Зарубежный опыт не впрок

(Кизяев Б. М., Львов Д. С., Маслов Б. С.)

("ЭЖ-Юрист", 2006, N 47)

Текст документа

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НЕ ВПРОК

Б. М. КИЗЯЕВ, Д. С. ЛЬВОВ, Б. С. МАСЛОВ

Б. М. Кизяев, докт. техн. наук, академик РАСХН, академик РИА.

Д. С. Львов, академик РАН.

Б. С. Маслов, профессор, докт. техн. наук, академик ВАСХНИЛ (РАСХН).

Вступающий в силу 1 января 2007 года Водный кодекс РФ вызывал множество дискуссий на стадии его рассмотрения в Федеральном Собрании, и далеко не все из поставленных вопросов получили свое разрешение. Многие критики Кодекса настаивают, что в существующем виде он способен породить целый ряд проблем. В то же время высказываются, наоборот, и положительные отзывы о новеллах ВК РФ, в том числе - об изменении статуса замкнутых водоемов.

Как известно, при разработке национального законодательства использование положительного опыта, накопленного в иных государствах, является одним из критериев успешности регулирования соответствующих общественных отношений.

Рамочной директивой по воде, принятой ЕС и Европарламентом в 2000 году, были определены основные направления водохозяйственной политики. По нашему мнению, Водный кодекс РФ не отвечает ни одному пункту принятой Россией Рамочной директивы.

Кодекс ориентирует на использование вод прежде всего для целей охраны природы и водоснабжения населения, но провозглашенные приоритеты не подкреплены мероприятиями по охране вод от истощения и особенно от загрязнения.

Отсутствуют в Кодексе проработки по борьбе с наводнениями, контролю наводнений и их предупреждению, а также меры по смягчению ущерба от наводнений и затоплений. Кроме того, одно из основных направлений использования водных ресурсов как в России, так и в других странах - мелиорация (орошение, обводнение, осушение земель) - не нашло в нем отражения.

В соответствии с федеральным законодательством РФ управление использованием и охраной вод осуществляют четыре федеральных органа исполнительной власти: Росводресурсы, Роснедра, Ростехнадзор, Росприроднадзор. На эту систему управления накладывается еще предусмотренная Водным кодексом РФ передача полномочий органам власти субъектов по распоряжению водными объектами и их частями, расположенными в границах территории субъектов РФ.

Водные ресурсы поверхностных и подземных вод находятся в постоянной взаимосвязи: атмосферные осадки и речные разливы питают подземные воды, последние, разгружаясь в реки, обеспечивают их меженный сток. Как правило, человеческая деятельность загрязняет и те и другие воды. Абсолютно нелогично разделить их в Водном кодексе РФ и управление ими вывести на разные ведомства. Бесконтрольный забор воды, в том числе и подземной, и сброс сточных вод приводят к истощению и загрязнению, то есть к нарушению основных принципов Рамочной директивы в части экологии, питьевого водоснабжения и др.

Дело можно поправить только специальным законом об управлении водными ресурсами. В Водном кодексе РФ декларировано, что водные объекты и водные ресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут быть в частной собственности. Зачем столько места уделено в Кодексе этим прудам и карьерам как объектам собственности физических и юридических лиц?

Ни в одной цивилизованной стране этого нет. Видимо, не случайно высказывается мнение, что Водный кодекс РФ написан на основе проектов, подготовленных для колониальных стран. Ни один специалист водного хозяйства России не подтверждает своего участия в его разработке. Российский опыт в нем не использован. А ведь в России еще в 1798 г. был создан Департамент водных коммуникаций, приравненный в правах к Коллегии Сената; в 1961 г. был организован Государственный комитет Совета Министров по водному хозяйству; в 1965 г. было создано Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР. В 1902 г. был издан первый закон о воде, а в 1971 г. введены в действие Основы водного законодательства.

Точно так же не привлечен опыт зарубежных стран, например Японии. В силу "Закона о реках Японии" 1997 г. все реки поделены на две категории в зависимости от важности для национальной экономики и для префектур. Любое принципиальное решение согласуется с министерством. В Водном кодексе РФ обо всем этом нет ни слова, а принцип развития водных ресурсов даже не сформулирован.

Далее, в Водном кодексе РФ только упомянуты бассейновый принцип управления, бассейновые Схемы комплексного использования и охраны водных объектов. Не сказано ни одного слова о создании единого ответственного органа управления использованием и охраной водных объектов. Такой орган должен располагать необходимыми полномочиями и финансами, достаточными для восстановления, развития и охраны водных ресурсов на территории России. Точно так же в субъектах Федерации должны быть государственные органы, ответственные за водные ресурсы, для работы и осуществления единой технической политики под руководством федерального ведомства (министерство, комитет) при Правительстве РФ.

Создание единого руководящего государственного органа позволит преодолеть все основные негативы задействованного Водного кодекса РФ.

В этом отношении приведем несколько выдержек из Водного кодекса РФ и упомянутого Закона Японии, в соответствии с которыми создаются бассейновые советы. В Водном кодексе РФ записано: "В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, представители водопользователей и общественных объединений". В этом перечне не предусматриваются специалисты по воде и водному хозяйству.

"Закон о реках Японии" провозглашает иной подход: "Если администратор хочет подготовить проект плана развития реки, он должен знать мнение лиц с опытом работы или академическим образованием" (ст. 16-2-1). Члены Совета реки и Совета реки при префектуре назначаются министром из числа лиц, имеющих опыт работы или академическое образование в области рек, и глав местных общественных органов (ст. 81-2).

К сожалению, ничего полезного для России из законодательства цивилизованных стран, равно как и СССР, Водный кодекс РФ в себя не вобрал. Поэтому представляется необходимым законодательным путем устранить существующие в нем промахи, которые могут причинить вред Российской Федерации и ее гражданам.

Надеемся, что Правительство РФ уже в текущем году примет решение об образовании единого государственного органа по управлению водными объектами и водными ресурсами и потребует от руководства этого органа положительных результатов в области использования водных ресурсов и улучшения состояния поверхностных и подземных водных объектов - основы жизнедеятельности человека. Уверены, что такой орган исполнительной власти сможет урегулировать водные отношения и неотложные проблемы даже на базе Водного кодекса РФ и смежных отраслей законодательства, если ему не будут мешать некомпетентные чиновники.

Название документа