Правовая природа платежей за негативное воздействие на окружающую среду - от теоретических споров к правоприменительной практике

(Евдокимов П. В.) ("Юридический мир", 2006, N 2) Текст документа

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПЛАТЕЖЕЙ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ - ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СПОРОВ К ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

П. В. ЕВДОКИМОВ

Евдокимов П. В., аспирант кафедры финансового права ГУ - ВШЭ.

Научные дискуссии о правовой природе платежей за загрязнение окружающей природной среды, позднее переименованных в плату за негативное воздействие на окружающую среду, помогли выявить проблему места платы в системе фискальных платежей и наметить основные пути решения данной проблемы.

Сугубо теоретический вопрос правовой природы публично-правового платежа нашел свое преломление в серии судебных решений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ <*>. Удалось ли достичь единообразия в правоприменительной практике арбитражных судов на базе правовых ориентиров, выработанных высшими судебными инстанциями, по вопросам привлечения к ответственности и начисления пеней за просрочку внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду? -------------------------------- <*> Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 "О признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в редакции от 14.06.2001; Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"; решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 "О признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632".

Вопрос о правомерности начисления пени и привлечения к ответственности за невнесение экологических платежей, по существу, сводится к применимости положений ч. 1 Налогового кодекса РФ к плате за негативное воздействие на окружающую среду. Арбитражные суды по-разному расценили правовую позицию Конституционного Суда РФ, что привело к возникновению как минимум трех различных линий судебных решений. Коротко приведем аргументы каждой из них. 1. Как указано в п. 4 мотивировочной части Определения КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О, плата за загрязнение окружающей среды является одним из источников дохода федерального бюджета. В приложениях N 2 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам. Законодатель тем самым подтверждает введение и взимание этой платы. Также КС РФ определил, что сохраняется прежний порядок взимания платежей за загрязнение окружающей среды и иные виды негативного воздействия на нее до введения в действие нового порядка их взимания. Таким образом, если природопользователь не исполнил обязанность по внесению платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, налоговый орган вправе доначислить экологические платежи и применить ответственность по п. 1 ст. 122 НК РФ. Если же природопользователь не исполнил обязанность по своевременному представлению в налоговый орган расчета по плате за загрязнение окружающей природной среды, то с него подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ (Постановление ФАС ВСО от 15 сентября 2003 г. по делу N А19-6435/03-44-Ф02-2899/03-С1, Постановление ФАС УО от 5 мая 2003 г. N Ф09-1214/03-АК, Постановления ФАС ДВО от 16 мая 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/1020, от 13 марта 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/221, от 5 марта 2003 г. по делу N Ф03-А51/03-2/274, Постановление ФАС ЦО от 30 января 2003 г. N А23-3026/02А-5-194). 2. Как указал в своем Определении от 10 декабря 2002 года N 284-О Конституционный Суд РФ, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с п. 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного "сбор". Неуплата сбора, определение которого дано в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ (Постановление ФАС ВСО от 29 июля 2003 г. по делу N А33-2240/02-С3а-Ф02-2267/03-С1, Постановление ФАС ЗСО от 16 июля 2003 г. по делу N Ф04/3317-978/А27-2003). 3. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с п. 5 Определения КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. Данные платежи не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом. Также рассматриваемые платежи не являются и сбором. Таким образом, указанные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса РФ. Следовательно, к отношениям по внесению платы за загрязнение окружающей среды нельзя применить ответственность по ст. 119, 122 НК РФ, равно как и начислить пени на основании ст. 75 НК РФ (Постановления ФАС ЗСО от 20 октября 2003 г. по делу N Ф04/5364-752/А67-2003, от 1 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4377-1427/А27-2003, от 7 июля 2003 г. по делу N Ф04/3069-895/А27-2003, Постановление ФАС СЗО от 27 января 2003 г. N А56-30127/02). Проанализировав судебную практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что, несмотря на подходы к определению характера платы, выработанные Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ в серии судебных решений, единообразия в правоприменительной практике федеральных арбитражных судов достичь так и не удалось. Столь противоречивая судебная практика по данному вопросу вызвана, как представляется, введением в терминологический аппарат налогового права новой, недостаточно определенной формальными признаками категории "фискальный сбор". Какой бы стройной ни казалась логика КС РФ, сформулированная правовая позиция по плате за загрязнение не выдерживает критики с точки зрения складывающейся правоприменительной практики, в результате чего не соблюдается конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ). Разрешение данной проблемы было найдено законодателем в принятии поправок в Кодекс об административных правонарушениях, направленный на усиление ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды. Теперь закон устанавливает новый состав правонарушения - невнесение или несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41 Кодекса) <*>. За подобное нарушение штраф в отношении должностных лиц устанавливается в размере от 30 до 60 МРОТ, а в отношении юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ. Помимо этого, усиливается ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, предусмотренные статьями 8.1 - 8.4 Кодекса. -------------------------------- <*> ФЗ N 183-ФЗ от 26.12.2005.

В пояснительной записке к законопроекту по вопросу установления нового состава правонарушения указывалось следующее: "Федеральный и региональные бюджеты недополучают в результате невнесения платы за загрязнение окружающей среды значительные суммы денежных средств. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами и иными актами. Следовательно, одно из экологических требований - платность негативного воздействия. В КоАП РФ ответственность за несоблюдение экологических требований установлена в статье 8.1. Данная статья является общей и применяется в случае невозможности квалификации совершенного противоправного деяния в области охраны окружающей среды и природопользования по специальной норме. Внесение в КоАП РФ специального состава правонарушения - невнесение платы за загрязнение окружающей среды - позволит повысить эффективность применения мер административной ответственности за совершение данного правонарушения, усилить превентивную роль закона в деле охраны окружающей среды. Привлечение к административной ответственности по статье 8.41 будут осуществлять государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный экологический контроль". Внесенные в КоАП РФ поправки призваны решить проблему юридической ответственности за невнесение платы за негативное воздействие в рамках административно-правовых отношений. Однако указанную меру нельзя рассматривать иначе как временную, направленную на скорейшее решение проблемы отсутствия правовых оснований для привлечения к ответственности за данное правонарушение. При этом такая мера не способна решить вопрос по существу. Совершенно очевидной представляется необходимость принятия отдельного законодательного акта в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона "Об охране окружающей среды", который, во-первых, соответствовал бы экономическому содержанию экологических платежей, и во-вторых - обеспечивал бы достаточный уровень администрирования и контроля за поступлением сумм платы в бюджетную систему РФ.

Название документа