Земельное законодательство 20-х годов XX века как способ формирования общественного сознания крестьянства
(Потапова А. В.) ("История государства и права", 2006, N 8) Текст документаЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА
А. В. ПОТАПОВА
Потапова А. В., адвокат, преподаватель кафедры теории права, государства и организации правоохранительных органов Курского ГТУ, аспирант.
Социально-экономическое развитие показывает, что на рубеже XX - XXI вв. аграрный вопрос в России остается самым сложным и противоречивым. Противоречивость вызвана нерезонностью вопроса о земельной собственности. Современное российское законодательство, и в частности земельное, предоставило сельским жителям право на земельную собственность, но реальными собственниками земли крестьяне не стали, а потому не могут планомерно и перспективно развивать хозяйственную деятельность. Национальный проект "Развитие АПК" призван решить аграрную проблему в России. Но уже изначально видно, что он трудновыполним, потому что земельное законодательство не обеспечивает производителя собственностью и соответственно не стимулирует его предпринимательскую инициативу. Именно поэтому следует обратиться к историческому опыту законотворчества и правоприменительной практики периода новой экономической политики. Исторический опыт показывает, что все реформы, проводимые в дореволюционной, советской и постсоветской России, не дали результатов, которых ожидали реформаторы, приступая к модернизации различных сторон государства и общества. Причина этих "неудач" проста. Реформаторы, как правило, не знали систем, которые подвергали изменениям, и не учитывали традиции, обычаи и в целом социокультурную среду там, где проводили реформы. По этой причине военный коммунизм как способ построения социализма оказался нежизнеспособным. Так, "социалистическое" земельное законодательство периода 1918 - 1920 гг. ориентировалось на создание коллективных форм хозяйствования. Однако эти законодательные установки на раннюю коллективизацию не были приняты и были отвергнуты крестьянской массой как не соответствующие общественным представлениям о земле, праве пользования ею, в целом идеологии крестьянского движения, поэтому власть была вынуждена отказаться от своей прежней политики и скорректировать земельное законодательство в соответствии с реальной ситуацией, которая сложилась в деревне к концу Гражданской войны. Переход к новой экономической политике вызвал потребность четкого правового регулирования землепользования. Перед земельным правом стояла весьма сложная задача - способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства, изменению общественного сознания крестьян в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины. Поэтому в землеустройстве 1920-х гг. четко наметились и развивались две основные черты - закрепление и оформление социалистических имущественных отношений и установление режима устойчивого крестьянского землепользования. Особая роль отводилась воспитательной функции земельного законодательства. В этих условиях в декабре 1921 г. на IX съезде Советов был рассмотрен судьбоносный для новой власти и государства вопрос о становлении и развитии сельского хозяйства. Анализ социально-политической ситуации в деревне позволил съезду признать необходимым среди прочих мер "срочно пересмотреть действующее земельное законодательство". По мнению делегатов съезда, оно должно было быть согласованным с основами новой экономической политики и стать стройным, ясным и доступным пониманию каждого землевладельца сводом законов о земле. Важно подчеркнуть, что, исходя из реалий жизни, IX съезд Советов подтвердил право земельного общества избирать любую форму землепользования <*>. В принятом 30 октября 1922 г. Земельном кодексе РСФСР законодательно было закреплено правовое положение сельской общины, и она получила статус юридического лица. Земельный кодекс РСФСР состоял из Основных положений и трех частей: "О трудовом землепользовании", "О городских землях и государственных земельных имуществах", "О землеустройстве и переселении" <**>. -------------------------------- <*> См.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967. Т. 1. С. 268. <**> См.: Земельный кодекс РСФСР. М., 1995.
