"Бульдозерное" право

(Дикусар В. М., Марков С. В.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 5)

Текст документа

"БУЛЬДОЗЕРНОЕ" ПРАВО

В. М. ДИКУСАР, С. В. МАРКОВ

Василий Михайлович Дикусар, адвокат.

Сергей Владимирович Марков, начальник информационно-аналитического отдела юридического управления агрохолдинга "Родное поле".

Правительство г. Москвы в течение нескольких лет пыталось забрать себе сельхозземли в районе г. Щербинки, расположенные на территории Московской области и принадлежащие ООО "Агрофирма Федюково" на праве постоянного (бессрочного) пользования. 19 января этого года Арбитражный суд Московской области вынес решение не в пользу Правительства Москвы, подтвердив факт принадлежности вышеупомянутых земель ООО "Агрофирма Федюково". Ситуацию и предысторию этого дела комментируют адвокат Василий Михайлович Дикусар и начальник информационно-аналитического отдела юридического управления агрохолдинга "Родное поле" Сергей Владимирович Марков.

Предыстория дела

Интересен тот факт, что земли эти находятся в непосредственной близи от Южного Бутово, в районе г. Щербинки, где уже "привыкли" к нападкам столичного Правительства. Только в этот раз чиновники подготовились более основательно, создав перед началом "военных действий" собственную законодательную базу.

Постановлением Правительства Москвы от 31.05.2005 был утвержден проект планировки территории Щербинки района Южное Бутово, предусматривающий фактически комплексную жилую застройку земель, часть из которых относится к землям сельскохозяйственного назначения и принадлежит ООО "Агрофирма Федюково" на праве бессрочного пользования.

При сопоставлении приложений к вышеуказанному Постановлению Правительства Москвы с выданным обществу кадастровым планом земельного участка получается, что подлежащая застройке территория Щербинки включает в себя земельный участок, принадлежащий ООО "Агрофирма Федюково".

Однако одним Постановлением, утверждающим проект застройки территории Щербинки, чиновники не ограничились, выпустив ряд распорядительных актов в отношении указанной территории, в том числе распоряжение Правительства Москвы N 341-РП, определяющее меры по комплексной жилой застройке территории Щербинки р-на Южное Бутово. И это было лишь началом "военных действий".

30 ноября 2006 г. Правительством г. Москвы был проведен "открытый аукцион" на право заключения инвестиционного контракта по комплексной застройке мкр. 2, 3, 4 территории Щербинки района Южное Бутово. В представленной на аукционе лотовой документации содержались недостоверные сведения о том, что предложенная для застройки территория "свободна от землепользователей и арендаторов".

Далее чиновники действовали по четко отработанному сценарию. На основании вышеуказанных актов Департаментом земельных ресурсов с уполномоченными Правительством Москвы строительными организациями были заключены договоры аренды земельных участков, а также выдана разрешительная документация на производство строительных работ. После чего земли сельскохозяйственного назначения, принадлежавшие правопредшественнику ООО "Агрофирма Федюково" - совхозу "Путь Ильича" еще с 1953 г., стали настоящим полем боя. Получив разрешительную документацию, строительные организации начали активные действия по занятию указанных территорий. На плодородные сельскохозяйственные поля ООО "Агрофирма Федюково" выехал целый отряд бульдозерной техники, сметая все на своем пути.

Все обращения ООО "Агрофирма Федюково" в правоохранительные органы по поводу противозаконных, фактически рейдерских действий по захвату земель, осуществляемых Правительством Москвы и уполномоченными им организациями, понимания не находили.

Позиция суда

В свою очередь, Правительство Москвы попыталось придать легитимность своим действиям, одновременно обратившись в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными постановлений главы Подольского района, которыми ООО "Агрофирма Федюково" были предоставлены указанные земельные участки на праве бессрочного пользования.

По мнению заявителя, основанием для обращения в Арбитражный суд стал ряд распорядительных актов, принятых Постановлением Совета Министров СССР ЦК КПСС, распоряжением Совета Министров РСФСР, решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного совета народных депутатов, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В соответствии с данными актами было принято решение об изъятии и передаче в установленном законом порядке в административное подчинение Московскому совету народных депутатов земельных участков, включая следующие населенные пункты: часть г. Щербинки, деревня Щербинка, Захарьино, часть деревни Захарьинские дворики, а также часть сельскохозяйственных угодий совхоза "Путь Ильича", расположенных в Подольском районе Московской области, общей площадью 390 га, и предоставлении их Минвузу СССР для строительства комплекса МВТУ им. Н. Э. Баумана.

