Платежи за пользование лесным фондом

(Кожедубова И. И.)

("Налоги" (газета), 2006, N 30)

Текст документа

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

И. И. КОЖЕДУБОВА

Кожедубова И. И., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

В соответствии со ст. 103 Лесного кодекса платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Плательщиками вышеуказанных платежей являются лесопользователи, то есть граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Плательщиками платежей за пользование лесным фондом являются юридические лица, применяющие как традиционную форму ведения бухгалтерского учета, так и упрощенную.

В соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Таким образом, платежи за пользование лесным фондом, взимаемые в виде лесных податей или арендной платы, должны уплачиваться организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в общем порядке.

Вместе с тем Лесным кодексом предоставлено право бесплатного пользования лесным фондом.

В частности, в соответствии со ст. 86 Лесного кодекса граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие лесные пищевые ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Лесного кодекса по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном ст. 130 Лесного кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование".

Граждане и юридические лица, желающие получить в безвозмездное пользование участок лесного фонда, должны направить в лесхоз письменное заявление, в котором необходимо указать:

- полное наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество гражданина;

- адрес заявителя;

- место расположения участка лесного фонда;

- виды и цели лесопользования;

- наличие лицензии (в случаях, предусмотренных законом);

- другие необходимые данные.

В договоре безвозмездного пользования должны быть указаны стороны договора, границы участка лесного фонда, срок договора, виды и объемы лесопользования, права и обязанности сторон по использованию, охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов, порядок возмещения возможных убытков, а также другие условия, не противоречащие действующему законодательству. Договор заключается в письменной форме, подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Используемые термины и определения

В данной статье будут использоваться специфические термины и определения, и мы считаем необходимым привести их расшифровку для более полного и правильного понимания текста. Расшифровка понятий дана в письме Госналогслужбы Российской Федерации от 4 марта 1996 г. N НП-6-04/155 "О Рекомендациях по порядку проведения документальных проверок владельцев лесного фонда и лесопользователей по правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет лесных податей".

Рубки главного пользования - осуществление заготовки древесины в лесонасаждениях, достигших возраста спелости, в пределах действующей расчетной лесосеки. Возрасты и обороты рубки устанавливаются лесоустройством.

Лесовосстановительные рубки - осуществление промышленной заготовки древесины в лесах I группы.

Сплошные рубки - способ рубок главного пользования, при котором полностью вырубается древостой, за исключением используемого для восстановления леса молодняка и подроста или оставляемых в необходимых случаях семенных участков и куртин, за один прием.

Постепенные рубки - способ рубок главного пользования, при котором вырубается весь древостой, за исключением молодняка и подроста, за 2 - 4 приема.

Выборочные рубки - способ рубок главного пользования, при котором за один прием вырубается часть деревьев спелого поколения с равномерным распределением по площади, а также другие деревья по лесоводственным соображениям с расчетом на постоянное повторение очередного приема рубки через равные промежутки времени, в течение которых восстанавливается ранее вырубленный запас древостоя.

Расчетная лесосека - научно обоснованная норма рубок, исчисляемая при лесоустройстве на длительный период по каждому лесхозу раздельно по группам лесов и хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) и в целом по субъекту Российской Федерации. Расчетная лесосека утверждается Федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с соответствующим органом государственной власти субъектов Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Рубки промежуточного пользования - осуществление заготовки древесины при рубках ухода за лесом, санитарных рубках и рубках реконструкции.

Рубки ухода - рубки, направленные на выращивание хозяйственно ценных высокопродуктивных насаждений и повышение полезных функций леса. В зависимости от возраста насаждений проводятся следующие виды рубок ухода:

осветления - рубки, проводимые в целях регулирования густоты и ухода за составом в молодняках;

прочистки - рубки, проводимые в целях ухода за составом и формой насаждений, формирования структуры будущего насаждения и регулирования количественного соотношения между отдельными породами;

прореживания - рубки, проводимые в средневозрастном древостое в целях ухода за формой ствола и кроны, которыми продолжается уход за составом и улучшается качество и структура насаждения;

проходные рубки - рубки, проводимые в приспевающем древостое в целях увеличения прироста лучших деревьев и сокращения сроков выращивания технически спелой древесины.

