К проблеме определения понятия и признаков субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности

(Горетый М. В.) ("Налоги" (газета), 2006, N 20) Текст документа

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

М. В. ГОРЕТЫЙ

Горетый М. В., кандидат юридических наук, Институт государства и права ТюмГУ.

За прошедшие годы отечественный законодатель определил, что понимать под субъектами малого предпринимательства, накопил некоторый, в том числе и негативный, опыт правового регулирования деятельности данной группы субъектов. Однако с малыми нефтедобывающими предприятиями ситуация принципиально иная. В силу специфики нефтедобывающей отрасли малые нефтедобывающие предприятия по формальным признакам не подпадают под критерии субъекта малого предпринимательства, установленные Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", поэтому нормы данного Закона хотя формально и распространяются на малые нефтедобывающие предприятия, но фактически не обеспечивают последним реальной государственной поддержки. В настоящее время правовое положение малых нефтедобывающих компаний не отличается от положения холдингов. Однако вертикально-интегрированные нефтяные компании изначально находятся в более благоприятном финансовом и материальном положении по сравнению с малыми нефтедобывающими предприятиями. Крупные нефтяные компании, как правило, занимают доминирующее положение на локальных рынках транспортировки нефтяного сырья по внутрипромысловым и межпромысловым нефтепроводам, а также оказания услуг по подготовке, учету, хранению минерального сырья: нефти и газа, о чем неоднократно указывалось различными авторами <*>. Данные обстоятельства служат аргументами многих ученых для обоснования необходимости выделения специальных критериев субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности. -------------------------------- <*> См.: Голомолзин А. Н. Вопросы правового регулирования антимонопольного законодательства в ТЭК. Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001 - 2002. М., 2002. С. 104.

Вместе с тем определение критериев малого нефтедобывающего предприятия, с нашей точки зрения, сегодня является самой сложной правовой проблемой, от решения которой во многом зависит обеспечение эффективности государственной поддержки малых нефтедобывающих предприятий. Авторами, исследовавшими проблемы малых нефтедобывающих предприятий, предлагаются самые различные решения и подходы к обоснованию критериев отнесения нефтедобывающих предприятия к категории малых. Так, анализируя проблемы малых горных предприятий, К. Н. Трубецкой, Г. Л. Краснянский, А. Н. Курский, Е. И. Панфилов приходят к выводу, что, если обобщить имеющийся опыт и предложения специалистов применительно к данному вопросу, можно составить следующий перечень основных факторов, которые, по мнению различных ученых, целесообразно учитывать при определении малого горного предприятия, особенностей и условий его функционирования: - горно-геологическая характеристика месторождения или его участка, касающаяся прежде всего минимальной величины извлекаемых запасов нефти и ее качества; - локальность, обособленность залежи (участка месторождения); - наличие горного отвода; - объем годовой добычи, включая газовый конденсат; - число действующих и (или) вводимых в эксплуатацию скважин; - дебит нефти из скважин за принятый период; - сроки эксплуатации участка месторождения или отдельной (локальной) залежи, технологичность извлечения нефти из недр; - степень истощенности запасов по разработанным показателям; - обводненность добытой продукции; - доля экспорта в общем объеме годовой добычи; - величина и содержание уставного капитала (по долевому участию государственных, общественных и иных организаций); - капиталоемкость добычных работ; - величина валового дохода (выручки); себестоимость добычи тонны нефти; - трудоемкость ведения добычных работ, масштабность инфраструктуры в районе возможного функционирования малого предприятия и степень занятости населения; - наличие достаточного числа квалифицированных специалистов, способных организовать и вести весь комплекс работ по рациональной добыче нефти, а также численность работающих на малом предприятии; - степени рисков (геологических, технологических, экономических, в том числе инвестиционных, и др.), присущих проектируемому или вводимому в эксплуатацию малому горному предприятию <*>. -------------------------------- <*> См.: Трубецкой К. Н., Краснянский Г. Л., Курский А. Н., Панфилов Е. И. Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра. М., 2000. С. 166 - 167.

