Новый Лесной кодекс

(Козлова С.)

("Корпоративный юрист", 2007, N 2)

Текст документа

НОВЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС

С. КОЗЛОВА

Светлана Козлова, юрист компании OXS.

1 января 2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс РФ. Необходимость его принятия назрела давно. Его "предшественник" просуществовал без малого десять лет и за это время не раз корректировался, но, несмотря на это, уже не отвечал потребностям современной российской экономики. Каковы же основные изменения, внесенные новым Лесным кодексом в процесс регулирования лесных отношений?

Основные понятия

Впервые за всю историю существования лесного законодательства в новом Кодексе получило законодательное закрепление понятие леса. Лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс.

Если в преамбуле Лесного кодекса 1997 г. говорилось о том, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение, то теперь законодатель ограничился указанием на экологическую составляющую.

Совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды - это экономическая характеристика леса как сырьевого ресурса. К сожалению, у многих до сих пор сохранилось потребительское отношение к лесу. Новый Кодекс направлен в первую очередь на то, чтобы изменить такое представление о лесе. Ведь признание леса экологической системой, а не совокупностью сырьевых ресурсов способно обеспечить особый режим охраны и защиты соответствующих природных зон.

Также впервые законодательно закреплен принцип платности использования лесов. Более того, в новом Кодексе расширено понимание принципов лесного законодательства и теперь они перечислены в первой статье. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что отныне приоритет отдается именно охране и защите лесов. Использование лесов, в том числе и для удовлетворения потребностей общества, не должно наносить вред лесному фонду.

Новеллой можно считать и включение принципа недопустимости использования лесов органами государственной власти и местного самоуправления. Это отнюдь не означает, что указанные органы не являются участниками лесных отношений. Как и прежде, участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Но органы государственной власти и местного самоуправления, выступающие от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, действуют в пределах полномочий, установленных в том числе и новым Лесным кодексом. Их первоочередная задача состоит не в использовании, а в обеспечении охраны и защиты лесов.

Виды лесов

Новый Кодекс вводит подразделение лесов на виды по целевому назначению.

Раньше все земли лесного фонда делились на лесные и нелесные. К последним относились земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также земли, расположенные в границах лесного фонда. Такое разграничение порождало ряд вопросов. Например, если просека, находящаяся в лесу, отнесена законодателем к нелесным землям, то подлежит ли она охране наравне с землей, покрытой лесной растительностью? Если нет, то как определить границы? И не нанесет ли это вреда лесу, на территории которого находится эта просека?

Со вступлением в силу нового Лесного кодекса такое деление утратило силу. Теперь леса дифференцируются в зависимости от целевого назначения, а не от того, покрыты они лесной растительностью или нет. Леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Каждый из перечисленных видов имеет свои особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства.

Особое внимание законодатель уделил защитным лесам, ведь именно они призваны выполнять самую важную, с точки зрения нового Кодекса, задачу сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

Защитные леса, в свою очередь, подразделяются на следующие категории:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

4) ценные леса.

Последние две категории делятся на подкатегории в зависимости от находящихся на них объектов и ценностей.

Столь подробная детализация понадобилась законодателю, по всей видимости, для того, чтобы учесть все возможные нюансы использования той или иной категории защитных лесов. Действительно, трудно себе представить одинаковый правовой режим для городских лесов (входящих в категорию лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов) и лесов, имеющих историческое значение (которые относятся к ценным лесам).

Более того, в новом Кодексе появилось понятие "особо защитные участки лесов". К таковым, прежде всего, относятся заповедные участки. Причем особо защитные участки могут выделяться не только в защитных, но и в эксплуатационных и резервных лесах.

К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого и максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки. Необходимым условием такого освоения является обеспечение сохранения полезных функций лесов.

Если в защитных лесах разрешена лишь выборочная рубка, а эксплуатационные леса, собственно говоря, и предназначены для получения древесины, то любое использование резервных лесов допускается только после их отнесения к одному из первых двух видов.

