Экопреступления на транспорте и способы их выявления

(Тангиев Б. Б.) ("Транспортное право", 2006, N 1) Текст документа

ЭКОПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ И СПОСОБЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ

Б. Б. ТАНГИЕВ

Тангиев Б. Б., кандидат юридических наук, кандидат технических наук, доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.

В атмосферном воздухе 185 городов и промышленных центров с населением свыше 61 млн. человек (40% всего населения страны) наблюдается превышение допустимых концентраций вредных веществ. Основными источниками загрязнения по-прежнему является автотранспорт. Транспорт - один из основных загрязнителей окружающей среды. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40%, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности. Воздействие транспорта на экосистемы выражается в загрязнении атмосферы, водных объектов и земель, изменении химического состава почв и микрофлоры, образовании производственных отходов, в том числе токсичных и радиоактивных, замазученного грунта, котельных шлаков и др. Влияние транспорта на природную среду проявляется в первую очередь при осуществлении перевозок, когда в большом количестве потребляются топливно-энергетические ресурсы и происходит значительный выброс загрязняющих веществ. При строительстве и ремонте путей сообщения, а также производственно-бытовых объектов предприятий транспорта происходит изъятие из экосистем воды, грунта, плодородных почв, минеральных ресурсов, недр, разрушение природных ландшафтов, вмешательство в животный и растительный мир. С экологических позиций все виды воздействия на экосистемы должны быть ниже способностей природы к самовосстановлению. В противном случае наступает деградация природных систем и их полное уничтожение. Большую экологическую опасность представляют аварийные ситуации на транспорте. Причем по продолжительности периода негативного воздействия транспорта на здоровье населения и природные комплексы различают два вида опасности: постоянно присутствующую и краткосрочную. Первая является следствием обычного функционирования транспортного комплекса. Она характеризуется повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного покрова и шума вдоль транспортных магистралей. Краткосрочная же опасность возникает в аварийных ситуациях и проявляется в загрязнении воды, почвы, гибели биоты и иными последствиями. Чаще всего такая опасность проявляется при транспортировке особо опасных грузов <*>. -------------------------------- <*> Приказ Госкомэкологии РФ от 28 мая 1997 г. N 236 "О создании межведомственной рабочей группы экспертов по проблемам трансграничного загрязнения воздуха" // СПС "КонсультантПлюс".

Аварии и катастрофы, происходящие на транспорте, вызывают заражение отравляющими веществами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв и других объектов природы. По оценкам специалистов, доля воздействия загрязнения атмосферного воздуха на общую заболеваемость у детей составляет в среднем 17%, у взрослых - 10%. Загрязнение воздуха порождает 41% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2,5% - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30 - 34 лет и 11% - у лиц 55 - 59 лет. Результаты наблюдений свидетельствуют о значительном загрязнении воздуха Санкт-Петербурга бенз(а)пиреном. Средняя за год концентрация превысила рекомендуемый ВОЗ критерий в 3,1 раза, наибольшая среднемесячная концентрация (8,6 ПДК) была зафиксирована на посту N 8 (Московский район). Высокий уровень загрязнения бенз(а)пиреном сохраняется в течение многих лет. Основным источником загрязнения воздуха этой примесью является автотранспорт. Динамику загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном иллюстрирует рис. 1.

Рис. 1. Динамика концентраций бенз(а)пирена (в целом по городу ПДК)