В целях оформления нужного правительству курса и социалистического общественного сознания крестьянства государство как собственник земли передавало ее во владение и пользование. Владение землями сельскохозяйственного назначения обусловливалось ведением трудового хозяйства, т. е. хозяйства, основанного на труде владельцев земли. Земли для сельскохозяйственного использования имели право получить все граждане РСФСР без различия пола, вероисповедания, национальности, способные ее обработать. Кодекс гарантировал крестьянам не только право на получение земли в трудовое пользование, но и самостоятельно, по своему усмотрению решать вопрос о форме землепользования, т. е. обрабатывать землю в составе земельного общества или единолично. Право на землю, преданную в трудовое пользование, действовало бессрочно. Статья 90 Земельного кодекса РСФСР устанавливала широкий спектр способов землепользования: общинный (с уравнительными пределами земли между дворами), участковый (с неизменным размером земельных участков каждого двора, в виде чересполосных, отрубных или хуторских участков) и товарищеский (с совместным пользованием землей членами общества, составляющими сельскохозяйственную коммуну, артель или товарищество по общественной обработке земли). Следует подчеркнуть то обстоятельство, что, давая подробную характеристику всех форм землепользования, законодатель особое внимание уделял характеристике коллективных форм землепользования. Естественно, процесс формирования и изменения общественного сознания крестьян проходил сложно и противоречиво. Так, после голода 1921 г. удельный вес группового землеустройства в 1922 г. снизился с 71,5 до 54,9%, в то же время единоличного возрос с 6,4 до 10,4%. В это время землеустройство в хутора и отруба в 2,3 раза превосходило колхозное <*>. -------------------------------- <*> Новейшая история. XX век: В 2 т. Т. 1 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Шагина. М., 1998. С. 398.
Однако стимулирующие возможности земельного законодательства и административные методы партийно-государственных органов способствовали укреплению коллективного, общественного сознания у крестьян. На основе Земельного кодекса РСФСР Наркомзем последовательно и целенаправленно поощрял развитие коллективных форм использования угодий и сворачивание хуторских. Поэтому землеустройство сельских обществ с общим севооборотом в период 1923 - 1927 гг. ускорилось более чем в два раза, а для хуторских и отрубных хозяйств снизилось с 5,3 до 2,9%. В целом государственная поддержка коллективных хозяйств способствовала тому, что к средине 20-х гг. XX в. около 60% колхозов были землеустроены <*>. Фактически была устроена материальная основа формирования социалистического общественного сознания земледельцев в коллективных хозяйствах. -------------------------------- <*> Там же.
Законодательство периода нэпа активизировало деятельность хозяйств предпринимательского типа, что усилило не классовую, а имущественную дифференциацию внутри крестьянства. Однако этот процесс развивался достаточно медленно. Так, в 1927 г., когда количество хозяйств этого типа достигло наивысшей точки, их доля в общей численности сельских дворов составила всего 3,9%. "Наше хозяйство, - отмечал в 1926 г. ведущий экономист Н. Кондратьев, - в общем настолько примитивно и бедно, настолько исчерпывается сплошной однородной неотъемлемой массой распыленных и слабосильных хозяйств, что на основе этой ошибки легко находить кулаков там, где имеет место здоровый эмпиричный слой крестьянских хозяйств с наиболее высокой производительностью труда и наиболее быстрым накоплением" <*>. В целом единоличное крестьянское хозяйство во второй половине 20-х гг. оставалось относительно стабильным, неразвитым, полунатурально-потребительским. -------------------------------- <*> Цит. по: Мау В. А. Реформы и догмы. 1914 - 1929. Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993. С. 93.
Понимая важность развития сельского хозяйства и трудности, в которых находятся земледельцы, законодатель допускал возможность применения наемного труда в крестьянских хозяйствах. Необходимым условием его применения Земельный кодекс РСФСР 1922 г. признавал участие всех трудоспособных наличных членов хозяйства в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками. Эти ограничения должны были воспрепятствовать развитию буржуазных отношений в деревне. Но они оказались неэффективными. Поэтому 18 апреля 1925 г. своим Постановлением СНК СССР утвердил временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. Правила не ограничивали численности одновременно нанимаемых крестьянским хозяйством батраков и батрачек. Однако детально прописывались трудовые права принимаемых на работу: необходимость заключения письменного соглашения, обязательное предоставление выходных и праздничных дней, оплата труда не ниже государственного минимума заработной платы, установленной для данной местности <*>. Мы видим, что конкретными законодательными предложениями также стимулировались коллективные, справедливые отношения между крестьянином и батраком. -------------------------------- <*> См.: Советское право в годы нэпа (1921 - 1929 гг.) / Под ред. д. и.н., проф. С. А. Есикова. Тамбов, 2004. С. 58.
Вышеизложенное и анализ нормативно-правовой базы, регулировавшей земельные отношения в деревне в годы новой экономической политики, свидетельствуют о том, что законодатель предоставлял равные юридические возможности крестьянам и всем гражданам РСФСР на получение земли в трудовое пользование и по своему усмотрению решать вопрос о форме землепользования. Более активное стимулирование развития коллективных форм хозяйствования способствовало изменению общественного сознания крестьян в соответствии с идеологическими установками партийно-государственного руководства страны и историческими традициями землепашества в стране со специфическим геополитическим положением и особыми природно-климатическими факторами.
Название документа