Правовой режим животных как объекта гражданских и иных правоотношений
(Анисимов А. П., Мохов А. А., Копылов Д. Э.) ("Современное право", 2007, N 4) Текст документаПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЖИВОТНЫХ КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ И ИНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
А. П. АНИСИМОВ, А. А. МОХОВ, Д. Э. КОПЫЛОВ
А. П. Анисимов, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ современного права Волгоградской академии госслужбы.
А. А. Мохов, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Волгоградского государственного университета.
Д. Э. Копылов, аспирант кафедры гражданского права и процесса Волгоградского государственного университета.
Правовой режим животных как объекта гражданских и иных правоотношений меньше всего исследован в юридической науке. Это обусловлено тем, что животные выступают одновременно в двух качествах: как объект гражданских правоотношений, подпадающий под действие ст. 137 и др. ГК РФ, так и объект экологических и фаунистических правоотношений, урегулированных Федеральными законами от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) и от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Законодательство не содержит нормы-дефиниции, распространяющейся на всех животных и содержащей четкие указания на квалификационные признаки, позволяющие отнести те или иные живые организмы к категории животных как объекту правоотношений. Под животными понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России (ст. 1 Закона о животном мире). Объектом животного мира являются млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и т. д., на которые распространяются требования закона об их использовании и охране. Домашние животные не подпадают под действие Закона о животном мире и на них не распространяются нормы природоресурсового и экологического законодательства по их использованию и охране. Особый правовой режим предусмотрен для экспериментальных животных, которые не могут быть непосредственно отнесены ни к диким, ни к домашним животным. Дело в том, что среди лабораторных могут оказаться животные как традиционно относящиеся к диким (например, перепел, мышь), так и обычно относящиеся к домашним (домашняя собака, кошка). Поэтому по отношению к этим животным понятие "состояние естественной свободы" не подпадает под действие фаунистического законодательства. Но особый порядок их использования не регламентируется и нормами гражданского права. Действует специальное законодательство, которое только формируется. Федеральное экологическое и фаунистическое законодательство устанавливает два режима использования и охраны объектов животного мира - диких живых организмов, находящихся в состоянии естественной свободы: общий и особый. Общий режим установлен Законом о животном мире. По критерию использования объекта животного мира для охоты и рыболовства Закон о животном мире различает две категории объектов с общим и особым режимом правовой охраны: а) объекты охоты или рыболовства, перечень которых указан в постановлениях Правительства РФ, а их пользование допускается в установленном законом порядке на основании лицензии; б) объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты или рыболовства. Особый режим охраны установлен в отношении особо охраняемых объектов животного мира, в том числе указанных в Красной книге РФ и красных книгах субъектов Федерации. Действуют следующие правила, распространяемые на все категории объектов животного мира: установление системы ограничений и контроля над изъятием объектов животного мира из среды их обитания (например, для акклиматизации, гибридизации), требования к природопользователям в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности (обязательность применения технологий ведения сельскохозяйственных или иных работ, не подвергающих уничтожению объекты животного мира), а также создание особо охраняемых природных территорий. Например, в границах национального парка запрещены промысловая охота и рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций и т. д. (ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Охране подлежат все виды растений и животных, находящиеся в границах национального парка. Как объект природоресурсных правоотношений животный мир характеризуется признаками, закрепленными в законодательстве об его охране и использовании. Во-первых, объектом животного мира являются животные, принадлежащие к дикой фауне (домашние кошки, хомячки и др. не подпадают под действие Закона о животном мире ни в части вопросов использования, ни в части вопросов охраны). Во-вторых, нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой. Дикие животные, находящиеся в зоопарках, вольерах, а также некоторые виды животных (например, северные олени), содержащиеся в полувольных условиях, могут находиться на праве собственности как у государства, так и у других лиц, и охраняться как товарно-материальные ценности. Отношения по охране и использованию сельскохозяйственных и одомашненных животных, равно как и животных, содержащихся в неволе, регулируются гражданским, аграрным и иным законодательством, но не экологическим и фаунистическим. В-третьих, установление территориальных границ нахождения дикого животного. Только на территории России дикие животные входят в единый государственный фаунистический фонд. В-четвертых, непотребляемость объекта, т. е. при переходе отдельного животного с территории России на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т. д. животный мир как объект права собственности и объект охраны не исчезает. Термин "потребляемость" относится не к отдельным объектам или видам животного мира (которые, конечно, потребляемы), а к фаунистическому фонду, поскольку, даже если останется хотя бы одно дикое животное, отвечающее этим признакам, фаунистический фонд как объект правоотношений сохраняется. В некоторых научных исследованиях ранее указывался еще один признак - полезность, который был закреплен в законодательстве 60-х годов прошлого века. Однако большинство ученых и законодатель отказались от деления животных на полезных и вредных, ибо этот признак всегда носил условный характер. Поскольку в природе все взаимосвязано, отдельные виды животных в различной обстановке могут быть как вредными, так и полезными. Так, лось, заяц и дикий кабан при оптимальной численности на 1 км охотничьих угодий - животные полезные, но при превышении оптимальной численности они уже становятся вредными, так как могут нанести существенный вред лесному и сельскому хозяйству. Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира согласно Закону о животном мире регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданско-правовой режим использования животных вытекает из смысла ст. 137 ГК РФ, относящей домашних животных к разновидности объектов гражданских прав. Специфика правового положения животных как объекта гражданских прав заключается в следующем. Во-первых, при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Это положение не распространяется на диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, подпадающих под действие экологического и фаунистического законодательства, а касается либо домашних животных, либо животных, пребывающих в цирке, зоопарке и т. д. Вне зависимости от принадлежности животного к диким или домашним, УК РФ (ст. 245) предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, что следует рассматривать как крайнюю степень негуманного отношения. Во-вторых, после перехода животных в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении согласия - через суд (п. 2 ст. 231 ГК РФ). Закон связывает определенные правовые последствия (основания приобретения и прекращения права собственности) с действиями или поведением животного - объекта гражданских прав. В-третьих, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд (ст. 241 ГК РФ). Как объект гражданских правоотношений животный мир по критерию оборотоспособности подразделяется на следующие три группы (ст. 129 ГК РФ): 1) объекты, разрешенные в обороте или свободно обращаемые, - могут свободно, без разрешения органов публичной власти переходить от одного лица к другому в результате гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены, завещания и др.); 2) объекты, ограниченно оборотоспособные, - могут принадлежать лишь отдельным участникам оборота либо находиться в обороте по специальному разрешению органов публичной власти; 3) объекты, изъятые из гражданского оборота, - не могут быть предметом гражданско-правовых сделок и менять на законных основаниях собственника. В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки решением органа исполнительной власти России или органа исполнительной власти субъекта Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 21 Закона о животном мире). Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени России и субъектов Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (ст. 33 Закона о животном мире). Примерные виды пользования таким животным миром, в частности охота, перечислены в ст. 34. Следовательно, объекты животного мира (дикие животные), на которые можно приобрести право собственности на основе специального разрешения (лицензии), следует относить к ограниченно оборотоспособным. В дальнейшем отношения между охотниками и пушнозаготовительными конторами, в которые сдаются шкуры убитых животных на основании соответствующих документов (лицензии), строятся на основе гражданско-правового договора. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 26 Закона о животном мире). На эти объекты животного мира (дикие животные) распространяются ограниченная оборотоспособность и возможность их иного использования лишь по специальному разрешению. Домашние животные не подпадают под действие норм Закона о животном мире, в законодательстве нет специальных указаний насчет их оборотоспособности, что позволяет их отнести к свободно обращаемым в гражданском обороте. Не менее важным элементом правового режима объектов животного мира является вопрос об отнесении некоторых из них к категории источников повышенной опасности. В юридической литературе встречаются различные точки зрения по этому вопросу, а судебная практика малочисленна и весьма противоречива. Сторонники первой теории утверждают, что источник повышенной опасности - это деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих <*>. Однако не любая деятельность может быть признана в качестве таковой, а деятельность по использованию (эксплуатации) определенных объектов материального мира, обладающих потенциальной опасностью причинения значительного вреда. Приверженцы второй теории исходят из того, что источник повышенной опасности - это предметы материального мира, опасные вещи <**>. Для отнесения тех или иных объектов к источнику повышенной опасности обычно учитывают два признака: наличие вредоносных свойств и невозможность полного контроля над ними со стороны человека <***>. -------------------------------- <*> См.: Агарков М. Обязательства из причинения вреда // Проблемы социалистического права. 1939. N 1. С. 68. <**> См.: Белякова А. М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М., 1986. С. 111; Гражданское право: Учеб.: В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2000. Т. 2. С. 416. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики). ------------------------------------------------------------------ <***> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1996. С. 678.