Столь широкий круг показателей свидетельствует о том, что определение предприятия как "малого" в рассматриваемой отрасли представляет достаточно сложную проблему. В то же время исходя из анализа перечисленных выше критериев отнесения горных предприятий к малым можно вполне определенно утверждать, что горные предприятия, и в том числе нефтедобывающие, характеризуются определенной спецификой, отличающей их от других субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность в промышленных сферах хозяйствования. В данной связи для определения критериев малого нефтедобывающего предприятия представляется необходимым остановиться на специфике нефтедобывающего предприятия как субъекта предпринимательства, основным видом деятельности которого является добыча нефти. Правовое регулирование поиска, разведки и добычи нефти и газа в настоящий момент регламентируется как нормами специального нефтегазового законодательства, так и законодательством о недропользовании: Законом РФ "О недрах", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и другими нормативно-правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах" установлено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции могут быть юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения о разделе продукции. В соответствии с нормами Закона РФ "О недрах" субъект предпринимательской деятельности может стать недропользователем только после приобретения права пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. При предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу. То есть в соответствии с нормами Закона РФ "О недрах" лицензия рассматривается не как документ, удостоверяющий профессиональную пригодность юридического или физического лица к осуществлению того или иного вида деятельности, а как акт предоставления прав пользования недрами. Из этого следует, что субъектом предпринимательства в сфере нефтедобычи может быть юридическое либо физическое лицо, обладающее правом пользования недрами в силу лицензии либо в соответствии с заключенным соглашением о разделе продукции. Согласно ст. 7 Закона РФ "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Порядок и особенности предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений установлен Инструкцией "О порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений", утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 сентября 1996 г. N 35. Согласно положениям данной Инструкции видно, что, являясь недропользователем, нефтедобывающее предприятие имеет право осуществлять добычу нефти в пределах четко установленного участка недр: в границах горного отвода - геометризованного блока недр, т. е. геометрически определенного пространства недр. Таким образом, на основании отмеченных выше организационно-правовых особенностей освоения нефтегазовых ресурсов можно сделать вывод, что между субъектом предпринимательской деятельности - "нефтедобывающим предприятием" и объектом предпринимательства - "участком недр" имеется определенная связь, которая, исходя из действующего порядка приобретения прав пользования участком недр, во многом определяет специфику недропользования, а также специфику нефтедобывающего предприятия. С учетом изложенного нам представляется правильным вывод, содержащийся в коллективной монографии А. С. Трубецкого и других ученых о том, что именно объект предпринимательства во многом определяет основные оценочные параметры горного предприятия и его статус <*>. -------------------------------- <*> См.: Трубецкой К. Н., Краснянский Г. Л., Курский А. Н., Панфилов Е. И. Указ. соч. С. 166.

Предложения о необходимости при выработке критериев малого нефтедобывающего предприятия учитывать объект хозяйствования неоднократно озвучивались различными учеными. Вместе с тем на сегодняшний день среди специалистов нет единого мнения относительно того, какой показатель объекта недропользования должен выступать основным критерием малого предприятия. В зависимости от целей анализа и исходных позиций учеными называются совершенно различные критерии и цифры. Также необходимо отметить, что при определении объекта недропользования такие понятия, как "месторождение" и "участок недр", некоторыми авторами полностью отождествляются. С нашей точки зрения, с данной позицией ученых нельзя согласиться в силу ст. 7 Закона РФ "О недрах", на основании которой объектом недропользования на этапе добычи полезных ископаемых является участок недр, определенный в виде горного отвода. Так, например, по мнению А. С. Гаврина, для отнесения нефтегазодобывающих предприятий к малым требуется предусмотреть присущие только им критерии, среди них должны быть размеры и доступность разрабатываемых месторождений <*>. -------------------------------- <*> См.: Гаврин А. С. Не бывает в природе рынка без малых и средних предприятий // Нефть, газ и бизнес. 2000. N 6. С. 5.

