Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе

(Царапкина Ю. Е., Хасанов Д. Г.)

("Журнал российского права", 2005, N 3)

Текст документа

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА

ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ю. Е. ЦАРАПКИНА, Д. Г. ХАСАНОВ

Ю. Е. Царапкина, аспирант ИЗиСП.

Д. Г. Хасанов, аспирант ИЗиСП.

Осенью 2004 г. состоялась научно-практическая конференция на тему "Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе", организованная Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Государственным университетом по землеустройству. Ниже публикуется обзор выступлений участников конференции.

Ректор Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), член-корреспондент РАСХН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ С. Н. Волков посвятил свое выступление правовому обеспечению современного землеустройства и подчеркнул, что землеустройство является основным механизмом проведения крупных земельных преобразований. Поскольку законодательство о землеустройстве в развитых зарубежных странах носит определяющий характер, он изложил основные направления законодательства о землеустройстве некоторых развитых зарубежных стран, а также основные преобразования в законодательстве о землеустройстве РФ в ходе земельной реформы в 1991 - 2001 гг. и на современном этапе. Ученый отметил, что землеустройство должно способствовать не только формированию объектов недвижимого имущества, но и организации рационального использования и охраны этого имущества (земли). Кроме того, С. Н. Волков обратил особое внимание на то, что вопросы стоимости землеустроительных работ и межевания требуют законодательного регулирования, а также, учитывая инженерный характер землеустроительной специальности, государству необходимо восстановить отмененное лицензирование землеустроительной деятельности, чтобы избежать возникновения серьезных проблем в области использования и охраны земельных ресурсов.

Генеральный директор Центра международных инвестиций в АПК, доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН В. Н. Хлыстун рассмотрел вопросы концепции развития земельно-ипотечного кредитования в РФ. Он отметил, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют начальные стадии земельной ипотеки, то есть одна из основных идей земельной реформы не реализуется. Ученый обозначил основные причины такой ситуации: отсутствие политической воли; отсутствие принятой концепции развития земельной ипотеки; неразвитость земельного рынка; низкая рыночная стоимость земель сельхозназначения; отсутствие структур по разработке концепции развития земельной ипотеки. По мнению В. Н. Хлыстуна, не требуется специального закона о земельной ипотеке, однако нужно внести изменения в действующее законодательство, а также необходимы подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие земельную ипотеку. Кроме того, в выступлении были определены основные принципы, на которых должна базироваться земельная ипотека, технология ипотечного процесса, а также задачи, которые необходимо решить для обеспечения данной технологии. Подводя итоги сказанного, В. Н. Хлыстун пришел к выводу, что ситуация, сложившаяся с земельно-ипотечным кредитованием в РФ, не безнадежна, так как никто не отрицает необходимость развития процесса ипотеки.

В выступлении заместителя директора Института государства и права РАН, главного редактора журнала "Государство и право", доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ И. А. Иконицкой были подняты вопросы применения норм Земельного кодекса РФ при возникновении и переоформлении прав на земельные участки. И. А. Иконицкая отметила, что действующее законодательство применительно к возникновению прав на земельные участки оперирует следующими понятиями: "приобретение прав" и "переоформление прав". Кроме того, был рассмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. По мнению И. А. Иконицкой, требуется разъяснение или изменение редакции некоторых норм ЗК РФ, поскольку вопрос возможности получения земельного участка в собственность помимо торгов остается неразрешенным и налицо противоречие между ст. 28 и ст. 30 ЗК РФ. Также И. А. Иконицкая отметила, что в нормах Гражданского и Земельного кодексов содержатся различные подходы к вопросу перехода права собственности на недвижимость, расположенную на земельном участке, принадлежащем на праве собственности продавцу, и такое положение вещей создает серьезные трудности в практике, в том числе и судебной. Также было обращено внимание на проблемы реализации норм ст. 20, 21 ЗК РФ, касающихся права однократно и бесплатно приобрести в собственность земельные участки, находящиеся у граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, поскольку механизм реализации данного права в законе отсутствует и встает вопрос, на ком лежит бремя доказывания, что ранее земельные участки гражданами не были приватизированы.

