Кодекс принят. Проблемы остаются

(Чердынцева И. И.)

("ЭЖ-Юрист", 2006, N 48)

Текст документа

КОДЕКС ПРИНЯТ. ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ

И. И. ЧЕРДЫНЦЕВА

Во вторник, 5 декабря, Президент Российской Федерации подписал Лесной кодекс РФ и Закон о введении его в действие. Своими впечатлениями по поводу нового Кодекса поделилась заместитель руководителя юридического отдела Федерального агентства лесного хозяйства Ирина Игоревна Чердынцева.

Требуются подзаконные акты

Давая оценку основному содержанию новой редакции Лесного кодекса РФ, следует отметить, что она содержит ряд новелл, ранее не предусмотренных лесным законодательством РФ. Например, вводятся такие понятия, как "лесорастительные зоны и лесные районы", "лесная декларация", "лесной план субъекта Российской Федерации", "лесохозяйственный регламент", "государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов", "государственная инвентаризация лесов" и др.

В этой связи новая редакция Лесного кодекса РФ потребует разработки и принятия большого количества подзаконных нормативных правовых актов, как уровня Правительства Российской Федерации, так и ведомственных нормативных правовых актов, конкретизирующих и развивающих основные положения новой редакции Лесного кодекса РФ.

Таким образом, одной из основных проблем развития лесного законодательства Российской Федерации после вступления в силу новой редакции Лесного кодекса РФ будет необходимость принятия большого количества подзаконных нормативных правовых актов, без которых реализация многих положений Лесного кодекса РФ на практике не представляется возможной.

Принципиально новая классификация

Кроме того, новым моментом в развитии лесного законодательства Российской Федерации является отказ от существующего деления лесного фонда на лесные и нелесные земли, предусмотренного действующей редакцией Лесного кодекса РФ.

Утверждена принципиально новая классификация лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Предусмотрено деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Отдельными статьями новой редакции Лесного кодекса РФ урегулированы особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства защитных, эксплуатационных и резервных лесов.

Далее вводятся положения, касающиеся создания лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других), лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др.), а также осуществления инвестиционной деятельности в области освоения лесов.

Новые виды прав

Кодексом предусмотрены новые виды прав, на основании которых участки лесного фонда могут быть предоставлены в пользование, - право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Разрешается продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по договору купли-продажи лесных насаждений, что является новеллой в лесном законодательстве РФ.

Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" также определено, что до истечения срока действия лесорубочного и (или) лесного билета договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ. Для этого необходимо подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или в безвозмездное срочное пользование и заключить договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Определяя положительные моменты новой редакции Лесного кодекса РФ, в первую очередь следует отметить положения ст. 8, устанавливающие федеральную собственность на лесные участки в составе земель лесного фонда.

Аренда по-новому

Нормы новой редакции Лесного кодекса РФ, определяющие основные положения аренды участков лесного фонда, представляются максимально эффективными с точки зрения гражданско-правового регулирования.

В частности, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Закреплено требование о заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона, за исключением случаев использования лесов для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; а также случаев реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Установлен предельный срок заключения договора аренды участка лесного фонда, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Согласно общему правилу, определенному новой редакцией Лесного кодекса РФ, договор аренды такого участка заключается на срок от десяти до сорока девяти лет.

Исключением из общего правила являются случаи заключения договора аренды лесного участка для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; для использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В указанных случаях договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от одного года до сорока девяти лет.

При этом в целом срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Теперь арендатор, надлежащим образом исполнивший условия договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока будет иметь преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, что также может быть оценено положительно.

Впечатления после прочтения

В то же время, на наш взгляд, новая редакция Лесного кодекса РФ не может быть оценена положительно.

Ряд статей содержит отсылочные нормы к другим статьям нового Лесного кодекса РФ, что не может не вызывать затруднения в их понимании, а отдельные положения допускают неоднозначность толкования.

Указанные замечания редакционного характера в полной мере можно отнести и к понятийному аппарату, используемому в новой редакции Лесного кодекса РФ (в частности, при использовании понятий "лес" и "лесные участки").

Тем не менее, подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что принятие Лесного кодекса РФ является важнейшим шагом в области реформации лесного хозяйства с учетом сложившейся экономической ситуации в стране.

Однако в целях реализации Кодекса необходимо проведение огромной работы по формированию законодательной базы, конкретизирующей и развивающей его положения, с целью возможности их применения на практике.

К публикации подготовил Андрей Золотов,

заместитель главного редактора "ЭЖ-Юрист"

Название документа