Отсутствие кадастра налогу не помеха

(Зуйкова Л.)

("ЭЖ-Юрист", 2006, N 47)

Текст документа

ОТСУТСТВИЕ КАДАСТРА НАЛОГУ НЕ ПОМЕХА

Л. ЗУЙКОВА

Лариса Зуйкова, эксперт АКДИ.

Требуется ли уплачивать земельный налог за участки, по которым не утверждена их кадастровая стоимость? И если да - то как?

И. Елокин, г. Тверь

Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу и рассчитывают сумму земельного налога и авансовых платежей самостоятельно на основании сведений земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ). Физические лица определяют налоговую базу и уплачивают земельный налог и авансовые платежи на основании налоговых уведомлений (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ).

При этом налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков (п. 1 ст. 390 НК РФ).

Для установления кадастровой стоимости требуется провести государственную кадастровую оценку земель в соответствии со ст. 66 ЗК РФ. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости (см. п. 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316).

Налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Причем налогоплательщики должны быть проинформированы о кадастровой стоимости земельных участков не позднее 1 марта текущего года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Это обязанность органов местного самоуправления, которые также должны определять порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков.

Однако что делать налогоплательщикам, если кадастровая стоимость земельных участков на 1 января текущего года не утверждена или не доведена до их сведения?

Минфин РФ в письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 (далее - Письмо от 06.06.2006) дает разъяснения по указанным вопросам, выделяя при этом три возможные ситуации:

- результаты государственной кадастровой оценки земель до 1 марта текущего года не утверждены;

- результаты государственной кадастровой оценки земель до 1 марта утверждены, однако порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщика не определен;

- кадастровая стоимость земельных участков и порядок доведения до налогоплательщика определены, но до сведения налогоплательщиков кадастровая стоимость не доведена.

Во всех перечисленных случаях Минфин РФ считает, что если результаты государственной кадастровой оценки земель не утверждены в срок до 1 марта, то авансовые платежи и земельный налог по таким земельным участкам не уплачиваются. Тем не менее налогоплательщикам следует представить в отношении данных земельных участков "нулевые" налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам). После того как результаты кадастровой оценки будут утверждены и доведены до сведения налогоплательщиков, последним следует представить уточненную декларацию за налоговый период.

Если же кадастровая стоимость доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей за III квартал, то придется представить и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за I и II кварталы с уплатой сумм авансовых платежей.

Вот и получается, что при утверждении кадастровой стоимости земельного участка и доведении ее до налогоплательщика с опозданием налогоплательщик все равно должен уплачивать земельный налог в текущем году, подавая уточненные расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации. Конечно, при условии, что кадастровая стоимость все же будет доведена до сведения налогоплательщика в текущем году.

Думается, что при доведении (пусть и с опозданием) кадастровой стоимости участков до налогоплательщиков налоговые органы вспомнят не только об обязанности налогоплательщиков уплатить налог и авансовые платежи, но и об ответственности за их неуплату (несвоевременную уплату). Отсюда возникает вопрос: кто и как должен доводить информацию о кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщика?

Порядок доведения указанной информации должен устанавливаться органами местного самоуправления. Вариантов здесь может быть много: от рассылки адресных уведомлений до публикаций сведений в прессе или в Интернете. Налогоплательщикам также могут предложить самим делать запросы о стоимости участков в местные органы власти или в органы Роснедвижимости.

Поэтому рекомендуем организациям самим проявить инициативу и ознакомиться с актами органов местного самоуправления, устанавливающими порядок уплаты земельного налога.

Обращаем внимание, что обязанность налоговых органов доводить до сведения налогоплательщиков кадастровую стоимость земельных участков главой 31 НК РФ не установлена. Но Минфин РФ проявил инициативу и в упомянутом письме от 06.06.2006 обязал налоговые органы доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков при проведении камеральной проверки "нулевых" налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам). По результатам проверки соответствующее уведомление должно выдаваться налогоплательщику под расписку или высылаться по почте.

Означает ли данное заявление Минфина, что при невыдаче налоговыми органами указанных уведомлений налогоплательщики освобождаются от уплаты штрафов и пеней (учитывая содержание главы 31 НК РФ), определить трудно.

Применительно к затронутой теме хотелось бы отметить и еще одну - четвертую - ситуацию, которую обошел вниманием Минфин: организация или гражданин имеют соответствующий правоустанавливающий документ на участок, но этот участок в Государственном реестре земель не значится. В таком случае платить земельный налог не нужно, поскольку отсутствует объект налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка.

Название документа