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

0 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

На долю железнодорожного транспорта приходится 75% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования РФ. Такие объемы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов и как следствие - выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Выбросы от авиадвигателей и стационарных источников также являются воздействием на экологическую обстановку. В естественных условиях химический состав воздуха регулируется природными процессами. Баланс между поступлением химических элементов в атмосферу и выведением их из нее поддерживается автоматически. Аномальные концентрации отдельных микроэлементов наблюдаются лишь на некоторых, зачастую малозначительных, участках. Изменения в природные процессы вносит хозяйственная деятельность человека, сильно изменяющая естественные свойства воздуха. Антропогенное изменение химического состава воздуха обусловлено попаданием в атмосферу огромного количества загрязняющих веществ, включающих отходы промышленного и сельскохозяйственного и иных производств. Они изменяют естественный состав воздуха, увеличивают концентрации азота, фосфора, различных металлов, хлорорганических и прочих соединений. Как правило, факты загрязнения воздуха скрываются, и контролирующие органы узнают о них несвоевременно. Установление вредных последствий имеет не только уголовно-правовое и криминалистическое, но и криминологическое значение. Рассматриваемые последствия непосредственно зависят от свойств веществ, загрязняющих воздух, их количества, концентрации, длительности воздействия гидрометеорологических факторов, относительной восприимчивости к данным веществам животных, растений, мощности источника загрязнения и пр. Особенность рассматриваемых видов загрязнения такова, что вредные последствия могут наступить вне места совершения преступного деяния. Вопрос трансграничного загрязнения воздуха весьма серьезен и вызвал потребность формирования специальной межведомственной рабочей группы. "Межведомственная рабочая группа экспертов по проблемам трансграничного загрязнения воздуха формируется из ученых и специалистов, официально представляющих заинтересованные федеральные министерства, ведомства, службы, научные учреждения и международные центры, действующие в рамках Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, протоколов к ней, предложений по основным обязательствам к проектам новых протоколов и подготовке заключений и рекомендаций по ним" <*>. -------------------------------- <*> Приказ Госкомэкологии РФ от 28 мая 1997 г. N 236 "О создании межведомственной рабочей группы экспертов по проблемам трансграничного загрязнения воздуха" // СПС "КонсультантПлюс".

Прежде всего это загрязнение атмосферы, которое может повлечь за собой потепление климата и (как следствие) таяние льдов, что, по мнению ученых, может привести к полной смене цивилизации на планете; нарушение озонового слоя чревато уменьшением способности атмосферы защищать все живое на Земле от ультрафиолетового излучения. Ежегодно порядка 20 тысяч россиян смертельно заболевает раком кожи в результате разрушения озонового слоя в стратосфере. Вследствие проживания в опасно отравленной среде обитания распространяются раковые и другие экологически зависимые заболевания различных органов. У половины новорожденных, получивших даже незначительное дополнительное излучение на определенном этапе формирования плода в теле матери, обнаруживаются задержки умственного развития. Перечень последствий преступного загрязнения, заражения атмосферы постоянно увеличивается, и как результат за этим может неизбежно последовать биологическая деградация населения. Водный транспорт наибольшую опасность представляет для окружающей среды при загрязнении водоемов нефтью и нефтепродуктами, т. к. затрудняются все виды водопользования. Ежегодно в моря и океаны попадает 6 млн. тонн нефти. Крупнейшей в мировой практике аварией с нефтегрузами явилась посадка на риф американского танкера "Эксон Валдис", произошедшая в 1989 г. у берегов Аляски. Количество вылившейся в море нефти составило 500000 т, а площадь загрязнения охватила 6730 км <*>. Острота экологической ситуации в данном случае обострялась тем, что процессы самовосстановления в экосистемах при низких температурах протекают значительно медленнее, чем в теплом климате. Поэтому самоочищение загрязненных вод без принятия соответствующих мер затянулось бы на очень длительное время. Вместе с тем долговременный ущерб от этой аварии не поддается учету. У 90% отдельных пород рыб, обитающих в данном районе, отмечены отклонения от нормального развития. В прибрежных потоках, куда заходили на нерест осетры, после аварии рыба исчезла <*>. -------------------------------- <*> Павлова Е. И. Указ. соч. С. 149.

