Соотношение водных и гражданско-правовых отношений после принятия Водного кодекса РФ
(Калиниченко Т. Г.) ("Бюллетень нотариальной практики", 2007, N 2) Текст документаСООТНОШЕНИЕ ВОДНЫХ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ВОДНОГО КОДЕКСА РФ
Т. Г. КАЛИНИЧЕНКО
Калиниченко Т. Г., кандидат юридических наук.
С принятием нового Водного кодекса РФ произошло принципиальное изменение характера взаимодействия водного и гражданского права. Ранее в соответствии с п. 3 ст. 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. к отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам гражданских отношений, гражданское законодательство применялось в случаях, когда эти отношения не были урегулированы законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Другими словами, применение норм гражданского права укладывалось в достаточно простую схему: если отношения не регламентировались водным правом, они являлись предметом гражданского права. Нормы гражданского права применительно к водным отношениям применялись в качестве субсидиарных. Современное законодательство предполагает более сложный характер взаимодействия рассматриваемых отраслей в регулировании водных отношений. Основой разграничения сфер действия гражданского и водного права является ст. 129 ГК РФ об оборотоспособности объектов гражданских прав. При этом земля и другие природные ресурсы выделены в особую группу объектов гражданских прав. В настоящее время вопросы об объеме оборотоспособности земли и других природных ресурсов в значительной мере решаются земельным законодательством и законодательством об иных природных ресурсах. Так, в соответствии со ст. 2 ВК РФ водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. С другой стороны, в ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ говорится о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Статья 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к предмету ведения исключительно Российской Федерации. Одновременно ст. 72 Конституции РФ водное законодательство отнесено к совместному ведению России и субъектов Российской Федерации. К предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ст. 72 Конституции РФ относит также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Именно это, на мой взгляд, делает вещные права, связанные с использованием водных объектов и их водных ресурсов, объектом регулирования водного права. Достаточно точно соотношение водного и гражданского права определено в одном из основных принципов водного законодательства, определенном в новом ВК РФ, - значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране водных объектов осуществляется исходя из представлений о водном объекте как важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав. Таким образом, именно водным законодательством определяются вещные водные отношения, которые регулируются как публичным, так и частным правом. В предмет регулирования частных водных отношений входят отношения о праве частной собственности на особые водные объекты - пруды и обводненные карьеры, отношения, возникающие в результате совершения сделок водопользования. Отношения, лежащие в сфере публично-правового регулирования, - публично-правовые договоры водопользования, отношения, связанные с ограничением оборотоспособности прудов и обводненных карьеров и водных ресурсов, публично-правовые основания возникновения прав на водные объекты и их водные ресурсы, а также переход прав собственности на водные объекты - пруды и обводненные карьеры и водные ресурсы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, к иным субъектам для различных целей, охрана вод, ведение мониторинга водных объектов, государственный водный реестр, водный контроль и т. д. Между тем все эти отношения, как частноправовые, так и публично-правовые, являются водными. Водные отношения соотносятся с гражданско-правовыми в той части, которая обозначает право собственности как на водные объекты, так и на водные ресурсы, добытые из водного объекта для различных целей. В данном случае речь идет о частных водных отношениях, связанных с приобретением водных ресурсов из водных объектов, т. е. с товарно-денежным оборотом водных ресурсов. Поэтому эти отношения являются частноправовыми. Между тем регулирование отношений, связанных с использованием водных объектов и их водных ресурсов, находящихся в государственной собственности, относится к сфере регулирования публичного права. Оно отражает особенности водных объектов и их водных ресурсов как основу жизни и деятельности народов, при которых водные объекты и их водные ресурсы сохраняют свою ценность и представляют собой основу жизни и деятельности людей, проживающих на территориях водных бассейнов. Сегодня ст. 9 Конституции Российской Федерации указывает на то, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной собственности, однако как водные объекты, так и их водные ресурсы в полной мере не участвуют в гражданском обороте. Отличительной чертой действующего водного законодательства является видовое многообразие вещных и обязательственных водных прав, установленных непосредственно в водном, а не в гражданском праве. В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер, указанные в ч. 