Как отмечается А. И. Перчиком, специфическими критериями малого нефтедобывающего предприятия может быть масштабность месторождения: к малым предприятиям должны относиться нефтедобывающие компании, разрабатывающие месторождения с извлекаемыми запасами нефти менее 3 - 5 млн. тонн или фондом добывающих скважин не более 100 единиц <*>. -------------------------------- <*> Перчик А. И. Возрастание значимости малых нефтяных компаний // Нефть и бизнес. 1997. N 4. С. 11.

Наиболее часто в качестве специфического критерия малого нефтегазодобывающего предприятия учеными выделяется годовой объем добычи минерального сырья. Так, по мнению генерального директора "Ассоциации малых и средних нефтедобывающих предприятий" Е. В. Корзун, под "малыми" должны пониматься организации с объемом годовой добычи нефти 500 тыс. тонн <*>. Как утверждает Н. Власов, для малых нефтедобывающих предприятий годовая добыча нефти не должна превышать 300 тысяч тонн <**>. -------------------------------- <*> Корзун Е. В. О необходимости государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в нефтедобыче // Нефтяное хозяйство. 2002. N 5. С. 40. <**> Власов Н. О необходимости законодательной поддержки малых и средних нефтегазодобывающих предприятий // Нефть, газ и право. 2001. N 2. С. 23.

Анализируя возможность применения годовой добычи нефти в качестве критерия малых нефтедобывающих предприятий, А. И. Перчик, Г. Д. Авалишвили отмечают следующее: средние запасы по мелким месторождениям составляют в настоящее время порядка 1,5 - 2 млн. тонн. При сроке их разработки в 15 - 20 лет добыча на так называемой полке составит порядка 200 - 250 тыс. тонн в год. Диапазон колебания среднегодовой добычи от десятков до нескольких сотен тысяч тонн. Все это результат действия природных факторов. В принципе можно было бы исходить из того, что предприятие будет вводить постепенно новые месторождения. Однако на это в условиях дефицита "хороших" месторождений и конкурсной системы получения права пользования недрами рассчитывать нельзя. Вместе с тем когда в качестве критерия крупности нефтегазодобывающего предприятия устанавливается показатель среднегодовой добычи, авторы исходят из статической ситуации, анализируя показатели работы отрасли в том или ином году. Отсюда среднегодовая добыча не может быть критерием крупности нефтегазодобывающего предприятия <*>. -------------------------------- <*> Перчик А. И., Авалишвили Г. Д. Освоение мелких нефтяных месторождений консорциумом малых предприятий на условиях СРП. М: Нефть и газ, 2002. С. 72.

На наш взгляд, для определения специальных критериев малого нефтедобывающего предприятия необходимо учитывать связь субъекта предпринимательской деятельности с объектом предпринимательства (участком недр), общие принципы определения критериев малых предприятий вне зависимости от их отраслевой принадлежности, а также задачи, на решение которых направлена деятельность государства в нефтедобывающей отрасли экономики. Применительно к нефтедобывающей отрасли экономики государство ставит перед собой две основные задачи: - наиболее рациональное использование минерального углеводородного сырья; - достижение оптимальных условий воспроизводства минерально-сырьевой базы. Решения указанных задач, по утверждению экономистов, возможно достичь за счет открытия новых месторождений нефти, доработки остаточных и трудноизвлекаемых запасов нефти <*>. -------------------------------- <*> См.: Арбатов А. О некоторых причинах бедственного положения малых и средних нефтедобывающих компаний // Нефть, газ и право. 2002. N 5. С. 18 - 19.

