О понятии экологических обязанностей граждан

(Клинов В. В.) ("Экологическое право", 2005, N 4) Текст документа

О ПОНЯТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН

В. В. КЛИНОВ

Клинов В. В., ассистент кафедры теории государства и права и конституционного права юридического факультета Оренбургского государственного университета.

Общество и государство в XXI веке столкнулось с необратимой деградацией окружающей среды, которая год от года только наращивает свои темпы. Все предпринимаемые попытки (комплекс правовых и неправовых мер) только сглаживают ситуацию, что вызывает особую озабоченность и тревогу. Все чаще и мы задумываемся о потребности в благоприятной окружающей среде в повседневной жизни как жизненно необходимом условии нашего существования. Накатившаяся волна преобразований в обществе в смысле наделения граждан правами и свободами, причем неотчуждаемыми и, как правило, от рождения, внесла свою эйфорию в умы не совсем готовых для этого граждан. Отсюда, наверное, и выделение в отдельные главы составов административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере взаимодействия "общество - природа". Но период радикальных изменений в жизни общества, наверное, прошел, и мы начинаем думать и рассуждать по поводу устойчивого развития, пропорционально этому феномену увеличивая количество природоохранных структур по разным направлениям и уровням публичной власти. В этой связи невольно хочется подчеркнуть одну характерную особенность развития социальных связей и конституционного строительства в нашей стране в области экологии. В Конституции (Основном законе) Союза Советских Социалистических Республик принятой 7 октября 1977 года, присутствовала статья 67, в которой устанавливалось: "Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства", а сформулированные в нашем понимании экологические права граждан отсутствовали. Здесь прослеживается одна немаловажная деталь, лежащая в основе общетеоретических представлений о праве в нашей стране, а заключается она в следующем. В теории права всегда господствовала точка зрения, согласно которой юридические обязанности всегда возникают в обеспечение развития субъективных гражданских прав, тем самым подкрепляя их нормальную реализацию. В нашем случае происходило с точностью до наоборот. Даже учитывая общепризнанную и апробировавшую себя теорию единства прав и обязанностей при всем ее великолепии. Но несомненным остается одно: экологические обязанности граждан возникли раньше, чем экологические права, причем в гордом одиночестве. Здесь, конечно, можно вспомнить недостатки тоталитарного режима и свойственные ему характерные черты конституционного строительства, но не надо во, всяком случае, забывать, что Конституция как основной закон - это не политический режим. В подтверждение этому можно привести и другое аксиоматичное положение. В Законе РСФСР от 27 октября 1960 года "Об охране природы в РСФСР" предусматривался перечень обязанностей граждан по охране природных объектов, причем эти экологические обязанности выражались как в активной форме действий природопользователей, так и в воздержании от них. Так, например, статья 2 указанного Закона под названием "Охрана земель" гласила: все землепользователи обязаны систематически осуществлять с учетом местных условий комплекс агротехнических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий, направленных на сохранение почвенного покрова, поддержание наивыгоднейшего режима почвенной влаги и плодородия почв. Параграф 6 этой же статьи предписывал, что на землях, подверженных водной и ветровой эрозии, землепользователи должны проводить обязательный комплекс противоэрозионных мероприятий, устанавливаемый с учетом местных условий. Похожим образом обстояло дело и с обязанностями лесопользователей. Например, статья 5 с названием "Охрана лесов" гласила: все лесопользователи обязаны осуществлять комплекс лесохозяйственных мероприятий, направленных на быстрое возобновление лесосек ценными древесными породами и на охрану леса от пожаров, самовольных порубок, потрав скотом и защиту от вредных насекомых; своевременно проводить очистку лесосек. Надо признать, что отрасль экологического (природоохранного) права изначально возникла как отрасль обязанностей и запретов. И на начальных этапах своего становления экологические права граждан в ней вообще отсутствовали. Очень поучительно в этом отношении признать, что даже в рассматриваемом Законе подчеркивалось то, что охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа. Здесь следует заострить внимание на том, что все последующее природоохранное законодательство включительно до принятия ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года содержало аналогичные положения. Теперь охрана природы в России не является делом всего народа и тем более делом каждого гражданина. А уделом граждан в Российской Федерации в свете Конституции 1993 года является ее сохранение, для себя лично от других граждан (следуя смыслу конституционного предписания)? Переходным этапом к такого рода новации стала Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в соответствии с которой статья 58 гласит: "...каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Все это очень гармонично выглядит, если анализировать экологические обязанности граждан через призму правового института. А дело здесь в том, что одномоментно институт права с позиций охраны перешел на позиции сохранения не только в праве и законодательстве, но и в сознании граждан. Учитывая экологическое правопонимание наших людей, тем более его аксиологические аспекты, это никому не на пользу. Тем более если брать во внимание то, что природа и окружающая среда являются объектом удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Развитая система прав человека, как представляется, присутствует и реально действует в цивилизованном обществе, где люди относятся к правам другого человека так же, как к своим собственным. Но, к большому сожалению, этого у нас еще не произошло, зато ослабилось внимание к обязанностям и ограничениям вследствие всеобщей распущенности, порожденной самим обществом. Беря во внимание этот факт, надо четко понимать, что современная демократия - это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии граждан на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения <*>. -------------------------------- <*> См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа "ИНФРА М - НОРМА", 1997. С. 5.

