Использование объектов животного мира

(Извеков Ю.)

("Законность", N 2, 2005)

Текст документа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

Ю. ИЗВЕКОВ

Ю. Извеков, старший прокурор отдела прокуратуры Белгородской области, кандидат юридических наук.

Основной нормативный акт, регулирующий отношения, возникающие в сфере использования объектов животного мира, - ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. Он определил основные начала и принципы охраны и использования животного мира, в том числе и объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории РФ.

Законодатель, наряду с платностью, закрепил еще ряд условий пользования животным миром. Так, оно осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с ФЗ "О животном мире", иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

ФЗ "О животном мире" регулирует охоту только в общих чертах. Однако даже немногочисленные положения российского законодательства, посвященные правовому регулированию использования объектов животного мира и охоты, достаточно четко, на наш взгляд, определяют основополагающие принципы такого использования. Например, Закон относит пользование дикими животными к лицензируемой деятельности.

Решение о предоставлении объектов животного мира в пользование на территории РФ принимает собственник. На основании решения специально уполномоченный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания выдает лицензию.

Между тем некоторые охотники отрицают этот принцип, односторонне воспринимая лицензирование пользования животным миром лишь как средство налогообложения.

Об этом свидетельствуют разгоревшиеся в последнее время споры о необходимости получения именных разовых лицензий на добычу объектов животного мира, не указанных в перечне ст. 333.3 Налогового кодекса РФ. Инициатором спора обычно выступают общественные организации (такие, как "Общество охотников и рыболовов"), у которых есть долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира.

Так, в Белгородской области в 2004 г. Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных области были изданы приказы об осуществлении охоты на гусей и вальдшнепов по именным разовым лицензиям.

Эти приказы были обжалованы правлением Белгородской общественной организации "Общество охотников и рыболовов" в прокуратуру Белгородской области и Генеральную прокуратуру РФ. Общество считает неправомерной выдачу именных разовых лицензий на гусей и куликов (вальдшнепов), поскольку Налоговым кодексом РФ не установлен сбор за использование этих объектов животного мира.

В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ. Правоотношения по лицензированию пользования объектами животного мира налоговым законодательством не регулируются и определяются специальными законами, в частности ФЗ "О животном мире".

Этим Законом предусмотрено общее правило - пользование животным миром осуществляется на основании лицензии. Именная разовая лицензия - специальное разрешение, которое не только обусловливает уплату платежа - сбора за пользование объектами животного мира, но и конкретизирует условия использования определенных объектов.

Законом предусмотрено два вида сбора: ст. 52 - сбор за пользование объектами животного мира, а ст. 53 - сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром. По правовой природе указанный в ст. 52 сбор - налоговый платеж, который поступает в бюджет. Вопросы уплаты сбора за пользование объектами животного мира регулируются гл. 25.1 Налогового кодекса РФ. А сбор, указанный в ст. 53 ФЗ "О животном мире", по сути - платеж за оказание услуги по выдаче лицензии (с учетом понесенных расходов), поступающий на счет органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Такой вывод совпадает с мнением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ: "При выдаче именных разовых лицензий на добычу объектов животного мира, в соответствии с п. 1 ст. 333.3 НК РФ, с граждан взимаются не сборы за пользование объектами охоты, а стоимость изготовления бланка лицензии. Правомерность выдачи гражданам именных разовых лицензий на пользование указанными объектами животного мира признана судебными инстанциями в 40 (сорока) субъектах Российской Федерации".

Обществом в качестве довода приводился вывод инспекции МНС по г. Кирову о том, что государству не нужна налоговая отчетность по лицензиям на виды животных, не указанных в перечне ст. 333.3 НК РФ. Однако это утверждение не имеет отношения к существу рассматриваемого вопроса, поскольку лицензирование необходимо не только для налоговой отчетности, но прежде всего для учета и регулирования использования объектов животного мира.

В ст. 333.3 НК указаны объекты животного мира, изъятие которых из среды обитания осуществляется при условии уплаты установленного Кодексом сбора. Отсутствие в перечне таких объектов животного мира, как гуси и кулики, свидетельствует о том, что они не являются объектами обложения сбором, но при этом остаются лицензионными объектами охоты.

Ошибочно, на наш взгляд, отождествление бесплатной лицензии и лицензии по ставке 0 руб., что неправомерно устраняет возможность лицензирования при отсутствии установленного законом (ст. 333.3 НК РФ) сбора за пользование объектами животного мира.

Указанная позиция совпадает и с мнением Министерства РФ по налогам и сборам (письмо от 5 ноября 2004 г.): "Глава 25.1 НК РФ определяет не перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, а перечень объектов животного мира, по которым взимается сбор за пользование объектами животного мира при выдаче указанной лицензии (разрешения). В силу ст. 34 ФЗ "О животном мире" полномочиями по определению объектов животного мира, изъятие которых из среды обитания осуществляется по лицензиям (разрешениям), наделены специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира из среды их обитания. Этот перечень не связан с уплатой сбора за пользование объектами животного мира и не может в силу Закона "О животном мире" определяться законодательством о налогах и сборах".

Таким образом, налоговое законодательство регулирует вопросы уплаты сбора за пользование объектами животного мира, но не регулирует вопросы лицензирования такого пользования.

Предусмотренным в ст. 34 Закона специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания является Министерство сельского хозяйства РФ, издавшее Приказ от 4 января 2001 г., которым утверждено положение, где указаны объекты животного мира, для использования которых необходимо получать лицензию, в том числе гуси и кулики.

Можно сделать вывод, что действующее законодательство предусматривает выдачу именных разовых лицензий на указанные виды животного мира, что, в свою очередь, не всегда связано с уплатой сбора за пользование объектами животного мира (ст. 52 Закона), но не исключает возможности взимания сбора за выдачу этих лицензий (ст. 53).

В соответствии с ней взимается сбор за выдачу лицензии, размер которого определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование животным миром, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии.

Так, в 2004 г. сбор за выдачу лицензии для юридического лица в Белгородской области составил 5 или 10 рублей в зависимости от количества приобретенных лицензий. Общество охотников и рыболовов, приобретая бланки лицензий по 5 рублей за штуку, указанные расходы потом компенсировало за счет граждан при выдаче им этих лицензий.

Название документа