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. Специфика водных прав, включая право собственности, и их особенности выражены в понятиях "водный объект" и "водный ресурс", составляющих основу предмета водного права. Однако в Конституции РФ определено применительно к праву собственности понятие "водный ресурс", а основным понятием Водного кодекса РФ является понятие "водный объект". Определение содержания правового регулирования водных объектов и их водных ресурсов с позиции публичного и частного права дает возможность отграничить водные отношения от гражданских. Наиболее ярко это проявляется в обширной и сложной системе оснований возникновения водных прав. Часть из них являются публично-правовыми, например предоставление пруда или обводненного карьера в собственность РФ, субъекта РФ, муниципального образования, разрешение, государственная регистрация водного объекта в водном реестре, публично-правовой договор водопользования и его государственная регистрация и т. д. Другая часть является частноправовой. Она включает возникновение права частной собственности на водные объекты - пруды и обводненные карьеры в результате купли-продажи земельного участка, частноправовые сделки, приобретательскую давность, ряд иных <1>. -------------------------------- <1> При этом регулирование одного и того же круга общественных отношений различными отраслями законодательства, водным и гражданским, может быть одного уровня (федерального), например ст. 552 ГК РФ регулирует переход права на пруды и обводненные карьеры при отчуждении земельного участка и находящейся на нем недвижимости. Иногда регулирование водных отношений гражданским и водным законодательством происходит на разных уровнях (федеральном и региональном).
Между тем включение прудов и обводненных карьеров в гражданский оборот привело к совпадению предметов гражданского и водного права. Так, в ст. 130 ГК РФ и ст. 8 ВК РФ к объектам недвижимости отнесены водные объекты - пруды и обводненные карьеры. При этом объектом недвижимости является не только водный объект (ст. 7 Водного кодекса РФ), но и земельный участок, на котором водный объект расположен (см. ст. 102 ЗК РФ). Это совпадение создает определенное противоречие между водным и гражданским правом. Ранее существовала точка зрения, что замкнутый водный объект как объект недвижимости из ст. 130 ГК РФ следует исключить и внести соответствующие изменения в Водный кодекс РФ <2>. В соответствии с новым Водным кодексом замкнутые водоемы исключены, а пруды и обводненные карьеры признаются водными объектами и на них распространяются все публично-правовые нормы, установленные водным законодательством. Предмет водного права исходит из двух групп отношений - отношений по использованию водных объектов и их водных ресурсов и отношений по охране водных объектов и их водных ресурсов. Первая группа отношений, возникающих по поводу использования водных объектов и их водных ресурсов, есть имущественные отношения. В них водный объект - пруды и обводненные карьеры и их водные ресурсы играют две роли. Пруды и обводненные карьеры, являясь принадлежностью земельного участка, с одной стороны, выступают как разновидность имущества, непосредственно связанная с землей, с другой - это водные объекты, имеющие водно-правовую специфику правового регулирования. -------------------------------- <2> См.: Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Москва, февраль 2003 г. Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Водные ресурсы, изымаемые (добываемые) из водных объектов, также могут быть индивидуализированы, поскольку обладают количественной и качественной характеристиками и могут быть проданы. С другой стороны, как водные объекты, так и их водные ресурсы выступают как материальное благо, природное "происхождение" которого, а также связанные с ним особенности охраны выступают как специфические водоохранные отношения. Имущественные отношения, в том числе предметом которых являются водные объекты и их водные ресурсы, определенным образом входят в предмет регулирования гражданского права. ГК РФ 1994 г. в ст. 2 определяет, что имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, характеризуются как отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. При этом не все водные отношения отвечают перечисленным выше признакам. Так, предоставление водных объектов и их водных ресурсов, например водных объектов общего пользования, носит публично-правовой характер, поскольку в нем отсутствует такой признак, как равенство сторон. Таким образом, гражданское и водное право взаимодействуют при регулировании только определенной группы имущественных (вещных) отношений, которые могут быть как публично-правовыми, так и частноправовыми. Отношения, связанные с использованием прудов и обводненных карьеров и водных ресурсов, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников отношений, являются гражданско-правовыми. Иные, хотя и имущественные (вещные) отношения, возникающие по поводу водных объектов и водных ресурсов, являются сферой регулирования только водного права. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 ст. 11, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Сложно четко ответить на вопрос о соотношении гражданского и водного права при регулировании рассматриваемой группы отношений. С одной стороны, ГК РФ обладает приоритетом перед актами водного законодательства, что предполагает регламентацию рассматриваемых отношений в водном законодательстве лишь с обязательным соблюдением правила: не противоречить нормам ГК РФ. С другой стороны, в действующем водном законодательстве устанавливается приоритет норм водного законодательства перед нормами других отраслей права. Водный кодекс РФ в ст. 4 устанавливает, что имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом. Таким образом, к имущественным отношениям относятся только отношения, связанные с оборотом водных объектов. Полагаем, что подобное решение вопроса о соотношении гражданских и водных отношений в свете нового ВК РФ вряд ли можно считать удовлетворительным. Во-первых, правовое регулирование имущественных отношений по поводу водных объектов и их водных ресурсов не ограничивается исключительно нормами гражданского права. В ВК РФ определено это соотношение. Отношения, связанные с заключением, изменением и расторжением договоров водопользования, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации в той мере, в какой эти отношения не урегулированы настоящим Кодексом. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению водными объектами - прудами и обводненными карьерами, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, регулируются гражданским и земельным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой эти отношения не урегулированы Водным кодексом. Отношения по владению, пользованию и распоряжению водой, изъятой из водного объекта, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии и об охране здоровья населения и иными специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, отношения, связанные с отношениями по поводу водоснабжения, урегулированы ст. 548 ГК РФ о применении правил об энергоснабжении к иным договорам. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Договор энергоснабжения предусмотрен в ГК как отдельный вид договора купли-продажи, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Передача воды по договору энергоснабжения рассматривается в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи, что обусловлено особым объектом данного договора - водой и способом ее передачи - через присоединенную сеть <3>. Но, с другой стороны, договор энергоснабжения признается публичным договором (ст. 426 ГК), вследствие чего водоснабжающая организация обязана заключить договор с обратившимся к ней лицом при наличии возможности. При необоснованном уклонении водоснабжающей организации от заключения договора абонент может обратиться в судебные органы с требованием о понуждении заключить договор. В Федеральном законе "Об электроэнергетике" публичным договором признается договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электроэнергии. Судебно-арбитражная практика также рассматривает данный договор как самостоятельный вид договора купли-продажи <4>, рассматривая его как частноправовой. Налицо противоречие, при котором изъятие водного ресурса из водного объекта для целей питьевых и коммунально-бытовых (водоснабжения), сельскохозяйственного и промышленного водоснабжения урегулировано нормами водного права. Понятие "водоснабжение" есть подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Оно трактуется как чисто гражданско-правовое правоотношение по купле-продаже воды. Тарифы на питьевое водоснабжение устанавливаются органами местного самоуправления по предложению организаций питьевого водоснабжения, исходя из принципа компенсации затрат на: оплату за пользование водными объектами - источниками питьевого водоснабжения; получение питьевой воды и подачу ее до пользователей, потребителей; выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающих бесперебойность функционирования, защиту и санитарную охрану систем; возмещение расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем питьевого водоснабжения, обеспечением их рентабельности. -------------------------------- <3> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2004. <4> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 19 марта 1996 г. N 8291/95.
