Обзор учебного пособия Рафаэля Роми "Экологическое право и эколого-правовое регулирование"

(Калиниченко В. Т.) ("Экологическое право", 2006, N 4) Текст документа

ОБЗОР УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ РАФАЭЛЯ РОМИ "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО И ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ" <1>

В. Т. КАЛИНИЧЕНКО

Калиниченко В. Т., аспирант Института государства и права РАН.

Учебное пособие Рафаэль Роми "Экологическое право и эколого-правовое регулирование" представляет комплексную характеристику основных понятий и институтов экологического права Франции, при этом автор уделяет внимание не только общим вопросам и понятиям, но также освещает деятельность государственных органов в данной сфере. Учебное пособие разделено на четыре части. Первая часть представляет собой обзор основных понятий, вторая касается деятельности государственных органов, третья посвящена режиму охраны флоры и фауны, и наконец, четвертая часть относится к правовому регулированию защиты окружающей среды от загрязнений. Экологическое право доказало свое право на существование. Но слово "экологический" может иметь совершенно разные значения, и как следствие - восприятие экологического права многогранно. Некоторые видят в этой отрасли права средство восстановления прежних юридических техник, основанных на каждодневной борьбе за защиту окружающей среды; другие же раскрывают предмет, исходя из его применения. В зависимости от ситуаций и личностей варианты восприятия, описания, понимания, применения и даже формирования экологического права могут абсолютно меняться. При этом автор рассматривает экологическое право как и политический инструмент. В качестве примера приводится ситуация, связанная с принятием одного из законов, связанного с охраной окружающей среды. Этот правовой акт был одним из первых во Франции, а также частично являлся ответом кандидатуре R. Dumont на президентских выборах. Вообще, очевидно, что давление политического или социального порядка толкает государственную власть к принятию экологических нормативных актов, а иногда задерживает принятие мер, необходимых для охраны окружающей среды. Это позволяет предположить, что экологам необходимо иметь в своем распоряжении различные способны убеждения или давления на другие политические силы или группы - часто путем, например, судебных действий, или, по меньшей мере, иметь возможность адекватно отвечать на любые действия, направленные на ухудшение экологического состояния страны. Франция, как и большинство промышленных стран, проводит целенаправленную политику охраны окружающей среды лишь несколько последних десятилетий. При этом стоит отметить, что она была одной из первых стран, учредившей 27 января 1971 г. Министерство по вопросам окружающей среды, деятельность которого в то время сводилась к координации усилий других министерств. Ранее были сделаны некоторые шаги, свидетельствующие об интересе к проблемам окружающей среды со стороны государства. Так, в 1960 г. был принят Закон о национальных парках, а в 1964 г. - Закон об охране водных ресурсов. Но это не означает, что экологическое право, имеющее недавнюю историю, не подвержено влиянию истории более старой, напротив, при формировании экологическое право было подвержено влиянию гораздо большему, нежели любая другая существующая отрасль права. Другими словами, экологическое право - это, конечно, недавняя отрасль права, но имеющая историю и обладающая своими особенностями. Автор указывает на то, что экологическое право не может быть ограничено правовым рамками одной отрасли, оно может быть только перекрестком отраслей права. Так, например, экологическое право нельзя полностью отнести ни к национальному, ни к международному праву. Охрана окружающей среды - дело каждого государства, но без международного сотрудничества невозможно добиться каких-либо весомых результатов. Следующий возникающий вопрос - экологическое право относится к публичному праву или к частному? Сегодня нормы настолько взаимосвязаны, что это невозможно определить; хуже того, такая определенность, несомненно, бесполезна и вредоносна. Так, в процессе Amoco Cadiz, чтобы достичь возмещения своих расходов на очистку и компенсацию ущерба, государство судилось наравне с рыбаками и содержателями гостиниц, как частное лицо среди прочих равных. Автор высказывает точку зрения, что экологическое право заимствует нормы из всех отраслей права по необходимости и чаще всего беспорядочно, и именно поэтому очень сложно определить, к какой отрасли оно относится. При определении основных понятий автор использует широкий спектр подходов и источников. Так, если рассматривать понятие "вредное воздействие", то оно происходит от латинского слова "nocumentum", которое имело изначально в старофранцузском очень широкий смысл, обозначая любое действие, способное причинить вред. Конечно, в наши дни произошла эволюция концепции вредного воздействия, и под ним сегодня подразумевают "любое действие, способное навредить окружающей среде". Определение слова "загрязнение" охватывает широкое поле значений, но оно с очевидностью ограничено сознательными или несознательными действиями, наносящими ущерб одному или нескольким природным элементам, которые могут быть определены, идентифицированы, локализованы: загрязнение воды, загрязнение воздуха, загрязнение почв. Если сами термины "загрязнение" и "вредное воздействие" используются в качестве синонимов, все же можно обнаружить, хоть и нечетко сформулированное, но различие между двумя понятиями, возникшими на основе их употребления, даже скорее уточнения их действия, их территории. Так, P. Fouquie в своем словаре социальных наук описывает "вредное воздействие" как "вредоносную порчу окружающей среды, связанную в основном с условиями существования в больших населенных пунктах и отходами промышленного производства". Таким образом, понятие "вредное воздействие" имеет более широкий смысл, чем понятие "загрязнение", которое чаще всего относится к одному или нескольким природным элементам. Тем не менее дифференциация между двумя этими концептами не особо действенна: жертве не столь важно, каково происхождение ущерба, описано оно термином "вредное