Рассмотрение дел о бесплатном предоставлении земельных участков
(Ефимов А. Ф.) ("Юридическая литература", 2006) Текст документаРАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
А. Ф. ЕФИМОВ
А. Ф. Ефимов, заместитель председателя Московского областного суда, заслуженный юрист Российской Федерации.
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества и других целей, не противоречащих действующему законодательству, могут в настоящее время предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Причем в качестве общего правила выделение земельных участков в собственность должно производиться за плату. Бесплатное предоставление возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Выделение в постоянное бессрочное пользование земельных участков предусмотрено для государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. Закон не исключает в ряде случаев предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование. Суды рассматривают значительное число споров как при отказе в предоставлении земельных участков, так и по поводу их предоставления на том или ином праве. Сложность и специфика этих дел в материальном и в процессуальном отношении обусловлены тем, что, во-первых, споры касаются земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и, во-вторых, с административно-правовым способом возникновения прав на земельные участки. Даже в том случае, когда земельный участок передается за плату либо в аренду, соответствующему гражданско-правовому договору предшествует административный акт исполнительного органа государственной власти либо местного самоуправления.
Материально-правовой аспект рассмотрения
Возможность предоставления земельных участков в собственность безвозмездно либо за плату была предусмотрена еще Земельным кодексом РСФСР 1991 года (далее - ЗК РСФСР). В соответствии со ст. 7 ЗК РСФСР бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности, садоводства и огородничества, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и т. п. В то же время в городах и поселках предусматривалось платное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Отдельным категориям граждан (пенсионерам, очередникам на получение жилой площади и другим) могли быть предоставлены льготы городскими и поселковыми Советами народных депутатов при передаче в собственность земельных участков. Таким образом, для льготного предоставления земельных участков по ЗК РСФСР имели значение такие факторы, как местоположение земельного участка, его назначение, а также профессия лица либо принадлежность его к той или иной категории граждан. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 <*> в числе многих других норм ст. 7 ЗК РСФСР 1991 года была признана недействующей. До октября 2001 года, когда вступил в действие новый Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выделение гражданам земельных участков в собственность бесплатно регулировалось отдельными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства, федеральными законами и законами субъектов Федерации. Из подзаконных актов можно отметить Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337, которым разрешалось руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7). -------------------------------- <*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5085.
В новом Земельном кодексе, утвердившем в качестве основного принципа платность землепользования, предусмотрена и возможность передачи земельных участков в собственность граждан безвозмездно. В силу п. 2 ст. 28 и ст. 29 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Из приведенной нормы ст. 28 ЗК РФ видно, что с введением в действие нового Земельного кодекса подзаконные правовые нормативные акты, включая указы Президента Российской Федерации, регулирующие безвозмездное предоставление земельных участков, не могут далее применяться. Помимо отмеченного выше Указа Президента Российской Федерации утратили также силу Указы от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", от 4 января 1992 г. N 1 "Об отводе земельных участков в Московской области для малоэтажного строительства и садоводства для жителей г. Москвы и области", от 2 февраля 1996 г. N 135 "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и другие. В отличие от прежнего ЗК РСФСР действующим Земельным кодексом предусмотрены два случая передачи земельных участков в собственность граждан бесплатно. Во-первых, это относится к тем участкам, которые уже ранее были выделены гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, т. е. речь идет о бесплатной приватизации (ст. ст. 20, 21 ЗК РФ). И во-вторых, допускается выделение земельных участков в собственность в порядке компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 63 ЗК РФ). Можно отметить, что на практике не всегда проводится различие между бесплатной приватизацией и новым предоставлением земельных участков. Так, глава Одинцовского района Московской области, рассмотрев заявление членов кооператива индивидуальных застройщиков (КИЗ) "Зеленая роща - 1" о передаче им земельных участков в собственность безвозмездно, постановил предоставить земельные участки бесплатно тем членам кооператива, кто имел льготы, - ветеранам Великой Отечественной войны, МВД, участникам боевых действий, а другим - за плату. Одинцовский городской суд согласился с постановлением главы администрации Одинцовского района Московской области и отказал в удовлетворении требований граждан о бесплатном предоставлении им земельных участков исходя из того, что спорные земли были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование кооперативу индивидуальных застройщиков "Зеленая роща - 1". По мнению