Экологические обязанности граждан как юридический термин науки имеет весьма сложное смысловое содержание, основанное на его характеристиках как явлениях правовой действительности. В основе его определения лежит синтез трех фундаментальных наук юриспруденции, таких, как теория права и государства, конституционное право, экологическое право (включая все его отрасли и подотрасли без исключения). В учебной и научной литературе, по теории права, существует устоявшаяся точка зрения, согласно которой юридическая обязанность - это установленная законодательством и обеспеченная государством мера должного поведения субъекта правоотношения. В настоящее время характеристика обязанностей через долг (должное) не очень оправданна, так как обязанность по отношению к долгу - понятие весьма условное и не отражающее в полной мере его юридический смысл. Да и в современном обществе понятие "долг" по отношению к государству утеряно или воспринимается весьма скептически. Понятие "долг" является предметом изучения этики философии, и даже в ней оно имеет весьма размытый характер и трактуется в зависимости от приверженности к течению какой-либо школы философской мысли. Таким образом, более целесообразно характеризовать экологическую обязанность как социальную необходимость или социально необходимое поведение. Учитывая, что данный вид конституционной обязанности необходимо выполнять не в интересах какого-либо управомоченного субъекта, а в интересах всех членов общества без исключения, нации в целом. Термин "необходимость" в данном случае используется в смысле "социальной связанности" поведения обязанного субъекта. Воплощаясь в нормах Конституции, экологические обязанности граждан приобретают статус конституционных (основных) и связанное с этим особое значение. Конституционная (основная) обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение <*>. Включение в текст Конституции экологических обязанностей граждан оправдано исторически и несомненно ведет к более активной их проработке в законодательстве. Самое главное в законодательстве - строго соблюсти содержание и форму конституционных предписаний, что не всегда происходит. Конституция в статье 58 разделяет понятия "природа" и "окружающая среда", а ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года смешивает эти понятия, понимая под окружающей средой природную, включая суда же антропогенные объекты. Насколько это верно, покажет время. Но какой смысл усложнять сложное, тем самым только запутывая и без этого трудный для восприятия и осознания населением Закон? -------------------------------- <*> См.: Юридический статус личности в России: Учебное пособие / Под. ред. Л. Д. Воеводина. М.: Издательство МГУ, Издательская группа "ИНФРА М - НОРМА", 1997. С 141.

Также не понятна ситуация, когда нормы федеральных законов об экологических обязанностях граждан не соответствуют конституционным предписаниям по содержанию. Так, Федеральный закон "О животном мире" (1995 г.) в статье 40 устанавливает, что пользователи животном миром обязаны: обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения. Земельный кодекс (2001 г.) в статье 42 предписывает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами. И совсем удивительно положение статьи 20 Градостроительного кодекса (1998 г.), которая в обязанность гражданам вменяет охранять среду жизнедеятельности. Как мы видим, законодательство до настоящего времени не сформировало ясной картины, что же действительно должен делать гражданин. Достаточно ли от него пассивных действий по сохранению природы или уже возникла необходимость в активных формах исполнения экологических обязанностей по охране? Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную <*>. На таком варианте рассмотрения экологических обязанностей сходятся ведущие ученые в области правовой экологии. Соответственно эффективность реализации экологических обязанностей граждан зависит от двух составляющих: идеологического механизма воздействия на поведения людей; совершенствования правового механизма реализации указанных норм. В первом случае внимание следует акцентировать на экологическом образовании и воспитании граждан с целью повышения уровня правовой культуры и правосознания, выработки убежденности в необходимости совершения предписанных Конституцией действий. К сожалению, следует признать, что невыполнение моральных норм стало проблемой для государства и общества. Идеологическая работа с населением вообще у нас в государстве как-то отошла на второй план и не стала рассматриваться как реальный фактор, способствующий добровольному исполнению гражданами возложенных на них экологических обязанностей. Работа на данном направлении требует более активных действий со стороны всех структур государства и общества, да и со стороны самих граждан в первую очередь. Правовой механизм реализации экологических обязанностей граждан должен совершенствоваться по ряду направлений: следует особое внимание уделять подготовке квалифицированных кадров для системы природоохранных органов на всех уровнях власти; более тщательно использовать институт экологических обязанностей граждан для предупреждения и профилактики преступлений и правонарушений в сфере экологии; вычленять из общественных отношений действия, имеющие противоправный характер, наносящие вред окружающей среде, и разрабатывать систему мер юридической ответственности за их совершения; более четко прописывать в нормативно-правовых актах экологические обязанности государственных и муниципальных служащих, осуществляющих управление природопользованием и охраной окружающей среды. -------------------------------- <*> См.: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, 2000. С 161.