В данной связи полагаем, что при определении критериев субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности необходимо учитывать, чтобы деятельность данной группы хозяйствующих субъектов была связана с разработкой мелких месторождений нефти, а также месторождений с трудноизвлекаемыми либо остаточными запасами нефти. В то же время для целей разработки организационно-правовых и экономических механизмов регулирования малых нефтегазодобывающих предприятий необходимо принимать как базовый некоторый параметр, который мог бы объективно сохраняться постоянным в течение всего периода деятельности предприятия. Применительно к нефтедобыче таким параметром может быть сам объект предпринимательской деятельности - участок недр, в разработке которого исходя из реализации поставленных государством задач в наибольшей степени заинтересовано государство. Исходя из данного вывода, нам представляется верным в качестве специального критерия к субъектам малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности относить коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу нефти на участке (участках) недр, содержащем мелкие месторождения нефти, а также месторождения с трудноизвлекаемыми либо остаточными запасами нефти. Участки недр, содержащие мелкие месторождения нефти, а также месторождения с трудноизвлекаемыми либо остаточными запасами нефти, могут быть определены МПР РФ совместно с государственным органами субъектов РФ посредством составления Перечня участков недр, содержащих мелкие месторождения нефти, месторождения с трудноизвлекаемыми и остаточными запасами нефти. Указанный Перечень участков недр должен быть утвержден Правительством РФ. Формирование Перечня участков недр, содержащих указанные нефтяные месторождения, может производиться в порядке, установленном п. п. 2.1 - 2.6 "Положения о порядке лицензирования недропользования" (утв. Постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г.), для определения объектов лицензирования (участков недр), предлагаемых для предоставления в пользование. Составление общего перечня указанных участков недр не следует рассматривать как некий статический процесс. Первоначально подготавливается перечень участков недр на базе имеющейся информации. Параллельно должна вестись работа по его дополнению. Составление Перечня участков недр, содержащих мелкие месторождения нефти, месторождения с трудноизвлекаемыми и остаточными запасами нефти, можно проводить с учетом предварительной классификации месторождений полезных ископаемых, исходя из различных параметров. Применительно к проблеме определения критериев малого нефтедобывающего предприятия месторождения можно классифицировать по следующим основаниям: а) по величине извлекаемых запасов нефти; б) по степени выработанности месторождения; в) по сложности извлечения минеральных ресурсов. Так, согласно "Временной классификации запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов", утвержденной Приказом МПР РФ от 7 февраля 2001 г. N 126, месторождения нефти и газа по величине запасов делятся на четыре категории: уникальные, крупные, средние и мелкие месторождения нефти (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Классификация месторождений нефти и газа по величине запасов

Категория Нефть, извлекаемые Газ, балансовые месторождений запасы, млн. тонн запасы, млрд. м3

Уникальные Более 300 Более 500

Крупные 60 - 300 75 - 500

Средние 15 - 60 40 - 75

Мелкие Менее 15 Менее 40

Если обратиться к статистике, то на 2000 г., например, количество мелких нефтяных месторождений составляло 84% от общего количества месторождений, в которых было сосредоточено 14,1% всех запасов нефти. Данные показатели, взятые только по мелким месторождениям нефти, как утверждают специалисты, уже являются достаточно высокими <*>. -------------------------------- <*> См.: Авалишвили Г. Д. Роль мелких нефтяных месторождений в нефтегазодобывающем комплексе России // Нефть, газ и бизнес. 2002. N 6. С. 12.

