Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды
(Гильмутдинов И. И., Абрамов П. В.)
("Законность", 2013, N 7)
Текст документа
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И. И. ГИЛЬМУТДИНОВ, П. В. АБРАМОВ
Гильмутдинов Ильсур Ирекович, татарский природоохранный межрайонный прокурор, старший советник юстиции.
Абрамов Павел Валерьевич, помощник прокурора.
В статье раскрыт положительный опыт работы Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением предприятиями жилищно-коммунального хозяйства ФЗ "Об охране окружающей среды" в части эксплуатации ими очистных сооружений на территории Республики Татарстан и качества сбрасываемых ими сточных вод в водные объекты, являющиеся памятниками природы.
Ключевые слова: надзор за исполнением федерального законодательства, сброс сточных вод, очистные сооружения, водный объект.
Supervision over implementation of legislation on environmental protection
I. I. Gilmutdinov, P. V. Abramov
This article discovers positive operational experience of inter-regional environmental office of Public Prosecutor of Republic of Tatarstan in supervision of the execution housing and communal services by organizations, Federal statute "On preservation of the environment", in part of exploitation of treatment plant on the territory of republic of Tatarstan and quality of dropping sewage into water which are considered to be monuments devoted to nature.
Key words: Supervision of implementation of federal legislation, wastewater discharges, treatment plant, water body.
Одним из приоритетных направлений деятельности Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Татарстан является надзор за соблюдением предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и иными организациями законодательства об охране окружающей среды.
Татарская природоохранная межрайонная прокуратура проводит целенаправленную работу по пресечению нарушений, связанных со сбросом неочищенных хозяйственно-бытовых и промышленных вод, загрязняющих водные объекты республики.
Не секрет, что большая часть действующих очистных сооружений была построена еще в 60 - 70 годы и эксплуатируется до сих пор. Многие очистные сооружения морально устарели и утратили технические свойства, позволяющие надлежаще и качественно очищать сточные воды. Большинство попросту не справляется со своими функциями, превращаясь в типичный отстойник, задерживая лишь крупные частицы. При этом состав сбрасываемых сточных вод в водный объект на выходе мало чем отличается от воды, поступающей на очистные сооружения.
В настоящее время хозяйствующие субъекты Бугульминского, Лениногорского, Альметьевского районов Республики Татарстан бесконтрольно сбрасывают загрязняющие вещества в реку Степной Зай. В самой водоохранной зоне осуществляется распашка земель, обработка их ядохимикатами, строительство животноводческих ферм, иная хозяйственная деятельность, что привело к загрязнению водного объекта. Река Степной Зай - левый приток Куйбышевского водохранилища - является водным объектом рыбохозяйственного использования высшей категории, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 г. N 644 признана памятником природы регионального значения.
Согласно данным Государственной специализированной инспекции аналитического контроля уровень загрязнения водного объекта р. Степной Зай оценивается в 4 балла (экстремально высокое загрязнение). Превышение нормативов предельно допустимой концентрации сбросов составило (далее - ПДК): по аммонию - в 2,2 раза; по нитритам - в 7,4 раза; по фосфатам - в 5,9 раза; по железу - в 4,1 раза; по меди - в 4 раза; по магнию - в 1,5 раза. Превышение нормативов предельно допустимых сбросов: по аммонию - в 12,4 раза; по нитритам - в 6,8 раза; по фосфатам - в 8,5 раза; по железу - в 1,8 раза; по БПК - в 3,6 раза; по меди - в 3,0 раза. Содержание растворенного кислорода в р. Степной Зай составило 4,02 мг/куб. дм (ПДК - не менее 6 мг/куб. дм).
Недостаточно очищенные стоки с очистных сооружений, сбрасываемые предприятиями ЖКХ и иными организациями в р. Степной Зай, р. Лесная Шешма, р. Большой Черемшан, р. Муратка, р. Ик, оказывают вредное токсикологическое и химическое воздействие на почву и водоемы и особенно пагубны для молоди рыб. А при частом попадании неочищенных сточных вод в реку происходит изменение трофического статуса водоема, ведущего к преобладанию гнилостных процессов, что делает речную воду непригодной для питья.
