Природоохранное законодательство должно быть только федеральным

(Масленников М. Я.)

("Юрист", 2005, N 8)

Текст документа

ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО

БЫТЬ ТОЛЬКО ФЕДЕРАЛЬНЫМ

М. Я. МАСЛЕННИКОВ

Масленников М. Я., кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.

В Тверском краю берет начало Великая Волга и во всем величии и красе через 3531 километр, широкая и вольная, вливается в Каспийское море. И по всему огромному пути Волгу пополняют 2600 рек и речушек - всего 150 тысяч водостоков. И все это русские просторы, Россия, ее величие и красота. Так было, так есть, и чтобы так было всегда, Волгу надо любить и беречь, ей надо помогать.

Издревле люди селились, селятся, жили и живут по берегам озер, рек и морей. Вода поила и кормила, поит, кормит и дает жизнь всему живому. И если мы хотим, чтобы так было всегда, должны заботиться о чистоте озер, рек и морей. И прежде всего таких рек, как Волга-матушка. Она должна иметь не только свое природное, но и правовое русло - Волга будет служить людям, если Закон будет служить Волге.

Историческая, самая длинная улица в России - Великая Волга берет свое начало в Тверской области. И катит свои воды к самому Хазарскому морю, как жизненно важнейшая артерия, питает и связывает воедино бесчисленное множество городов и весей по всей своей неоглядной длине с севера на юг на протяжении длиннейших 1531 километра. В бассейне Волги живут россияне 8 республик и 30 областей - более 60 млн. человек! Получается огромная страна.

Волгу надо любить, Волгу надо беречь. Эту простейшую истину, судьбоносную не только для Волги, но и миллионов людей, ранее не всегда помнили и не часто вспоминают теперь. И как знать, не придется ли когда-то в подобных заголовках вместо утвердительного восклицательного знака или точки ставить большой вопросительный знак?

Это пессимистическое предположение не исключает, что Волга будет тянуться к морю, но отравляя все живое в воде и по берегам, по приволжским и прикаспийским. Такую грустную перспективу Волге дают химические анализы волжской воды и приволжских территорий в опубликованной "Комсомольской правдой" 24 июня 2004 г. "химической биографии" Волги-реки от истоков до самого-самого моря в ее течении по территориям нынешних областей: Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Республик Татарстан и Чувашия и пяти областей - Ульяновской, Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской. Ни одна река в мире не несет такого гордого, особо ответственного и особенно тяжкого бремени и ответственности поилицы и кормилицы не всегда благодарных ей, не всегда заботящихся о ней и не всегда берегущих ее приволжских обитателей всех времен.

Значительная часть периодической системы Менделеева представлена на упомянутой карте: алюминий, кальций, магний, марганец, никель, фосфор, медь, цинк, железо, ртуть, сульфаты, хлориды. И все это в многократно превышающих допустимый уровень концентрациях. Сливают в Волгу большие и малые города: Ржев, Тверь, Кимры, Ярославль - и далее вниз по Волге. Сливают фенолы, сточные воды, канцерогены, нефтепродукты, переработанный кислород, спав (синтетические поверхностно-активные вещества делают воду непригодной для питья, могут вызывать отравления), взвешенные вещества и не исключается попадание в воду... носителей сибирской язвы.

Цифр много разных и страшных, в сотнях и тысячах тоннах и других убийственных числах.

В акватории Нижнего Новгорода (Западно-Стрелочный канал) превышение нормы нефтепродуктов - в 200 раз, канцерогенов - в 310 раз! Борется Волга как может, иногда по ее течению картина меняется, но, к примеру, в Волгограде содержание нефтепродуктов превышается почти в 10 раз, а взвешенных веществ - почти в 60 раз...

Волге нужна помощь, срочная и неотложная. Помочь ей должны люди. Они же должны обеспечить ее правовым руслом.

В различные времена, в том числе и недавние, доперестроечные и дореформенные юристы снабдили Волгу и акваторию Каспийского моря многими правовыми актами. Но некоторые из них выпали из сферы активного применения, а обновленное уголовное и федеральное административное законодательство пока еще не является всеобъемлющим. Свой конкретный, предметный, необходимый и полезный вклад в охрану и защиту Волги призваны внести названные и неназванные субъекты Российской Федерации, прямо или через другие территории имеющие выход на волжские просторы.

Активное правовое участие в охране и защите Волги нынешние субъекты Российской Федерации, названные столицы которых расположены по течению Волги, могут внести посредством принятия соответствующих законов по организации необходимых мер и установлению административной ответственности за их несоблюдение и нарушение. Для этого статья 72 Конституции России наделила субъекты Российской Федерации правом принимать региональные законы в сфере административного и административно-процессуального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Анализ законов Республик Татарстан и Чувашия и областей Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской подтверждает: правовые резервы для охраны и защиты Волги есть. А это значит, есть возможности сберечь чистоту Волги и тем самым - здоровье и жизнь многих миллионов россиян, чья жизнь связана с использованием волжской воды и ее природных богатств.

Как отмечено, Волгу загрязняют во многих городах и весях, а деятельную заботу о ее чистоте подтверждают два региона - Нижегородская область и Республика Татарстан: остальные, расселившиеся "вниз по Волге", что-то в этом плане делают, но как бы походя, между прочим. Например, на территории Тверской и Самарской областей "химии" в волжской воде далеко не меньше, чем в других регионах, но в законах этих областей не предусмотрено специальных глав об административной ответственности за нарушения правил природопользования. Ну как можно забывать, что в Тверской области берет свое начало Великая Волга, что в этой же области рождаются другие реки европейского значения - Днепр и Западная Двина! Что значит для России Тверская акватория Волги? Это не только и не столько жемчужное озеро Селигер и исток самой Волги, это прежде всего Иваньковское водохранилище - Московское море, дающее питьевую воду жителям столицы и столичной области.