Практика обычно идет по пути определения свойств, с которыми связано признание деятельности, обусловившей наступление вреда, источником повышенной опасности. Например, для химических, горючих и взрывчатых веществ - это высокая вероятность взрыва, самовозгорания и саморазложения; для ядовитых и отравляющих веществ - летучесть и высокая токсичность; для источников ионизирующего излучения - действие радиации. Применительно к животным речь может идти о возможности причинения значительного вреда здоровью или жизни человека, населения, имуществу граждан и организаций. Так, все животные, входящие в семейство псовых, являются хищниками. Природа наделила их острыми клыками, челюстями, позволяющими цепко захватывать жертву, высокой скоростью передвижения, возможностью охотиться в различных условиях, способностью к групповым или коллективным действиям. Дикая собака динго, например, несмотря на небольшие по сравнению с волком размеры, успешно охотится в условиях полупустыни, пересеченной местности, а также прибрежного мелководья, не оставляя шансов на спасение даже акулам. Контроль над дикими псовыми, находящимися как в естественных, так и одомашненных условиях, осложнен. Должный контроль над поведением животного возможен лишь в случае, когда приручение и правильная дрессировка начинаются с самого рождения, да и успех этого мероприятия может быть различным. Несмотря на отдельные положительные примеры одомашнивания представителей диких псовых (например, волков), как вид они не стали домашними, поэтому все представители этого семейства могут быть отнесены к источнику повышенной опасности. Источник повышенной опасности и повышенно опасная деятельность должны быть неразрывно взаимосвязаны. Повышенно опасная деятельность может осуществляться только с помощью объекта, обладающего вредоносными свойствами (источника повышенной опасности), причем такая деятельность является правомерной. Не наступает ответственности государства за вред, причиненный здоровью или жизни гражданина волком в лесной чаще, где есть и источник повышенной опасности, и его собственник (Россия), но нет какой-либо деятельности. Однако гражданско-правовая ответственность наступает за вред, причиненный здоровью или жизни гражданина волком, сбежавшим из зоопарка. Особый правовой режим предусматривается законодательством для экспериментальных (лабораторных) животных, хотя ни ГК РФ, ни Закон о животном мире не дают определения понятий "экспериментальное" или "лабораторное" животное. Законодательство содержит общие нормы, в соответствии с которыми их принципы и требования распространяются и на экспериментальных животных. Так, Закон о животном мире содержит указание на возможность использования животных для научных целей. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в научных целях, регулируются этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации (ст. 3). До недавнего времени нормативно-правовая база использования экспериментальных животных была представлена в основном Приказом Минздрава СССР от 12.08.1977 N 755 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организационных форм работы с использованием экспериментальных животных", сохраняющим свое практическое значение и по сей день. В соответствии с п. п. 2.1 и 2.2 Правил проведения работ с использованием экспериментальных животных, утвержденных вышеуказанным Приказом, право на использование этих животных имеют научно-исследовательские, лечебные и учебные учреждения, санэпидстанции и учреждения по производству бактерийных, вирусных и других препаратов. Они могут проводить работу с животными в том случае, если имеют: виварий (экспериментально-биологическую клинику), оборудованный согласно санитарным правилам; экспериментальную лабораторию, оборудованную согласно предъявляемым требованиям; штат сотрудников, обеспечивающий уход за животными и выполняющий требования гуманного обращения с ними. В Правилах лабораторной практики, утвержденных Приказом Минздрава России от 19.06.2003 N 267, этот объект правоотношений указан как тест-системы, экспериментальные модели. Лабораторные животные используются в основном при проведении доклинических исследований лекарственных средств. В соответствии с ч. VII Правил доклинические исследования проводятся на здоровых животных. Все манипуляции, связанные с уходом за животными, описываются в стандартных операционных процедурах. Вновь прибывших животных изолируют для оценки состояния их здоровья. В случае ухудшения состояния здоровья животных и их гибели, не связанных с проведением доклинического исследования, животных изолируют от основной группы и при необходимости лечат, если это допускается протоколом исследования, или гуманно умерщвляют. Законодательство упоминает такой объект правоотношений, как экспериментальное (лабораторное) животное, но четко не выделяет его в ряду других животных и не определяет его особенностей. Экспериментальное животное - разновидность животного, предназначенного для проведения эксперимента (экспериментов). Основное применение животных как объекта экспериментирования в медицине и биологии - получение, производство, определение качества, эффективности и безопасности современных лекарственных средств, продуктов питания и некоторых других веществ с целью предупреждения их возможного нежелательного эффекта для здоровья и жизни человека, животных или растений. Реже речь идет о сохранении естественной среды обитания животных, поддержании популяции, видового многообразия и т. п. в интересах обеспечения благополучной среды обитания человека, сохранения природы. Некоторые эксперименты с животными проводятся и в сфере образования (подготовка медиков, биологов, психологов и др.). Использование экспериментального животного нередко способно причинить самому животному боль, страдание, беспокойство либо нанести тяжелые ранения организму, угрожая его жизни, или быть непосредственной причиной его смерти. За рубежом активно развивается этическая и нормативно-правовая база гуманного использования лабораторных животных. Эксперимент начинается с момента, когда животное используется впервые, и заканчивается, когда невозможно сделать ни одно наблюдение относительно проводимого эксперимента. Не любое животное может стать лабораторным