К резервным относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется проводить заготовку древесины. Единственное, что допускается в отношении данного вида лесов, - это осуществление авиационных работ по их охране и защите.

Отнесение лесов к тому или иному виду, а также установление их границ находится в ведении соответствующих органов государственной власти РФ.

Имущественные права на лесные участки

Как и прежде, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Гражданам лесные участки могут быть предоставлены на праве аренды, а также на праве безвозмездного срочного пользования; юридическим лицам - на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды и на праве безвозмездного срочного пользования. Вопросы предоставления лесных участков и использования лесов непосредственно связаны между собой.

В отличие от Лесного кодекса 1997 г., в новом Лесном кодексе определяются виды использования лесов (ст. 25). Причем данный перечень включает не только традиционные, привычные виды использования (заготовку древесины, живицы, осуществление охоты и пр.), но и совершенно новые: например осуществление религиозной деятельности, строительство, реконструкцию и эксплуатацию линий электропередач, дорог и пр. К тому же указанный перечень не является исчерпывающим. Леса могут использоваться и иным образом в соответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются.

Лесной участок предоставляется арендатору именно для использования в целях, предусмотренных ст. 25. Прежде лесные участки предоставлялись на срок от одного года до девяноста девяти лет вне зависимости от цели использования участка. С 1 января 2007 г. договор аренды такого объекта заключается: 1) на срок от десяти до сорока девяти лет и 2) на срок от одного года до сорока девяти лет в случае использования участка для выполнения работ по геологическому изучению недр; для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов; а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Итак, согласно новому Кодексу, лесные участки могут быть предоставлены в аренду на два различных срока. Однако в обоих случаях максимальный срок ограничен сорока девятью годами, т. е. законодатель дифференцированно подошел к определению срока договора аренды лесного участка. И это логично: различное использование лесов осуществляется в различные сроки. Редкое геологическое изучение недр может вестись десятилетиями, тогда как трудно представить передачу лесного участка в аренду для осуществления охоты или заготовки древесины всего лишь на пару лет.

Законодатель существенно снизил верхнюю планку срока аренды лесного участка с девяноста девяти до сорока девяти лет. Не осталась без изменения и нижняя граница: общий минимальный показатель в один год был заменен двумя - в один год и в десять лет.

Кроме того, в новом Лесном кодексе содержится положение, согласно которому срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Из чего можно сделать вывод о том, что соглашение сторон договора аренды лесного участка о сроке не является принципиальным при заключении такого договора. Ключевую роль в этом вопросе играет лесохозяйственный регламент, который составляется на срок до десяти лет и утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности лесного участка.

Регламент содержит такие показатели, как возрасты рубок, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования. Именно поэтому договор аренды лесного участка не может идти вразрез с данными лесохозяйственного регламента.

В новом Кодексе ничего не говорится о субаренде лесных участков, прямой запрет на которую не заимствуется им из Лесного кодекса 1997 г. Поэтому исходя из того, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом, субаренда лесных участков разрешается при условии соблюдения требований ГК РФ (в соответствии с которыми на заключение договора субаренды необходимо согласие арендодателя и срок договора субаренды не должен превышать срока самого договора аренды).

Одним из ключевых законотворческих решений, предложенных составителями нового Кодекса, можно считать введение понятия "договора купли-продажи лесных насаждений". Суть такого договора, как видно из его названия, состоит в продаже лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Срок такого договора не может превышать одного года.

Глава, посвященная договору купли-продажи лесных насаждений, не случайно следует за главой, определяющей порядок предоставления лесных участков в аренду. Регламентируемые ими договоры заключаются только по результатам аукциона по продаже права на их заключение.

Лесной аукцион

Надо заметить, что понятие так называемого лесного аукциона не является новым для российского законодательства. Однако Лесной кодекс 1997 г. разграничивал понятия лесного конкурса и лесного аукциона. По результатам первого участки лесного фонда предоставлялись в аренду, а по итогам второго - в краткосрочное пользование (до одного года). К сожалению, ни лесной конкурс, ни лесной аукцион, упомянутые в Лесном кодексе 1997 г., не получили должного регулирования. Очевидно, законодатель планировал передать решение данного вопроса уполномоченным органам в области лесного хозяйства, при этом ограничившись лишь уточнением в Кодексе необходимых реквизитов протокола лесного аукциона.