Действовавшее в тот период времени законодательство устанавливало четкий порядок и процедуру предоставления земельных участков для размещения соответствующих объектов.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РСФСР существовали основания предоставления земельных участков. Предоставление осуществлялось в порядке отвода. В случаях, связанных с изъятием орошаемых и осушенных земель, а также пашни, земельные участки независимо от их размеров предоставлялись по Постановлению Совета Министров РСФСР.

Согласно ст. 14 ЗК РСФСР предоставление находящегося в пользовании земельного участка другому землепользователю должно было производиться только после его изъятия в порядке, предусмотренном ст. 33 - 35 ЗК РСФСР. Данный порядок также указывал на возможность изъятия земельного участка только на основании Постановления Совета Министров РСФСР.

Кроме того, изъятие участков из земель совхозов должно было производиться по согласованию с соответствующими землепользователями. Запрещалось приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами его границ в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей (ст. 17 ЗК РСФСР).

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что наряду с предоставлением сельхозугодий взамен изымаемых участков Положение указывало на необходимость возмещения землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных либо общественных нужд.

Тем не менее установленная в вышеуказанных актах процедура изъятия и предоставления земельных участков произведена не была.

Представленные заявителем документы, подтверждающие, по его мнению, права на захваченные земли, являлись лишь намерением передать указанную территорию, что и было подтверждено вынесенным по данному делу решением Арбитражного суда МО от 19.01.2007. В частности, суд указал, что имеющееся совместное решение Мособлисполкома и Мосгорисполкома, которым утвержден акт о передаче территории Подольского района Московской области в административное подчинение Московскому городскому совету народных депутатов, не означает законодательного оформления передачи соответствующей территории, а представленное заявителем распоряжение об изъятии земельных участков носит предварительный характер и принято до выполнения условий изъятия земель для государственных или общественных нужд, следовательно, оно не может заменить постановление Совета Министров.

Изучив совокупность действовавших в тот период норм, суд установил, что изъятие спорных земельных участков у совхоза "Путь Ильича" могло быть произведено только по постановлению Совета Министров РСФСР при условии согласования с землепользователем и соответствующим министерством. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что земельные участки, принадлежавшие совхозу "Путь Ильича", а в настоящее время ООО "Агрофирма Федюково", не изъяты у последнего и находятся на территории Подольского района Московской области. Суд указал на отсутствие у заявителя оснований считать спорные земельные участки вошедшими в территорию г. Москвы.

Более того, в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации и производится с взаимного согласия соответствующих субъектов. Советом Федерации такого решения не принималось.

Заявитель также обосновывал свою позицию, ссылаясь на Закон города Москвы от 05.07.95 N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" в части включения спорной территории в свои границы. Суд посчитал приведенный аргумент неправомерным, поскольку данный Закон распространяет свое действие только на территорию Москвы, указав, что в части границы между Москвой и Московской областью этот Закон неприменим.

Как известно, в силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. Правительство Москвы обратилось с заявлением в Арбитражный суд только 13 сентября 2006 г., пропустив без уважительных причин срок подачи заявления.

Итог

На основании вышеизложенного суд решил отказать Правительству Москвы в удовлетворении заявленных требований, тем самым подтвердив законность использования ООО "Агрофирма Федюково" собственных земель.

По всей видимости, решение суда в какой-то степени повлияло на активность Правительства Москвы и уполномоченных им строительных организаций в части осуществления строительных работ - работы временно прекращены. Однако бульдозерами и экскаваторами строителей плодороднейшим землям сельскохозяйственного назначения нанесен значительный, возможно, непоправимый ущерб.

Хочется верить, что строительство гражданского общества и правового государства в нашей стране будет осуществляться не посредством "бульдозерного" права, а только в соответствии и на основании закона, а произвол чиновников, пусть даже самого высокого уровня и ранга, не останется безнаказанным.

Название документа