Санитарные рубки - рубки, проводимые с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений.

Рубки реконструкции - рубки, проводимые в целях замены малоценных насаждений, а также насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Прочие рубки - осуществление заготовки древесины при расчистке лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, линий связи и электропередачи, карьеров, при добыче торфа, при расчистке существующих просек, полос вдоль линий железных и автомобильных дорог в пределах полосы отвода, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и для других подобных целей.

Лесосечный фонд - лимит (размер) заготовки древесины, выделяемый лесопользователям на год.

Лесосека - участок леса, отведенный для рубок главного или промежуточного пользования, отграниченный визирами, естественными рубежами и лесосечными столбами. Лесосекой также называется лесосечный фонд, выделенный на определенный срок.

Делянка - часть лесосеки, отграниченная визирами и деляночными столбами, по которой производится материально-денежная оценка и выписывается лесорубочный билет.

Таксационный участок (выдел) - первичная учетная единица, отличающаяся по таксационной характеристике от соседних участков леса. В делянке может быть один или несколько таксационных участков.

Материально-денежная оценка лесосек - определение количества и качества запаса древесины на лесосеках, предназначенных к вырубке, и платы за древесину, отпускаемую на корню.

Общий запас древесины - объем древесины стволов и кроны.

Товарный (ликвидный) запас древесины - часть общего запаса, за исключением отходов.

Запас деловой древесины - запас круглых лесоматериалов без коры (кроме технологических и топливных дров). К деловым относятся отрезки ствола с диаметром в верхнем срезе 6 см и выше.

Основания для осуществления лесопользования

Лесопользование допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета (ст. 42 Лесного кодекса). Данные документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанные в документах виды лесопользования в установленном объеме (размере) и только на конкретном участке лесного фонда и выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. При этом лесорубочный билет на заготовку живицы выдается на весь срок подсочки деревьев.

Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета, выдаваемого лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующих договорах, являются:

- для краткосрочного пользования участком лесного фонда протокол о результатах лесного аукциона;

- для долгосрочного пользования участком лесного фонда договор аренды участка, договор безвозмездного пользования, договор концессии.

Правила учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов утверждены Приказом Минприроды Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 729.

Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов, и выдается лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Лесорубочные билеты выдают на каждую лесосеку или делянку. Выдача билета на несколько лесосек или делянок разрешается при условии, если они относятся к одному виду пользования, применяется один и тот же способ рубки и способ учета отпускаемой древесины, второстепенных лесных ресурсов.

В течение срока действия лесорубочного билета на нем производят необходимые записи о разрешении вывозки после освидетельствования заготовленных древесины и второстепенных лесных ресурсов при отпуске их по количеству, об ограничении, приостановлении, прекращении прав пользования, о передаче права по этому лесорубочному билету и др.

Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.

Ордер выдается на руки лесопользователю, который обязан иметь его у себя при заготовке и вывозке древесины или второстепенных лесных ресурсов.

На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

При выдаче ордеров должны выполняться следующие требования:

- ордера выдаются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных, дошкольных образовательных и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающих на данной территории. Выдача ордеров другим лесопользователям запрещается, и им для заготовки древесины и второстепенных лесных ресурсов должны выдаваться только лесорубочные билеты;

- ордера должны выдаваться на отпуск древесины на корню по каждому из них в объеме не более 50 куб. метров в лесах первой и второй групп и не более 100 куб. метров в лесах третьей группы. Органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ могут увеличивать в лесах третьей группы размеры отпуска древесины на корню по ордерам для отдельных лесничеств, удаленных от лесхозов.

Лесные билеты выдаются лесопользователям для осуществления побочного и иных видов лесопользовании (кроме заготовки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов).

При этом на все виды побочного лесопользования, за исключением случаев его осуществления лесничеством, лесные билеты выдает лесничество. На осуществление других видов лесопользования лесной билет выдается лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. При осуществлении побочного лесопользования лесничеством, а также для осуществления лесопользования для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей лесные билеты выдает лесхоз.