Большую опасность представляют суда морского транспорта с атомными силовыми установками и суда атомно-технологического обслуживания, так как они способны привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Нередко имеется возможность установить связь между местом, видом источника загрязнения и видом производственной деятельности. В том случае, если источник загрязнения является стационарным, местом преступного действия будет конкретное предприятие, точнее - соответствующая территория, где исполняется производственная деятельность. В случае, когда источник загрязнения передвижной, место совершения преступления - любая территория, на которой осуществляется вспомогательная производственная деятельность, или место, где были выявлены результаты совершенного преступления. Для удобства правоприменения и обеспечения достоверности экспертизы автор предлагает проводить в качестве неотложного действия экокриминологический мониторинг. Сегодня перед учеными-криминологами стоят архиважные задачи, от успешного решения которых зависит эффективность контроля над преступностью. Обеспечение надлежащего контроля с помощью ГИС и технологий позволит получить объективные данные для проведения криминологического анализа тенденций и закономерностей в принципе любой преступности (не только экологической), выявить в полном объеме ее количественные и качественные составляющие, в том числе перманентное состояние. Это, в свою очередь, расширит возможности познания и научного представления о причинах и условиях преступности, выявления субъектов и лиц, причастных к совершению преступлений. Решение данного комплекса задач позволит обеспечить как неотвратимость наказания, так и эффективность профилактических мер воздействия. Решение задач мониторинга окружающей среды территории региона требует переработки значительных объемов информации о территории города и развивающихся на ней экологических процессах. Особенность этой информации состоит в том, что она во многом носит пространственный характер. Данные об источниках и реципиентах загрязнений, структуре и свойствах элементов экосферы, концентрациях загрязняющих веществ в природных средах и т. п. - все эти сведения имеют координатную привязку и соотносятся в ходе функционирования системы с информацией, описывающей естественное строение территории и развитие на ней техногенно-антропогенной деятельности. В такой ситуации системе необходим информационный аппарат, позволяющий эффективно манипулировать пространственной информацией в целях ее адекватной обработки и обеспечения соответствующими данными всех звеньев системы. Таким аппаратом является геоинформационная система (ГИС), предназначенная для решения задач ввода, обработки, хранения, интерпретации и отображения пространственной информации. ГИС является фактически единым "хранилищем" географических данных, к которому в ходе работы обращаются различные подсистемы, и в первую очередь - подсистема математического моделирования экологических процессов. Развитие теории геоинформационной криминологической и экокриминологической систем (ГИКС, ГИЭКС соответственно) базируется, с одной стороны, на методологии и практике создания информационных систем общего назначения, формировании баз данных, моделях и системах управления ими, с другой - на анализе и обобщении международного опыта разработки ГИС экологической безопасности. В задачи ГИКС (ГИЭКС) входят: - ввод, накопление и хранение картографической информации о территории: семейства взаимосвязанных компьютерных карт, описывающих естественные и антропогенные компоненты изучаемой территории с криминологической привязкой (рельеф, функционально-территориальную структуру, антропогенные объекты, представляющие криминологический интерес, и т. п.); - обеспечение пользователей средствами информационного поиска и доступа к картографической информации, а также средствами ее визуализации в требуемой форме в диалоговом или пакетном режиме; - выполнение заданного множества операций преобразования и обработки картографической информации; - ведение системы фактографических (содержательных) баз данных, описывающих расположение на исследуемой территории точечных и протяженных объектов и ареалы с необходимой координатной привязкой и возможностью их визуализации на соответствующих картах; - обеспечение совместной согласованной обработки картографической и фактографической информации; - обеспечение эффективного информационного интерфейса ГИС с другими подсистемами и функциональными задачами системы ЭВМ: подсистемами информационно-измерительной, математического моделирования, поддержки принятия решений и пр. Со структурной точки зрения разрабатываемая ГИЭКС выглядит как совокупность четырех основных взаимосвязанных блоков: территориального, программного, отраслевого и моделирующего. Назначение территориального блока системы - пространственная организация информации, обеспечивающая операции ввода, первичной обработки и хранения данных. Основные задачи блока: - проектирование и построение регулярной пространственной сетки как универсального средства пространственной организации данных; - цифрование, кодирование и ввод в ЭВМ картографических источников; - преобразование систем координат, трансформация картографических проекций и изменение форматов представления данных; - формирование территориальных подблоков и массивов основных пространственных отношений. Задачи программного блока заключаются в аппаратно-программном обеспечении обработки данных: - управления базой данных (БД); - разработки и реализации обслуживающих ее языков и интерфейсов с проблемными программами; - формирования пакетов прикладных программ математико-картографической обработки данных и моделирования для решения типовых географических задач; - создания автоматизированной картографической подсистемы для обеспечения оперативного разномасштабного тематического картографирования. В задачи криминологического и отраслевого блока входит комплектование массивов данных различного тематического и криминологического содержания, в том числе: - изучение структуры географических данных и региональных ведомственных информационных потоков; - разработка логических схем (информационно-криминологических моделей) и формирование криминолого-отраслевой базы данных; - выявление, сбор, редактирование, трансформация, генерализация, а также хранение и обновление криминологической и отраслевой базы данных. В задачи моделирующего блока входит решение совокупности задач математической и криминологической обработки географической информации. Для автоматизированной системы экокриминологического мониторинга (АСЭКМ) задачи математического и криминологического моделирования экологических процессов представляют собой семейство взаимосвязанных и взаимозависимых задач моделирования динамики природных сред (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод и др.), переноса загрязняющих веществ в этих средах и криминологического анализа полученных данных. Решение этих задач в значительной степени опирается на данные измерений (значения концентраций загрязняющих веществ в заданном наборе точек на местности) и на условно-постоянную информацию о территории: сведения о рельефе местности, климате, режиме водных объектов, координатах источников загрязнения и пр. Программное обеспечение ГИЭКС выполняет следующие функции: - ввод данных (оцифровка); - ведение геоинформационной базы данных; - анализ и обработка картографической информации; - графическое (картографическое) редактирование; - вывод данных и представление их пользователю в картографической форме. Типичные операции обработки картографических данных включают наложение различных тематических карт, вычисление площадей и расстояний, изменение легенды, масштаба и проекции карт, их распечатку, воспроизведение трехмерных перспективных полей рельефа и полей загрязнения. Представление данных на выходе может осуществляться либо