или приобрести статус экспериментального. К таким животным предъявляются жесткие требования, позволяющие обеспечить чистоту эксперимента и достоверность научных выводов, получаемых в результате обработки экспериментальных данных. Среди возможных требований могут быть "чистота" генов вида, породы и конкретного животного, отсутствие ряда возбудителей заболеваний животного и человека, определенный возраст, условия содержания и разведения. Обеспечить наличие определенной совокупности признаков, необходимых для проведения того или иного эксперимента, могут лишь некоторые субъекты (специализированные организации). Обычно это виварии или питомники, которые занимаются разведением лабораторных животных для собственных целей или для реализации по заказу внешних пользователей - научно-исследовательских учреждений. Отдельные лабораторные животные могут представлять потенциальную или реальную угрозу для животных и человека, если за ними не осуществляется надлежащий контроль или они выбыли из обладания экспериментатора. Такие животные могут быть отнесены к источникам повышенной опасности. Не все виды животных, даже отвечающих предъявляемым для эксперимента требованиям, могут быть отнесены к категории экспериментальных. Чаще всего используют мышей, крыс, морских свинок, хомяков, кроликов, собак и кошек. В законодательстве ряда стран действуют запреты либо существенные ограничения по использованию отдельных видов животных для целей экспериментирования, что является отражением выработанных биоэтических принципов современной медицины и биологии. Эти принципы направлены на снижение количества животных в эксперименте, гуманизацию исследований, ограничение использования некоторых видов животных (например, приматов, собак). Европейская конвенция по защите позвоночных животных, используемых в экспериментальных и других научных целях (1986) устанавливает правила содержания и использования животных - объектов экспериментирования, определяет ограничения по использованию анестетиков, случаи обязательного умерщвления животного. Оговаривается, что животные для экспериментов должны поступать исключительно из зарегистрированных вивариев и питомников. Отечественное законодательство в сфере регулирования использования животных для проведения экспериментов находится в начальной стадии формирования. Экспериментальных животных можно отнести к специфическим объектам правоотношений по следующим основаниям. Во-первых, экспериментальное животное можно выделить как самостоятельный вид животных с позиций правового регулирования, так как известные юридической науке и практике виды не отражают его особенности (целевое назначение, специфику содержания и использования). Во-вторых, экспериментальным может быть не любое животное, а лишь такое, которое допускается в соответствии с требованиями законодательства к использованию в этом качестве (исключаются виды, которые не могут быть экспериментальными животными), при этом отвечает критериям, разработанным для лабораторных животных (специально разводимые и реализуемые для этих целей, способные обеспечить чистоту эксперимента). В-третьих, экспериментальных животных следует отнести к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав в силу их принадлежности на законных основаниях лишь отдельным участникам оборота либо нахождения в обороте по специальному разрешению публичной власти. В-четвертых, экспериментальные животные (по крайней мере их часть, исходя из специфики эксперимента и его последствий) могут быть отнесены к источникам повышенной опасности. В-пятых, при использовании экспериментальных животных приобретают особую остроту проблемы соблюдения требования закона о недопустимости жестокого обращения с животными, в силу чего они нуждаются в четком, непротиворечивом и обстоятельном регулировании в рамках специального закона. Учет особенностей экспериментальных животных позволит более эффективно решать вопросы формирования законодательства, регулирующего использование таких животных. Проблема уточнения правового режима животных этим не исчерпывается, поскольку помимо классификации, содержащейся в ГК РФ и законодательстве о животном мире, существуют и другие основания деления животных на виды. Федеральный закон от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон о племенном животноводстве) устанавливает правовую основу деятельности по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции (материала), определяет полномочия государственной племенной службы по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности граждан и юридических лиц в области племенного животноводства. Под племенным понимают сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке (ст. 2 Закона о племенном животноводстве). Племенное животное обязательно метится или обозначается каким-либо иным способом, позволяющим точно идентифицировать его, а также регистрируется. Под оборотоспособностью племенной продукции (материала) понимают и само животное (ст. 8 Закона о племенном животноводстве). Племенная продукция (материал) может принадлежать лишь участникам оборота - физическим и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных. Реализация племенной продукции (материала) возможна только гражданам и юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное производство. Отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию (материал) разрешаются при наличии соответствующего сертификата (свидетельства). Экспорт и импорт племенной продукции (материала) осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством, при наличии разрешения специально уполномоченного Правительством РФ государственного органа по управлению племенным животноводством. Племенные животные относятся к категории ограниченных в гражданском обороте животных. Основная проблема - отнесение либо неотнесение отдельного вида животных к сельскохозяйственным (например, страусы или крокодилы на ферме, занимающейся их разведением) либо домашним (отдельные виды собак и др.) животным. В качестве критериев отнесения либо неотнесения к этой группе животных могут быть целевое назначение, широта распространенности животного в сельском хозяйстве или быту, соответствие сложившимся обычаям у определенной группы лиц.
Название документа