К вопросу о реализации законодательства в области недропользования (на примере Саратовской области)

(Вершило Н. Д.) ("Экологическое право", 2006, N 4) Текст документа

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н. Д. ВЕРШИЛО

Вершило Н. Д., доцент ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", кандидат юридических наук.

На территории Саратовской области в 2004 г. было выдано 159 лицензий на право пользования недрами, из них 34 - на углеводородное сырье. При этом вновь выдано 18 лицензий, из которых 4 на условиях аукциона (по итогам аукциона в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области поступило 71 488 тыс. руб.). Аукционы проводились в соответствии с действующим законодательством Федеральным агентством по недропользованию. Одна из проблем в регулировании отношений в области недропользования - это принятие субъектами Федерации незаконных нормативных актов. Например, в соответствии со ст. 16 Закона Саратовской области "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Саратовской области" <1> к полномочиям Правительства области в сфере управления природными ресурсами, находящимися в государственной собственности области, отнесено право принимать решения о замене платежей за право пользования недрами в полном размере либо частично полезными ископаемыми или иной продукцией. -------------------------------- <1> Саратов - СП. 2003. N 28; N 147(833); N 203(889); 2004. N 152 - 153(1103 - 1104); N 267 - 268(1218 - 1219).

Данные положения Закона области предусматривают возможность оплаты по решению Правительства области платежей за право пользования недрами в бюджет в натуральной форме, в то время как федеральным законом предусмотрена одна форма расчетов - денежная. Кроме того, Постановлением Правительства Саратовской области от 1 марта 2004 г. N 43-П "Вопросы Комитета государственного экологического контроля и природопользования Саратовской области" <2> утверждено Положение о Комитете государственного экологического контроля и природопользования Саратовской области. В соответствии с абз. 40 п. 6 указанного Положения Комитет наделялся незаконными полномочиями по подготовке материалов по денежным вознаграждениям за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых, за выявление признаков месторождений полезных ископаемых. -------------------------------- <2> Текст официально опубликован не был // СПС.

Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации "О недрах" <3> и Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1282 "О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых" <4> лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право на соответствующее вознаграждение. Подготовка материалов по государственным и поощрительным денежным вознаграждениям для представления в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. -------------------------------- <3> ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; 1993. N 2. Ст. 74; СЗ РФ. 1994. N 10. Ст. 1108; 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; 2002. N 22. Ст. 2026; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607. <4> СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 114.

Постановлением Саратовской областной Думы от 23 мая 2001 г. N 54-2407 <5> утверждено Положение о порядке предоставления в пользование участков недр в целях разработки общераспространенных полезных ископаемых и резервов грунта на территории Саратовской области. -------------------------------- <5> Саратов - СП. 2001. N 107 - 108(290 - 291).

Отдельные положения Постановления Саратовской областной Думы противоречат требованиям законодательства. В частности, в нарушение требований Закона РФ "О недрах" установлены не предусмотренные Законом основания возникновения прав на недропользование. Условия проведения конкурса и аукционов не соответствуют требованиям ст. 13.1 Закона РФ "О недрах". В соответствии с приложением N 1 к данному Постановлению определен перечень общераспространенных полезных ископаемых. Однако в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О недрах" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным. Таким образом, установление данного перечня решением органа власти области без участия федеральных органов является незаконным. Кроме того, Правительством Саратовской области принято Постановление N 12-П от 20 февраля 2003 г. "Об утверждении ставок регулярных платежей за пользование недрами на территории Саратовской области" <6>, согласно которому за хранение природного газа в подземном хранилище установлена ставка в размере 54 руб. за квадратный километр. -------------------------------- <6> Саратов - СП. 2003. N 38.

Данные положения Постановления Правительства области противоречат требованиям ст. 43 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которой конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами должен быть установлен исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах максимальных и минимальных ставок, установленных настоящим Законом. Законом РФ "О недрах" предусмотрены максимальные и минимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе за хранение природного газа и гелия - от 0,2 до 0,25 руб. за 1000 куб. м. Органами местного самоуправления также допускаются факты принятия незаконных нормативно-правовых актов в сфере недропользования. Так, решением Саратовского районного совета от 19 декабря 2001 г. N 01-7/72 принято Положение об Администрации объединенного муниципального образования Саратовского района <7>. В соответствии с п. 3.9 Положения администрация ОМО Саратовского района в целях принятия мер по реализации природоохранной политики и обеспечения рационального землепользования наделено незаконными полномочиями. В частности, в нарушение Закона РФ "О недрах" администрация: -------------------------------- <7> Текст официально опубликован не был // СПС.

- предоставляет в установленном порядке горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в ведении района, разрешает в пределах своей компетенции споры по вопросам пользования недрами; - определяет квоту на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности, и устанавливает плату за их использование. Анализируя соблюдение хозяйствующими субъектами законодательства о недропользовании на территории Саратовской области, можно сделать вывод о том, что одним из распространенных нарушений является забор пресной подземной воды из артезианских скважин без наличия соответствующей лицензии о предоставлении недр в пользование. Данное нарушение противоречит ст. 7, 11 Закона РФ "О недрах", согласно которым предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии; участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода на основании выданной лицензии. Эти и другие примеры в очередной раз доказывают, что практика законотворчества в субъектах Федерации далека от совершенства и одной из причин является нежелание следовать букве закона, а зачастую и некомпетентность тех лиц, которые участвуют в этом процессе.

Название документа