лесов, установленной лесоустроительной документацией.

В частности, в арбитражный суд было направлено заявление о признании недействительными постановлений администрации города о предварительном согласовании и предоставлении ООО "Пермский облунивермаг - Инвест" участка в зоне Черняевского лесопарка под строительство многоэтажного жилого комплекса с объектами культурного и жилищно-бытового назначения. В обоснование требований в суд были предоставлены лесоустроительные проекты, которые, согласно ст. ст. 72, 73 действовавшего тогда Лесного кодекса РФ, и определяли границы лесов, в том числе городских. В этом случае ситуация осложнялась тем, что согласно Генеральному плану г. Перми спорный земельный участок действительно относился к зоне жилищной застройки.

Несмотря на это, доводы прокуратуры суд признал обоснованными и постановления администрации отменил. Решения оставлены в силе апелляционной и кассационной инстанциями. По аналогичным основаниям отменены и некоторые другие постановления администрации города о предоставлении земельных участков в зоне городских лесов. То, что спорная территория обладает статусом леса, подкреплялось заключениями Росприроднадзора, подготовленными по результатам проверок, проводимых по требованию прокуратуры края. В качестве доказательства нарушения прав граждан к заявлениям прикладывались документы, подтверждающие нарушение норм озеленения в расчете на одного жителя города.

Этот судебный прецедент (с учетом возможности предъявления регрессных исков к администрации для восполнения потерь инвесторов) пресек складывающуюся практику выделения участков под строительство без учета требований лесного законодательства. По протестам прокуратуры во внесудебном порядке были отменены иные решения о выделении земельных участков в зеленых зонах.

Заставив признать наличие на территории города лесов, прокуратура края потребовала у администрации в дальнейшем отразить их площадь в градостроительной документации по разрешенному использованию земельных участков, а также поставить их на кадастровый учет. Ранее состоявшиеся судебные процессы показали, что непроведение соответствующей работы приводит к тому, что статус конкретных лесонасаждений вызывает споры и может способствовать их необоснованной застройке.

По внесенному представлению в администрации города с участием прокуратуры, экологов проведены заседания, результатом которых стало принятие администрацией города постановления "О лесах, расположенных на землях Пермского городского округа (Пермских городских лесов)". Был разработан план мероприятий по определению границ городских лесов, начата инвентаризация и систематизация имеющейся по ним документации, материалов лесоустройства и государственного учета, разрешительных документов на право лесопользования соответствующими участками городских лесов. Началась инвентаризация городских лесов, их постановка на государственный кадастровый учет, обозначение на местности. Их содержание поручено специально созданному МУ "Пермский городской лесхоз", которому предписано осуществление мероприятий по парко - и лесоустройству, составление лесоустроительной документации.

По требованию прокуратуры скоординирована работа лесников и экологов с работой структурных подразделений администрации, занимающихся вопросами градостроительства и предоставления земельных участков. В частности, лесникам предписано передать градостроителям материалы для выполнения работ по отражению границ городских лесов на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки города Перми и их учета при подготовке документации по планировке территории.

Указанный вопрос стал предметом обсуждения на заседаниях Пермской городской Думы. По его результатам принято решение о финансировании указанных работ из бюджета города.

Таким образом, по инициативе прокуратуры края администрация города и Пермская городская Дума устранили причины и условия, способствовавшие нарушениям в сфере защиты и использования городских лесов. В частности, исключены разночтения по вопросу определения границ городских лесов, исключена возможность их застройки и иного нецелевого использования.

Вступивший в действие новый Лесной кодекс РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнес разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. На решение этих вопросов прокуратура края и намерена ориентировать органы местного самоуправления в дальнейшем.

Название документа