в теле изображения на экране дисплея, либо в виде бумажной карты, отпечатанной на плоттере или цветном принтере. Специальные прикладные модули обработки данных предназначены для решения задач математического и криминологического моделирования экологических процессов, протекающих на территории. Эти задачи по своей конкретной математической постановке весьма разнообразны. Их программная реализация во многом основывается на средствах доступа к картографическим данным, предоставляемым ГИС. Указанные функции способны выполнять также ГИКС (ГИЭКС), но в отличие от вышеописанной модели ГИС она будет более конкретизированной на предмет решения криминологических задач. В нашем случае проблемная ориентация ГИЭКС (геоинформационная экокриминогенная система) определяется решаемыми в ней задачами. Следовательно, ГИЭКС - информационно-криминологическая система, обеспечивающая выявление, сбор, обобщение, хранение, обработку, доступ, отображение и оперативное распространение пространственно координированных данных по всем криминологическим составляющим экопреступности. Решаемые задачи могут носить комплексный научно-прикладной характер. Среди них - инвентаризация ресурсов, подверженных воздействию экопреступности, количественно-качественные характеристики, анализ, мониторинг, оценка, управление и планирование, поддержка принятия оперативного решения, прогноз. Это будет также способствовать эффективному использованию сил и средств, задействованных в борьбе с экологическими преступлениями и повышать качество профилактической деятельности. Выявление и оценку экопреступности и ее воздействия на окружающую среду можно считать одной из областей проблемной ориентации ГИКС (ГИЭКС). Особенность этих проблем для науки очевидна. Решение этих проблем будет зависеть от безотлагательного обеспечения правоохранительных и природоохранных органов всем необходимым комплексом перечисленных выше компонентов. В этой связи возрастает потребность в использовании возможностей, которые представляют геоинформационные технологии при проведении криминологической оценки воздействия на окружающую среду (КОВОС). Исследования в различных областях подтверждают потенциальные возможности ГИС, позволяющие значительно увеличить в кратчайшие сроки обработку практически неограниченных массивов информации, что очень важно для обеспечения комплексного системного подхода в реализации КОВОС. Наряду с этим следует выделить одну из принципиальных составляющих ГИС, позволяющих проведение статистического анализа и всевозможного моделирования искомых процессов, что сегодня так востребовано при проведении КОВОС. Не ограничиваясь в большей степени существующим рассматриванием экопреступности как некой социально-статистической совокупности, отображающей лишь ее количественную модель, как результат - расплывчатое представление о самой сути означенного феномена. Что незамедлительно сказывается на судебно-следственной практике или ее отсутствии... Примечательно, что во время исследования выявлена интересная закономерность: в регионах, где нарастает воздействие экопреступности и ее последствия становятся более прогнозируемыми, происходит "обратная связь", почти прямо пропорционально сокращается (убывает) судебно-следственная практика. Скорее это не просто закономерность, а уже статистика в чистом виде, что подтверждается этой же статистикой и практическим отсутствием уголовных дел, а малая толика имеющихся с трудом доходит до суда. Из десяти уголовных дел в среднем на стадии судопроизводства подлежат рассмотрению два-три, которые чаще всего также разваливаются, в лучшем случае одно дело завершается приговором. Характерной чертой указанной тенденции, приобретающей массовый характер, является необоснованная либерализация мер уголовной ответственности. Примечательно, что все это происходит на фоне крайне ухудшающейся экокриминогенной ситуации. В данной области говорить о гуманизации мер уголовного воздействия просто не представляется возможным. В связи с чем возрастает необходимость правильной квалификации отдельных составов экопреступлений и закрепления доказательной базы при проведении КОВОС, в том числе с помощью статистического анализа и моделирования различных криминогенных процессов, протекающих в окружающей среде. Актуальность применения геоинформационных технологий (ГИТ) в современной судебно-следственной системе связана также с тем, что эта технология прочно входит во все сферы человеческой деятельности. Ее применение дает ощутимые положительные результаты при анализе различных проблем, связанных с загрязнением территорий, сокращением лесных угодий (заповедников, заказников), с природными катастрофами и т. п. В зависимости от программного обеспечения она позволяет решать и другие частные задачи. В общепринятом варианте программное обеспечение ГИС включает в себя функциональные особенности и специфический инструментарий, позволяющие обеспечивать хранение, систематизацию, анализ и визуализацию географической (пространственной) информации. В связи с тем что в настоящее время существует большое количество ГИС, необходимо руководствоваться критериями выбора конкретной ГИС, обладающей многофункциональностью, удобствами интерфейса, интегрируемостью и прочими компонентами, в зависимости от решаемых задач. Таким образом, наиболее удачной представляется предложенная выше модель ГИЭКС (геоинформационная экокриминологическая система). При рассмотрении некоторых аспектов предлагаемого использования ГИЭКС при проведении КОВОС следует конструировать предметную составляющую, в первую очередь с территориальной привязкой по месту расположения объекта (объектов) исследования. Для того чтобы добиться наивысшего КПД в работе ГИЭКС при проведении криминологической оценки воздействия на окружающую среду (КОВОС), необходимо обеспечить загрузку базы данных (БД) системы соответствующей разносторонней, обновляющейся информацией. Чем шире спектр необходимой информации, скапливающийся и обрабатываемый в БД, тем качественнее получаемые результаты при КОВОС. Основной функцией ГИЭКС может быть признана экокриминологическая информационно-картографическая составляющая, призванная обеспечивать принятие управленческих решений, проведение экокриминологических экспертиз и других криминологических анализов. При этом системную основу ГИЭКС будут составлять основные (могут быть и дополнительные) базы цифровых экокриминологических данных и автоматические картографические системы с различными подсистемами ввода, криминотехнической, логико-математической обработки, обеспечивающей получение объективных результатов. Следовательно, КОВОС не будет ограничиваться оценкой воздействия планируемой деятельности на окружающую среду рассматриваемой территории, гражданское население и ее последствий, а главная цель будет заключаться в криминологической оценке полученных данных для проведения экокриминологической экспертизы и принятия решения, обеспечивающего благоприятную окружающую среду для граждан данной территории. Таким образом, интегрированный с ГИЭКС криминологический анализ и процедуры соответствующего моделирования обеспечат проведение количественной и качественной обработки информации, что позволит прогнозировать различные факторы, обусловливающие экопреступность, а также возникновение экокриминогенной ситуации в масштабах данной территории. Вместе с тем, как отмечают К. Н. Дьяконов и А. В. Дончева, сущность подобных подходов, осуществляемых географами, экологами и другими специалистами ведущих научных школ, заключается в том, что содержательной стороной экологической экспертизы выступает оценка воздействия на природные и антропогенные ландшафты по различным категориям, а не юридические и процедурные вопросы, которые привлекают внимание большинства авторов пособий по ОВОСам и экспертизе <*>. -------------------------------- <*> Дьяконов К. Н., Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 14.