На сбор гражданами для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых ресурсов лесные билеты не выдают.

Лесной билет на побочное лесопользование выдается сроком на один сезон, для иных видов лесопользования (кроме заготовки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов) лесной билет может быть выдан лесхозом на срок до 10 лет включительно.

Лесные подати

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда (ст. 103 Лесного кодекса).

Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации освобождаются от внесения платы за землю (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2003 г. N ф04/1903-598/а45-2003).

Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со ст. 46 и 47 Лесного кодекса, посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов (ст. 43 Лесного кодекса).

Организатором лесного аукциона на уровне субъекта Российской Федерации является орган управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте Российской Федерации, а на уровне района - лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством. По представлению этих органов орган государственной власти субъекта Российской Федерации выставляет лесные ресурсы на аукцион.

Организатор лесного аукциона осуществляет всю организационную и техническую работу по проведению лесных аукционов.

Для обеспечения объективности лесных аукционов по продаже права краткосрочного пользования участками лесного фонда создаются аукционные комиссии, состав которых утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Организатор аукциона и выигравшее аукцион лицо подписывают протокол, в котором указываются следующие данные:

- границы участка лесного фонда;

- виды лесопользования;

- объемы (размеры) лесопользования;

- размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения;

- иные условия.

Протокол о результатах лесного аукциона имеет силу договора.

После подписания протокола лесного аукциона его победители обязаны в установленный протоколом лесного аукциона срок внести плату за купленную аукционную единицу и получить лесорубочный билет (ордер) или лесной билет в соответствующем лесхозе.

Положение о порядке проведения лесных аукционов утверждено Приказом МПР Российской Федерации от 14 апреля 2005 г. N 97 "Об утверждении Порядка организации и проведения лесных аукционов".

Без проведения аукционов на основании решений территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.

Лесопользование в этом случае также осуществляется на основании лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.

Плательщиками лесных податей являются все лесопользователи, за исключением арендаторов и лиц, которым предоставлены льготы по уплате лесных податей.

Ставки лесных податей

Выбор той или иной единицы измерения при оценке лесных ресурсов определяется удобством пользования и сложившимися традициями. Например, для оценки древесины на корню лучше использовать объемные показатели - кубометры, для расчета платежей за сенокосы удобнее использовать площадные показатели - гектары, при заготовке древесных соков - декалитры.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса (например, кубический метр древесины, килограмм грибов, ягод, тонна живицы и др.), а по отдельным видам лесопользования, таким как сенокошение, пастьба скота, - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.

В соответствии с Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденными Госналогслужбой Российской Федерации, N НП-4-02/199н, Минфином Российской Федерации, N 148, Рослесхозом, N 7 от 14 декабря 1993 г., размеры лесных податей рассчитываются:

- исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом;

- по отдельным видам пользования - исходя из ставок за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда, указанной в разрешительном документе.

Конкретные ставки лесных податей зависят от вида лесного пользования, экономико-географических условий эксплуатации участков лесного фонда и устанавливаются органами власти районов (городов), городов Москвы и Санкт-Петербурга по результатам лесных торгов и конкурсов или иным способом;

- конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, устанавливаемых органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга при участии соответствующих территориальных органов государственного управления лесным хозяйством;

- минимальные ставки лесных податей при отпуске древесины на корню устанавливаются на основе методических рекомендаций по расчету лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, разработанных государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации и согласованных с Комитетом Российской Федерации по политике цен и другими заинтересованными организациями;

- минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемого по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление;

- периодичность пересмотра минимальных ставок лесных податей определяется органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием территориальных государственных органов управления лесным хозяйством.

Минимальные ставки лесных податей

Конкретные ставки лесных податей зависят от вида лесопользования, экономико-географических условий эксплуатации участков лесного фонда и устанавливаются органами власти районов (городов) по результатам лесных торгов и конкурсов или иным способом.

Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Методических рекомендаций по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, утвержденных Рослесхозом 1 февраля 1994 г.

В связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции минимальные ставки лесных податей должны регулярно пересматриваться. Периодичность пересмотра определяется органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием территориальных государственных органов управления лесным хозяйством.

Установленные минимальные ставки используются при организации лесных торгов, аукционов, конкурсов.

Статьей 103 Лесного кодекса установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации, и такие ставки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" (далее - Постановление N 127).

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установленные Постановлением N 127, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации.

Минимальные ставки дифференцированы следующим образом:

- по основным и неосновным лесным породам;

- по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам;

- по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам);

- в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам, на которые распределена территория Российской Федерации).

Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов. В других случаях к минимальным ставкам применяются корректирующие коэффициенты.

Допускается перевод леса из одного лесотаксового района или пояса в другой, и производится такой перевод по представлению Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Распределение лесов по лесотаксовым разрядам осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению органов управления лесным хозяйством. При распределении учитывается следующее:

а) лесотаксовые разряды устанавливаются для каждого квартала (урочища), исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшего пункта, откуда возможны погрузка древесины и ее перевозка железнодорожным транспортом общего пользования, сплав древесины или ее транспортировка водным транспортом. Если в лесном массиве, тяготеющем к лесосплавным путям, объем лесозаготовок превышает грузооборот сплавной реки и вывозка древесины производится как на сплав, так и на железнодорожный транспорт, то:

для той части территории, отпуск древесины с которой осуществляется в пределах грузооборота реки, лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшего пункта, откуда возможны сплав древесины или ее транспортировка водным транспортом;

для остальной части территории лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшего погрузочного пункта;

б) если участки леса тяготеют к сплавной реке, но в силу экономической целесообразности древесина с этой территории вывозится к железной дороге, лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшего погрузочного пункта;

в) для лесов, отдаленных от инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и сплавных путей на расстояние свыше 100 километров, учитывается наличие автомобильных дорог федерального или регионального значения, а также автомобильных дорог с твердым покрытием, а в горных лесах Северного Кавказа учитывается также наличие автомобильных дорог районного значения с твердым покрытием. В этих случаях лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до соответствующей автомобильной дороги с понижением ставок платы на один разряд при перевозке древесины по автомобильной дороге на расстояние свыше 10 километров;

г) леса, тяготеющие к железнодорожным путям необщего пользования, а также к строящимся железным дорогам, введенным во временную эксплуатацию (до ввода их в постоянную эксплуатацию), распределяются по лесотаксовым разрядам, исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до погрузочных пунктов, расположенных на этих подъездных путях и строящихся железных дорогах;

д) в случае если более 50% древесины, отпускаемой на корню, вывозится к пунктам потребления, лесотаксовые разряды устанавливаются исходя из расстояния от центра квартала до этих пунктов.

Допускается изменение распределения лесов по лесотаксовым разрядам в случаях:

- запрещения сплава древесины по рекам, отнесенным в соответствии с материалами лесоустройства к сплавным;

- закрытия или открытия в установленном порядке железнодорожных станций или разъездов для погрузки древесины;

- изменения местонахождения погрузочных пунктов в связи с постройкой новых инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования;

- прекращения транспортировки древесины водным транспортом, если оно обусловлено экономической нецелесообразностью или экологическими требованиями;

- выявления нарушений установленного порядка распределения лесов по лесотаксовым разрядам.

Предусмотрено семь лесотаксовых разрядов, определенных исходя из расстояния от центра квартала до погрузочного пункта:

1-й разряд - до 10 километров;

2-й разряд - до 25 километров;

3-й разряд - до 40 километров;

4-й разряд - от 40,1 до 60 километров;

5-й разряд - от 60,1 до 80 километров;

6-й разряд - от 80,1 до 100 километров;

7-й разряд - от 100,1 километра и более.

С учетом местных условий допускается установление иной шкалы разрядов такс. При этом необходимо соблюдать правило - поправки к таксам на расстояние вывозки должны соответствовать росту затрат на вывозку древесины с увеличением расстояния вывозки.