В результате проведенных проверок выявлены основные источники выбросов, которыми являются: ООО "Бугульма-Водоканал" г. Бугульма, ОАО "Альметьевск-Водоканал" г. Альметьевск, ООО "Шугуровское МПП" г. Лениногорск, ООО "Промочистка" г. Нурлат. При сбросе ими сточных вод с очистных сооружений в водные объекты реки нормативы ПДК (ПДС) превышаются в десятки раз. Результаты визуального наблюдения показали наличие запаха и цвета, не свойственных воде ранее.
Таким образом, предприятия нарушили требования ст. ст. 3, 21, 22, п. 2 ст. 39 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", п. 2 ч. 2 ст. 39, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ и требования ст. 42 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой в отношении виновных должностных и юридических лиц ООО "Бугульма-Водоканал", ОАО "Альметьевск-Водоканал", ООО "Шугуровское МПП" были возбуждены административные дела по ст. 7.6 (самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий), ч. 1 ст. 8.14 (нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект) КоАП. По результатам рассмотрения постановлений прокурора виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Руководителям предприятий внесены представления об устранении выявленных нарушений закона.
В целях приведения качества сбрасываемых сточных вод в водные объекты в норму Татарская природоохранная межрайонная прокуратура направила в суды республики заявления с требованиями произвести реконструкцию очистных сооружений, доведя качество сбрасываемых сточных вод до требуемых нормативов предельно допустимых сбросов.
В судебном порядке удовлетворены требования прокурора о признании бездействия незаконным и обязании произвести ремонт (реконструкцию) очистных сооружений: ООО "Промочистка" г. Нурлат, ООО "Бугульма-Водоканал" г. Бугульма, ОАО "Шугуровское МПП" г. Лениногорск, ОАО "Альметьевск-Водоканал" г. Альметьевск, которые осуществляли сброс загрязненных сточных вод в водные объекты.
Исполняя решение суда, указанные предприятия в настоящее время ведут работы по устранению выявленных нарушений. Так, руководство ОАО "Альметьевск-Водоканал" разработало и согласовало план мероприятий на 2013 г. по снижению концентрации загрязняющих веществ сбрасываемых сточных вод до нормативов допустимого сброса на сумму 7850 тыс. руб., в том числе на приобретение и установку дополнительного пресс-фильтра для обезвоживания сырого осадка, перекачивающего насоса сырого осадка, реконструкции аэрационной системы аэротенка N 1 и капитального ремонта шиберов в распределительных камерах вторичных отстойников.
В муниципальном бюджете Лениногорского района предусмотрено выделение на ремонт очистных сооружений ОАО "Шугуровское МПП" денежных средств на сумму 20 тыс. руб.
Только лишь после вмешательства Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры в 2012 г. по решению Приволжского районного суда г. Казани был прекращен сброс загрязненных сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации в разы в водные объекты р. Сабинка и р. Тюлячка с очистных сооружений филиалов ОАО "ВАМИН Татарстан".
Руководители филиала ОАО "ВАМИН Татарстан" "Тюлячинский маслодельномолочный завод" и "ВАМИН Саба" привлечены по постановлениям прокурора к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14, ст. ст. 7.1 и 7.6 КоАП. Генеральному директору ОАО "ВАМИН Татарстан" внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, по результатам рассмотрения которого директора филиалов привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. Незаконные "отстойники", размещенные в водоохранной зоне водных объектов, по решению суда в результате рассмотрения исковых заявлений прокуратуры были снесены.
В настоящее время вызывает озабоченность ситуация с водными объектами на территории республики, многие из которых попросту не имеют установленной границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, что влечет застройку прибрежной полосы водного объекта, ее отсыпку в целях захвата водной территории, приводит к загрязнению.
Так, в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" при проведении работ по спрямлению реки Меша были выявлены нарушения водного и земельного законодательства. При этом было выявлено, что р. Меша не имеет установленных границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы. В связи с этим прокуратура республики направила в суд заявление об установлении границ водоохранной зоны р. Меша и ее прибрежной защитной полосы. Заявление судом рассмотрено и удовлетворено. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обязалось установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта р. Меша.
Удовлетворено исковое заявление с аналогичными требованиям по реке Степной Зай.
Название документа