На основании Приказа МПР РФ от 13 февраля 1998 г. N 41 "О временных критериях отнесения запасов нефти к категории трудноизвлекаемых" можно выделить участки недр, содержащие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами нефти. Так, в соответствии с "Временными критериями отнесения запасов нефти к категории трудноизвлекаемых" трудноизвлекаемыми следует считать запасы, экономически эффективная (рентабельная) разработка которых может осуществляться только с применением методов и технологий, требующих повышенных капиталовложений и эксплуатационных затрат по сравнению с традиционно используемыми способами. Временно, до разработки соответствующих регламентирующих и нормативных документов, к трудноизвлекаемым запасам нефти могут быть отнесены: - запасы всех типов залежей и месторождений, извлекаемые с применением термических методов или закачки реагентов, обеспечивающих смешивающееся вытеснение нефти; - запасы подгазовых частей тонких (менее 3 метров) нефтяных оторочек; - запасы периферийных частей залежей, имеющих нефтенасыщенные толщины менее предельных для экономически рентабельного разбуривания сетью эксплуатационных скважин. Согласно Приказу МПР РФ от 13 февраля 1998 г. N 41 отнесение запасов к трудноизвлекаемым по вышеперечисленным признакам производится на основании геолого-экономической экспертизы ГКЗ МПР России на представляемое недропользователем технико-экономическое обоснование, на которое получены положительные заключения соответствующего субъекта Федерации и Минтопэнерго России. Решение об отнесении запасов к трудноизвлекаемым принимается МПР РФ по согласованию с Министерством экономики РФ. На основании отдельного нормативного акта также представляется возможным выделить месторождения нефти с остаточными (некондиционными) запасами. Отметим, что необходимость принятия нормативно-правового акта, определяющего порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, прямо предусмотрена ст. 342 НК РФ. В частности, с учетом требований ст. 342 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 899 "Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства" МПР РФ распоряжением от 10 сентября 2003 г. N 403-р были утверждены "Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам". Полагаем, что аналогичным образом можно разработать методику отнесения запасов нефти и газа к категории некондиционных (остаточных запасов полезных ископаемых). Таким образом, при выделении специального критерия отнесения нефтедобывающих предприятий к категории малых в законодательстве РФ необходимо закрепить, что к субъектам малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности могут относить коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу нефти на участках недр, содержащих мелкие месторождения нефти, а также месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными запасами нефти. При наличии указанного критерия создание определенных льгот для данной категории субъектов предпринимательства будет являться оправданной мерой государственной поддержки малого предпринимательства в нефтедобыче и условием повышения инвестиционной привлекательности со стороны малых нефтедобывающих предприятий к низкорентабельным объектам недропользования, что полностью отвечает задаче наиболее рационального использования природных ресурсов. Действующий Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" одним из главных признаков субъектов малого предпринимательства в промышленности называет численность работников менее 100 человек. Данный критерий, определяющий субъектов малого предпринимательства в сфере промышленного производства, также не учитывает особенности предпринимательской деятельности нефтедобывающих предприятий. Как известно, промышленность включает обрабатывающие и добывающие отрасли, которые существенно различаются как по характеру деятельности, так и по географическому размещению. В нефтедобыче, а также в других секторах добычи полезных ископаемых численность работников в подавляющем большинстве случаев превышает 100 человек <1>. Так, например, численность работников нефтегазодобывающего предприятия "Нортгаз" (победитель конкурса "Российский ТЭК - 2002" в номинации "Лучшая малая и средняя нефтегазовая компания") составляет 186 человек <2>, численность нефтедобывающего предприятия ООО "Белые ночи" составляет 500 человек <3>, численность работников ЗАО "Татнефтеотдача" составляет 130 человек <4>. -------------------------------- <1> См.: Даниленко М. О законодательной поддержке небольших отечественных предприятий нефтяной отрасли // Нефть, газ и бизнес. 2000. N 6. С. 21. <2> См.: Михайлов В. Горячие скважины "Нортгаза" // Тюменские известия. 2003. 16 мая. <3> См.: Гаврин А. С. Указ. соч. С. 3. <4> См.: Емекеев В. А. Формирование малого бизнеса в нефтедобыче: содержание направления и перспективы развития: на примере Татарстана: Дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2002. С. 106.

Значительная численность работников на нефтедобывающих предприятиях обусловлена природно-климатическими и экономико-географическими условиями, требующими привлечение дополнительных сил и средств (удаленность от инфраструктуры, наличие трудноизвлекаемых запасов, включающих остаточные, сильной степени обводненные участки недр и др.). Большинство нефтяных месторождений находится в отдаленных и труднодоступных районах страны. Для создания добывающего предприятия необходимо построить дороги, линии электропередачи, объекты социально-культурного назначения. Кроме того, нефтедобывающие предприятия, прежде чем начать основное производство, должны провести сложные геологоразведочные и буровые работы, которые также требуют привлечения работников. Вместе с тем в научной литературе встречается мнение, согласно которому численность не может служить критерием для отнесения нефтедобывающего предприятия к числу малого. Так, по мнению А. С. Гаврина, специфика нефтегазового комплекса заключается в том, что в данной отрасли экономики объемы производства и число работающих зачастую не связаны друг с другом <*>. -------------------------------- <*> См.: Гаврин А. С. Указ. соч. С. 3.