Заведующий отделом аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ С. А. Боголюбов посвятил свое выступление проблемам обеспечения стабильности и преемственности земельных отношений. Он отметил, что на протяжении всей земельной реформы предпринимались попытки внести изменения в земельное законодательство, и подчеркнул, что основной задачей в направлении обеспечения стабильности земельных отношений является не бесконечное внесение изменений в действующее законодательство, а обеспечение правоприменения во имя поддержания правопорядка, социального и "земельного" спокойствия.

С. А. Боголюбов подчеркнул, что в вопросе соотношения гражданского и земельного законодательства существуют две крайних точки зрения. В соответствии с первой - земля не принадлежит никому, согласно второй - земельный участок считается обычным предметом гражданского оборота. Юридически ответ на это разногласие содержится в законодательстве; так, в соответствии со ст. 129 ГК РФ земельные ресурсы могут отчуждаться в той мере, в какой их оборот допускается законом о земле. А в соответствии со ст. 3 ЗК РФ отношения по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено в специальных природоресурсных федеральных законах.

Еще одной проблемой, противостоящей стабильности и преемственности земельных отношений, по мнению С. А. Боголюбова, является разграничение государственной собственности на землю. В Государственной Думе возникли идеи об отмене Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Профессор С. А. Боголюбов считает, что в данном Законе действительно существуют недостатки, но необходимо говорить об их исправлении, а не об отмене принципа разграничения и самого Закона.

Тема выступления заведующего кафедрой аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии, доктора юридических наук, профессора Г. Е. Быстрова - "Частноправовые и публично-правовые начала организации оборота земель". Он отметил, что введение частной собственности на землю потребовало усиления частноправового регулирования земельного оборота на основе свободного распоряжения земельными участками. Особенно значительна в этой сфере роль договоров купли-продажи земельных участков как правовой формы, которой опосредуется рыночный оборот земель.

В выступлении главного научного сотрудника отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Ю. Г. Жарикова были рассмотрены некоторые такие вопросы теории земельного права, как соотношение норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений, право государства-собственника и суверена при регулировании земельных отношений, право хозяйственной свободы пользователей земли.

Проблемы правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения были освещены в выступлении ведущего научного сотрудника отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, кандидата юридических наук Е. Л. Мининой. С принятием ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" был закрыт пробел в земельном законодательстве, оставшийся после принятия нового Земельного кодекса РФ. По мнению Е. Л. Мининой, решение о том, что оборот земель сельскохозяйственного назначения не будет регулироваться данным Кодексом, было в основном политическим. Особое внимание в своем выступлении Е. Л. Минина уделила проблеме земельных долей.

Выступление заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, кандидата технических наук, профессора В. С. Кислова было посвящено проекту ФЗ РФ "О государственном кадастре объектов недвижимости". Кроме того, В. С. Кислов коснулся проекта ФЗ РФ "Об инвентаризации, формировании, учете объектов недвижимости". В. С. Кислов отметил, что в результате принятия Закона будет установлен переходный период и срок введения Закона в силу, по окончании этого срока будет отменен ФЗ РФ "О государственном земельном кадастре" и внесены изменения в ФЗ РФ "О землеустройстве".

Вопросы обеспечения публичных интересов в земельном законодательстве стали темой выступления профессора кафедры экологического и земельного права МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора юридических наук М. И. Васильевой. М. И. Васильева считает, что публичные отношения выполняют отраслеобразующую функцию в земельном праве, а публичные интересы - это источник принципов, отраженных в Земельном кодексе. М. И. Васильева определила публичные интересы как огосударствленный интерес общества, признаваемый правом интерес общественных групп.

Судья Высшего Арбитражного Суда РФ И. И. Полубенина говорила о проблемах приобретения прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения. Она подчеркнула важность единообразного понимания и применения норм закона на всей территории РФ и отметила, что задача Высшего Арбитражного Суда РФ - это обеспечение единства судебно-арбитражной практики, поскольку практика создается "на местах", а ВАС РФ должен обобщать эту практику.

