К вопросу о проблемах правового регулирования земельных отношений в субъектах Российской Федерации

(Гряда Э. А.) ("Экологическое право", 2006, N 5) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Э. А. ГРЯДА

Гряда Э. А., доцент кафедры экологического и земельного права Кубанского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук.

В развитии земельного законодательства субъектов Российской Федерации условно можно выделить два этапа. Первый из них связан с началом проведения земельной реформы и характеризуется жесткой необходимостью обеспечения соответствия законов и подзаконных нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству. Вступление в силу Земельного кодекса Российской Федерации, а также принятие ряда основополагающих правовых актов, в частности Федеральных законов "О разграничении государственной собственности на землю" <1>, "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <2>, предопределило необходимость не столько обеспечения соответствия норм законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, сколько потребность в разработке и принятии новых нормативных актов. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060. <2> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; 2005. N 30. Ст. 3098.

Однако данный этап развития земельного законодательства субъектов Российской Федерации также характеризуется наличием ряда правовых проблем. В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о дублировании норм федерального законодательства законами субъектов РФ. Примером подобной компиляции может служить, в частности, Закон Краснодарского края "О мелиорации земель" <3>, фактически полностью повторяющий нормы Федерального закона "О мелиорации земель" <4>. С правовой точки зрения принятие подобных актов вряд ли является оправданным, поскольку федеральное законодательство распространяется на всю территорию Российской Федерации. -------------------------------- <3> Закон Краснодарского края от 6 ноября 1997 г. N 105-КЗ "О мелиорации земель" // Кубанские новости. 1997. 26 нояб. <4> Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; 2004. N 35. Ст. 3607.

Второй, не менее актуальной, проблемой являются факты принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных актов с превышением пределов полномочий. Целью подобных актов является восполнение пробелов федерального законодательства. В связи с этим интересным представляется ряд норм, установленных законодательством Краснодарского края и регулирующих процесс возникновения прав на земельные участки. Очевидно, что для возникновения прав на земельные участки необходимо наличие ряда юридических фактов (юридического состава), например акта о предоставлении, заключаемого впоследствии договора купли-продажи или аренды, государственной регистрации права. С момента приобретения прав на земельный участок у субъектов земельных правоотношений возникают права и обязанности, установленные Земельным кодексом РФ <5>, в том числе и по уплате земельного налога и арендных платежей. -------------------------------- <5> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2006. N 1. Ст. 17.

В этой связи возникает практическая и одновременно теоретическая проблема определения момента начала фактического землепользования, которое, как правило, осуществляется с даты издания акта о предоставлении земельного участка и задолго до регистрации права. Это обусловлено необходимостью взимания земельного налога, основанием которого является документ, удостоверяющий права на земельные участки. Судебная практика однозначно подходит к решению этой проблемы. Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 октября 2003 г. указано, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю <6>. Практика применения земельного законодательства Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа также основана на выводе о том, что фактический пользователь спорного земельного участка обязан вносить плату за землю независимо от наличия или отсутствия правоустанавливающих документов <7>. -------------------------------- <6> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 октября 2003 г. N 7644/03 // ВВАС РФ. 2004. N 2. <7> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 октября 2004 г. N Ф08-4863/2004-1846А.

Интересными представляются особенности регулирования данных отношений Законом Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", на основании которого установлен принцип обязательности получения документов о правах на земельные участки. В соответствии со ст. 11 Закона права на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и земельным законодательством. В решении о предоставлении земельного участка указывается предельный срок, в течение которого лицо, получившее земельный участок, должно обратиться в учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок. В пределах установленного срока указанное лицо обязано уведомить орган, принявший решение о предоставлении земельного участка, о факте обращения в учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, путем направления копии расписки в получении документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права. В случае невыполнения вышеназванных требований по истечении установленного срока решение о предоставлении земельного участка подлежит отмене. При предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование или в аренду на срок менее одного года в решении о предоставлении земельного участка указывается предельный срок, в течение которого необходимо заключить соответствующий договор. В случае незаключения соответствующего договора в установленный срок по вине землепользователя или арендатора решение о предоставлении земельного участка подлежит отмене <8>. -------------------------------- <8> Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2002. N 40. С. 53; Кубанские новости. 2005. 22 июля.

Практика показывает, что в актах о предоставлении земельного участка, как правило, устанавливается значительный срок, в течение которого необходимо направить копию расписки в получении документов. Так, в распоряжении Главы муниципального образования город Краснодар от 13 июля 2005 г. "О предоставлении ОАО "ЮТК" земельного участка в Центральном внутригородском округе города Краснодара" <9> данный срок составляет два месяца со дня издания распоряжения. -------------------------------- <9> Распоряжение Главы муниципального образования город Краснодар от 13 июля 2005 г. N 1337-Р "О предоставлении ОАО "ЮТК" земельного участка в Центральном внутригородском округе города Краснодара" // Архив отдела правового обеспечения экономической деятельности правового управления администрации муниципального образования город Краснодар за 2005 г.

Учитывая практику использования земельных участков, предоставленных на основании актов органов государственной власти и местного самоуправления в течение длительного периода до государственной регистрации права, установление обязанности по направлению копии расписки в получении документов будет являться стимулирующим фактором окончательного оформления прав. Однако, на наш взгляд, указанная норма Закона Краснодарского края нуждается в существенной доработке. Остается неясным, как быть в случае, если субъект обратится в регистрационную службу, но не уведомит орган, издавший акт, о факте такого обращения. В соответствии с нормами федерального законодательства право будет зарегистрировано, в то время как орган, издавший постановление, может его отменить. Представляется, что решить данную проблему можно путем разработки нормативных актов о взаимодействии по предоставлению оперативной информации органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих предоставление земельных участков, с одной стороны, и структурных подразделений Федеральной регистрационной службы - с другой.

Название документа