Юридическое понятие "земельный участок"

(Крассов О. И.) ("Экологическое право", N 2, 2004) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ "ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК"

О. И. КРАССОВ

Крассов О. И., профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук.

В земельном законодательстве, в частности в Земельном кодексе РФ, не совсем точно используется понятие "земля", суть которого в одних случаях имеет самостоятельное значение, а в некоторых - сводится к понятию "земельный участок". В пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК говорится о том, что земля является объектом земельных отношений. Однако объектом земельных отношений является не земля как объект природы или ресурс, а земельный участок - индивидуализированная в установленном порядке часть поверхности земли. Когда мы говорим о земле как объекте земельных правоотношений, имеется в виду земля не в ее естественном состоянии, а земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим, в силу чего она и становится объектом права, объектом земельного правоотношения <*>. -------------------------------- <*> См.: Аксененок Г. А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958. С. 137.

Земля как природный объект, как природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо иных отношений. Объектом земельных отношений всегда является какая-либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные юридически значимые признаки соответствующего объекта природы. В законодательстве не закрепляются естественно-научные понятия природных объектов. Вместо этого в праве формулируются юридические фикции, которые часто значительно, если не сказать кардинально, отличаются от научных и обычных бытовых представлений о природном объекте. Например, в водном праве объектом водных отношений является не вода как вещество природы, а водный объект как юридически значимое понятие. Можно привести и иные аналогичные примеры. Таким образом, земельные отношения не возникают по поводу земли как природного объекта или ресурса. Объектом таких отношений является индивидуализированная часть земли, то есть конкретный земельный участок. Юридически значимые признаки земельного участка, его пространственная сфера как объекта права собственности отражены в ст. 261 ГК. Так, территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Принципиально важным является то, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения при условии, если иное не установлено законом. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Земельный кодекс РФ конкретизирует нормы ГК, определяя земельный участок как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 ЗК). Существует несколько иное определение данного понятия в ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" <*>. Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Исходя из сути земельных отношений, наиболее точным является последнее определение земельного участка. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.

В законодательстве закреплены определения отдельных видов земельных участков. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <*> огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории). Садовый земельный участок представляет собой земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений) (ст. 1 указанного Федерального закона). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632; 2002. N 12. Ст. 1093.

Дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля) (ст. 1 данного Федерального закона). Существуют также понятия, которые фактически тождественны понятию "земельный участок". Так, некоторые виды земель транспорта представляют собой достаточно узкую полосу земли очень большой протяженности, например полосы отвода железных или автомобильных дорог и т. п. Было бы не совсем точным применять термин "земельный участок" в отношении таких земель, учитывая, что их основной отличительный признак - очень большая протяженность. В связи с этим в отношении данных земель используется термин "полоса отвода". Наряду с понятием "земельный участок" в законодательстве используется понятие "угодье". Так, в ст. 1 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" <*> говорится, что мелиорация земель осуществляется на основе формирования рациональной структуры земельных угодий. Можно предположить, что в данном контексте понятие "земельные угодья" тождественно либо понятию земельного участка сельскохозяйственной организации, либо землям сельскохозяйственного назначения как категории земель. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; 2003. N 2. Ст. 167.

В законодательстве выделяются разные виды угодий. Так, ст. 77 ЗК рассматривает сельскохозяйственные угодья как вид земель сельскохозяйственного назначения. В ст. 79 ЗК определяются подвиды сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. <*> сельскохозяйственные угодья - это также вид нелесных земель в составе земель лесного фонда. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 30. Ст. 3033; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132.

Статья 37 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. <*> предусматривает, что зонирование территорий направлено на охрану и использование в том числе лесных угодий. В законодательстве это понятие не определено. Видимо, в этом случае имеются в виду земли, на которых произрастают леса. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069; 2002. N 1. Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167.

В качестве одного из видов особо охраняемых водных объектов ст. 118 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. <*> выделяет водно-болотные угодья. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <**> рассматривает в качестве угодий участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи угодья (ст. 10). В ст. 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <***> упоминаются промысловые угодья. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471; 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132. <**> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972. <***> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Что же представляет собой понятие "угодье"? Это понятие в современном законодательстве отражает вид функционального использования земельного участка, обусловленный его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов. С помощью использования данного термина уточняется правовой режим отдельных участков земли. Иногда в законодательстве угодье рассматривается как объект права собственности. Например, в ст. 58 ЗК говорится о сельскохозяйственных угодьях, оленьих пастбищах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. В ст. 79 ЗК упоминается об использовании земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Налоговый кодекс РФ <*> предусматривает, что объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании (ст. 346.3). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340; 2002. N 30. Ст. 3033.