В отличие от прежнего, новый Лесной кодекс содержит детальное описание организации и порядка проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Таким образом, законодатель попытался на федеральном уровне урегулировать вопросы, касающиеся организации и проведения подобного аукциона без наделения соответствующими полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ.

Именно аукцион, а не конкурс проводится для определения дальнейшей судьбы лесного участка. Из нового Кодекса понятие лесного конкурса вообще исключено. Думается, не случайно. При проведении конкурса претенденты на заключение договора представляют свои конкурсные заявки в запечатанных конвертах. И лишь конкурсная комиссия вправе ознакомиться с ними и выявить на основе анализа заявок победителя, предложившего лучшие условия и большую цену. Победитель аукциона определяется в ходе открытых торгов путем повышения начальной цены предмета аукциона. Это позволяет максимальным образом реализовать принцип гласности в сфере распределения лесных участков.

Более того, организатор аукциона должен разместить информацию о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок - предмет аукциона. Данная информация размещается также на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений может быть продавец соответствующего права либо специализированная организация, действующая на основании договора с продавцом права, т. е. фактически аукцион могут организовывать не только органы государственной власти и местного самоуправления, которые, собственно говоря, и выступают продавцами указанных выше прав, но и любая организация, заключившая означенный договор с продавцом. Единственная оговорка - эта организация должна быть специализированной. Что это означает? Прежде всего то, что в качестве основного (или даже единственного) своего вида деятельности данная организация должна иметь проведение подобных аукционов.

Исходя из уже сложившейся практики организации и проведения аукционов, когда на стороне организатора фактически выступают те или иные органы государственной власти и местного самоуправления, а де-юре - специализированные организации, можно предположить, что и в отношении лесных аукционов будет избран тот же путь.

И в этом есть свое разумное зерно. Ведь специализированная организация ничем иным, кроме как организацией и проведением подобных аукционов, не занимается, а потому имеет необходимый для этого опыт работы и штат сотрудников. Вследствие этого не исключено, что проводить лесные аукционы будут специально созданные для этих целей организации.

В новом Лесном кодексе, как уже было отмечено выше, содержится подробная информация о порядке организации и проведении лесных аукционов. Хотелось бы остановиться на наиболее существенных моментах:

1) "шаг аукциона" не может превышать пяти процентов от начальной цены аукциона;

2) задаток для участия в лесном аукционе устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона;

3) при отзыве заявки, при отказе в допуске к участию в аукционе заявителю возвращается задаток в полном размере, так же как и в случае непризнания участника аукциона победителем;

4) организатор аукциона не вправе требовать от заявителя представления каких-либо документов, кроме документов, подтверждающих факт внесения задатка, и выписки из ЕГРЮЛ - для юридического лица либо выписки из ЕГРИП - для индивидуального предпринимателя;

5) взимание платы за участие в аукционе не допускается;

6) аукцион признается несостоявшимся в случае, если в нем принимали участие менее чем два участника аукциона.

Результаты аукциона также подлежат опубликованию в периодическом печатном издании и Интернете.

В течение десяти рабочих дней со дня подписания протокола аукциона подписывается соответствующий договор.

В любом случае право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение, как и прежде, подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством.

Многие положения Лесного кодекса 1997 г. перешли в новый Лесной кодекс, что между тем не свидетельствует об абсолютной преемственности между ними. Некоторые статьи ныне действующего Кодекса являются новыми с точки зрения всего лесного законодательства. Законодатель предпринял попытку упорядочить лесные правоотношения, возложив их урегулирование не только на сам Лесной кодекс, но и на другие законодательные акты, такие как ГК РФ и ЗК РФ. Однако с учетом специфики лесных участков как объектов гражданского оборота достаточно большое, если не основное, внимание в новом Лесном кодексе уделено вопросам защиты и охраны лесов.

Название документа