Принципиально разные подходы к регламентации отношений в рамках гражданского и водного права в условиях отсутствия четко установленных сфер каждой из отраслей права в значительной степени затрудняют толкование норм действующего законодательства. Особенно остро проблема соотношения водного и гражданского права выражается в понятии "оборотоспособность". Возникает вопрос: существует ли водный оборот и в чем его специфика в отличие от гражданского оборота? Регулирование водного оборота возможно двумя теоретически мыслимыми путями: либо в рамках гражданского законодательства, либо в рамках водного законодательства. На мой взгляд, специфика водного оборота в отличие от гражданского оборота состоит в разделении отношений по обороту прудов и обводненных карьеров и обороту водных ресурсов. Если оборот прудов и обводненных карьеров - естественная составная часть предмета гражданско-правового регулирования и частного права, то оборот водных ресурсов зависит от публично - и частноправового порядка предоставления водных ресурсов в пользование и требований, предъявляемых к их использованию. Если сделки с прудами и обводненными карьерами - это предмет гражданского, земельного и водного права, то понятие "водопользование" не укладывается в рамки только водного или только гражданского права. Каждая из указанных отраслей, регулируя публично - и частноправовые порядки возникновения прав водопользования, не решает всей совокупности вопросов, связанных с использованием водных ресурсов, зачастую отсылает для решения определенного круга вопросов к другой отрасли. Важной особенностью оборота водных объектов является ограничение продажи, залога и совершения других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов. Поэтому пруды и обводненные карьеры могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Между тем в ст. 8 нового ВК РФ понятие "оборот водных объектов" существенным образом расширяется, за счет распространения на пруды и обводненные карьеры не только права частной, но и государственной и муниципальной собственности. Таким образом, предполагается расширение оборота водных объектов за счет возможности перехода прудов и обводненных карьеров, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в частную собственность. В этом случае пруды и обводненные карьеры будут следовать судьбе земельного участка, на котором они расположены, исключая случаи, когда их отчуждение не допускается. Оборот водных ресурсов предполагает, как это предусмотрено в новом ВК РФ, что права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только с согласия собственника водного объекта. Передача права пользования водным объектом производится по договору, по которому передаются права и обязанности водопользователя. Предполагается, что договор передачи прав и обязанностей водопользователя подлежит государственной регистрации. При этом заключения нового договора водопользования, внесения в него изменений или принятия нового решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется. Между тем неясно, в каком порядке будет проходить передача права - в публично - или частноправовом. Ведь в гражданском праве не предусмотрено конструкции продажи прав пользования. Думается, что все виды водопользования должны переводиться в договорные отношения, используя гражданско-правовые конструкции публичного договора с правом присоединения, а не конструкцию договора продажи прав, в котором неясно, каким образом может происходить передача прав. Законодательством определены пределы водного оборота: 1) водный оборот не должен наносить ущерб окружающей среде; 2) водный оборот не должен нарушать права и законные интересы третьих лиц; 3) не допускаются продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов; 4) водный оборот должен осуществляться с соблюдением государственных и общественных интересов, что обеспечивается установлением специального порядка предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии. Прежде всего следует отметить, что в п. 1 ст. 129 ГК РФ законодатель оперирует понятием "способ перехода объектов гражданских прав". По всей видимости, под способом понимается только юридический факт (а не вся совокупность обстоятельств, составляющих в целом основание возникновения права), опосредующий переход имущества от одного лица к другому. При этом способы перехода водных прав с точки зрения их регулирования нормами гражданского и водного законодательства как бы поделены на две группы: универсальное правопреемство и иные способы. Исходя из ч. 1 ст. 129 ГК РФ, установлена свобода перехода водных прав на основании универсального правопреемства, но при этом пруды и обводненные карьеры и водные ресурсы не должны быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. Действие норм ГК РФ к отношениям по переходу водных прав в силу иных способов ограничено правилом (дополнительным к требованию ч. 1 ст. 129 ГК РФ, которое является общим для всех оснований): водные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается водным законодательством. Для уяснения смысла положений ст. 129 ГК РФ необходимо ответить на следующие вопросы: 1) как понимать слова "допущение оборота водных ресурсов", каким образом трактовка ч. 3 ст. 129 ГК РФ влияет на регулирование оснований возникновения прав на пруды, обводненные карьеры и добываемые и используемые водные ресурсы; 2) возможна ли регламентация наследования, реорганизация юридических лиц как основания возникновения прав на водные объекты и водные ресурсы в рамках водного законодательства, если допущение водного оборота предусмотрено лишь для иных способов перехода гражданских прав. Основой для толкования слов "допущение водного оборота" является определение понятия "водный оборот". Между тем возможно несколько вариантов понимания водного оборота по аналогии с научными спорами, существующими в земельном праве. Во-первых, водный оборот может представлять собой совокупность сделок с земельными участками с расположенными на них прудами и обводненным карьером и водными ресурсами <5>. Водный оборот может быть представлен как переход имущества другому лицу иным способом, а не только путем совершения сделки. При этом исключается национализация водных объектов и их водных ресурсов, конфискация, реквизиция; исключается возможность существования водного оборота в условиях исключительной государственной собственности на воды <6>. -------------------------------- <5> Применительно к обороту земли такая позиция изложена Г. А. Волковым, А. К. Голиченковым, О. М. Козырь в статье "Развитие рынка земли: правовой аспект" // Государство и право. 1998. N 2. С. 50. <6> Применительно к обороту земли такая позиция изложена Н. А. Сыродоевым. Правовое регулирование оборота земельных участков // Государство и право. 1999. N 9. С. 42.