Доцент кафедры экологического и земельного права МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук Г. А. Волков обратил внимание на правовые проблемы разграничения земель на категории по целевому назначению. Юридическое значение разграничения земель на категории, по его мнению, - это определение правового режима земельного участка, определение способов его использования и его оборотоспособности. Также Г. А. Волков подчеркнул связь разграничения земель на категории по целевому назначению с разграничением государственной собственности на землю. Кроме того, Г. А. Волков высказал свои предложения о внесении некоторых изменений в законодательство с целью обеспечения публичных интересов и стабильности гражданского оборота.

Правовым проблемам развития земельных отношений в народном хозяйстве РФ было посвящено выступление заведующего кафедрой экономики организации сельскохозяйственного производства ГУЗ, доктора экономических наук, профессора А. Э. Сагайдака, который считает, что необходимо осуществить комплекс законодательно-правовых мер, направленных на развитие и совершенствование земельных отношений в народном хозяйстве страны. Он изложил свои предложения относительно того, какие именно меры должны быть приняты.

Темой выступления заведующего кафедрой земельного права ГУЗ, кандидата экономических наук, профессора В. Х. Улюкаева было "Землеустройство в системе механизмов правоприменительной деятельности". В. Х. Улюкаев считает, что основной задачей земельной реформы на современном этапе является осуществление практических мероприятий по переходу к новым формам собственности на землю и соответствующим им экономическим атрибутам. Он подчеркнул, что в процессе выполнения этой задачи развиваются и механизмы реализации государственной политики в области регулирования земельных правоотношений, и один из таких механизмов - землеустройство.

Заведующий кафедрой частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета, доктор юридических наук, профессор В. И. Романов отметил, что ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит ряд правовых погрешностей, и высказал свои соображения и замечания по данному Закону.

Директор ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Московской области А. И. Широкорад посвятил свое выступление практике применения земельного законодательства при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков в Московской области. А. И. Широкорад осветил наиболее часто возникающие вопросы при рассмотрении оснований выполнения кадастровых процедур в отношении земельных участков. Он отметил, что во многом от того, насколько будет эффективно межведомственное взаимодействие по вопросам исполнения земельного законодательства, зависит результативность реализации земельной политики в Московской области.

В выступлении проректора ГУЗ по научной работе, доктора экономических наук, профессора, члена РАСХН А. А. Варламова рассматривалось нормативно-правовое обеспечение государственного земельного кадастра (ГЗК) как основы недвижимости. А. А. Варламов описал направления правового обеспечения развития земельных отношений в России с 90-х гг. XX века по настоящее время и высказал предложения о правовом решении некоторых вопросов по совершенствованию организационно-правовой базы ГЗК с учетом новых компьютерных технологий и по нормативно-правовому обеспечению создания и эксплуатации земельных информационных систем.

Доцент Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук М. С. Пашова уделила внимание основным направлениям "бурного" развития земельного законодательства в РФ и резюмировала, что за последние пять лет в нем проявилась негативная тенденция, так как принимается и рассматривается "лавина" законов и законопроектов, что делает невозможным разобраться в них даже специалистам. По мнению М. С. Пашовой, неупорядоченность и нестабильность земельных отношений ослабляет и разрушает суверенитет России как государства. Она подчеркнула, что полностью разделяет позицию С. А. Боголюбова.

Выступление профессора Государственного университета - Высшей школы экономики, доктора юридических наук А. А. Ялбулганова было посвящено основным этапам развития российского законодательства о землеустройстве. Он отметил, что основной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения, и подчеркнул, что действующий ФЗ "О землеустройстве" стал важным элементом земельной реформы в изменяющейся России.

"Переоформление" ранее возникших прав на землю на основании ст. 20 и 21 ЗК РФ стало темой выступления заведующего сектором аграрного и земельного права Института государства и права РАН, доктора юридических наук В. В. Устюковой, которая подчеркнула, что под "переоформлением" ранее возникшего права понимаются случаи, установленные ст. 20 и 21 ЗК РФ, а также Федеральным законом от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В соответствии с этими актами субъекты, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право либо обязаны приобрести (переоформить) их в собственность или аренду.