Бывают случаи, когда путем использования термина "угодье" подменяется термин "земельный участок". Например, согласно п. 4 ст. 88 ЗК организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода. Использование термина "угодье" в указанных двух последних случаях представляется неверным. Речь может идти только о земельных участках, которые являются объектами права собственности и иных прав на землю. Главное отличие понятия "угодье" от понятия "земельный участок" заключается в том, что угодье не индивидуализуется путем определения его местоположения и границ в том же порядке, как и земельный участок. Более того, как правило, угодье является частью самостоятельного земельного участка. Поэтому индивидуализация угодья не осуществляется. Индивидуализируется земельный участок. Обычно объектом земельных отношений, права собственности, иных производных от права собственности прав выступает земельный участок как единое целое. Однако, как указано в ст. 6 ЗК, объектом земельных отношений может быть часть земельного участка. Хотя объектом земельных отношений признается как участок в целом, так и его часть, тем не менее в земельном законодательстве отчетливо прослеживается тенденция определения условий для формирования земельного участка как единого целого. Так, статья 6 ЗК допускает возможность деления земельного участка, поскольку такая необходимость часто возникает на практике. Земельный кодекс РФ признает, что земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории. Поэтому, как правило, результатом выделения части земельного участка является формирование самостоятельного, отдельного участка земли. Важным является то, что п. 3 ст. 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" закрепляет правило, согласно которому моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. На предпосылке признания земельного участка как единого целого основаны определения таких видов документов государственного земельного кадастра, как кадастровое дело и кадастровая карта (план). Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке (п. 2 ст. 16 указанного Закона). Возникают ситуации, когда части одного и того же земельного участка могут использоваться разными лицами, на разных титулах; когда участок используется одним лицом, но часть его используется на одном титуле, а другая - на ином; когда отдельные части одного и того же земельного участка имеют различный правовой режим. В таких случаях приходится выделять части земельного участка как отдельные объекты земельных отношений. Так, в соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, когда происходит отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка (п. 4 ст. 35 ЗК). Типичны ситуации, когда одна часть земельного участка находится в собственности гражданина, а другая - в пожизненном наследуемом владении. В этом случае указанные части земельного участка выделяются особо. Части земельного участка выделяются, когда требуется определить особенности их правового режима. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" <*> рассматривает в качестве объектов землеустройства земельные участки, а также их части (ст. 1). В первую очередь это необходимо для того, чтобы определить границы, местоположение и площади ограниченных в использовании частей объектов землеустройства (ст. 3, 16), то есть частей земельных участков, в отношении которых установлены соответствующие ограничения по их использованию. Поскольку правовой режим составных частей земельного участка может быть различен, п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" предусматривает, что в Едином государственном реестре земель содержатся сведения об описании границ земельных участков, их отдельных частей. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.

Согласно Правилам присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 <*>, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3726.

Отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т. п.) в процессе государственного кадастрового учета присваиваются учетные кадастровые номера (но не кадастровые номера). Учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части земельного участка, в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района. Признаками, которые присущи юридическому понятию земельного участка, являются его границы и местоположение. Границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и выполнения обязанностей их собственников, других лиц, использующих земельные участки на законных основаниях. Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав. Согласно ст. 261 ГК территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Статья 16 Федерального закона "О землеустройстве" предусматривает, что образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях изменения границ объектов землеустройства. При этом определяются местоположение границ объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; площади объектов землеустройства и т. д. Определение местоположения и границ земельного участка на местности осуществляется путем межевания земельного участка. Согласно ст. 17 данного Закона межевание включает в себя работы по определению границ участка на местности и их согласование; закреплению на местности местоположения границ участка межевыми знаками и определению их координат или составлению иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовлению карты (плана) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план). После проведения работ по межеванию земельного участка земельный комитет утверждает следующие документы: технический проект или техническое задание на межевание земельного участка; акт установления и согласования границ земельного участка на местности; чертеж границ земельного участка; акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков. Затем проводится государственный кадастровый учет земельного участка. Согласно ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (п. 2) сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков. Статья 14 указанного Закона предусматривает, что в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей. Необходимо отметить, что существующие границы земельных участков должны приниматься во внимание при определенных обстоятельствах. Согласно абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Статья 84 ЗК предусматривает, что черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. <*> границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; Росс. газ. 2003. 15 янв.

