Экологические платежи

(Карсетская Е., Кирюшина И.)

("ЭЖ-Юрист", 2006, N 48)

Текст документа

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ

Е. КАРСЕТСКАЯ, И. КИРЮШИНА

Е. Карсетская, И. Кирюшина, эксперты АКДИ.

Общеизвестно, что далеко не все хозяйствующие субъекты, негативно воздействующие на окружающую среду, платят экологические платежи. И дело не только в их жадности. К сожалению, многие спорные моменты, касающиеся исчисления такой платы и механизма ее внесения, до сих пор не урегулированы.

Кто платит...

Перечень субъектов, обязанных вносить экологические платежи, устанавливается федеральными законами, регулирующими отдельные виды природопользования (например, Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и т. д.). К ним относятся как российские, так и иностранные, физические и юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием.

Однако во всех этих законах есть оговорка: плата взимается в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, устанавливающим порядок определения платы и ее предельных размеров, является Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 (далее - Порядок), которое не называет в числе плательщиков российских предпринимателей (п. 1). Для этой категории природопользователей не установлены ни порядок уплаты, ни базовые нормативы и т. д. Следовательно, экологические платежи они не уплачивают.

...и за что

На практике плата взимается за:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов (п. 1 Порядка).

За иные виды вредного воздействия, предусмотренные п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются: из-за отсутствия нормативов платы невозможно определить размер этих взносов.

Разрешение на загрязнение

Природопользователь, планирующий осуществление деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды, должен иметь соответствующее разрешение. За отсутствие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 50 тысяч рублей или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.21 КоАП).

Кроме того, отсутствие разрешения влечет увеличение норматива платы за загрязнение в пять раз, поскольку весь объем выбросов (сбросов, размещения) в этом случае признается сверхлимитным (п. 5, 6 Порядка).

Выдача разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, а также на вредные физические воздействия на атмосферный воздух относится к полномочиям Ростехнадзора (п. 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства России от 30.07.2004 N 401).

Порядок выдачи разрешений при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается Министерством природных ресурсов России (ст. 14 Закона "Об охране атмосферного воздуха", п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 N 370). В настоящее время такой порядок не установлен. Следовательно, специального разрешения на выбросы передвижными источниками получать не нужно. В качестве такого разрешения владелец транспортного средства может предъявить талон о прохождении государственного технического осмотра ТС (см., например, Постановление ФАС СКО от 22.01.2004 N Ф08-5421/2003-2090А).

Определение количественных показателей

Нормативные объемы устанавливаются органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора. Они указываются в разрешении на соответствующий вид загрязнения, выдаваемом на год (п. 4, 7 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.92 N 545).

Обратите внимание! В расчете суммы платы, который делается ежеквартально, участвует 1/4 величины годового норматива выбросов (сбросов).

Точно измерить фактический объем выбросов (сбросов) загрязняющих веществ каждого вида зачастую можно только с помощью специального оборудования. При отсутствии такового организации приходится пользоваться услугами специализированных лабораторий, что недешево. Порой плата за подобные услуги превышает сумму экологического взноса в десятки раз.

Фактическая масса выброса загрязняющих веществ в результате сжигания топлива транспортным средством может определяться на основе данных о расходе топлива этим ТС (п. 5.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды России 26.01.93).

Правовая квалификация экологических платежей

Правовая квалификация платежей за негативное воздействие на окружающую среду длительное время является предметом обсуждения.

Напомним, что 28 марта 2002 г. Верховный Суд РФ принял Решение N ГКПИ2002-178, в котором пришел к выводу, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ.

В свою очередь, Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором. Данные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке. Следовательно, к ним не применяются положения Налогового кодекса РФ.

В настоящее время все чаще и налоговые органы, и Минфин, и судебные органы соглашаются с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом. Однако ряд вопросов по-прежнему вызывает споры и решается судами неоднозначно.

Вправе ли налоговые органы осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду и списывать со счета организации задолженность по данным платежам в безакцептном порядке? Должны ли начисляться пени за несвоевременную уплату указанных платежей и подлежат ли плательщики данного фиксированного сбора привлечению к ответственности в соответствии с НК РФ за его несвоевременную уплату?

На эти вопросы мы и постараемся ответить.

После принятия КС РФ Определения N 284-О в Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) были внесены изменения, в соответствии с которыми платежи за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены к неналоговым доходам бюджета (ст. 51, 57, 62 БК РФ).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы платежей (ст. 5 Закона N 189-ФЗ и ст. 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации").

Начиная с 2005 г. контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей осуществляет исключительно Ростехнадзор (Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" и Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"). ФНС России администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду не является.

Соответственно на данные платежи не распространяются и нормы НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ).

Таким образом, если плата за негативное воздействие на окружающую среду плательщиком не внесена в бюджет, взыскать ее можно только в судебном порядке. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС СЗО от 28.10.2005 N А66-568/2005).

Сегодня уже очевидно, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не является налоговым платежом. Однако вопрос о возможности начисления пеней за несвоевременную его уплату разрешается судами по-прежнему неоднозначно.

В большинстве округов суды считают, что пени за несвоевременную уплату экологических платежей не начисляются. Такой вывод основан все на том же положении, что данные платежи имеют неналоговую природу и нормы налогового законодательства к ним не применяются. Следовательно, и ст. 75 НК РФ, устанавливающая порядок начисления пеней за несвоевременную уплату в бюджет налога (сбора), к данным платежам не применяется тоже (см. Постановления ФАС ВСО от 03.06.2005 N А33-20423/04-С3-Ф02-2434/05-С1, ЗСО от 26.10.2005 N Ф04-7653/2005(16709-А27-31), ДО от 15.02.2006 N Ф03-А24/05-2/5022).

В то же время в ряде округов судьи полагают, что начисление пеней за несвоевременную уплату экологических платежей правомерно.

Позиция их такова: поскольку платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются фискальным сбором и обладают всеми признаками, установленными для сбора, на них распространяются нормы НК РФ (см. Постановления ФАС ДО от 21.03.2006 N Ф03-А16/06-1/76 и СКО от 20.12.2005 N Ф08-4848/2005-1999А).

На наш взгляд, аргументом в подтверждение того, что плата за загрязнение окружающей среды является неналоговым платежом, является и дополнение Федеральным законом от 26.12.2005 N 183-ФЗ КоАП РФ статьей 8.41, вводящей административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом законодатель указал, что за несвоевременную уплату экологических платежей наступает не налоговая, а административная ответственность, а это свидетельствует о том, что данный платеж носит неналоговый характер.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 60 МРОТ (от 3000 до 6000 руб.); на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ (от 50000 до 100000 руб.) (ст. 8.41 КоАП РФ).

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом, следовательно, она не может быть взыскана в бесспорном порядке; за несвоевременную уплату данных платежей не подлежат начислению пени, установленные ст. 75 НК РФ, и плательщик данного фискального сбора не подлежит привлечению к налоговой ответственности. При этом не следует забывать об административной ответственности за нарушение сроков уплаты экологических платежей.

Название документа