Десять лет спустя
(Шипунова Е.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 25)
Текст документа
ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ...
Е. ШИПУНОВА
Ева Шипунова, кандидат юридических наук, адвокат.
Гражданину на основании ордера администрацией района города было предоставлено служебное помещение (квартира). По истечении 10 лет гражданин обратился за разрешением на приватизацию квартиры. Ему было отказано на том основании, что у БТИ (которому делегировано право на заключение договора приватизации) отсутствуют сведения о передаче этой квартиры в муниципальную собственность и исключении ее из спецжилфонда. Правомерен ли отказ? Ведь квартира изначально предоставлялась территориальным подразделением (районной администрацией) администрации города. С каким требованием необходимо обратиться в суд для приватизации квартиры по решению суда?
В. Ковалев, г. Волгоград
Предоставление служебных жилых помещений не преследует цели удовлетворения жилищных потребностей граждан, а направлено на создание условий для исполнения работниками своих трудовых (служебных) обязанностей. Кроме того, приватизация таких помещений неминуемо приведет к сокращению данной разновидности фонда специализированных жилых помещений.
Представляется, что именно поэтому абз. 1 ст. 4 Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает, что служебные жилые помещения по общему правилу не подлежат приватизации. Более того, согласно Определению КС РФ от 21.12.2004 N 441-О понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, гражданин не сможет приватизировать служебное жилое помещение в судебном порядке. Исключением является случай предоставления служебного жилого помещения без соблюдения условий заключения договора найма именно служебного жилого помещения, т. е. если гражданину помещение было предоставлено не в связи с работой или службой. В данной ситуации суд, скорее всего, признает, что гражданину было предоставлено жилое помещение по договору соцнайма.
Положение о невозможности приватизации служебного жилого помещения через суд подтверждается судебными постановлениями (Определения Московского областного суда от 24.07.2006 N 33-7951 и от 14.03.2006 N 33-1474).
Вместе с тем в силу абз. 2 ст. 4 Закона N 1541-1 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
В соответствии с вышеуказанным Определением КС РФ "основания и условия для принятия таких решений с учетом положений статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации".
Так, в г. Москве согласно распоряжению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 18.06.2007 N 734 "О временном порядке работы по обеспечению жилыми помещениями из жилищного фонда г. Москвы сотрудников организаций (предприятий) г. Москвы, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы" проживающим в служебных жилых помещениях лицам:
не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам соцнайма, найма, безвозмездного пользования или членам семьи нанимателя жилого помещения по указанным выше договорам либо собственникам жилых помещений или членам семьи собственника жилого помещения;
состоящим на жилищном учете в г. Москве;
являющимся сотрудниками организаций (предприятий), которым предоставлялись служебные жилые помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы, проработавшим в этих организациях (предприятиях) не менее 10 лет.
Данная жилая площадь предоставляется по договорам социального найма, безвозмездного пользования или купли-продажи с рассрочкой платежа с исключением его из специализированного жилищного фонда г. Москвы или другое жилое помещение, являющееся собственностью г. Москвы.
Итак, в случае соблюдения всех приведенных условий в качестве одного из вариантов решения жилищной проблемы гражданину может быть после исключения из специализированного жилищного фонда предоставлено по договору соцнайма занимаемое служебное жилое помещение, которое впоследствии может быть приватизировано.
Следовательно, нанимателю необходимо обратиться с заявлением (но не требованием) об исключении занимаемого жилого помещения из специализированного жилищного фонда к собственнику данного помещения или уполномоченным им лицам, и в случае принятия положительного решения данное жилое помещение может быть приватизировано. В столице наниматели с этой целью обращаются в территориальные управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в административных округах г. Москвы (что следует признать правомерным, учитывая ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, устанавливающую, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В Москве таким органом является указанный выше Департамент).
Как следует из вопроса, территориальному органу БТИ было делегировано полномочие по оформлению приватизации жилых помещений. Помимо этого, непосредственно в число функций БТИ входит технический учет объектов недвижимости, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и учета документов, а также официальный статистический учет жилищного фонда и представление статистической отчетности в Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
Представляется, что решение вопроса о возможности приватизации служебного жилого помещения не относится к компетенции БТИ, поэтому данный отказ следует признать правомерным.
------------------------------------------------------------------
Название документа