Расстояние вывозки определяется с помощью картографического материала по прямой от центра квартала до пункта реализации древесины, при этом в зависимости от рельефа местности вносятся следующие поправки на расстояние вывозки:

- в лесах с равнинным рельефом - 1,10;

- в лесах с холмистым рельефом или в лесах, свыше 30% территории которых заняты болотами, - 1,25;

- в лесах с горным рельефом - 1,50.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно Лесному кодексу ставки лесных податей и ставки арендной платы (кроме минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или определяются по результатам лесных аукционов.

Ставки лесных податей за другие виды лесопользования также устанавливаются указанными органами по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов, таким образом, ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применять в отношении других видов лесопользования нельзя.

Корректировка минимальных ставок

В общих указаниях по порядку применения минимальных ставок платы за древесину на корню, утвержденных Постановлением N 127, предусмотрен ряд условий для уменьшения размера этих ставок.

При заготовке древесины в порядке рубок промежуточного пользования предусмотрено уменьшение установленных минимальных ставок:

- при прореживании и выборочных санитарных рубках - на 50%;

- при других рубках промежуточного пользования - на 30%.

При отпуске древесины в порядке сплошных рубок главного пользования и прочих рубок минимальные ставки корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем умножения ставок на следующие корректирующие коэффициенты:

Ликвидный запас древесины на корню Корректирующий

(плотных куб. метров на 1 гектаре) коэффициент

До 100 0,9

100,1 - 150 1,0

150,1 и более 1,05

При отпуске древесины в порядке рубок промежуточного пользования корректировка минимальных ставок в зависимости от ликвидного запаса отведенной в рубку древесины на одном гектаре лесосеки не производится.

На лесосеках, расположенных на горных склонах с крутизной свыше 20 градусов, применяются корректирующие коэффициенты:

- при использовании канатно-подвесных установок - 0,7;

- при использовании вертолетов - 0,5.

Если при проведении несплошных рубок главного пользования и сплошных рубок главного пользования сохраняется подрост и (или) второй ярус ценных хвойных, твердолиственных пород, минимальные ставки снижаются на 20%. В случае уничтожения подроста и (или) второго яруса ценных пород, подлежащих сохранению, минимальные ставки не снижаются.

Если отпуск древесины на корню производится в порядке сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и болезнями леса, ветром, пожарами, в результате других стихийных бедствий, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее вплоть до полного освобождения лесопользователей от платы.

В соответствии с письмом МНС Российской Федерации от 10 мая 2001 г. N 04-2-05/1/15-М392 "О порядке установления минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню" корректировка минимальных ставок платы производится в зависимости от вида рубок и условий ведения лесозаготовительных работ и не связана с порядком предоставления налоговых льгот конкретным категориям налогоплательщиков.

В связи с тем что степень повреждения древесины может быть определена только с учетом конкретных условий регионов, полномочия по установлению минимальных ставок платы за древесину на корню при ее отпуске для проведения сплошных санитарных рубок в поврежденных насаждениях предоставлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок установления минимальных ставок не признается налоговой льготой.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Учитывая изложенное, налоговое ведомство считает, что право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные минимальные ставки платы за древесину на корню при ее отпуске для проведения сплошных санитарных рубок в поврежденных насаждениях не противоречит нормам налогового и лесного законодательства.

В тех случаях, когда отпуск древесины на корню производится по минимальным ставкам с применением корректирующих коэффициентов, окончательная величина минимальной ставки округляется до 0,1 рубля за 1 плотный куб. метр древесины.

Следует обратить внимание на то, что ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" было установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применялись в 2002 г. с коэффициентом 1,12.

В Федеральном законе от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" такой нормы не содержалось.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применялись в 2004 г. с коэффициентом 1,4.

Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,5.

В соответствии с п. 2 Постановления N 127 минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда. В соответствии со ст. 11 Закона N 1738-1 налог на земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Порядок и сроки внесения лесных податей

Основные положения о порядке и условиях взимания лесных податей утверждены Госналогслужбой Российской Федерации, N НП-4-02/199н, Минфином Российской Федерации, N 148, Федеральной службой лесного хозяйства Российской Федерации, N 7 от 14 декабря 1993 г.