суда первой инстанции, как по ранее действующему Земельному кодексу РСФСР 1991 года, так и по Земельному кодексу Российской Федерации гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Тот факт, что земельные участки находились в фактическом пользовании граждан, некоторые из них освоены с возведением различного рода построек, правового значения не имеет. Земельные участки могут быть им предоставлены при отсутствии льгот только путем изъятия из постоянного (бессрочного) пользования КИЗ "Зеленая роща - 1" и передачи им по договору купли-продажи за плату. Президиум Московского областного суда в порядке надзора отменил решение суда первой инстанции и указал, что ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации гарантирует гражданам право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков, которые имеются у них в пользовании. Так, п. 5 ст. 20 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Отсюда следует, что земельный участок, для того чтобы стать объектом собственности на основании указанной выше статьи, должен быть выделен гражданину в установленном порядке в постоянное (бессрочное) пользование. Отвод земельных участков для организации кооперативов индивидуальных застройщиков удостоверяется государственным актом. Граждане, вступающие в кооператив индивидуальных застройщиков, которому земля предоставлена в бессрочное пользование, после распределения земельных участков между его членами (в соответствии с установленным уставом кооператива порядком распределения) становятся владельцами соответствующих земельных участков на тех же условиях, что и кооператив. Поскольку у члена кооператива индивидуальных застройщиков возникло правомерное пользование конкретным земельным участком, расположенным в рамках отведенной кооперативу земли, то на основании п. 5 ст. 20 ЗК РФ, гарантирующего предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное пользование, у него возникает право на однократное бесплатное приобретение в собственность этого земельного участка <*>. -------------------------------- <*> Постановление Президиума Московского областного суда от 9 ноября 2005 г. N 638. Дело N 44г-408/05.
Причем по этому конкретному делу Президиум Мособлсуда воспроизвел точку зрения Верховного Суда Российской Федерации по данной проблеме, высказанную в Обзоре судебной практики за I квартал 2005 года <*>. -------------------------------- <*> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 10. С. 31.
В настоящее время эта позиция судов получила законодательное закрепление в изменениях, внесенных в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ. Так, в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 28 настоящего Закона "...в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя". Признавая возможность предоставления бесплатно гражданам в собственность земельных участков, Земельный кодекс Российской Федерации в то же время не предусмотрел права льготных категорий граждан и условия реализации ими права на земельный участок. Эта задача должна решаться отдельными федеральными законами и законами субъектов Федерации. К моменту принятия нового Земельного кодекса только на федеральном уровне насчитывались десятки законов, содержащих различного рода льготы, в том числе и в отношении предоставления земельных участков. Среди них - Федеральные законы "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих". Однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, известного как "Закон о монетизации льгот", эти льготы для многих категорий граждан оказались упраздненными. В частности, в новой редакции Закон "О ветеранах" не содержит льгот по бесплатному предоставлению земельных участков инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства. Такая же судьба постигла и Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ст. 17 которого, посвященная льготам в отношении бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, признана утратившей силу. В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" сохранились гарантии на получение земельного участка, предусмотренные ст. 15, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо по состоянию здоровья. Однако данная льгота ограничивается обязанностью органов местного самоуправления в первоочередном порядке предоставлять им право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. Изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, не затронули социальные гарантии Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы в части бесплатного получения земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач и т. п. На практике указанные выше положения Закона N 122-ФЗ вызвали различное отношение к бесплатному предоставлению земельных участков тем гражданам, которые пытались, но не реализовали предусмотренные им льготы до принятия Закона о монетизации льгот. Так, А. обратился в суд с жалобой на отказ главы района в предоставлении ему земельного участка под индивидуальное строительство, считая, что имеет на это право как бывший военнослужащий в силу ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Несмотря на возражения представителя администрации района в связи с отменой ст. 17 указанного Закона, Мытищинский городской суд принял положительное решение по заявлению А. Судебная коллегия по гражданским делам Мособлсуда решение суда оставила без изменения исходя из того, что правоотношения, вытекающие из права на льготное предоставление земельного участка, возникли до внесения изменений в Закон о статусе военнослужащих <*>. -------------------------------- <*> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Мособлсуда от 14 июля 2005 г. Дело N 33-6698.