В выступлении начальника отдела нормативно-правового регулирования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, кандидата юридических наук А. Ю. Семьяновой были рассмотрены особенности купли-продажи земельных участков при наличии на них объектов недвижимости. А. Ю. Семьянова отметила, что Земельный кодекс РФ ввел ряд принципиально новых положений, регулирующих куплю-продажу земельных участков, некоторые из которых имеют принципиальное значение, но в то же время их толкование неоднозначно. По мнению А. Ю. Семьяновой, одной из наиболее неотрегулированных областей является государственный учет права на многолетние насаждения при продаже земельного участка, на котором они произрастают. В заключение А. Ю. Семьянова подчеркнула прямую необходимость изучения практики при нормотворчестве.

Сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук Д. О. Сиваков посвятил свое выступление вопросам правовой охраны земель водных объектов. Он подчеркнул, что неэкономный характер использования водных объектов привел к массовому загрязнению, засорению и истощению водных объектов. Наиболее приспособлен к охране водных объектов, по мнению Д. О. Сивакова, правовой режим категории земель водного фонда. Однако в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала. Д. О. Сиваков считает, что это вызвано тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда, так как это приведет к существенным ограничениям возможностей их использования.

Начальник юридического отдела ООО "Трастовая компания "Финэвей СА", кандидат юридических наук Е. А. Носков обратил внимание на основания и ограничения изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. По его мнению, действующее законодательство об изъятии земель для государственных и муниципальных нужд не лишено значительных недостатков и "пробелов". Е. А. Носков дал краткий анализ проблем действующего российского законодательства, связанных с основаниями для изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, поскольку изъятие начинается именно с возникновением основания для этого.

Заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Ю. П. Орловский назвал вопросы, обсуждавшиеся на конференции, первостепенными для экономики и социального развития страны. Ученый сформулировал следующие задачи, с учетом выступлений всех участников конференции: определить коэффициент полезного действия земельного законодательства, наметить пути его совершенствования, а также обеспечить эффективный правовой механизм, который даст возможность неуклонно исполнять действующее законодательство.

Ведущий научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук Е. А. Галиновская посвятила свое выступление определению правовой природы земельных отношений и значения земельного права в их регулировании. С точки зрения Е. А. Галиновской, земельные отношения нельзя сводить к отношениям, регулируемым в отдельности гражданским, административным и иными отраслями законодательства, поскольку они обладают особой природой, обусловленной прежде всего многообразием интересов в использовании земель. Для учета и согласования всех интересов вокруг земель чрезвычайно важно земельное право, которое призвано играть консолидирующую роль в регулировании земельных отношений. В выступлении Е. А. Галиновской был поставлен вопрос об интерпретации имущественных земельных отношений. Она подчеркнула, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними не выпадают из сферы регулирования земельного права, хотя и регулируются в общем порядке в соответствии с нормой п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ гражданским законодательством.

Аспирант отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП Д. Г. Хасанов остановился на вопросах технико-юридического согласования норм гражданского и земельного законодательства. По его мнению, именно развитость юридической техники позволит наиболее последовательно отразить в правовом регулировании имущественных земельных отношений качества земли как природного объекта и недвижимого имущества в их единстве и взаимосвязи.

Заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, доктор экономических наук О. Б. Лепке выразил серьезную обеспокоенность существующим положением в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Он констатировал, что значительная часть земель сельхозназначения, особенно вокруг крупных городов, вовлечена в спекулятивный оборот, связанный с последующей их застройкой, что существенно уменьшает количество сельскохозяйственных угодий. Размеры компенсаций потерь сельскохозяйственного производства настолько малы, что не могут защитить земли сельскохозяйственного назначения от необоснованного их изъятия. О. Б. Лепке также затронул проблему разграничения публичной земельной собственности. По его мнению, процедура разграничения излишне усложнена. В результате снижается эффективность управления государственной и муниципальной земельной собственностью. К тому же не совсем урегулированными остаются вопросы земельного контроля. Органы местного самоуправления, по сути, лишены возможности реально контролировать использование земель, хотя в соответствии с законодательством они должны осуществлять контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