С нашей точки зрения, будет неправильным исключать численность работников из числа критериев малого нефтедобывающего предприятия. И в первую очередь потому, что отсутствие критерия численности работников будет противоречить общим принципам законодательства РФ о малом предпринимательстве. Так, анализируя хозяйственную практику малых нефтедобывающих предприятий в Республике Татарстан, В. А. Емекеев приходит к выводу, что, исходя из экономической сущности малого предпринимательства, промышленные предприятия с числом занятых до 200 человек в рыночной экономике являются, как правило, конкурентными, не являющимися монополистами и не диктующими цены на свою продукцию. Именно по этому признаку такие предприятия резонно относить к разряду малых <*>. -------------------------------- <*> См.: Емекеев В. А. Указ соч. С. 29.

Аналогичной точки зрения придерживается А. И. Перчик, по мнению которого средняя численность работников малого нефтедобывающего предприятия не должна превышать 200 - 250 человек <*>. -------------------------------- <*> См.: Перчик А. И. Указ. соч. С. 11.

Как отмечают А. И. Перчик и Г. Д. Авалишвили, численность персонала является показателем совершенства системы организации труда и управления на нефтегазодобывающем предприятии. В России он составляет от 2 - 3 до 4 - 6 человек на одну скважину. В США типичным является 0,5 человека на скважину. Здесь сказывается не только уровень производительности труда, но и главное - развитие кооперации и специализации. Таким образом, ограничивая численность работников на малых предприятиях, государство стимулирует производительность труда, развитие научно-технического прогресса в нефтегазодобыче <*>. -------------------------------- <*> См.: Авалишвили Г., Перчик А. Определение и организационно-правовой статус малого нефтегазодобывающего предприятия // Нефть, газ и право. 2002. N 5. С. 27.

На наш взгляд, статус малого нефтегазодобывающего предприятия необходимо предоставить коммерческим организациям с численностью работников, которая не должна быть установлена на очень низком уровне. Нам представляется правильным предложение ученых, по мнению которых средняя численность работников малого нефтедобывающего предприятия не должна превышать 200 человек. В части структуры уставного капитала нефтедобывающие предприятия по действующим критериям пока также не могут быть отнесены к разряду малых предприятий. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Этот критерий, как отмечает М. А. Даниленко, не учитывает особенностей нефтедобывающей промышленности: государственной собственности на недра и основные фонды, а также высокую фондо - и капиталоемкость российских нефтегазодобывающих предприятий <*>. -------------------------------- <*> Даниленко М. В роли падчерицы // Нефть России. 2000. N 1. С. 33.

В настоящее время в России действует незначительная доля нефтедобывающих предприятий, в уставном капитале которых доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства (в смысле Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ"), не превышала бы 25% уставного капитала <*>. -------------------------------- <*> Власов Н. О необходимости законодательной поддержки малых и средних нефтегазодобывающих предприятий // Нефть, газ и право. 2001. N 2. С. 25 - 26.

На наш взгляд, учитывая специфику нефтедобывающей отрасли, необходимо определить такую группу критериев для отнесения нефтедобывающих предприятий к малым, чтобы, с одной стороны, обеспечить со стороны учредителей (акционеров, участников) привлечение частных инвестиций, а с другой - создать условия для добросовестной конкуренции на рынке нефтедобычи. Полагаем, что применительно к субъектам малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности (в части структуры уставного капитала) необходимо увеличить долю участия в уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. С учетом вышеизложенного полагаем, что к субъектам малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности должны относиться пользователи недр: а) коммерческие организации, осуществляющие добычу нефти на участках недр, содержащих мелкие месторождения нефти, а также месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными запасами нефти, с численностью работников не более 200 человек. При этом в уставном капитале коммерческих организаций совокупная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий, фондов, общественных и религиозных организаций (объединений), а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, должна составлять менее 50% (малые нефтедобывающие предприятия); б) индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу нефти на участках недр, содержащих мелкие месторождения нефти, а также месторождения с трудноизвлекаемыми и некондиционными запасами нефти, с численностью привлекаемых по найму работников не более 200 человек.

Название документа