При разрешении аналогичного спора, удовлетворяя требование гр. Б., Подольский городской суд указал, что Б. обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в декабре 2004 года. Постановлением главы сельской администрации был утвержден проект границ земельного участка площадью 1500 кв. м, предоставляемого в собственность Б. как военнослужащему, имеющему продолжительность военной службы свыше 25 лет. На основании данного постановления по заявке Б. проводились работы по кадастровому учету предоставляемого земельного участка, которые оказались незавершенными в связи с вступлением в силу Закона о монетизации льгот. Все это, по мнению суда, свидетельствует о наличии у Б. права на земельный участок. Позиция, занятая судами по этому делу, заслуживает поддержки, так как на момент обращения в местную администрацию, задолго до принятия Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, у А. и Б. имелась льгота - право на бесплатное получение земельного участка, и отказ в этом случае мог последовать только по иным, предусмотренным законом причинам. Можно сказать, что здесь имеет место подход, аналогичный тому, который был избран при введении в действие нового Жилищного кодекса. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). В целом же, как это видно из содержания тех изменений, которые внесены в федеральные законы, регулирующие бесплатное предоставление земельных участков, акцент по льготному выделению земельных участков перенесен на региональный уровень. Между тем, к примеру, в Московском регионе такого закона до настоящего времени не принято, исключая Закон Московской области от 5 декабря 2002 г. N 142/2002-ОЗ "О плате за земельные участки, предоставляемые в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории Московской области", где предусмотрен один частный случай предоставления в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства бесплатно нарушенных земель, т. е. земель, утративших свою хозяйственную ценность или являющихся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности. Как предусмотрено Законом Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ (в ред. Закона от 14 июля 2006 г. N 106/2006-ОЗ) "О регулировании земельных отношений в Московской области", полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Возможность делегирования таких полномочий, отнесенных к компетенции субъектов Федерации, муниципальным образованиям вызывает сомнения. Тем не менее, как представляется, такое право у органов местного самоуправления имеется и вытекает оно из полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно п. 5 ст. 20 указанного выше Закона органы местного самоуправления вправе за счет средств бюджета муниципального образования устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий лиц вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Анализ соответствующих нормативных актов свидетельствует о том, что только в некоторых районах Московской области приняты Положения, содержащие правила выделения земельных участков льготным категориям граждан. К примеру, Постановлением главы муниципального образования "Ленинский район Московской области" от 10 июля 2001 г. N 884 утверждено Положение, в соответствии с которым право на бесплатное получение земельных участков имеют льготные категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (очередники района); многодетные семьи; инвалиды I и II групп, инвалиды детства и целый ряд других категорий граждан. Естественно, что претендовать на бесплатное получение земельных участков по этим основаниям могут только жители данного муниципального образования. Формулировка же большинства других местных нормативных актов, принятых в муниципальных образованиях Московской области, ограничивается констатацией того, что земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Московской области. Здесь мы видим иную ситуацию - жители этих районов претендовать на выделение им бесплатно земельных участков не могут. Наряду с материально-правовой стороной проблемы важное значение при разрешении дел данной категории имеет порядок рассмотрения заявлений граждан, предшествующий принятию того или иного решения главой района. Во всех без исключения Положениях, принятых в муниципальных образованиях Московской области, установлено, что гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка в собственность, подает заявление на имя главы района. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Несоблюдение этих требований ведет к отказу в рассмотрении заявлений заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц. На примере дела по заявлению С. видно, что суды эту позицию местных органов самоуправления разделяют. С. обратился в Видновский городской суд в связи с отказом администрации Ленинского района Московской области в выделении ему земельного участка под строительство индивидуального жилого дома или для ведения дачного хозяйства как военнослужащему, проходящему службу в том же районе, и участнику боевых действий. В подтверждение представил справку с места службы и копию удостоверения. По представленным документам С. имел право на бесплатное предоставление земельного участка. Однако, как установлено судом, заявление С. в администрацию Ленинского района о предоставлении земельного участка было сформулировано в самом общем виде, в нем не были указаны местоположение участка, его размеры и целевое назначение. Очевидно, что по такому заявлению орган местного самоуправления не мог принять положительного решения. Считая, что на самом деле имел место отказ в принятии к рассмотрению заявления гражданина, а не решение по существу его просьбы, суд в удовлетворении просьбы С. отказал. Соглашаясь с принятым решением суда, следует отметить, что оно не препятствует новому обращению в суд, если администрация откажет по новому заявлению, составленному с учетом требований ст. 31 ЗК РФ и местного Положения о порядке предоставления земельных участков. При этом решение по заявлению заинтересованного лица, как правило, принимается главой муниципального образования после проработки поступившего заявления гражданина соответствующими службами и получения от них заключения. В одних районах это земельные комиссии, в других - отделы по землепользованию и природопользованию либо комиссии по градостроительному регулированию. Если в заявлении гражданина содержится просьба о выделении земельного участка за пределами городской черты, предварительное решение принимается главами поселковых и сельских администраций. Основания, по которым может быть отказано в бесплатном предоставлении земельного участка, подробно изложены в ст. 10 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также в актах органов местного самоуправления. Значительные сложности испытывают суды, когда в качестве основания к отказу служат ссылки местной администрации на отсутствие свободных земельных участков. При рассмотрении заявления К. о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство городской суд согласился с доводами представителя ответчика о том, что в г. Железнодорожный не имеется свободных земель, пригодных для выделения под индивидуальное жилищное строительство. Оставляя решение без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Мособлсуда указала, что суд, принимая решение об отказе в заявленном требовании, правильно принял во внимание письма комитета по управлению имуществом администрации г. Железнодорожный и комитета архитектуры и градостроительства г. Железнодорожный со ссылками на Генеральный план развития города об отсутствии земельных участков, пригодных для предоставления под индивидуальное жилищное строительство <*>. -------------------------------- <*> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Мособлсуда от 18 мая 2005 г. Дело N 33-3966.
Однако по ряду других дел при тех же самых документах, представляемых органами местного самоуправления в подтверждение своих доводов, суды принимали противоположные решения. Как разъяснил в п. 5 Постановления от 22 апреля 1992 г. N 6 Пленум Верховного Суда Российской Федерации, проверяя законность и обоснованность отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, необходимо выяснить, имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, а также местоположение, размер и пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, а также реальную возможность предоставления ему этого участка. Очевидно, что реальная возможность предоставления гражданину земельного участка для тех или иных целей напрямую зависит от наличия свободных земельных участков, поэтому во всех случаях доводы местной администрации о том, что на момент обращения гражданина свободных земельных участков в их распоряжении не имелось, заслуживают самого серьезного рассмотрения. В этих целях суду необходимо запрашивать соответствующую информацию в территориальных органах Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, на которые возложены государственный земельный контроль, ведение государственного земельного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате государственного землеустройства <*>. Это не исключает предоставления заинтересованными лицами и других доказательств по спору о наличии свободных земельных участков, в том числе и планов развития поселений, однако сведениями территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по данному вопросу суду необходимо располагать во всех случаях. -------------------------------- <*> Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3554.