О правовых проблемах муниципального земельного контроля говорил и научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук Н. В. Кичигин. В частности, он отметил, что данный вид контроля должен осуществляться не только за использованием земель на территории муниципального образования, как это предусмотрено ЗК РФ, но и за их охраной. По мнению Н. В. Кичигина, органы местного самоуправления могут контролировать соблюдение только муниципальных нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений, принятых в рамках компетенции органов местного самоуправления.

Профессор кафедры государственного права и правоохранительной деятельности ГУЗ, доктор юридических наук В. П. Кашепов в своем выступлении сосредоточил внимание присутствующих на вопросах уголовно-правовой охраны земель. Он подчеркнул, что уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере использования и охраны земель зачастую недостаточна и несоизмерима с их общественной опасностью. С точки зрения В. П. Кашепова, санкции статей УК РФ, предусматривающих ответственность за земельные преступления, должны быть пересмотрены в сторону их усиления, причем нельзя допускать и необоснованного излишнего увеличения уголовной ответственности.

В. П. Кашепов также предложил отдельно предусмотреть в УК РФ уголовную ответственность за незаконный захват земель. Важную роль в обеспечении контроля за соблюдением закона, в частности УК РФ, в сфере земельных отношений должны сыграть общественные организации.

На незавершенность земельной реформы обратил внимание доктор экономических наук Б. И. Пошкус. Иллюстрацией этого тезиса послужила проблема, связанная с использованием земельных долей. По мнению Б. И. Пошкуса, несмотря на принятие ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на практике по-прежнему существуют серьезные проблемы с выделением земельных долей в натуре. Требует уточнения и процедура распоряжения земельными долями.

Теме оформления прав на земельные участки, занятые протяженными коммуникациями, посвятил свое выступление кандидат экономических наук, председатель правления Федерального Союза инвентаризаторов России А. А. Завьялов. Ведущее место среди таких прав должно занимать право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Между тем практика регистрации сервитутных прав на земельные участки, занятые протяженными коммуникациями, пока представлена единичными случаями. Это во многом обусловлено отсутствием порядка определения платы за установление сервитута, а также порядка установления сервитутов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Например, Лесной кодекс РФ не находит места сервитуту среди прав на участки лесного фонда.

Судья, председатель судебного состава Арбитражного суда г. Москвы Е. А. Зверева рассказала о рассматриваемых судами земельных спорах, возникающих в Москве. Основные проблемы - это учет арендаторов и регистрация договоров аренды земельных участков. Возложение обязанности по регистрации таких договоров на арендаторов на практике приводит к тому, что значительная часть договоров не проходит государственной регистрации. В результате бюджет Москвы недополучает значительные средства в виде арендной платы. Арбитражной практике широко известны и споры по поводу прав на земельные участки под отчуждаемыми зданиями, строениями, сооружениями. По мнению Е. А. Зверевой, договоры по передаче зданий, строений и сооружений должны признаваться незаключенными, если в них не предусматриваются границы земельных участков, права на которые переходят к приобретателю недвижимого имущества.

На вопросах арбитражной практики, связанной с рассмотрением споров, возникающих при заключении договоров аренды земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями с множественностью лиц на стороне арендатора, остановилась адвокат Московской областной коллегии адвокатов, аспирант ИЗиСП С. В. Мамедова.

Доцент кафедры социального права Омского государственного университета, кандидат юридических наук Н. И. Ковальчук обратила внимание на проблемы развития регионального земельного законодательства. Важную роль здесь должны сыграть принципы делегированного правотворчества и договорного регулирования. Н. И. Ковальчук поддержала тезис о необходимости разработки методологии регионального правотворчества, посвященного земельным отношениям.