Характеристика юридического понятия "земельный участок" будет неполной, если не определить понятие "смежный земельный участок". Практически всегда понятию "земельный участок" корреспондирует понятие "смежный земельный участок" <*>. Правовое значение взаимосвязанного использования этих двух понятий заключается в том, что с их помощью осуществляются индивидуализация земельного участка, постановка участка на кадастровый учет. Так, абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК предусматривает, что границы земельного участка устанавливаются с учетом границ смежных земельных участков (при их наличии). -------------------------------- <*> Смежный, то есть находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1963. С. 723).

Пункт 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" устанавливает правило, что в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" <*> границы земельных участков в кондоминиумах устанавливаются по границам смежных земельных участков (при их наличии) и иным критериям. Правила оформления кадастрового плана земельного участка N ГЗК-1-Т. О-04-01-01, утвержденные Росземкадастром 10 апреля 2001 г. <**>, требуют, чтобы при описании границ земельного участка в текстовой форме отражались не только сведения о границах земельного участка и его частях, но и о номерах смежных участков. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4592; 2000. N 35. Ст. 3584. <**> Рос. газ. 2001. 11 июля.

Следует различать понятия "смежный земельный участок" и "соседний земельный участок". Соседний - расположенный вблизи, рядом с кем-нибудь, чем-нибудь <*>. Нельзя не отметить, что иногда указанные термины используются в законодательстве без учета этого различия. Примером тому может служить ст. 274 ГК, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Вместо использования термина "соседний земельный участок" в данной фразе в первый раз следовало бы использовать термин "смежный земельный участок". -------------------------------- <*> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1963. С. 739.

Иногда используется не совсем понятный термин "сопредельный земельный участок". Так, ст. 3 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что градостроительная деятельность граждан и юридических лиц может быть ограничена в случае, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости. Гражданское и земельное право рассматривает земельный участок как недвижимость, объект права собственности и иных имущественных прав. Понятие "недвижимость" и ее составные элементы представляют собой отражение в праве юридически значимых признаков земли и связанных с ней природных, а также искусственно созданных объектов. Понятие "недвижимость" является тем правовым фундаментом, на котором осуществляется правовое регулирование земельных отношений и отношений по поводу иных объектов. Гражданское законодательство закрепляет лишь общие положения правового режима элементов понятия "недвижимость", которые детализируются и развиваются в земельном, горном, лесном, водном законодательстве и законодательстве о градостроительстве. Недвижимым имуществом, недвижимостью, недвижимыми вещами признаются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (ст. 130 ГК). Земельный участок, а не какой-либо иной объект является основой понятия "недвижимость". Земельный участок - это первичный и главный элемент содержания понятия недвижимости, значение и особенности которого определяют суть данного понятия. Все другие виды имущества признаются недвижимостью исключительно вследствие их неразрывной связи с земельным участком. В земельном законодательстве широко используется термин "земли". В ряде случаев однозначное определение понятия объекта земельных отношений только как земельного участка не всегда бывает достаточно точным. Очень часто речь идет о землях, являющихся отдельными категориями, занимающих большие площади, о землях, которые заняты линейными сооружениями большой протяженности. Например, земли лесного фонда занимают огромные территории и находятся в федеральной собственности. Вряд ли к этим землям, рассматриваемым в целом как объект земельных отношений, применимо понятие "земельный участок", хотя, конечно, эти земли территориально ограничены и они имеют установленные границы. Применять термин "земельный участок" было бы более правильно лишь к конкретным частям данной категории земель. Поскольку законодательство рассматривает ряд категорий земель в качестве объекта земельных отношений (земли лесного фонда, водного фонда), видимо, вполне уместно использовать термин "земли". В силу объективных причин требуется выделить определенную часть земель, отнесенных к соответствующей категории, в качестве земельного участка. Поэтому в законодательстве используется термин "земельный участок в составе земель". Такая терминология использована в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <*> (ст. 28), Федеральном законе от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (ст. 3, 4, 5) <**>. В п. 1 ст. 81 ЗК и ряде статей Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <***> говорится о земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; Рос. газ. 2003. 5 марта. <**> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060. <***> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