Указанным документом установлено, что лесные подати могут взиматься в форме:

- денежных платежей;

- части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции;

- выполнения работ или предоставления услуг.

Формы внесения лесных податей определяются районными (городскими) органами власти и оговариваются в разрешительном документе по каждому объекту пользования.

Взимаются лесные подати в виде разового или регулярного платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия разрешительного документа.

Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются налоговым ведомством по согласованию с Минфином Российской Федерации в зависимости от объемов предоставленных в пользование ресурсов и иных условий.

Порядок внесения лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами устанавливается органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 19 апреля 1994 г. N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" (далее - Инструкция N 25) плата за древесину вносится лесопользователями непосредственно в банки или учреждения Минсвязи Российской Федерации в том календарном году, на который выделен лесосечный фонд, в следующие сроки:

15 февраля - 15%;

15 марта - 10%;

15 апреля - 10%;

15 июня - 10%;

15 июля - 10%;

15 сентября - 15%;

15 ноября - 15%;

15 декабря - 15%.

Плата по установленным срокам вносится исходя из общей стоимости древесины, отпущенной по всем лесорубочным билетам из лесосечного фонда, данного года.

Если по каждому лесорубочному билету отпущено древесины на корню в объеме до 500 куб. метров, сумма платы по срокам не разбивается, а вносится в бюджет полностью перед выпиской лесорубочного билета. В таком же порядке вносится плата за древесину по лесорубочным билетам, выданным в счет лесосечного фонда будущего года.

Если лесопользователь окончил заготовку древесины по всем лесорубочным билетам досрочно, то плата за древесину должна быть внесена им в пятидневный срок после окончания заготовки древесины.

Лесопользователь может получить лесорубочный билет по лесосечному фонду текущего года после наступления сроков платежа, в этом случае он должен внести плату за древесину по истекшим срокам в первый наступающий срок уплаты.

Плата за древесину, отпускаемую на корню, по ордерам вносится в доход бюджета всеми лесопользователями полностью при получении ордеров.

Следует обратить внимание на то, что Лесным кодексом не предусмотрен возврат лесопользователю уплаченных им платежей за пользование лесным фондом за приобретение лесорубочного билета в том случае, если он по каким-либо причинам допустил недорубы или вовсе не начал рубку на выделенном ему участке лесного фонда.

Порядок представления отчетности

Отчет о количестве древесины, разрешенной лесопользователю к заготовке, платежах за древесину, о суммах неустоек и ущерба за лесонарушения составляется владельцами лесного фонда по форме согласно Приложению N 1 к Инструкции N 25, при этом в данном отчете не предусмотрено отражение сумм лесных податей сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

Отчет составляется по состоянию на 15-е число каждого месяца включительно и представляется в налоговый орган по месту нахождения владельца лесного фонда не позднее 20-го числа каждого месяца.

Лесопользователи ежегодно не позднее 1 марта следующего года представляют в налоговый орган по месту лесопользования перерасчет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, по лесосечному фонду истекшего года по форме согласно Приложению N 2 к Инструкции N 25. Причитающиеся платежи перечисляются в бюджет не позднее 15 марта.

В некоторых случаях организации помимо заготовок древесины в порядке рубок главного пользования осуществляют прочие рубки.

Статьей 113 Лесного кодекса установлено, что заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, расчистке лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных целей).

В связи с этим лесопользователи помимо перерасчета сумм лесных податей за древесину, полученную при рубках главного пользования, должны предоставлять в налоговые органы перерасчет лесных податей в случае превышения фактических объемов древесины по сравнению с разрешенными к заготовке объемами и при проведении прочих рубок.

В том случае, если плата за древесину, отпускаемую на корню, вносится в неденежной форме, лесопользователи ежемесячно не позднее 20-го числа представляют справки о стоимости переданных в счет уплаты лесных податей лесных ресурсов или иной продукции, выполненных работ и услуг по форме согласно Приложению N 3 к Инструкции N 25. Данные справки представляются в налоговые органы по месту лесопользования.

Название документа