Поэтому сегодня как никогда становятся насущными криминологические подходы в решении глобальной проблемы, связанной с экологической катастрофой, детерминирующей силой которой является экопреступность.

Литература

1. Дьяконов К. Н., Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2002. 2. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1997. 3. Намчук А. В. Загрязнение атмосферы. Уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. С. 21. 4. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2003 году / Под ред. Д. А. Голубева, Н. Д. Сорокина. СПб, 2004. С. 436. 5. Павлова Е. И. Экология транспорта: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 2000. 6. Приказ Госкомэкологии РФ от 28 мая 1997 г. N 236 "О создании межведомственной рабочей группы экспертов по проблемам трансграничного загрязнения воздуха". 7. Тангиев Б. Б. Совершенствование геоинформационных технологий и автоматизированных систем экологического мониторинга по обеспечению безопасности акваэкосистемы региона на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2003. С. 243. 8. Тангиев Б. Б. Экологическая преступность - основная угроза национальной безопасности России (уголовно-правовое исследование). СПб.: ГеоГраф, 2004. С. 182. 9. Ярыгин Г. А., Хоанг Вьет Зао и др. Оценка и прогнозирование экологической ситуации в регионе на основе интеграции данных дистанционного зондирования и приземных наблюдений // Журнал геодезии и картографии. 1995. N 1.

Название документа