Под водным оборотом водных ресурсов можно понимать переход прав от одних лиц к другим, а также переход прудов и обводненных карьеров и водных ресурсов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к гражданам и юридическим лицам <7>. -------------------------------- <7> Применительно к обороту земли такая позиция изложена И. А. Иконицкой. Земельное право Российской Федерации: Теория и тенденции развития. М., 1999. С. 75.
На наш взгляд, оборот водных ресурсов следует понимать как переход водных ресурсов от одного лица к другому на основе заключаемых участниками оборота сделок или в силу иных допускаемых ГК РФ в качестве оснований возникновения права на водные объекты - пруды и обводненные карьеры и водные ресурсы юридических фактов. Исходя из данного определения водного оборота, в его структуру входят: субъекты (участники оборота), объекты (водные объекты - пруды, обводненные карьеры и водные ресурсы) и юридический факт (допускаемый в качестве основания возникновения права на водные ресурсы). Следовательно, допущение оборота должно происходить путем допущения водным законодательством участников оборота, объектов, юридических фактов, опосредующих оборот. По мнению И. А. Иконицкой, применительно к земельному обороту "слова "мера допущения земельного оборота" не могут быть истолкованы как исключение тех или иных земель, находящихся в частной собственности, из гражданского оборота, поскольку это полностью противоречило бы ст. 36 Конституции и выхолащивало бы суть права частной собственности". Они не должны пониматься как запрет на совершение определенного вида сделок с земельными участками, поскольку это также противоречило бы ст. 36 Конституции о свободе распоряжения земельными участками, находящимися в частной собственности <8>. -------------------------------- <8> Иконицкая И. А. Указ. соч. С. 83.
Действительно, водное законодательство не вправе исключать пруды и обводненные карьеры и водные ресурсы, находящиеся в частной собственности, из оборота, поскольку сам факт отнесения этих водных объектов и водных ресурсов к частной собственности предполагает у правообладателя наличие определенной возможности по распоряжению ими. Однако Конституция РФ не устанавливает правила о том, что реализация свободы по распоряжению водными ресурсами возможна именно в рамках гражданского оборота. Что касается перечня водных сделок, то опять же Конституция РФ не устанавливает какого-либо перечня сделок, который нельзя было бы ограничить. Кроме того, не содержит Конституция РФ и положения, согласно которому параметры свободы (а следовательно, и формы реализации этой свободы) должны определяться гражданским законодательством. В гражданском законодательстве отсутствуют прямые ограничения водного оборота, но даются как бы ориентиры на ограничения. При решении этого вопроса очень важно учитывать норму п. 3 ст. 36 Конституции РФ, касающейся земли, устанавливающую, что "условия и порядок пользования земельными ресурсами определяются на основе федерального закона". Под "условия" и "порядок" вполне подпадает возможность установления в федеральном законе правил, касающихся водного оборота, включая те или иные ограничения. Установление специфических или специальных правил может касаться запрета на совершение отдельных водных сделок. Полагаем, что при решении вопроса о соотношении норм гражданского и водного законодательства, а также толковании слов "мера допущения водного оборота" следует исходить из того, что, включив водные ресурсы в гражданский оборот, законодатель определенным образом уже выразил свою позицию в отношении правового регулирования данного вида имущества. ГК РФ, являясь федеральным законом, вполне может рассматриваться как закон, уже определивший условия и порядок пользования водными ресурсами, но при этом допустивший возможность установления особенностей перехода водных ресурсов. Это означает, что регулирование водных имущественных отношений в рамках водного законодательства не должно противоречить нормам ГК РФ. В нормах водного права должна быть отражена специфика правового регулирования водных отношений, вытекающая из того факта, что обособленные водные объекты и водные ресурсы, добываемые из водных объектов, являются не только объектом недвижимости, но и важнейшим природным ресурсом <9>. -------------------------------- <9> Иконицкая И. А. Указ. соч. С. 29.