Охрана почв в Москве стала темой выступления старшего научного сотрудника сектора сельскохозяйственного и земельного права Института государства и права РАН, кандидата юридических наук О. А. Самончик. Ни федеральное, ни московское законодательство не относит почвы к самостоятельному объекту правовой охраны. По мнению О. А. Самончик, при разработке концепции Закона Москвы "О городских почвах" необходимо разграничить понятия "городские почвы" и "городские земли".

Начальник правового отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Московской области, аспирант ГУЗ А. В. Лащенов в своем выступлении счел необходимым уточнить, кого необходимо извещать для целей согласования границ земельных участков в процессе землеустроительного межевания. На взгляд А. В. Лащенова, к предусмотренной ст. 69 ЗК РФ категории лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, необходимо относить и титульных обладателей прав на смежные земельные участки, и так называемых фактических владельцев, которыми чаще всего выступают собственники объектов недвижимости, еще не оформившие в надлежащем порядке права на такие участки.

Доцент кафедры земельного права ГУЗ, кандидат юридических наук В. Э. Чуркин обратил внимание на проблемы обеспечения состязательности при проведении торгов земельными участками, предназначенными под застройку. В. Э. Чуркин отметил, что обжаловать результаты торгов могут только их участники. Таким образом, лица, не допущенные до участия в торгах, фактически лишаются права обжаловать их результаты, что создает благоприятную почву для злоупотреблений, включая сговор организаторов торгов с отдельными их участниками. В. Э. Чуркин считает, что возвращение к практике предоставления земельных участков в административном порядке и уход от системы торгов может исключить субъективизм, злоупотребления и коррупцию.

Главный специалист юридического отдела Префектуры Западного административного округа г. Москвы, аспирант отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП Ю. Е. Царапкина, рассматривавшая в своем выступлении особенности проведения торгов по продаже земельных участков в Москве, не согласилась с мнением В. Э. Чуркина. По ее мнению, практика предоставления земельных участков в административном порядке, на примере прошлых лет, никак не исключает возможность коррупционного сговора и субъективизма при принятии решения, а скорее наоборот.

Декан гуманитарного факультета, заведующий кафедрой права Московского государственного университета леса, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН Е. И. Майорова посвятила свое выступление проблеме охраны лесопаркового пояса вокруг Москвы. По словам Е. И. Майоровой, спорным сегодня остается вопрос о том, какой из субъектов Федерации - Москва или Московская область - должен осуществлять управление лесопарковым защитным поясом. В соответствии с Договором от 16 июня 1998 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы" этот вопрос решается в пользу Москвы. Напротив, Правительство Московской области ссылается на нарушение этим решением принципа территориальной юрисдикции. Подобное противостояние, по мнению Е. И. Майоровой, не способствует действенной охране земель лесопаркового пояса.

Ведущий специалист правового отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Московской области, аспирант ГУЗ М. Н. Гаврилюк осветила вопросы совершения односторонних сделок с земельными участками: слияния, разделения, выделения, перераспределения. На взгляд М. Н. Гаврилюк, в механизме правового регулирования земельных правоотношений отсутствует жесткая законодательная регламентация критериев делимости земельных участков. Проблемы правового регулирования деления земельных участков также стали темой выступления аспиранта ГУЗ А. З. Минеджяна.

Профессор Российской правовой академии при Минюсте РФ, доктор сельскохозяйственных наук К. Х. Ибрагимов отметил, что современные технологии сельскохозяйственного производства не должны расходиться с интересами охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института, кандидат юридических наук Г. В. Выпханова обратила внимание на другой аспект охраны земель - учет их ландшафтных особенностей.

Ведущий научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики РАСХН, кандидат экономических наук Н. И. Кресникова посвятила свое выступление сравнительному анализу законодательного регулирования землепользования в зарубежных странах и России. Она считает, что во всех развитых странах существует довольно высокий уровень регламентации использования земельных ресурсов.

Проблему оформления прав на земельные участки на приграничных территориях осветила преподаватель Оренбургского государственного университета М. Р. Панфилова. На примере Оренбургской области М. Р. Панфилова показала, что земельные участки, ранее предоставленные хозяйствующим субъектам Республики Казахстан на праве бессрочного пользования, пока не стали объектами арендных соглашений, что расходится с требованиями действующего законодательства России.