Экологические обязанности граждан являются стержнем экологического законодательства, их сущность заключается в правовой охране окружающей среды и рациональном природопользовании. Самой фундаментальной и одновременно интегральной потребностью человека выступает потребность жить в осмысленном и, значит, осмысляемом мире <*>. И в этом случае экологические обязанности позволяют человеку осмыслить, оценить свои действия с позиций права, законодательства и принять волевое решение. Впоследствии, если поступки человека расходятся с предписаниями норм права, к нему могут быть применены санкции за их совершение, но в этом случае необходимо указать на норму законодательства, которую он нарушил. Причем экологические обязанности являются субстанцией постоянной (в силу своей нормативности) вне зависимости от того, имеет ли место их исполнение в каждом конкретном случае или нет. Таким образом, экологические обязанности являются центральным элементом основы формирования экологического правопорядка в обществе. -------------------------------- <*> См.: Стрелец Ю. Ш. Должен, потому что можешь. (Смысл жизни человека в этическом измерении). Монография. Оренбург, 2000. С 94.

Для целостного представления о природе происхождения экологических обязанностей нужно вникнуть и в философские корни их толкования. Обязанности представляют собой особый класс поступков, совершение которых дает, по крайней мере в целом, лучшую сумму последствий, чем их несовершение. Такие поступки хороши как средства, но не все они являются обязанностями; это название ограничивается тем конкретным классом поступков, которые часто трудно совершить, поскольку возникают соблазны действовать в противоположном направлении. Обязанности относятся к числу поступков, которые многие люди имеют сильное искушение не выполнять. Другая характерная черта таких поступков заключается в том, что невыполнение обязанностей вообще приводит к последствиям, явно неприятным не для личности, не исполнившей свой долг, а для кого-то другого. Обязанности являются поступками, которые хвалить или подкреплять санкциями более полезно, чем поступки, которые мы имеем искушение не совершать <*>. -------------------------------- <*> См.: Мур Дж. Э. Природа моральной философии / Пер. с англ., сост. и прим. Л. В. Коноваловой. М.: Республика, 1999. С. 178. (Биб-ка этической мысли).

Начиная с конца 80-х годов в природоохранном и природоресурсном законодательстве экологические обязанности граждан воплощаются посредством правовых требований к видам и стадиям хозяйственной деятельности. Происходит это по двум причинам. Во-первых, все больше завоевывает признание доктрина опасности всякой намечаемой хозяйственной деятельности окружающей природной среде. Во-вторых, имеет место разгосударствление экономики и образование большого числа частных собственников, имеющих во владении имущественные комплексы и ведущие хозяйственную деятельность. В последующем правовая охрана окружающей природной среды осуществляется с использованием все большего арсенала правовых средств, препятствующих негативному воздействию на природу. В их числе - нормирование в области охраны окружающей среды. В силу этого экологические обязанности граждан содержатся в огромном перечне нормативных документов, издаваемых исполнительными органами власти. Нормативной формой выражения экологических обязанностей физических лиц являются многочисленные нормы, правила, стандарты, а также документы нормативного содержания, имеющие индивидуальный характер и издающиеся по конкретному случаю, такие, как: ордера, билеты, паспорта, лицензии. Их учет и систематизация имеет важное значение с целью будущей кодификации экологического законодательства, разработки и принятия Экологического кодекса РФ. Учитывая сложившеюся традицию обязывания граждан в российском законодательстве как основного субъекта права, целесообразно и в будущем придерживаться этой концепции, только с учетом более детальной проработки экологических обязанностей в зависимости от правового статуса каждого субъекта правоотношений, так как переход к рыночной экономике создал большое количество различных форм хозяйствующих субъектов. В самом общем виде экологические обязанности граждан можно представить как социально необходимое поведение в целях охраны окружающей среды и рационального природопользования, предписываемое нормами экологического законодательства и подкрепляемое государством гибкой системой видов и мер юридической ответственности. Также можно характеризовать экологические обязанности граждан как вид и меру социально полезного поведения, установленного в эколого-правовых нормах с целью охраны окружающей среды и рационального природопользования, за неисполнение которой предусмотрена юридическая ответственность. В целом исторически развивающаяся деятельность человека в современных условиях обретает новую размерность - она не может считаться действительно разумной, осмысленной и целесообразной, если игнорирует требования и императивы, диктуемые экологией <*>. -------------------------------- <*> См.: Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 758.

Название документа