Если встать на противоположную позицию, допускающую, в частности, запрет отдельных видов водных сделок, то подобный подход может практически остановить водный оборот. Так, например, теряет всякий практический смысл право частной собственности на водные ресурсы, используемые для промышленных и сельскохозяйственных нужд. Таким образом, допущение водного оборота в порядке ст. 129 ГК РФ означает возможность установления в водном законодательстве особенностей оборота водных ресурсов. Ввиду того что такая возможность установлена нормами ГК РФ, особенности водного оборота, будучи по своей природе ограничениями гражданских прав, могут быть установлены с обязательным соблюдением правил гражданского законодательства о пределах и способах таких ограничений. Так, ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ определяет, что "гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Таким образом, особенности перехода водных прав должны найти свое отражение только в форме федерального закона. С точки зрения содержания особенностей оборота они должны быть, по всей видимости, напрямую связаны с защитой прав и законных интересов других лиц, к которым можно отнести и публичный интерес. В случае реорганизации юридического лица, за исключением разделения и выделения, принадлежащее ему право пользования водным объектом переходит к правопреемнику. Право пользования водным объектом переходит в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущественного комплекса, для функционирования которого водный объект был предоставлен в пользование. При переходе права пользования водным объектом условия пользования водным объектом сохраняются. Переход права пользования водным объектом возникает при уведомлении уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ст. 19 настоящего Кодекса) новым водопользователем об основании перехода права пользования водным объектом. К аналогичному выводу приводит анализ положений Конституции РФ, посвященных пределам и способам ограничения гражданских прав. В силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Гражданин вправе иметь в частной собственности обособленные водные объекты, а также водные ресурсы, добытые из водных объектов, а также свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему водными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Применительно к регулированию оснований возникновения прав на водные ресурсы это означает, что в водном законодательстве не могут быть исключены те или иные основания возникновения вещных или обязательственных прав, предусмотренные ГК РФ для недвижимого имущества (если только иное не вытекает из характера и сущности водных правоотношений). Регламентация оснований возникновения водных прав в рамках водного законодательства не должна менять сущность соответствующих институтов гражданского права, а также общих положений, посвященных отдельным видам оснований возникновения вещных и обязательственных прав. Определенные возражения вызывает регламентация в водном законодательстве положений, посвященных водным сделкам. В соответствии со ст. 432 ГК РФ водные сделки подчиняются общему правилу: "Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора". Подобное противоречие имеет существенное значение, так как разграничение моментов заключения сделки и перехода водных прав является основой ст. 165 и ч. 3 ст. 551 ГК РФ, согласно которым государственная регистрация совершенной в надлежащей форме сделки (т. е. заключенной с соблюдением установленных требований) возможна на основании решения суда в случае уклонения одной из сторон договора от регистрации. Отдельно следует остановиться на вопросе регламентации универсального правопреемства, в которое входят такие основания возникновения водных прав, как наследование, реорганизация юридических лиц. Как было сказано ранее, по смыслу ст. 129 ГК РФ регламентация этих отношений в водном законодательстве в отличие от иных оснований возникновения возможна только путем изъятия определенных водных ресурсов из оборота или ограничения в обороте отдельных видов использования водных ресурсов. На наш взгляд, подобное правило разумно, так как при правопреемстве - переходе прав от одного лица к другому, как правило, изменяются не сами правоотношения, а только их субъект. При этом ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов могут либо принадлежать только государственным организациям или только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в обороте только по специальным разрешениям <10>. -------------------------------- <10> Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995. С. 172.
На наш взгляд, ограничение оборотоспособности при регламентации универсального правопреемства должно выражаться в установлении дополнительных к ГК РФ требований к субъектам водных правоотношений, в частности, при наследовании. При этом в отличие от традиционного гражданско-правового подхода ограничение оборотоспособности будет выражаться не только в установлении возможности отдельных обособленных водных объектов и водных ресурсов принадлежать только государству или российским гражданам или юридическим лицам, но и в установлении такой возможности только для тех субъектов правоотношений, которые отвечают определенным требованиям.
Название документа