Адвокат Московской областной коллегии адвокатов, аспирант ИЗиСП Л. В. Журавлева обратилась к проблеме оборота земель историко-культурного назначения. По мнению Л. В. Журавлевой, в законодательстве необходимо установить запрет на совершение сделок с земельными участками из состава земель историко-культурного назначения без согласования с органом охраны объектов историко-культурного назначения.

Совершенствование законодательства, регулирующего порядок формирования земельных участков, стало предметом рассмотрения в выступлении сотрудника Исследовательского центра земельного права и экономики природопользования О. А. Иваниной. Земельным законодательством, с ее точки зрения, должны регламентироваться правила формирования земельных участков по категориям земель. Подлежат корректировке и понятия земельного участка, содержащиеся в Земельном кодексе РФ и ФЗ от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре".

Проблемы предоставления земельных участков под строительство из состава земель лесного фонда затронули аспирант отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП Е. В. Кайшева и ассистент кафедры земельного права ГУЗ Д. Н. Конокотин. Д. Н. Конокотин пришел к выводу о недопустимости передачи таких земельных участков в частную собственность.

Научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства, аспирант ИЗиСП М. В. Пономарев рассмотрел некоторые проблемы управления земельными ресурсами. В частности, он отметил, что действующее законодательство оставляет открытым вопрос: каким образом разграничить полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по осуществлению государственного земельного контроля?

На недостатки системы управления земельными ресурсами обратил внимание и руководитель юридического направления книгоиздания издательства "Юрайт", аспирант Оренбургского государственного университета А. А. Попов. По его мнению, не вполне понятно, к компетенции какого органа исполнительной власти относятся полномочия по предоставлению экологической информации, в частности по использованию и охране земель.

Аспирант ИЗиСП Д. Н. Попова провела анализ законодательства, посвященного экологическим требованиям при регулировании земельных отношений, и практики его применения. Она выразила обеспокоенность тем, что требования законодательства, в частности положения ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", в настоящее время землепользователями соблюдаются недостаточно ответственно. Одну из проблем представляет закрытие предприятий, чья деятельность негативно воздействует на состояние земель, без проведения мероприятий по восстановлению земель, с нарушением правил консервации шахт, полигонов, хранилищ и т. д.

Заместитель начальника информационно-аналитического отдела Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, кандидат юридических наук Д. С. Бондаренко остановился на проблемах правового регулирования предоставления информации о земельных участках. Он отметил, что "дублируемая" информация, содержащаяся в Едином государственном реестре земель и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеет неодинаковую значимость в зависимости от источника, из которого она получена. Кроме того, перенесение "дублируемой" информации из одного реестра в другой путем получения выписки увеличивает вероятность технических ошибок и не гарантирует синхронности в обновлении сведений в реестрах. По мнению Д. С. Бондаренко, гораздо эффективнее передавать информацию непосредственно: на уровне баз данных. Он не исключил также возможности полного объединения систем государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав.

Особенности регистрации прав на земельные участки по законодательству Канады изложил М. С. Мариненко.

Одним из тезисов, сформулированных старшим юрисконсультом Фонда "Институт экономики города", старшим преподавателем кафедры конституционного и административного права Государственного университета - Высшей школы экономики Л. Е. Бандориным, стал тезис об отграничении предмета земельного законодательства от предмета градостроительного законодательства. Л. Е. Бандорин предложил отнести к предмету градостроительного законодательства отношения по установлению назначения, разрешенного использования территорий, земельных участков, иных объектов недвижимости, а к предмету земельного законодательства - отношения по использованию и охране сформированных с учетом требований градостроительного законодательства земельных участков.

Ассистент кафедры экологического и земельного права МГУ им. М. В. Ломоносова А. А. Минаева охарактеризовала управленческие земельные отношения как элемент правового режима земельного участка. А. А. Минаева описала материальные и процессуальные управленческие земельные отношения, а также классифицировала данные отношения с точки зрения управленческих функций.

Название документа