Большой экологический счет может быть предъявлен и другим городам и областям, по территории которых протекают притоки Волги и притоки притоков Волги, - Рязанской, Тульской, Тамбовской, Вологодской, Московской, Новгородской областям, Чувашской Республике, другим регионам, где по волжским бесчисленным притокам бежит и бежит не всегда чистое наполнение Волги.

А Москве и Московской области надо заботиться о Волге многократно более других, так как не самые чистые воды Москвы-реки и ее притоков вливаются в Волгу.

Надеяться только на федеральное законодательство не надо - оно не может учесть всех региональных природоохранных проблем. Имеется в виду уголовное законодательство и законодательство об административной ответственности. В этом плане, как отмечено выше, многое могут решить и сделать субъекты Российской Федерации при реализации конституционных полномочий в области совместного ведения с федеральным центром по вопросам административного и административно-процессуального законодательства. И хороший пример правотворческой инициативы в этом плане подают законодатели Республики Татарстан и Нижегородской области в кодексах этих регионов об административных правонарушениях.

Много нужных для охраны природы правовых норм содержится в главе 4 Кодекса Республики Татарстан от 29 ноября 2002 г. Этим вопросам посвящены пять статей: 4.1 - "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений" (две части); 4.2 - "Плавание на маломерных судах с использованием двигателя без разрешения во время нереста рыб в местах нереста"; 4.3 - "Организация снежных свалок в неустановленных для этих целей местах"; 4.4 - "Мойка транспортных средств в неустановленных для этих целей местах"; 4.5 - "Воспрепятствование проведению общественного экологического контроля". Весьма предметно решен вопрос о передаче дел об указанных административных правонарушениях на рассмотрение должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды и природопользования в Республике Татарстан (ст. 13.3 Кодекса).

Правовые основания административной ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования изложены в главе 5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях. Здесь четыре действующих статьи: 5.1 -"Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения в Нижегородской области видов животных и растений"; 5.3 - "Торговля и транспортировка деревьев без документов"; 5.4 - "Незаконная вырубка или уничтожение многолетних зеленых насаждений в населенных пунктах"; 5.5 - "Потрава посевов, стогов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая, повреждение насаждений" (во второй и третьей частях статьи - ответственность за поджог сухостоя и проезд по посевам или насаждениям).

Дела об указанных правонарушениях переданы на рассмотрение должностным лицам Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (по ст. 5.1 - 5.4) и административным комиссиям (ст. 10.2, 11.3, 11.5 Кодекса).

Такой системный подход к законодательному решению экологических проблемных вопросов и сосредоточению производства по делам об административных правонарушениях в ведении специализированных природоохранных органов призван способствовать обеспечению профессионально-качественного рассмотрения дел об административных правонарушениях, организации эффективной аналитической и предупредительно-профилактической работы.

Не приходится говорить о целенаправленности экологического законодательства и его предупредительно-профилактического воздействия при отсутствии его системы, трудностях поиска и применения, как это практикуется в других регионах - от Тверской области до Астраханской. Еще хуже, конечно, если региональные законы не устанавливают административной ответственности за нарушения правил природопользования. Но всякий опыт есть опыт, и его надо изучать и использовать в позитивных целях.

Как говорить "за всю Россию", если на всем протяжении Волги не имеется единого координирующего и природоохранительного органа государственного, общественного или государственно-общественного. В настоящее время, как известно, проводится административная реформа. В структуре Министерства природных ресурсов Российской Федерации формируется Федеральное агентство водных ресурсов. Но этот фактор может только предполагать усиление государственного интереса и подхода к охране вод великих и малых бассейнов, где за великими заботами обо всем останется незаметной забота о Великой Волге.

Необходимо в структуре Федерального агентства водных ресурсов создать Главное управление по охране и защите Волги. Полезная результативность этой нужной государственной управленческой структуры может быть усилена участием в ее работе общественного Совета по Волге, в состав которого могут войти опытные специалисты-экологи, работники правоохранительных органов (в том числе пенсионеры), депутаты всех уровней представительных органов государственной власти и местного самоуправления, преподаватели, студенты и учащиеся образовательных учреждений. Целесообразно учредить ежемесячный информационный вестник "Волга" и организовать газету с таким же названием. Нет сомнений, что спонсоры для такого доброго дела будут. Надо надеяться, что деятельных доброжелателей у Великой русской Волги много.

В названных изданиях должны регулярно публиковаться своего рода бюллетени состояния качества и количества волжской воды, региональные и локальные правовые акты, правоприменительная практика о правонарушениях в сфере поволжского природопользования, а также предупредительная и воспитательная работа по охране Волги.

Обозначенная сфера действительно всенародной заботы о Волге и полезных дел по обеспечению ее благополучия будет реальной под научной эгидой Института водных проблем Российской академии наук.

Начало большой и постоянной заботы о Волге и реальных дел в ее защиту может быть положено проведением научно-практической конференции в любом готовом для этого поволжском региональном центре. Такая конференция может выработать конкретные рекомендации организационного и нормативного правового характера, наметить и определить концептуальные основы обеспечения Волги единым правовым руслом, так необходимым для ее величавого и облагораживающего течения.

Недавно издана "Красная книга" Тверской области, чтение которой вызывает нерадостные представления: если с такой же быстротой будут исчезать травы и цветочки, птички и зверюшки, то со слезами на глазах в подобную книгу придется вписать много речушек, рек и саму Волгу. Не дай Бог...

Название документа