Основываясь на нормах действующего земельного законодательства, можно выделить земельный участок в составе категории земель. Однако возникают определенные затруднения, когда это нужно сделать в отношении земель лесного фонда и земель водного фонда. Такая проблема возникает в связи с тем, что лесное и водное законодательство регулируют использование указанных категорий земель в комплексе с объектами природы (лесами, водами), которые на них находятся. Правовой режим земель лесного и водного фондов подчинен правовому режиму лесов и вод. В понятие лесного фонда лесное законодательство включает и земли этого фонда, а водное законодательство включает в понятие водного объекта земли, на которых он расположен. Поскольку невозможно индивидуализировать часть леса, не выделив при этом соответствующий участок земли, Лесной кодекс РФ закрепил своеобразные "гибридные" понятия: участок лесного фонда и участок лесов, не входящих в лесной фонд. В содержание этих понятий входит соответственно как часть лесов, так и часть земель. Согласно ст. 9 ЛК к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Определен способ индивидуализации этих участков. Так, границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются аналогичные требования, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, объектом земельных отношений в этом случае является не земельный участок в составе земель лесного фонда, а участок лесного фонда. Тем не менее в составе данной категории земель могут быть выделены и собственно земельные участки. Пункт 5 ст. 101 ЗК предусматривает, что нелесные земли лесного фонда, временно не используемые для ведения лесного хозяйства, могут передаваться в аренду. В этом случае условия их использования устанавливаются договорами аренды земельных участков, а не договорами аренды участков лесного фонда. Земли водного фонда, как следует из смысла ст. 102 ЗК, делятся на два вида: земли, занятые водными объектами, то есть водопокрытые земли, и земли, не покрытые водами (земли водоохранных зон и др.). В отношении земель, не покрытых водами, вполне допустима возможность индивидуализации их части в качестве земельного участка. Например, ст. 112 ВК регулирует вопросы предоставления земельных участков в водоохранных зонах. Совершенно иная ситуация складывается применительно к землям, занятым водными объектами. Как говорилось выше, ст. 7 ВК признает водным объектом как воды, так и земли, на которых они находятся. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Согласно ст. 9 ВК поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Очевидно, поэтому в тексте ВК не используется термин "земли водного фонда". Вместо этого применяется термин "дно" (ст. 99, 108, 145 ВК), хотя согласно п. 4 ст. 102 ЗК порядок использования и охраны земель водного фонда должен определяться не только Земельным кодексом РФ, но и водным законодательством - Водным кодексом РФ. Индивидуализация земельного участка в составе земель водного фонда осуществляется посредством определения характеристик самого водного объекта. Так, согласно ст. 49 ВК в лицензии на водопользование должно содержаться указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости - мест забора (сброса) воды. В ст. 91 ВК говорится, что водные объекты предоставляются в пользование путем выделения участков акватории, мест забора и сброса воды, а также другими определенными водным законодательством РФ способами. Используются также такие термины, как участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, водно-болотные угодья (ст. 118, 119 ВК); участки рек и водохранилищ, имеющие важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов (ст. 139 ВК); водные объекты или их участки, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов (ст. 140 ВК). Таким образом, полностью избежать указания на пространственное местоположение водного объекта, связанного с указанием участка земли, по объективным причинам в водном законодательстве не удалось. Действующее законодательство одновременно признает как земли особо охраняемых природных территорий, так и земельные участки, включенные в их состав, в качестве объектов земельных отношений. Например, в ст. 95 ЗК говорится о землях государственных природных заповедников, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков и т. д. В ст. 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <*> речь идет о том, что запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, которые включаются в государственные природные заповедники. В соответствии со ст. 28 указанного Закона земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам. Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденные Приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. N 312, предусматривают, что каждой особо охраняемой природной территории присваивается кадастровый номер. Кадастровый номер земельного участка (участков), занимаемого этой территорией, приводится в соответствие с нумерацией земельного кадастра. В случае если особо охраняемая природная территория состоит из нескольких отдельно расположенных участков, указывается их количество, дополнительно приводятся порядковые номера участков и т. д. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.

Возможны ситуации, когда самостоятельным объектом земельных отношений признаются земли (земельные участки) некоторых видов особо охраняемых природных территорий, состоящие как из собственно принадлежащих им земельных участков, так и земельных участков иных лиц. Согласно ст. 18 этого Закона территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. Статья 27 указанного Закона предусматривает, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны этих памятников. В то же время в составе земель (земельных участков) особо охраняемых природных территорий дополнительно могут выделяться участки земли, которые выступают в качестве самостоятельных объектов земельных отношений либо составных частей земель (земельных участков) соответствующего вида особо охраняемой природной территории. Самостоятельными объектами земельных отношений по отношению к землям (земельным участкам) национальных парков или памятникам природы являются земельные участки в случаях, указанных, например, в ст. 18 и 27 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". "Несамостоятельными" объектами земельных отношений являются, например, участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы, участки частичного хозяйственного использования в государственных природных заповедниках (ст. 9 данного Закона). Эти участки представляют собой часть земель (земельных участков) заповедников.

Название документа