воздействие" или же "загрязнение", сколько сама сущность ущерба. Но разница между двумя понятиями в правовом подходе может служить определению различий в методиках, поскольку идентификация причины ущерба как "вредного воздействия" будет более отмечена антропоцентризмом, чем его идентификация как "загрязнения". Как и в большинстве развитых стран, в 1970 - 1990 гг. политика Франции в области охраны окружающей среды состояла главным образом в разработке соответствующих нормативных актов и создании специализированных учреждений в этой области. Именно в это время были созданы специальные органы по сбору и уничтожению отходов (1976 г.), по контролю за качеством воздуха (1981 г.) и по рациональному использованию энергии (1982 г.), которые в 1990 г. в ходе реформы государственных органов были объединены в Агентство по защите окружающей среды и использованию энергоресурсов (ADEME). Так же к этому времени относится принятие Национального плана по охране окружающей среды (1990 г.), который и повлек за собой первую широкомасштабную реформу административных структур, отвечающих за охрану окружающей среды, в частности, путем создания в 1991 г. 26 региональных дирекций по защите окружающей среды (DIREN). Период с 1998 по 2001 гг. стал ключевым этапом, на котором место охраны окружающей среды заметно укрепилось в рамках государственной политики. Это проявилось в обновлении государственной деятельности (развитие процедур согласования и договорных начал), модернизации и укреплении органов управления охраной окружающей среды, упрочении законодательного механизма с принятием, в частности, Закона о направлениях в области обустройства и долгосрочного развития территории (1999 г.) и принятии как кульминации всего процесса Кодекса по охране окружающей среды (2000 г.). Следует подчеркнуть, что в работе над Кодексом по охране окружающей среды принимали участие не только депутаты парламента, но и представители широкой общественности в лице профсоюзов, ученых, обществ охраны природы. И в нем нашли отражения интересы не только представителей государственных органов, но и представителей общественности. В Кодексе были собраны все основные нормы, регулирующие отношения в области экологического права. И на сегодняшний день этот нормативный акт является одним из самых действенных и передовых. Начиная с 2002 г. акцент был сделан на долгосрочное развитие с разработкой национальной стратегии, выразившейся в проекте Конституционной хартии об охране окружающей среды; в политике, проводимой в области водных ресурсов, природы, ландшафта, загрязнения, предупредительных мер или же рисков; укрепления возможностей в области оценки окружающей среды или же социально-экономического анализа; а также международной деятельности. Национальная политика долгосрочного развития контролируется межминистерским Комитетом по долгосрочному развитию (CIDD), созданным в 2003 г. под руководством премьер-министра. Он заменил собой три инстанции, существовавшие до этого: межминистерский Комитет по окружающей среде (CIEN), межминистерскую Комиссию по борьбе с парниковым эффектом (CIES) и межминистерский Комитет по предупреждению естественных катастроф (CIPRNM). Так же автор рассматривает полномочия в области экологического права региональных и муниципальных властей. По сравнению со многими другими странами Франция богата водными ресурсами, однако они неравномерно распределены по территории страны и весьма уязвимы. Говоря о локальных проблемах, следует отметить загрязнение грунтовых вод в районах интенсивного сельского хозяйства. Чтобы справиться с загрязнениями, производимыми сельскохозяйственным производством, государственные власти опираются на комбинированные методы из различных инструментов: регламентирующих, экономических или же основанных на принципе добровольности. Что касается загрязнения воды бытовыми отходами, Франция обязалась завершить строительство коллекторов и установок по очистке сточных вод не позднее 2005 г. С 1992 г. значительно увеличены выделяемые на эти цели субсидии и капиталовложения. Ведется также борьба с загрязнением морских вод независимо от его источника - будь то сельскохозяйственные, бытовые, промышленные отходы или аварии на море. Во всех экономически развитых странах непрерывно растет объем бытовых и промышленных отходов. На долю Франции ежегодно приходится более 28 млн. т бытовых отходов, причем за последние 30 лет их общая масса более чем удвоилась. Ежедневно почти 300 установок по сжиганию мусора уничтожают в среднем 30 тыс. т бытовых отходов по всей территории Франции. На наиболее крупных из них энергозатраты восполняются получаемой при сжигании мусора тепловой и электрической энергией. Основная задача состоит в снижении объема производимых отходов в целом и утилизации имеющихся. Особо вредные отходы уничтожаются разными способами. Они сжигаются или нейтрализуются путем физико-химической обработки, а половина из них подвергается захоронению на одной из 11 специально отведенных и контролируемых свалок. Как и во многих европейских странах, на территории Франции находится большое количество особо охраняемых природных территорий, основные виды которых составляют национальные парки, природные парки и государственные заповедники. Национальные парки, центральная зона которых закрыта для заселения людьми, являются лучшим достижением всей системы охраны природы. Государственное регулирование правового режима особо охраняемых природных территорий начинается в 1960 г. с принятия Закона о национальных парках. В 1963 г. создается первый национальный парк - Вануаз. Сегодня основные нормы, относящиеся к правовому регулированию особо охраняемых природных зон, содержатся в Кодексе по охране окружающей среды. В третьей книге присутствует целая глава, посвященная особо охраняемым природным территориям. Кроме этого, автор подробно рассматривает все проблемы, связанные с загрязнение почвы, атмосферы и воды. Также целые главы посвящены охране экологии в сельском хозяйстве и сохранению исчезающих биологических видов. Последний раздел учебного пособия относится к правовому режиму обращения с отходами, к политике Франции в области защиты территорий и к различным видам экологических нормативов.

Название документа