Вопросы процесса
Дела данной категории в процессуальном отношении имеют некоторую специфику, которая не всегда учитывается на практике при их рассмотрении. Нередко при обращении в суд по поводу отказа в предоставлении земельного участка граждане свое требование излагают в виде жалобы либо искового заявления. Следуя избранной гражданами форме защиты своего права, суды рассматривают такие дела в одних случаях по правилам искового производства, в других - как вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренных главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Не вызывает сомнений, что сами заинтересованные лица при обращении в суд не могут избирать тот или иной вид судопроизводства, от которого зависит подсудность, размер государственной пошлины, сроки рассмотрения дел, положение судьи в процессе и т. п. С точки зрения закона порядок судопроизводства зависит исключительно от содержания материально-правового требования, адресованного суду. Как правило, в своих требованиях граждане, во-первых, просят признать отказ администрации в выделении земельного участка необоснованным и, во-вторых, обязать предоставить в собственность бесплатно соответствующий земельный участок. При всей сложности такого рода требований они по своей природе в целом являются имущественными, и в случае возникновения спора о праве гражданина на земельный участок он подлежит разрешению судом в исковом порядке. Следовательно, в тех случаях, когда граждане обращаются с жалобой (заявлением) на отказ в предоставлении земельного участка, судья в силу ст. 247 ГПК РФ должен оставить эту жалобу без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. В частности, в исковом заявлении должны быть указаны размер и местоположение земельного участка и цели его использования. В то же время гражданин не обязан указывать стоимость предмета спора, поскольку речь идет о безвозмездном предоставлении земельного участка. Такое требование, по своему содержанию оставаясь имущественным, не имеет оценки. При удовлетворении иска все эти сведения, характеризующие предоставляемый земельный участок, должны найти отражение в резолютивной части решения суда, иначе оно будет неконкретным и неисполнимым. Бесплатный способ возникновения прав на земельный участок, как и в случае с приватизацией земельных участков, определяет подсудность таких дел - они относятся к компетенции районных судов по месту нахождения ответчиков и земельного участка. Важно иметь в виду, что отказ в иске по такому основанию, как отсутствие свободных земельных участков, не всегда препятствует повторному обращению в суд с тем же требованием. Тот факт, что администрация не располагала земельными участками на момент обращения гражданина и рассмотрения дела в суде, не означает, что их не может быть в будущем. Формирование земельных участков муниципальными органами производится по мере образования жилых зон и отвода земельных участков для садоводства, дачного строительства и т. д. Поэтому все без исключения нормативные акты местного самоуправления содержат положения о постановке на учет граждан, нуждающихся в получении земельных участков, в том числе и для лиц, имеющих соответствующие льготы. Особенность таких дел заключается в том, что споры, как правило, возникают с участием граждан, которые не состоят в очереди на получение земельного участка. Само по себе это обстоятельство не препятствует обращению заинтересованного лица с иском о предоставлении земельного участка, однако наличие очереди наряду с другими доказательствами может свидетельствовать об обоснованности доводов администрации относительно отсутствия свободных земельных участков. С учетом изложенного можно прийти к следующим выводам: 1. По новому Земельному кодексу Российской Федерации не исключается бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, если это предусмотрено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. С введением в действие ЗК РФ подзаконные правовые нормативные акты, включая Указы Президента Российской Федерации, регулирующие безвозмездное предоставление гражданам земельных участков, утратили силу. 2. Действующий Земельный кодекс не предусмотрел нового предоставления безвозмездно земельных участков, за исключением бесплатной приватизации и выделения в целях компенсации при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 63 ЗК РФ). 3. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в большинство законов, содержащих льготное предоставление земельных участков ветеранам, военнослужащим и другим категориям граждан, исключающие эту льготу. Вместе с тем право на бесплатное получение земельного участка сохраняется за теми гражданами, кто состоял в очереди на льготное получение земельного участка либо пытался иным образом реализовать свое право до принятия Федерального закона о монетизации льгот. 4. В рамках своих полномочий органы местного самоуправления могут принимать решения о бесплатном предоставлении гражданам земельных участков, поскольку вправе за счет средств местного бюджета устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, включая и льготы по предоставлению земельных участков для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. 5. При оспаривании отказа местной администрации в предоставлении гражданину земельного участка возникает спор о праве, подлежащий рассмотрению по правилам искового производства. 6. Отказ суда в иске о предоставлении земельного участка по мотиву отсутствия свободных земельных участков в ряде случаев не препятствует повторному рассмотрению судом аналогичного требования, если имеются данные о наличии свободных либо формировании новых земельных участков.
Название документа